Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Дагестан

Архив (обновление)

 

ПОСЛАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОССОВЕТА РД ОТ 29.04.2004 О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ И ВАЖНЕЙШИХ ПРИОРИТЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В 2004 ГОДУ

(по состоянию на 17 июля 2006 года)

<<< Назад


                 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
                          РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
                                   
                               ПОСЛАНИЕ
                НАРОДНОМУ СОБРАНИЮ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
                          29 апреля 2004 года
                                   
                  О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ И ВАЖНЕЙШИХ
                 ПРИОРИТЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
                              В 2004 ГОДУ
   
                 Уважаемые депутаты Народного Собрания
                         Республики Дагестан!
   
       В  соответствии с Конституцией Республики Дагестан обращаюсь  к
   вам  с  Посланием  о  положении республики, в котором  представлена
   обобщенная  оценка результатов нашей работы в 2003 году  и  видение
   основных   задач   и   целей,  стоящих  перед  нами   в   ближайшей
   перспективе.
       Прошлый  год  стал еще одним важным этапом на пути  дальнейшего
   укрепления  экономики.  Удалось сохранить высокие  темпы  роста  ее
   важнейших  показателей,  которые  в  республике  по  ряду   позиций
   превысили средние расчетные по Южному Федеральному округу.
       Выпуск  продукции  и  услуг  базовых  отраслей  увеличился   по
   сравнению  с  уровнем 2002 года более чем на 16 процентов.  Выросли
   объемы  промышленного  производства.  В  машиностроении  улучшилось
   экономическое    положение   большинства    предприятий,    выросла
   заработная плата, сократилась задолженность по платежам  в  бюджеты
   разных    уровней.   В   промышленности   строительных   материалов
   увеличился выпуск большинства основных видов продукции.  В  пищевой
   промышленности   заметных  результатов  добились   предприятия   по
   переработке  молока, почти на треть увеличившие объемы производства
   цельномолочной продукции.
       Дальнейшее  развитие получил транспортный комплекс  республики.
   Выросли объемы грузовых и пассажирских перевозок.
       Увеличилось  число  абонентов городских и  сельских  телефонных
   сетей. Динамично развивалась в республике мобильная связь.
       Закрепились  положительные тенденции в сельском хозяйстве,  где
   объемы  валового  производства продукции превысили показатели  2002
   года  на  14  процентов.  Удалось несколько  укрепить  материально-
   техническую    и   финансовую   базу   сельхозтоваропроизводителей,
   своевременно  провести весенне-полевые и уборочные работы.  Выросли
   валовые  сборы овощей, плодов, картофеля. Увеличилось  производство
   мяса,  молока,  шерсти. Набирает темпы традиционная  для  Дагестана
   отрасль виноградарство.
       Более  четко  были определены цели и приоритеты республиканской
   инвестиционной   программы.  Продолжалась  реконструкция   морского
   торгового  порта и аэропорта, строительство Ирганайской и Гунибской
   ГЭС, ряда других объектов.
       За  счет всех источников финансирования завершено строительство
   Республиканского  детского  оздоровительного  центра,   больниц   в
   Новолакском  и  Хунзахском  районах, нового  блока  Республиканской
   детской   клинической   больницы,  эндокринологического   отделения
   Республиканского диагностического центра, школ и  пристроек  к  ним
   на  3800 ученических мест, велось строительство стадиона "Хазар" на
   20  тыс. мест и других. Введено в строй автомобильных дорог,  линий
   электропередач, водопроводных и газовых сетей общей  протяженностью
   более 400 км.
       В  сфере ЖКХ проведен значительный объем работ по реконструкции
   систем  водоснабжения Миатли - Махачкала, Чиркей  ГЭС  -  Буйнакск,
   Сулак  -  Хасавюрт, Самур - Дербент, расширению Каспийских очистных
   сооружений,   ремонту   сетей   теплоснабжения   и   водоотведения,
   благоустройству   городов  и  других  населенных  пунктов.   Начата
   реализация  федеральной программы переселения  граждан  из  ветхого
   жилья.
       В  2003  году  удалось достичь некоторого прироста налоговых  и
   неналоговых  доходов в бюджет Республики Дагестан  по  сравнению  с
   предыдущим годом.
       Дальнейшее    развитие    получила   практика    финансирования
   высокоэффективных    инвестиционных   проектов,    отобранных    на
   конкурсной  основе. Больше внимания уделялось в 2003 году  вопросам
   эффективного   расходования   бюджетных   средств   и   конкурсного
   размещения государственных заказов.
       Благодаря  мерам,  принятым  в  рамках  реализации  Комплексной
   программы развития и поддержки малого предпринимательства,  в  этом
   секторе экономики достигнут ощутимый прирост производства.
       Оборот розничной торговли увеличился за год на 17 процентов,  а
   объем  платных  услуг, оказанных населению - на 8  процентов.  Рост
   потребительских   цен  в  среднегодовом  исчислении   составил   10
   процентов  к  уровню  предыдущего года, что является  самым  низким
   показателем за последнее десятилетие.
       Позитивные  изменения  произошли  в  показателях  уровня  жизни
   людей.  Реально располагаемые денежные доходы населения выросли  за
   год   на   10  процентов,  номинальная  среднемесячная  начисленная
   заработная  плата одного работника - на 35 процентов, а реальная  -
   на 16 процентов.
       Улучшение общей экономической ситуации в республике и финансово-
   экономического   положения  отдельных  предприятий   способствовало
   повышению  спроса  на  рабочую  силу,  позволило  удержать  уровень
   безработицы в пределах показателей предыдущего года.
       Вместе  с  тем, следует отметить, что наряду с этими и  другими
   положительными  результатами, не все  намеченное  выполнено.  Перед
   нами  стоит  ряд  первоочередных задач,  решение  которых  призвано
   закрепить   достигнутое,  обеспечить  дальнейший  динамичный   рост
   экономики и благосостояния дагестанцев.
       Главной    из    них   является   формирование   в   республике
   конкурентоспособного   реального  сектора  экономики,   эффективная
   поддержка     структурообразующих    отраслей    и    перспективных
   производств,  которые  должны стать основным источником  пополнения
   бюджета,  создания  новых  рабочих  мест,  повышения  уровня  жизни
   населения.
       Учитывая    реалии   рыночной   экономики,    предприятиям    -
   производителям  следует  активнее  разрабатывать  высокоэффективные
   инвестиционные  проекты,  нацеленные  на  ускоренную   модернизацию
   производства и выпуск наукоемкой, высокотехнологичной  продукции  с
   высокой долей добавленной стоимости.
       Основные задачи в топливно-энергетическом комплексе,  как  и  в
   прошлые  годы,  связаны с продолжением строительства Ирганайской  и
   других  гидроэлектростанций на реках  Сулак  и  Самур,  выводом  на
   полную     мощность    Гунибской    ГЭС,    вводом    в    действие
   нефтеперерабатывающего    завода    ОАО    "Каспий-1",    освоением
   перспективных месторождений углеводородного сырья, в том  числе  на
   шельфе Каспийского моря.
       В  аграрном секторе экономики необходимо принять дополнительные
   меры   по   финансовому  оздоровлению  сельхозтоваропроизводителей,
   реструктуризации    неэффективных    и    убыточных    предприятий,
   модернизации  мощностей перерабатывающей отрасли, расширению  рынка
   сбыта    продукции.   Следует   добиваться   дальнейшего   развития
   лизинговых отношений в системе агропромышленного комплекса.
       В  государственной  поддержке, по-прежнему,  нуждаются  элитное
   семеноводство  и племенное животноводство, другие высокоэффективные
   направления,  где частный сельхозпроизводитель не может  справиться
   собственными  силами.  Самое пристальное внимание  следует  уделить
   развитию виноградарства.
       Проблема   деградации  земель,  наличие  значительных  площадей
   пашни,   выведенной  из  сельскохозяйственного   оборота,   требуют
   последовательного  осуществления  мер  по  мелиорации  и  повышению
   плодородия почв.
       Важное  значение имеет поэтапная реализация принятых в  прошлом
   году  Законов  Республики Дагестан "О земле" и "Об  обороте  земель
   сельскохозяйственного   назначения",   которые    призваны    стать
   эффективным   инструментом  регулирования  земельных  отношений   в
   республике.
       В  кардинальном изменении нуждается ситуация в рыбной  отрасли,
   где   производство  продукции  не  составило  и  трети  от   уровня
   предыдущего   года.  Снижение  запасов  кильки,  физический   износ
   основных  фондов,  неосваиваемые квоты,  браконьерство  -  основные
   причины   такого   положения.  Здесь,  наряду  с  другими   мерами,
   необходимо   в   законодательном  порядке   создать   условия   для
   конкурсной   реализации  квот  на  вылов  рыбы  жителям   поселений
   Каспийского побережья.
       Приоритетным   направлением   остается   дальнейшее    развитие
   важнейших    объектов   транспортной   инфраструктуры,    повышение
   эффективности    функционирования    морского,     воздушного     и
   железнодорожного  транспорта, расширение сети и улучшение  качества
   автомобильных дорог республики.
       Необходимо активизировать усилия по развитию телефонной  связи,
   особенно,  по  преодолению монополизма в  этой  отрасли.  С  учетом
   того,  что в республике еще много населенных пунктов, не охваченных
   телевизионным  вещанием,  получающих  некачественный  телевизионный
   сигнал,   предстоит   принять  меры  по   укреплению   материально-
   технической базы телерадиовещания.
       По-прежнему   актуально  создание  благоприятных  условий   для
   развития  малого предпринимательства. Нерешенными остаются  вопросы
   формирования    эффективной    инфраструктуры    малого    бизнеса,
   совершенствования  системы его кредитования и страхования,  доступа
   предпринимателей  к  финансовым  ресурсам.  Следует  разработать  и
   осуществить  конкретные меры по развитию малого предпринимательства
   на муниципальном уровне.
       Положительные тенденции в развитии торговли сопровождаются в то
   же  время  рядом  негативных явлений. Здесь  все  еще  сосредоточен
   значительный объем теневого оборота и, соответственно,  скрытых  от
   налогообложения доходов.
       Важнейшей  задачей  является  увеличение  собственных   доходов
   консолидированного   бюджета  республики,   причем   не   за   счет
   увеличения   налоговой   нагрузки  на  экономику,   а   посредством
   расширения  налогооблагаемой базы, сокращения  теневого  оборота  и
   повышения ответственности налогоплательщиков.
       Напомню,  что в 2003 году мы были вынуждены уменьшить бюджетные
   назначения   почти  на  один  миллиард  рублей  и   отказаться   от
   финансирования  ряда  республиканских и  муниципальных  программ  и
   мероприятий.  В  связи  с  этим  необходимо  принять  все  меры   к
   исполнению  доходной  части  бюджета за счет  улучшения  налогового
   администрирования, погашения накопившейся налоговой  задолженности,
   увеличения  поступлений  от  крупных  плательщиков  и  естественных
   монополий.
       Существенным резервом пополнения доходной части бюджета  должны
   стать  максимально  полный  учет  товарооборота  и  объема  платных
   услуг,  эффективное управление государственными  активами,  жесткий
   контроль  за  использованием госсобственности. Актуальной  остается
   проблема    оптимизации   количества   государственных    унитарных
   предприятий.
       Для  более эффективного использования средств бюджета  развития
   республики    необходимо    определить    наиболее    перспективные
   направления   инвестирования,   усилить   контроль    за    целевым
   использованием выделяемых средств, а их распределение  осуществлять
   исключительно  на конкурсной основе. Важное значение  для  экономии
   бюджетных  средств имеет организация конкурсных  торгов.  Вместе  с
   тем  не  устранены  до конца нарушения правил  и  процедур  при  их
   проведении,  не  всегда  обеспечивается  первоочередное  размещение
   заказов на предприятиях республики.
       Продолжается  практика  нерационального  расходования  средств,
   предусмотренных на материальные затраты.
       Сфера  жилищно-коммунального хозяйства все еще  характеризуется
   высокой   дотационностью,   монополизмом   и   неудовлетворительным
   финансовым положением предприятий, затратностью и низким  качеством
   услуг.  С  учетом  этого  следует  четко  определиться  в  вопросах
   межбюджетных     отношений,    касающихся     жилищно-коммунального
   хозяйства,  добиваться того, чтобы бюджет отрасли  был  прозрачным.
   Не  допуская  распыления  средств, нужно сосредоточить  их,  прежде
   всего,   на   крупных   магистральных  водоводах,   канализационных
   коллекторах  и  других объектах, имеющих важное  республиканское  и
   межрайонное значение.
       Необходимо  обеспечить  исполнение в полном  объеме  требований
   законодательства  в  части  предоставления  льгот   и   компенсаций
   малообеспеченным   слоям  населения  при   оплате   услуг   ЖКХ   и
   осуществить поэтапный переход к их адресным выплатам.
       Решение  многих социально-экономических задач напрямую  зависит
   от  состояния  окружающей среды, от рационального  использования  и
   восстановления   природных  ресурсов.  Одной  из   острых   проблем
   остается   загрязнение   Каспийского   моря.   Значительный   ущерб
   республике    наносит    неконтролируемое   уничтожение    объектов
   растительного   и   животного  мира.  Поэтому  следует   добиваться
   дальнейшего   совершенствования   и   неукоснительного   соблюдения
   законодательства  в  сфере природопользования,  полноценной  защиты
   конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
       Важное    значение   имеет   дальнейшее   расширение   торгово-
   экономического   сотрудничества  республики  с  другими   регионами
   страны.   Нужно  всемерно  активизировать  реализацию   совместного
   Постановления  Правительства  Москвы  и  Правительства   Республики
   Дагестан,  касающегося  создания  Открытого  акционерного  общества
   "Москва-Дагестан",  расширения  взаимовыгодного  сотрудничества  со
   столицей нашей Родины.
       В  сфере  социально-трудовых  отношений  необходимо  продолжить
   осуществление  мер  по повышению размера оплаты  труда  работающих.
   Соответствующая    финансовая   база   для   этого    заложена    в
   республиканском  бюджете текущего года. Впервые за  последние  годы
   доля   средств,   предусмотренных  на  выплату   заработной   платы
   работникам  бюджетной  сферы,  составляет  47  процентов  от  общих
   расходов  республиканского  бюджета (против  32  процентов  в  2003
   году).     Дальнейшего    совершенствования     требует     система
   статистического   учета   и   отчетности   в   части    максимально
   объективного отражения численности работающих, оплаты их  труда,  а
   также   денежных  доходов  и  других  показателей,  характеризующих
   уровень жизни населения.
       Следует продолжить осуществление мероприятий по созданию единой
   технологической    схемы    пенсионного    обеспечения,     усилить
   разъяснительную   работу  по  реформированию  пенсионной   системы,
   проведению    персонифицированного   учета   работающих    граждан.
   Администрациям   муниципальных   образований   следует    оказывать
   всемерную   поддержку  структурам  Пенсионного   фонда   Российской
   Федерации на местах.
       В    прошлом    году   проведена   значительная    работа    по
   реструктуризации   сети   медицинских   учреждений,    азвитию    и
   совершенствованию специализированных и высокотехнологических  видов
   медицинской   помощи,   укреплению   материально-технической   базы
   здравоохранения,   строительству  и  вводу  в  эксплуатацию   новых
   лечебно-профилактических учреждений.
       В предстоящий период необходимо еще более активизировать работу
   по   развитию  здравоохранения,  особенно  в  сельской   местности,
   профилактике     и    предупреждению    социальных     заболеваний,
   совершенствованию профилактического направления в  охране  здоровья
   населения,    в    том   числе   через   укрепление    амбулаторно-
   поликлинического звена. Большего внимания требует  развитие  службы
   скорой  медицинской  помощи, укрепление ее  материально-технической
   базы.
       В  целях  профилактики инфекционных заболеваний среди населения
   органам  власти  на местах, контролирующим органам,  подразделениям
   Госсанэпидслужбы   необходимо   усилить   надзор   за    состоянием
   водоснабжения, организацией торговли и общественного питания.
       В   системе  образования  в  2003  году  основные  усилия  были
   направлены  на  обеспечение условий для перехода к  образованию  по
   выбору,   к   углубленному   изучению   предметов,   на   внедрение
   современных  методов  и  приемов обучения. Органичной  составляющей
   педагогической  деятельности  стало  воспитание  учащихся  в   духе
   толерантности,   патриотизма   и   уважения   к   другим   народам.
   Расширялась   учебно-материальная  база   учреждений   образования,
   многие  учебные заведения оснащены новым оборудованием,  наглядными
   пособиями,   художественной  и  учебной   литературой,   спортивным
   инвентарем.
       В  текущем  году  необходимо продолжить  работу  по  дальнейшей
   модернизации  образования,  развитию активного  творческого  досуга
   детей  и  подростков,  участию  в очередном  этапе  компьютеризации
   образовательных учреждений, укреплению их материальной базы.
       Решение  ответственных задач, стоящих перед нами на современном
   этапе,  требует более эффективного использования богатого  научного
   потенциала  и  интеллектуальных ресурсов республики,  максимального
   привлечения  возможностей  научных  учреждений  и  высших   учебных
   заведений  к  решению важнейших проблем социально-экономического  и
   духовного развития Дагестана.
       Прошлый год был ознаменован важным событием в культурной  жизни
   республики  -  80-летним  юбилеем  безвременно  ушедшего   от   нас
   народного поэта Дагестана Р. Гамзатова. Юбилей великого поэта  стал
   мощным    импульсом   к   дальнейшему   развитию    художественного
   творчества.  Широкий общественный резонанс имела постановка  балета
   "Горянка".  Большое  значение  для  сохранения,  восстановления   и
   пропаганды   памятников   культуры   Дагестана   имело    включение
   Дербентского  музея-заповедника в Список всемирного  культурного  и
   природного наследия ЮНЕСКО.
       Актуальной   задачей  остается  сохранение  традиционных   форм
   народной    культуры,   развитие   многонациональной   дагестанской
   литературы  и профессионального искусства, эстетическое  воспитание
   граждан.  Необходимо  продолжить подготовку кадров  для  творческих
   коллективов,  практику  адресной  поддержки  деятелей  искусства  и
   талантливой  молодежи. Предстоит завершить работы по  реконструкции
   и   ремонту   зданий  азербайджанского,  лезгинского,  русского   и
   аварского театров.
       Важным   направлением  в  сфере  молодежной  политики  является
   обеспечение  молодых семей доступным жильем, создание благоприятных
   условий  для  вступления  молодежи  в  самостоятельную  жизнь,   ее
   успешной   самореализации  в  сфере  образовательной   и   трудовой
   деятельности.  Постоянного  внимания  требуют  вопросы   укрепления
   института  брака и семьи, пропаганды здорового образа  жизни  среди
   молодежи.   Особое   значение  имеет  работа   по   патриотическому
   воспитанию подрастающего поколения.
       В  последние годы делается немало для возрождения и организации
   на  должном  уровне системы отдыха и оздоровления.  Вместе  с  тем,
   сфера   санаторно-курортного,  туристического  и  детского   отдыха
   должна  получить  дальнейшее развитие, и, в первую  очередь,  через
   укрепление    ее   материальной   базы,   создание   благоприятного
   инвестиционного климата в республике.
       В области физической культуры и спорта необходимо сосредоточить
   усилия  на  расширении сети спортивных школ, детских  физкультурно-
   спортивных    клубов    по    месту   жительства,    строительстве,
   реконструкции   и  ремонте  спортивных  объектов,   укреплении   их
   материальной   базы,   особенно  в  сельской   местности.   Следует
   активизировать  работу  по  подготовке дагестанских  спортсменов  к
   успешному выступлению на Олимпийских играх 2004 года.
       Прошлый  год был отмечен рядом важных событий в государственно-
   правовом    строительстве    и    общественно-политической    жизни
   республики.
       Состоялись   выборы  депутатов  Народного  Собрания  Республики
   Дагестан   третьего  созыва,  а  также  депутатов  представительных
   органов   местного  самоуправления,  глав  сельских  и   поселковых
   муниципальных образований.
       В  декабре  2003  года  прошли выборы  в  Государственную  Думу
   Федерального  Собрания Российской Федерации. Отрадно отметить,  что
   по  их  результатам  в  целом  по  стране  11  дагестанцев  избраны
   депутатами Государственной Думы.
       Всемерно  поддерживая  курс федерального центра  на  укрепление
   вертикали   власти,  обеспечение  единого  правового  пространства,
   органы   государственной  власти  Республики  Дагестан   продолжили
   работу   по   дальнейшему   совершенствованию   правовой   системы,
   приведению   нормативных  правовых  актов  Республики  Дагестан   в
   соответствие с федеральным законодательством.
       Важной  вехой  в  истории  государственности  республики  стало
   принятие  10 июля 2003 года новой Конституции Дагестана. Отразив  в
   себе   позитивные  перемены,  происходящие  в  стране,  современные
   тенденции    государственно-правового    развития    России,    она
   подтвердила  верность  дагестанцев курсу на  укрепление  российской
   государственности,  стала прочной базой для  дальнейшего  повышения
   эффективности функционирования органов власти, развития  демократии
   и позитивных процессов в жизни дагестанского общества.
       Конституция предусмотрела введение поста всенародно избираемого
   Президента   Республики  Дагестан,  внесла  изменения   в   порядок
   формирования  Народного  Собрания  Республики  Дагестан,   половина
   состава  которого будет избираться по спискам избирательных  блоков
   и объединений.
       В целях реализации положений новой Конституции был принят Закон
   "О  выборах  депутатов Народного Собрания Республики  Дагестан".  В
   текущем  году  предстоит приступить к разработке  и  принятию  ряда
   законодательных  актов,  в  том числе касающихся  порядка  избрания
   Президента   Республики  Дагестан,  формирования   и   деятельности
   Правительства   Республики   Дагестан,  Конституционного   Собрания
   Республики Дагестан.
       Учитывая,   что  следующий  состав  Народного  Собрания   будет
   наполовину   формироваться   по  принципу   партийного   представи-
   тельства,  а  опыта  проведения выборов по этой формуле  республика
   пока  еще не имеет, нам предстоит более предметно заняться и  этими
   вопросами.   Необходимо   обеспечить   эффективную   реализацию   в
   республике положений Федерального закона "О политических  партиях".
   Следует   укреплять   основы  гражданского   общества,   налаживать
   постоянный   диалог   и   сотрудничество   с   партиями,    другими
   общественными   объединениями   граждан,   которые   настроены   на
   конструктивную работу во имя интересов дагестанского общества.
       В  октябре  2003  года был принят Федеральный закон  "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации".  Исходя из этого, необходимо разработать  и  принять  в
   новой   редакции  Закон  "О  местном  самоуправлении  в  Республике
   Дагестан",   продолжить   работу  по   совершенствованию   местного
   самоуправления, обеспечению его функционирования в  соответствии  с
   федеральным  законодательством.  Следует  помочь  органам  местного
   самоуправления    в   разработке   новых   уставов    муниципальных
   образований.
       В  связи  с  реализуемой на федеральном уровне административной
   реформой  предстоит принять меры по оптимизации  структуры  органов
   исполнительной  власти  республики,  исключению  дублирования   ими
   функций  и полномочий, повышению эффективности их функционирования.
   В   данном   контексте   большего  внимания   требуют   и   вопросы
   совершенствования государственной кадровой политики.
       Главная  ее задача на данном этапе - достижение более  высокого
   качества  государственного  управления,  повышение  ответственности
   кадров    всех   уровней,   формирование   высокопрофессионального,
   оптимального      кадрового     корпуса,      преданного      идеям
   государственности,  законности,  интересам  граждан  и   способного
   эффективно  решать ответственные задачи, стоящие перед  республикой
   в современных условиях.
       В  последние  годы в республике последовательно  осуществляются
   меры,  направленные  на  обеспечение эффективного  функционирования
   судебной  системы.  Оказывается  возможная  помощь  и  поддержка  в
   укреплении материально-технической базы, решении организационных  и
   других вопросов, касающихся судебной власти.
       Однако  следует  признать,  что не  все  граждане,  а  порой  и
   должностные  лица  по настоящему осознают роль и значение  судебной
   власти  в  государстве. Необходимо шаг за шагом укреплять  судебную
   систему  и  профессионализм  судебного  корпуса,  повышать  уровень
   правосознания  и  доверие граждан к судам, добиваться,  чтобы  суды
   воспринимались населением в качестве главной инстанции,  призванной
   обеспечивать  законность  в  обществе, полноценную  защиту  прав  и
   свобод человека.
   
                          Уважаемые депутаты!
   
       В  условиях  многонационального  Дагестана,  являющегося  самым
   южным  приграничным субъектом Российской Федерации, особое значение
   имеют  вопросы  обеспечения общественно-политической  стабильности,
   межнационального  мира  и согласия, противодействия  международному
   терроризму  и  экстремизму, укрепления безопасности  южных  рубежей
   государства.
       В  самые  тяжелые годы политического и социально-экономического
   кризиса  в  стране,  в непростых условиях, когда  ситуация  не  раз
   грозила  выйти  из-под контроля, благодаря последовательному  курсу
   на   укрепление   единства  и  целостности  Дагестана   в   составе
   Российской  Федерации,  нам  удалось сохранить  мир  и  согласие  в
   республике,  уберечь  ее  от  опасного  развития  событий.  И  это,
   наверное,  - самое главное, что достигнуто нашими общими  усилиями,
   усилиями всего дагестанского народа.
       Сегодня, в отличие от прошлых лет, обстановка в республике, как
   и   в  стране  в  целом,  более  стабильная  и  имеет  тенденцию  к
   дальнейшему  улучшению. Вместе с тем нельзя забывать, что  Дагестан
   остается  объектом пристального интереса со стороны  экстремистских
   сил,  которые  все  еще не отказались от попыток  внести  раскол  в
   дагестанское   общество.   Мы  обязаны  общими   усилиями   органов
   государственной   власти,  местного  самоуправления,   общественных
   объединений,  творческой интеллигенции, представителей духовенства,
   здоровых  сил  всего  общества, активно продолжить  противодействие
   распространению  идей экстремизма, рассматривая  его  как  одно  из
   приоритетных   направлений   нашей   работы.   Нужно    внимательно
   отслеживать  и  держать  под контролем  ситуацию  на  местах,  шире
   использовать   профилактические,  воспитательные  и  другие   меры,
   предусмотренные     Федеральным    Законом    "О    противодействии
   экстремистской деятельности".
       Важнейшей составляющей нашей государственной политики,  имеющей
   для  многонационального Дагестана первостепенное значение,  было  и
   остается  укрепление  единства,  дружбы  и  взаимопонимания   между
   народами. Опыт последних лет убедительно подтвердил правильность  и
   жизнеспособность   нашей  национальной  политики.   Последовательно
   решая   проблемы  репрессированных,  депортированных,   разделенных
   народов   и   другие  вопросы,  затрагивающие  сферу   национальных
   отношений,  мы  и впредь должны твердо придерживаться  проверенного
   временем  принципа,  который базируется  на  необходимости  решения
   любых  проблем  каждого  из наших народов  при  обязательном  учете
   интересов  всех дагестанцев, всего многонационального дагестанского
   народа.  Только  на  этой  основе мы можем успешно  решать  задачи,
   стоящие перед республикой.
       Следует  расширять  всесторонние  связи  республики  с  другими
   субъектами   Российской  Федерации,  со  странами  СНГ.  Необходимо
   активизировать    приграничное    сотрудничество,    способствовать
   созданию  эффективной системы взаимовыгодных отношений,  отвечающей
   интересам проживающих здесь народов.
       Постоянного внимания требуют вопросы развития средств  массовой
   информации. В республике созданы в целом благоприятные условия  для
   их  функционирования,  для реализации права  граждан  на  получение
   разносторонней  и объективной информации. Вместе с  тем,  сохраняют
   актуальность  вопросы дальнейшего совершенствования  информационной
   политики,    более   эффективного   использования   информационного
   потенциала    республики,   его   интеграции    в    общероссийское
   информационное   поле,  повышения  уровня  взаимодействия   власти,
   общества  и средств массовой информации, укрепления их материальной
   базы.
       Прошлый  год  еще раз подтвердил, что одной из важнейших  задач
   государства  на  нынешнем  этапе остается борьба  с  преступностью,
   обеспечение  законности  и правопорядка,  безопасности  личности  и
   общества.
       В  условиях сложной криминогенной обстановки правоохранительные
   органы  во  взаимодействии  с другими органами  власти  и  местного
   самоуправления продолжали работу по защите граждан  и  общества  от
   преступных  посягательств.  Сократилось количество  правонарушений,
   связанных  с  незаконным  оборотом  наркотиков,  а  также   уровень
   преступности   среди   несовершеннолетних.  Относительно   высокими
   являются общие показатели раскрываемости преступлений.
       В  то же время следует отметить, что криминогенная обстановка в
   республике  остается сложной. Продолжаются убийства и покушения  на
   руководителей органов власти, сотрудников органов внутренних дел  и
   федеральной службы безопасности, работников прокуратуры и  судебной
   системы.  Несмотря  на снижение общей численности  тяжких  и  особо
   тяжких  преступлений,  в  их  структуре произошел  рост  количества
   умышленных  убийств,  похищений людей и других  видов  преступлений
   против личности.
       Озабоченность   вызывает  слабая  результативность   борьбы   с
   организованной        преступностью.       Меры,        принимаемые
   правоохранительными органами в этом направлении, все еще  не  носят
   наступательного  характера.  В  работе  по  выявлению,   пресечению
   деятельности и разоблачению организованных преступных  групп  имеют
   место  серьезные  просчеты  работников правоохранительных  органов,
   прокуратуры  и  судебной  системы.  Вследствие  этого  не   удается
   поставить  надежный заслон проникновению криминальных  элементов  в
   экономику  и  политику.  Подразделения  органов  внутренних  дел  и
   безопасности  с  опорой на силу закона должны  создать  эффективную
   систему противодействия организованной преступности.
       Не искоренены еще порочные факты укрытия преступлений от учета.
   Такое   положение  подрывает  законность  и  доверие  населения   к
   правоохранительной системе, требует кардинального улучшения учетно-
   регистрационной  дисциплины,  усиления  ведомственного  контроля  и
   требовательности к подчиненным.
       Исходя  из  того,  что республика остается одним  из  регионов,
   наиболее  подверженных  опасности  совершения  террористических   и
   диверсионных актов, правоохранительным органам совместно с  другими
   органами   государственной   власти   и   местного   самоуправления
   необходимо  активизировать  усилия по обеспечению  надежной  защиты
   населения  от  этих угроз. Следует проявить максимум  бдительности,
   и,  прежде  всего,  в  части укрепления безопасности  особо  важных
   объектов,  жилых  микрорайонов, мест массового пребывания  людей  и
   объектов    жизнеобеспечения.   Необходимо    выявлять    источники
   финансирования  и пропагандистской поддержки экстремистов,  принять
   дополнительные  меры  по  контролю  за  миграционными  потоками   и
   движением  грузов  через  территорию  республики,  по  упорядочению
   выезда   дагестанцев  за  рубеж,  а  также  пребывания  иностранных
   граждан  на  территории Дагестана. Нужно продолжить мероприятия  по
   изъятию и добровольной сдаче оружия, имеющегося у населения.
       Мы  все  - дагестанцы, должны отчетливо понимать, что при  всех
   недостатках и трудностях, правоохранительные органы являются  самой
   главной и надежной силой, которая активно борется с экстремизмом  и
   терроризмом,   твердо   стоит  на  страже  конституционного   строя
   государства  и  безопасности  дагестанского  общества.   Абсолютное
   большинство  работников правоохранительных органов  -  это  честные
   люди,   которые  в  очень  напряженных  условиях  добросовестно   и
   мужественно   исполняют  свой  служебный  долг,  защищая   интересы
   дагестанцев.  Думая  о  безопасности  республики,  мы   обязаны   и
   морально,  и материально поддерживать правоохранительные  органы  в
   их  нелегкой борьбе против экстремизма и терроризма, за обеспечение
   мира и стабильности в обществе.
       Одной  из важных задач правоохранительных органов должна  стать
   борьба   с   коррупцией,  которую  федеральный  центр   и   регионы
   рассматривают    как    общенациональную    проблему.    Результаты
   деятельности  в этом направлении пока еще неадекватны  фактическому
   положению   дел  и  требуют  более  планомерных,  скоординированных
   действий всех ветвей и уровней власти, всего общества.
       Несмотря   на  некоторое  снижение  числа  преступлений   среди
   несовершеннолетних,  существенный перелом  в  этом  направлении  не
   обеспечен.    Беспризорность,   отсутствие    должного    внимания,
   нерешенность  социальных  и бытовых проблем  все  еще  способствуют
   оттоку несовершеннолетних в криминальную среду.
       Объединенных   усилий   всего   общества   требует   борьба   с
   наркоманией.  Необходимо дальнейшее наращивание мер противодействия
   этому    опасному    явлению    со    стороны    органов    власти,
   правоохранительных  органов,  самых широких  слоев  общественности.
   Весомый  вклад  в  решение этой задачи призвано  внести  Управление
   Госнаркоконтроля России по Республике Дагестан.
       В  сфере  экономики все еще распространены нарушения в процессе
   управления государственной и муниципальной собственностью, а  также
   бюджетного,   земельного,   налогового   законодательства.    Низка
   эффективность  работы  налоговых органов по выявлению  и  взысканию
   сокрытых налогов, других обязательных платежей и сборов.
       Большего  внимания требуют вопросы эффективной защиты  законных
   прав  и  интересов  граждан. Нередки случаи  нарушения  прав  слабо
   защищенных  в социальном отношении людей, в том числе  инвалидов  и
   ветеранов.  Это  свидетельствует об ослаблении  государственного  и
   ведомственного  контроля, формальном подходе к  решению  социальных
   проблем наших граждан.
       Укрепление   системы   государственного   контроля,   повышение
   ответственности   должностных  лиц  всех  уровней,  неукоснительное
   соблюдение законов, своевременное выявление и устранение  имеющихся
   недостатков должно стать нормой в деятельности всех без  исключения
   органов государственной власти и местного самоуправления.
   
                Уважаемые депутаты Народного Собрания!
                                   
       Хочу  напомнить,  что  нынешний  год,  в  известном  смысле,  -
   особенный  для  нашей страны, он открывает новый  этап  в  новейшей
   истории   России.  Убедительная  победа  В.В.  Путина   по   итогам
   состоявшихся   выборов  Президента  Российской  Федерации   создает
   прочную   основу  для  дальнейшего  движения  по  пути   укрепления
   российской  государственности,  возрождения  экономики,   улучшения
   жизни  людей. Прошедшие выборы еще раз подтвердили, что дагестанцы,
   как   и   подавляющее  большинство  россиян,  свои  лучшие  надежды
   связывают  с последовательным курсом Президента, ведущим  Россию  к
   стабильности и благополучию.
       После   длительного  периода  неопределенности,  потрясений   и
   разочарований,  которые  разъедали  российское  общество,  ситуация
   становится все более предсказуемой и устойчивой. Прошлый  год  стал
   наглядным  подтверждением того, что позитивные процессы в  развитии
   республики   являются  не  случайным  эпизодом   нашей   жизни,   а
   следствием  настойчивых  усилий  всех  ветвей  и  уровней   власти,
   результатом напряженного труда всего дагестанского народа.
       Однако сделано далеко не все, что мы планировали. Нерешенного -
   пока  гораздо  больше, чем достижений. Всемерно поддерживая  усилия
   руководства  страны, укрепляя общественно-политическую стабильность
   и  демократию, законность и правопорядок, наращивая усилия по  всем
   направлениям,  мы  обязаны  обеспечить дальнейший  динамичный  рост
   экономики и улучшение благосостояния дагестанцев.
       Позвольте выразить уверенность в том, что совместными усилиями,
   с  опорой  на талант и трудолюбие дагестанского народа мы  добьемся
   новых   качественных   результатов  в   социально-экономическом   и
   духовном  развитии республики, внесем достойный вклад в  укрепление
   единства и могущества России.
   
                                  Председатель Государственного Совета
                                                   Республики Дагестан
                                                           М.МАГОМЕДОВ
   Махачкала
   29 апреля 2004 г.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz