Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Дагестан

Архив (обновление)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РД ОТ 06.06.2002 N 107 О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2002-2005 ГОДЫ

(по состоянию на 17 июля 2006 года)

<<< Назад


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 6 июня 2002 г. N 107
   
               О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
                РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2002 - 2005 ГОДЫ
   
       В целях обеспечения государственного  регулирования  занятости
   населения в республике,  реализации Закона Российской Федерации "О
   занятости населения в  Российской  Федерации",  Закона  Республики
   Дагестан  "О  занятости  населения  в  Республике  Дагестан"  и во
   исполнение  постановления  Правительства Республики Дагестан от 13
   декабря  2001  г.  N  260 "О выполнении Программы создания рабочих
   мест   и   трудоустройства   безработных   граждан   в    наиболее
   трудоизбыточных   горных  и  предгорных  районах  РД  и  мерах  по
   повышению занятости населения республики" Правительство Республики
   Дагестан постановляет:
       1. Утвердить   прилагаемую   Программу   содействия  занятости
   населения Республики Дагестан на 2002 - 2005  годы,  разработанную
   Министерством  труда  и  социального развития РД и согласованную с
   Министерством труда и социального развития РФ (далее - Программа).
       2. Определить    государственным     заказчиком      Программы
   Министерство труда и социального развития РД.
       3. Министерству труда и социального развития РД:
       в месячный  срок  довести   Программу    до   заинтересованных
   министерств и ведомств РД, администраций районов и городов;
       совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами РД,
   администрациями районов и городов,  работодателями принять меры по
   выполнению мероприятий   Программы   и  улучшению положения дел на
   рынке труда;
       ежегодно к  1  февраля   представлять   в   Правительство   РД
   информацию о ходе выполнения  Программы .
       4. Министерствам и ведомствам  РД,  администрациям  районов  и
   городов:
       обеспечить взаимосвязь     Программы     с    разрабатываемыми
   отраслевыми   и   территориальными   программами    социально    -
   экономического развития,  уделяя в них особое внимание созданию  и
   сохранению  рабочих  мест,  развитию  малого предпринимательства и
   нетрадиционных форм занятости,  реализации дополнительных  мер  по
   сдерживанию роста безработицы, повышению сбалансированности спроса
   и предложения рабочей силы на рынке труда;
       ежегодно до 1 января направлять в Министерство экономики РД  и
   Министерство   труда  и  социального  развития  РД  информацию  по
   предусматриваемым ими мероприятиям,  направленным  на  создание  и
   сохранение   рабочих   мест,  поддержание  и  повышение  занятости
   населения,  развитие производств  в  разрезе  районов  и  городов,
   предприятий и организаций.
       5. Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
   на Министерство труда и социального развития РД.
   
                                           Председатель Правительства
                                                  Республики Дагестан
                                                          Х.ШИХСАИДОВ
   Махачкала
   6 июня 2002 г.
   N 107
   
   
   
   
   
                                                           УТВЕРЖДЕНА
                                         Постановлением Правительства
                                                  Республики Дагестан
                                                 от 6 июня 2002 N 107
   
                               ПРОГРАММА
                          СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
                     НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
                          НА 2002 - 2005 ГОДЫ
   
                                ПАСПОРТ
                программы содействия занятости населения
                Республики Дагестан на 2002 - 2005 годы
                          (далее - Программа)
   
       Основание для разработки - Закон Российской    Федерации    "О
       Программы                  занятости  населения  в  Российской
                                  Федерации", Закон Республики Дагес-
                                  тан "О занятости  населения  в Рес-
                                  публике  Дагестан",   постановление
                                  Правительства  Республики  Дагестан
                                  от  13  декабря  2001 года N 260 "О
                                  выполнении    Программы    создания
                                  рабочих   мест   и  трудоустройства
                                  безработных  граждан   в   наиболее
                                  трудоизбыточных горных и предгорных
                                  районах Республики Дагестан и мерах
                                  по  повышению  занятости  населения
                                  республики"
   
       Государственный заказчик - Министерство труда  и   социального
       Программы                  развития РД
   
       Основной разработчик     - Министерство труда   и  социального
       Программы                  развития РД
   
       Цели и задачи Программы -  создание условий    для    развития
                                  эффективного      рынка      труда;
                                  содействие  свободно  избранной   и
                                  продуктивной   занятости   граждан;
                                  обеспечение             потребности
                                  работодателей  в  квалифицированной
                                  рабочей   силе;   совершенствование
                                  системы   социальных   гарантий   и
                                  оказание   материальной   поддержки
                                  безработным   гражданам;   усиление
                                  государственного      регулирования
                                  ситуации    в    сфере    занятости
                                  населения;              упреждающая
                                  профессиональная        подготовка,
                                  переподготовка     и      повышение
                                  квалификации граждан;  обновление и
                                  развитие   кадрового    потенциала;
                                  усиление   роли   профессионального
                                  труда в росте доходов работающих  и
                                  соответствующее  изменение трудовой
                                  мотивации;  повышение   спроса   на
                                  квалифицированную   рабочую   силу;
                                  привлечение      безработных      к
                                  общественным   и  другим  временным
                                  работам;  совершенствование учета и
                                  регистрации  безработных;  оказание
                                  дифференцированной       социальной
                                  поддержки безработным гражданам
   
       Сроки и этапы реализации - I этап  -    2002 год,
       Программы                  II этап -    2003 - 2005 годы
   
       Основные исполнители     - Министерство труда   и  социального
       Программы                  развития   РД,   Минэкономики   РД,
                                  Минпромторг РД,  Минобразования РД,
                                  другие             заинтересованные
                                  министерства    и   ведомства   РД,
                                  администрации районов и городов
   
       Объемы и источники фи-   - объемы финансирования на реализацию
       нансирования Программы     Программы  из  федерального бюджета
                                  будут     ежегодно     определяться
                                  Министерством  труда  и социального
                                  развития РФ. На 2002 год финансовые
                                  затраты   на  реализацию  Программы
                                  составят 292 млн. рублей
   
       Контроль за реализацией  - контроль за  реализацией  Программы
       Программы                  осуществляет  Министерство  труда и
                                  социального развития РД
   
       Ожидаемые результаты     - реализация Программы      позволит:
       реализация Программы       сдержать   уровень   регистрируемой
                                  безработицы   в   пределах  6 - 6,5
                                  процентов;
                                  оказать посредничество            в
                                  трудоустройстве 122  тыс.  чел.,  в
                                  том  числе  в  2002  году - 31 тыс.
                                  человек;
                                  обеспечить                временное
                                  трудоустройство   на   общественных
                                  работах 53 тыс. чел., в том числе в
                                  2002 году - 12,8 тыс. чел.;
                                  обучить (переобучить)  -  6,2  тыс.
                                  безработных граждан,  в том числе в
                                  2002 году - 1,4 тыс. чел.;
                                  провести профориентационную  работу
                                  с 200 тыс. чел., в том числе в 2002
                                  году с 47 тыс. чел.;
                                  поддерживать доходы     безработных
                                  граждан.
   
   
   
                                Введение
   
       Программа содействия занятости населения  Республики  Дагестан
   на 2002 - 2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии
   с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской
   Федерации",  Законом  Республики Дагестан "О занятости населения в
   Республике Дагестан"  и   постановлением  Правительства Республики
   Дагестан от 13 декабря 2001 года N  260  "О  выполнении  Программы
   создания  рабочих  мест  и  трудоустройства  безработных граждан в
   наиболее трудоизбыточных горных и предгорных районах РД и мерах по
   повышению занятости населения республики".
       При разработке   Программы   учитывались   прогнозные   оценки
   Министерства   экономики   РД   и   предложения   заинтересованных
   министерств и ведомств РД.
       Программа обеспечивает комплексный подход к решению проблем на
   рынке труда с учетом специфики республики и сложившейся ситуации в
   экономической сфере и рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий
   различных  министерств  и  ведомств   РД,   деятельность   которых
   затрагивает проблему занятости населения и предполагает реализацию
   конкретных  направлений   содействия   трудоустройству   незанятых
   граждан.
   
           I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
                         программными методами
   
       Социально -  экономическая  ситуация  в  Республике Дагестан в
   1999 - 2001 годах  характеризовалась  стабилизацией  и  некоторыми
   позитивными  тенденциями.  Так,  увеличились  объемы  производства
   промышленной продукции, сельского хозяйства, инвестиций в основной
   капитал,  розничной  торговли и платных услуг населению.  При этом
   рост производства промышленной продукции обусловлен в значительной
   мере  размещением заказов для республиканских нужд на предприятиях
   республики.  На  конкурсной  и  возвратной  основе  осуществлялась
   финансовая  поддержка  высокоэффективных проектов,  реализуемых на
   промышленных  предприятиях  республики.  Заметный   рост   объемов
   производства   имел   место   в   химической   и   нефтехимической
   промышленности   и   легкой   промышленности,   машиностроении   и
   металлообработке.  В  результате  численность  занятых в экономике
   республики несколько возросла.
       Одновременно продолжает   сокращаться  численность  занятых  в
   государственном секторе экономики,  что связано как с  сокращением
   рабочих  мест  и оттоком рабочей силы в высокооплачиваемые сектора
   экономики,  так  и  с  продолжающейся  трансформацией  предприятий
   государственной  собственности  в  акционерные общества.  При этом
   отмечается  рост  предпринимательской   активности   населения   и
   соответственно   числа  занятых  на  малых,  в  основном  частных,
   предприятиях.    Сохраняется    и     тенденция     межотраслевого
   перераспределения рабочей силы в пользу непроизводственной сферы.
       Несмотря на некоторую стабилизацию  и  оживление  в  экономике
   республики ситуация на рынке труда остается напряженной.  Ежегодно
   не менее 22 проц.  экономически активного населения республики  не
   имеют занятия, но активно его ищут и в соответствии с методологией
   Международной организации труда классифицируются как безработные.
       Кроме того,  к  концу 2001 года по данным Госкомстата РД более
   3,2  тыс.  работников  (0,75  проц.  среднесписочной   численности
   крупных   и  средних  предприятий)  работали  в  режиме  неполного
   рабочего времени по инициативе  администрации,  а  более  21  тыс.
   человек   (4,8   проц.)   находились  в  вынужденных  отпусках  по
   инициативе администрации.  Общие размеры неотработанного  рабочего
   времени  из  - за вынужденных отпусков по инициативе администрации
   составили в 2001 году 2,7 млн.  человеко -  дней  или  6,1  дня  в
   расчете  на одного среднесписочного работника.  Наибольшие размеры
   неполной  занятости  отмечаются  на  предприятиях  машиностроения,
   строительства, промышленности строительных материалов, транспорта.
       В течение 2001 года с крупных и средних  предприятий  оценочно
   выбыло   по   разным   причинам   35  тыс.  человек  или  8  проц.
   среднесписочной  численности,  из  них  25,7  тыс.  уволились   по
   собственному желанию,  а 3,5 тыс.  - в связи с сокращением рабочих
   мест.
       В 2001  году  в  органы  службы занятости населения Республики
   Дагестан обратилось более 100 тыс.  чел., в том числе 80 тыс. чел.
   в поисках работы.  Из числа граждан, обратившихся за содействием в
   трудоустройстве,  38,2  проц.  составили  жители  горных   районов
   республики,  24,1 проц.  - жители предгорных районов,  22 проц.  -
   жители городов и 15,7 проц. - равнинных районов.
       Общее число безработных граждан,  зарегистрированных в органах
   службы занятости,  по профессиональному  составу  имеют  следующие
   профессии: бухгалтер - 3,8 проц.; водитель автомобиля - 3,2 проц.;
   колхозник - 2,6 проц.;  ковровщица - 2 проц.;  швея, продавец - по
   1,8 проц.; учитель - 1,2 проц.; без специальности - 43,4 процента.
       Из числа  безработных,  состоящих на учете в центрах занятости
   населения,  46,9 тыс.  чел.  или 87,1 проц.  проживают в  сельской
   местности, 35,0 тыс. чел. или 65,1 проц. - женщины, 19,8 тыс. чел.
   или 36,8 проц. - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.
       Значительная доля молодежи в  составе  безработных  связана  с
   отсутствием  достаточного  количества  рабочих  мест  для граждан,
   вступающих в трудоспособный возраст, а также повышением требований
   работодателей к качеству рабочей силы.
       Анализ ситуации  в  сфере   занятости   населения   Республики
   Дагестан  показывает,  что  несмотря на наличие позитивных сдвигов
   под влиянием начавшегося  экономического  роста  для  современного
   состояния  рынка  труда в республике характерны следующие ключевые
   проблемы:
       сложившийся дисбаланс  между  численностью трудовых ресурсов и
   имеющимися в республике рабочими местами;
       деформация системы     трудовых    отношений,    обусловленная
   значительными  масштабами   занятости   в   неформальном   секторе
   экономики;
       ухудшение качественных  характеристик  системы  рабочих  мест,
   которые в течение 90-х годов практически не  обновлялись,  что,  с
   одной стороны, ограничивает возможности роста эффективности труда,
   а с другой - трудоустройства населения;
       недозагрузка имеющихся    производственных     мощностей     и
   недоиспользование  рабочего  времени  по  большинству промышленных
   предприятий;
       отсутствие экономического  интереса у работников в результатах
   своего труда и производства в целом,  низкая производительность  и
   эффективность труда, особенно в сельской местности;
       потеря предприятиями значительного числа работников высочайшей
   квалификации;
       недостаточная адаптированность    системы    профессионального
   образования  к  новым  условиям  хозяйствования,  особенно в части
   учета  перспектив  спроса  на  рабочую  силу  в   профессиональном
   разрезе,  что приводит к выпуску учебными заведениями всех уровней
   специалистов по  профессиям,  не  пользующимся  спросом  на  рынке
   труда;
       проблема с     трудоустройством    отдельных    социально    -
   демографических групп населения  (молодежь,  женщины,  инвалиды  и
   др.);
       значительная дифференциация   напряженности   рынка  труда  по
   районам и городам республики,  наличие большого числа территорий с
   критической ситуацией на рынке труда.
   
        II. Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда
   
       Несмотря на   некоторые   положительные   сдвиги   ситуация  с
   обеспечением населения  рабочими  местами  в  Республике  Дагестан
   остается напряженной.  Суммарный неудовлетворенный спрос населения
   республики в рабочих местах в 2001 году характеризуется в 217 тыс.
   единиц.  Уровень  безработицы в республике в целом (по методологии
   МОТ) составил   22,7   проц.  численности  экономически  активного
   населения.
       В 2002 - 2005 годах ожидается некоторое увеличение предложения
   рабочей силы в основном за счет демографических факторов.  Прирост
   населения в трудоспособном возрасте за 2002 - 2005  годы  составит
   около  90  тыс.  человек.  Одновременно с этим ожидается в этот же
   период высвобождение  до  15  тыс.  чел.,  выход  на  рынок  труда
   молодежи,  прекратившей  дальнейшую  учебу  или  не поступившей на
   работу,  - 175 тыс.  чел., увольнение из Вооруженных Сил - 23 тыс.
   человек.
       Ожидаемое увеличение  спроса  на  рабочую  силу   в   условиях
   сохраняющейся     вынужденной    неполной    занятости    окажется
   недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей  силы.
   Для   приведения  уровня  безработицы  в  республике  к  предельно
   допустимому уровню безработицы в регионе (10 проц. от экономически
   активного населения) необходимо дополнительно ввести более 85 тыс.
   рабочих мест.
   
        III. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
   
       Целью Программы  является  создание   условий   для   развития
   эффективного   рынка  труда,  оперативно  обеспечивающего  граждан
   соответствующей работой,  позволяющей за счет собственных  доходов
   обеспечивать  более  высокий уровень потребления,  а работодателей
   необходимой рабочей силой.
       Для достижения  указанной  цели  и  исходя  из  прогнозируемой
   ситуации  на  рынке  труда  основными   задачами   государственной
   политики в области занятости населения являются:
       усиление государственного  регулирования  ситуации   в   сфере
   занятости населения;
       упреждающая профессиональная  подготовка,   переподготовка   и
   повышение   квалификации   граждан  с  учетом  меняющегося  спроса
   экономики   на   рабочую   силу   в   интересах   обеспечения   ее
   конкурентоспособности;
       обновление и    развитие    кадрового     потенциала     путем
   совершенствования   с  учетом  потребностей  рынка  труда  системы
   профессиональной    подготовки,    повышения    квалификации     и
   переподготовки   безработных  граждан,  незанятого  и  работающего
   населения;
       усиление роли   профессионального   труда   в   росте  доходов
   работающих  и   соответствующее   изменение   трудовой   мотивации
   (высокоэффективный труд - высокие заработки);
       повышение спроса на квалифицированную  рабочую  силу  за  счет
   оживления деятельности предприятий;
       максимально возможное привлечение безработных к общественным и
   другим временным работам;
       совершенствование учета и регистрации безработных;
       оказание дифференцированной  социальной  поддержки безработным
   гражданам в зависимости  от  причин  потери  работы  и  готовности
   человека  адаптироваться  к новым и более высоким профессиональным
   требованиям.
       Сроки реализации Программы: 2002 - 2005 годы.
       Программа реализуется в два этапа:
       I этап - 2002 год,
       II этап - 2003 - 2005 годы.
   
                   III. Система мероприятий Программы
   
       1. Организация работы по взаимодействию с работодателями.
       Предполагается, что в органы службы занятости  ежегодно  будет
   поступать  от  работодателей  около  15  -  20  тыс.  вакансий для
   трудоустройства на постоянной основе и до 15 тыс. - на временные и
   общественные  работы.  Для  наиболее  полного  выявления  вакансий
   планируется   проводить   проверки   предприятий   и   организаций
   республики.  По  итогам  заполнения  заявляемых  в  органы  службы
   занятости вакансий планируется ежегодно трудоустраивать до 30 - 35
   тыс. безработных и незанятых граждан.
       В целях   содействия   гражданам  в  поиске  рабочих  мест,  а
   работодателям в поиске специалистов  будет  продолжена  работа  по
   проведению  ярмарок  вакансий,  что  позволит  ежегодно  оказывать
   содействие в трудоустройстве около 500 безработным гражданам. Так,
   только  в  2002  году  планируется  проведение  более  290 ярмарок
   вакансий практически во всех городах и районах республики.
   
       2. Организация общественных работ.
       В целях  создания  условий для материальной поддержки граждан,
   ищущих работу,  и безработных граждан в период  поиска  работы,  а
   также  сохранения  мотивации  граждан  к труду в рамках реализации
   Программы развития общественных работ  в  Республике  Дагестан  на
   2002  -  2005 годы органами службы занятости населения планируется
   привлечение безработных граждан к участию в общественных  работах.
   При  этом особое внимание будет уделено расширению видов и объемов
   общественных  работ.  Так,  в  сентябре   -   ноябре   2002   года
   предусмотрено  по  согласованию  с органами статистики привлечение
   безработных  граждан  к  участию  в   мероприятиях   Всероссийской
   переписи   населения.   В   приоритетном   порядке   к  участию  в
   общественных   работах   будут   привлекаться   граждане,    особо
   нуждающиеся в социальной защите.
       Всего в   2002   -   2005   годах   к   общественным   работам
   предусматривается привлечь до 53 тыс.  чел.,  в том числе  в  2002
   году  - 12,8 тыс.  чел.,  из которых 3,2 тыс.  чел.  - на условиях
   частичной компенсации  расходов  работодателей  по  оплате   труда
   безработных, направленных на общественные работы.
   
       3. Организация временной занятости подростков.
       В целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков
   и  адаптации  к  трудовой  деятельности  органами службы занятости
   будут  реализовываться  мероприятия  по   организации   временного
   трудоустройства  несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17
   лет в свободное от учебы  время  и  в  период  летних  каникул.  В
   основном   подростки   при  содействии  органов  службы  занятости
   населения будут трудоустраиваться на работах по  ремонту  школьных
   помещений,  инвентаря и учебников,  сельскохозяйственные работы, а
   также на предприятия по переработке сельхозпродукции.  В 2002 году
   планируется  привлечь  свыше  4 тыс.  несовершеннолетних граждан к
   участию во временных работах с оплатой их труда  за  счет  средств
   работодателей и федерального бюджета.
   
       4. Развитие  самостоятельной  занятости  и предпринимательской
   деятельности безработных граждан.
       Основными направлениями     поддержки     самозанятости      и
   предпринимательства со стороны органов службы занятости выступят:
       консультирование и  профориентация  незанятых  граждан в целях
   определения возможностей и  эффективной  деятельности  в  качестве
   предпринимателей;
       направление на  профессиональное  обучение  незанятых  граждан
   основам предпринимательской деятельности;
       сотрудничество с организациями, содействующими развитию малого
   предпринимательства;
       финансовое содействие в организации собственного дела.
       В 2002  -  2005  годах  планируется  оказывать  содействие   в
   создании собственного дела около 7,5 тыс.  граждан,  в том числе в
   2002 году - 1,8 тыс.  граждан,  их них 130 чел.  - за счет средств
   федерального бюджета.
   
       5. Территориальная мобильность рабочей силы (трудоустройство в
   другой местности).
       В целях  организации  территориальной   трудовой   мобильности
   граждан  будет  продолжена работа по заключению прямых договоров с
   предприятиями,  испытывающими потребность в рабочей силе. При этом
   предусматривается  использовать банк данных вакансий по Российской
   Федерации в целом,  а также единого окружного  специализированного
   банка   вакансий  "Северный  Кавказ".  В  порядке  территориальной
   мобильности в другой местности в 2002  -  2005  годах  планируется
   трудоустроить  в основном по сельскохозяйственным профессиям более
   3,3 тыс.  безработных граждан на  временные,  сезонные  работы  на
   предприятиях  всех  форм собственности,  в том числе в 2002 году -
   800 человек.  Основными направлениями переезда, как и ранее, будут
   Липецкая,    Московская,    Ростовская,    Астраханская   области,
   Ставропольский, Краснодарский край и т.д.
       Предусматривается и  проведение  мероприятий  по регулированию
   трудовой миграции внутри республики.
   
       6. Социальная  интеграция  и  поддержка  граждан   с   особыми
   потребностями.
       Предусматривается организация   приоритетного  трудоустройства
   особо нуждающихся в  социальной  защите  категорий  населения  при
   активном  участии органов службы занятости и администраций районов
   и городов,  в связи с чем по предложению органов службы  занятости
   населения   администрациями   районов  и  городов  ежегодно  будут
   определяться  квоты  на  более  чем  3  тыс.   рабочих   мест   по
   предприятиям и организациям республики.
       Кроме того,   будет   продолжена   работа  по  трудоустройству
   безработных граждан,  особо нуждающихся в  социальной  защите,  на
   условиях частичной компенсации расходов работодателей по оплате их
   труда за счет средств федерального бюджета.  В частности,  на этих
   условиях   планируется   трудоустройство  многодетных  и  одиноких
   родителей, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,
   инвалидов,  лиц  предпенсионного возраста,  лиц,  освобожденных из
   мест  лишения  свободы,  длительно   (шесть   и   более   месяцев)
   безработных  граждан  на  условиях  частичной компенсации расходов
   работодателей  по  оплате  труда  за  счет  средств   федерального
   бюджета.
       В целом  в  2002 - 2005 годах предполагается трудоустроить 6,6
   тыс.  безработных указанных категорий,  в том числе в 2002 году  -
   более 1,7 тыс. человек.
   
       7. Организация  работы  с  гражданами,  уволенными  с  военной
   службы, членами их семей и военнослужащими, подлежащими увольнению
   в запас.
       На особом  учете  в органах службы занятости состоят граждане,
   уволенные с военной службы и члены их семей.
       В рамках     оказания    профориентационных    услуг    бывшим
   военнослужащим, членам их семей и гражданам, подлежащим увольнению
   с военной службы,  планируется информирование о положении на рынке
   труда,  перспективных   профессиях   и   сферах   профессиональной
   деятельности,   возможности   подготовки   и   переподготовки   по
   гражданским   специальностям.   При   этом    основное    внимание
   предусматривается  уделить  профессиональному  консультированию по
   вопросам предпринимательства и самостоятельной занятости.
       Предполагается, что  в  2002 - 2005 годах социальная адаптация
   на рынке труда и предувольнительные консультационные услуги  будут
   оказаны  500  военнослужащим,  уволенным в запас с военной службы,
   членам их семей и гражданам, подлежащим увольнению в запас.
       На профессиональную    переподготовку    по    специальностям,
   пользующимся спросом  на  рынке  труда  (оператор  ЭВМ,  водитель,
   обувщик,  газоэлектросварщик,  электромеханик,  слесарь по ремонту
   бытовой техники,  каменщик, плотник и т.д.), планируется направить
   76 граждан, уволенных с военной службы.
       Кроме того,  будет оказано содействие  в  трудоустройстве  380
   гражданам  указанной  категории,  в  том  числе  в  2002 году - 80
   гражданам.
   
       8. Организация профессиональной  подготовки  и  переподготовки
   безработных граждан.
       Для обеспечения   реализации   политики  занятости  в  области
   профессионального обучения предусматривается:
       сочетание разных  форм  и  видов  организации обучения,  в том
   числе групповых  и  индивидуальных  занятий,  построение  учебного
   процесса   в   зависимости   от   первоначального   уровня  знаний
   обучаемого;
       использование для   профессионального   обучения   безработных
   граждан  образовательных  учреждений  разного  уровня  и   профиля
   подготовки,   совершенствование  учебно  -  производственной  базы
   профессионального обучения безработных граждан;
       информирование широких    слоев   населения   о   потребностях
   хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах,  социально  -
   экономических  условиях  трудовой деятельности и вакантных рабочих
   местах,  возможности  профессионального  роста,   профессиональной
   подготовки   и   переподготовки  по  специальностям,  пользующимся
   спросом на рынке труда республики;
       информирование работодателей   о   предложении  рабочей  силы,
   привлечение их к сотрудничеству в решении вопросов профобучения;
       продолжение работы  по  формированию  банка данных о текущей и
   перспективной потребностях республики в квалифицированных кадрах.
       При направлении на профессиональное обучение  будут  соблюдены
   следующие приоритеты:
       для выпускников общеобразовательных учреждений - ориентация на
   профобучение в учебных заведениях начального,  среднего и  высшего
   профессионального образования по полным учебным программам за счет
   средств федерального бюджета;
       для выпускников учебных заведений начального профессионального
   образования  -  повышение  квалификации  по  имеющейся  профессии,
   получение новой или смежной профессии;
       для выпускников   учебных   заведений   высшего   и   среднего
   профессионального     образования     -     получение    "рыночных
   специальностей", организация курсов по основам предпринимательской
   деятельности, ведению малого и среднего бизнеса;
       для женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, - обучение
   профессиям    (специальностям),    предполагающим   в   дальнейшем
   организацию индивидуальной деятельности;
       для инвалидов  -  обучение  профессиям,  выполнению  отдельных
   видов работ с учетом их  психологического  состояния,  медицинских
   показаний к труду и имеющихся профессиональных знаний.
       В 2002  -  2005  годах  органами  службы занятости планируется
   направить на профессиональное обучение 6200 безработных граждан, в
   том числе в 2002 году - 1400 человек.
       Из общей  численности  безработных  граждан  ориентировочно 70
   проц.  будут обучены под конкретные рабочие места и 30 проц.  - на
   условиях самостоятельного трудоустройства и самозанятости.
       Наибольшим спросом   на   рынке   труда   будут   пользоваться
   специальности и профессии:  портной,  закройщик, водитель, токарь,
   газоэлектросварщик,  газосварщик,   оператор   ЭВМ,   строительные
   специальности и другие.  Наименее востребованы будут специальности
   и профессии: горничная, слесарь - сантехник, облицовщик плиточный,
   менеджер фермерского хозяйства.
       Для организации профессионального обучения безработных граждан
   постоянно  обновляется  учебная база из образовательных учреждений
   начального,   среднего   и    дополнительного    профессионального
   образования  на основе конкурсного отбора.  Предполагается,  что в
   учебную  базу  войдут   следующие   учебные   заведения:   средние
   специальные  учебные  заведения  (техникумы,  колледжи),  учебно -
   курсовые    комбинаты,    высшие     профессиональные     училища,
   профессиональные училища.
       Отбор проводится на конкурсной основе (по  тендеру)  с  учетом
   качества подготовки специалистов,  стоимости обучения, возможности
   организации  учебного   процесса   для   взрослого   населения   и
   территориальной расположенности.
       В целях развития качества рабочей силы и содействия  повышению
   квалификации   кадров   на   предприятиях  в  2002  -  2005  годах
   планируется:
       оказание возможной  помощи предприятиям в организации обучения
   персонала на производстве;
       изучение потребности   крупных   предприятий   в   подготовке,
   переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров;
       создание банка данных учебно - производственной базы в разрезе
   предприятий, специальностей и учебных мест;
       профессиональное обучение   с   последующим   трудоустройством
   безработных граждан на предприятиях республики.
   
       9. Профессиональная  ориентация  и  психологическая  поддержка
   безработных граждан и незанятого населения.
       Профессиональная ориентация    и   психологическая   поддержка
   населения  сохраняют  свое  значение  в   качестве   приоритетного
   направления   активной  политики  занятости,  содействуя  развитию
   человеческих   ресурсов   путем    планирования,    поддержки    и
   сопровождения профессиональной карьеры человека,  являются формами
   регулирования   рынка,   обеспечивают   связь    профессионального
   образования  с  реальной потребностью в квалифицированных кадрах с
   учетом   изменения   условий   и    содержания    профессиональной
   деятельности.
       В целях дальнейшего  развития  профессиональной  ориентации  в
   службе  занятости  республики в 2002 - 2005 годах будет продолжена
   работа по:
       профессиональному консультированию  с  целью  оказания  помощи
   человеку в  профессиональном  самоопределении  и  выборе  варианта
   занятости с учетом его интересов, принятии осознанного решения при
   выборе  профессионального  пути  с  учетом   его   психологических
   особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
       профессиональному отбору и подбору с целью определения степени
   профессиональной  пригодности  человека  к  конкретной  профессии,
   предоставлению  рекомендаций  человеку  о  возможных  направлениях
   профессиональной     деятельности     на     основе    результатов
   психодиагностики;
       психологической поддержке    граждан,   поднятию   самооценки,
   усилению  мотивации  к  самостоятельному  поиску  работы,   снятию
   состояния  стресса,  повышению  тем  самым конкурентоспособности и
   адаптированности на современном рынке труда.
       Приоритетными направлениями  профориентационных услуг в службе
   занятости республики в 2002 - 2005 годах будут:
       осуществление в    приоритетном    порядке    профессиональной
   ориентации  граждан,  проблемы  трудоустройства  которых  решаются
   особенно сложно:   безработных,  длительно  неработающих,  женщин,
   инвалидов, молодежи;
       оказание населению превентивных профинформационных услуг через
   газеты,  радио,  телевидение,  распространение  профинформационных
   материалов,  выступления профконсультантов на  ярмарках  вакансий,
   учебных мест;
       первичное профессиональное информирование  и  консультирование
   граждан  до  постановки  их на учет в качестве безработных с целью
   повышения мотивации поиска работы и предотвращения  постановки  на
   учет  тех,  кто  получив  в  достаточной  мере  профориентационные
   услуги, способен трудоустроиться самостоятельно;
       профессиональное консультирование   безработных   граждан   на
   индивидуальном уровне по вопросам выбора наиболее приемлемой сферы
   деятельности  или  направления  на  профессиональное переобучение,
   приобретения новой  специальности  с  учетом  как  потребностей  и
   возможностей самих граждан, так и потребностей рынка труда;
       организация коллективных форм работы с  гражданами,  длительно
   состоящими   на  учете,  с  использованием  различных  методов  по
   активизации  самостоятельного   поиска   работы,   психологическая
   поддержка безработных граждан в "Клубах ищущих работу";
       профессиональная ориентация  высвобождающихся  работников   на
   местах  в  виде  консультационно  - методической и психологической
   помощи с целью повышения уверенности в своих силах, предоставление
   им  информации  о  возможностях  трудоустройства,  работе  органов
   службы занятости с этой категорией граждан;
       создание повсеместно       банков      высококвалифицированных
   специалистов для использования в  заинтересованном  посредничестве
   при работе с работодателями.
       В настоящее  время  становится  наиболее  актуальной  проблема
   профориентации  несовершеннолетней  молодежи,  так как выбор сферы
   приложения труда начинается с профориентации  в  школе  и  в  этой
   связи планируется:
       заключение центрами занятости  населения  договоров  со  всеми
   школами  в  районах  и  городах  на  проведение профориентационной
   работы с учащимися выпускных классов;
       разработка центрами  занятости  населения  в районах и городах
   программ оказания превентивных профориентационных  услуг  учащимся
   школ  на  2002  -  2005  годы с целью формирования у подрастающего
   поколения  мотиваций  к   труду,   активизации   профессионального
   самоопределения и актуализации внутренних ресурсов;
       организация и  проведение  ярмарок   учебных   мест   и   Дней
   профессионального   самоопределения  для  учащейся  и  безработной
   молодежи  с  целью  расширения  информационного   пространства   в
   вопросах выбора сферы профессиональной деятельности.
       Предусматривается, что в 2002 - 2005 годах  профориентационные
   услуги  в органах службы занятости населения смогут получить более
   200 тыс. граждан, в том числе в 2002 году - более 46 тысяч.
   
       10. Регулирование оплаты труда.
       Значительные проблемы в области оплаты труда,  накопившиеся за
   последние  годы,  являются  одним  из дестабилизирующих факторов в
   социальной сфере республики и,  в частности, одной из причин роста
   безработицы.   Необоснованная   дифференциация   в  оплате  труда,
   нарушения  сроков  выплаты  заработной  платы  работникам  и,  как
   следствие,    снижение    уровня   жизни   большинства   населения
   обосновывают   необходимость   повышения   роли   государства    в
   регулировании   оплаты   труда,   создании   гарантий  обеспечения
   прожиточного минимума своим гражданам.
       Необходимо направить     усилия     на     повышение    уровня
   государственных гарантий оплаты труда с  целью  вывода  работающих
   граждан  из  категории  низкодоходного  населения,  реформирование
   оплаты труда  на  основе  экономических  методов,  преимущественно
   через  налоговое  регулирование  денежных  доходов,  использование
   механизмов социального партнерства и системы договоренностей между
   работодателями    и   наемными   работниками,   повышение   уровня
   государственных гарантий  минимальной  оплаты  труда,  ужесточение
   ответственности за нарушение трудового законодательства.
   
       11. Улучшение условий и охраны труда.
       В целях  формирования более стабильной и благоприятной рабочей
   среды,  повышения экономической заинтересованности работодателей в
   улучшении   условий   и  охраны  труда,  снижения  и  профилактики
   производственного  травматизма  и   профессиональных   заболеваний
   предусматривается   в  рамках  Республиканской  целевой  программы
   улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2005 годы:
       дальнейшее совершенствование     законодательной     и    иной
   нормативной  базы  по  охране  труда,  предусматривающее  усиление
   государственного регулирования охраны и условий труда;
       реализация республиканской,  районных и городских программ  по
   улучшению условий и охраны труда;
       координация деятельности органов надзора и контроля за охраной
   труда,  министерств  и  ведомств Республики Дагестан,  объединений
   работодателей,  профессиональных союзов в  вопросах  разработки  и
   реализации  комплекса  мероприятий  по  решению проблемы улучшения
   условий и охраны труда.
   
       12. Социальный диалог на рынке труда.
       В современных условиях возрастает роль договорных отношений по
   вопросам   оплаты   труда,   упорядочения   внутрипроизводственных
   отношений, повышения эффективности труда и его производительности,
   регулирования   процесса  высвобождения  работников,  формирования
   открытого рынка труда.
       В 2002 - 2005 годах предусматривается:
       повысить роль   работодателей   и   представительных   органов
   работников  (профсоюзов)  в  решении вопросов организации рабочего
   времени,  заработной платы и защиты от дискриминации при  найме  и
   увольнении;
       усилить роль   Республиканской   трехсторонней   комиссии   по
   регулированию  социально  -  трудовых  отношений  по  контролю  за
   выполнением сторонами достигнутых договоренностей в сфере труда  и
   социальных вопросов;
       совершенствовать государственное     содействие     разрешению
   коллективных   трудовых   споров  на  разных  уровнях  социального
   партнерства.
   
       13. Информация о рынке труда.
       В целях оперативного реагирования на изменения  конъюнктуры  в
   сфере  занятости,  формирования  системы  информационной поддержки
   государственной политики занятости предусматривается:
       проведение мониторинга состояния рынка труда;
       распространение передового   опыта   регионов   по    вопросам
   содействия занятости;
       информирование населения о возможности трудоустройства,  в том
   числе  и  за  пределами  республики,  и  работодателей  о  наличии
   квалифицированной рабочей силы.
   
       14. Поддержка доходов безработных граждан.
       Составной частью   политики   занятости   является    оказание
   материальной   поддержки   гражданам   в   период  их  вынужденной
   безработицы.   Безработным   гражданам,   соблюдающим   требования
   законодательства о занятости населения, гарантируется:
       выплата стипендии   за   период   профессионального   обучения
   безработных  по направлению служб занятости населения и надбавок к
   ней с учетом иждивенцев;
       привлечение к  оплачиваемым  общественным работам безработных,
   прежде всего из числа особо нуждающихся в социальной защите;
       предоставление отдельным    категориям   безработных   граждан
   предпенсионного  возраста,  трудоустройство  которых   затруднено,
   права досрочного выхода на пенсию;
       выплата пособия по безработице и надбавок на иждивенцев;
       оплата периода   временной   нетрудоспособности   безработным,
   получающим пособие по безработице, по фактическому количеству дней
   болезни.
       Отдельным категориям безработных граждан,  особо нуждающимся в
   социальной  защите  и  потерявшим  право  на  получение пособия по
   безработице в связи с истечением установленного  законодательством
   срока   выплаты   пособия,   будет  оказываться  и  единовременная
   материальная помощь.
   
       15. Развитие службы занятости.
       Для решения задачи развития информационных технологий в службе
   занятости   республики   предполагается   продолжить  эксплуатацию
   автоматизированной информационной системы  (АИС)  "Занятость"  (ПК
   "Содействие") - универсальной системы автоматизации функций службы
   занятости,  соответствующей общим правилам и положениям построения
   информационных  технологий,  и дальнейшее совершенствование работы
   центров занятости населения в районах и городах.
       Для достижения  указанной  цели  предусматривается  проведение
   работ по следующим направлениям:
       дооснащение органов службы занятости компьютерной техникой;
       повышение квалификации специалистов службы занятости по работе
   с компьютером и программными комплексами;
       дальнейшее развитие  компьютерных  сетей  и  связи  в  центрах
   занятости населения в районах и городах;
       организация и поддержка информационного обеспечения;
       организация и  проведение  ремонта и технического обслуживания
   компьютерной техники органов службы занятости;
       поддержка связи  с  Министерством труда и социального развития
   РФ и другими организациями через сеть Интернет.
       В 2002 - 2005 годах планируется:
       дополнительно к имеющейся и взамен устаревшей (IBM  386,  486)
   установить  200  единиц  компьютерной  техники в центрах занятости
   населения в районах и городах,  в том  числе  в  2002  году  -  50
   единиц;
       провести замену одноранговой локально - вычислительной сети на
   сеть с выделенным сервером в 17 центрах занятости населения, в том
   числе в 2002 году - в 10 центрах занятости;
       обучить работе  на  компьютере и с программными средствами 400
   специалистов центров занятости населения,  в том числе в 2002 году
   - 100 человек.
   
                  IV. Финансовое обеспечение Программы
   
       Основным источником  ресурсного обеспечения Программы являются
   средства федерального бюджета. Объемы финансирования на реализацию
   Программы  из  федерального  бюджета  будут  ежегодно определяться
   Министерством  труда  и  социального  развития  РФ.  На  2002  год
   финансовые  затраты  на  реализацию  Программы  составят  292 млн.
   рублей.
   
   ---------------------------------------T--------------------------
       Наименование статей расходования   |   Объемы финансовых
                                          |   затрат на 2002 год,
                                          |        тыс. руб.
   ---------------------------------------+--------------------------
    Всего расходов на реализацию Программы          291993,7
   
    Программы активной политики занятости,          25178,7
    всего из них:
   
    профессиональное обучение                       3000,0
   
    профессиональная ориентация                     200,0
   
    организация ярмарок вакансий и                  1601,0
    учебных рабочих мест
   
    информирование населения и работодате-          650,0
    лей о положении на рынке труда
   
    организация общественных работ                  10886,0
   
    организация временного трудоустройства          8104,0
    безработных, особо нуждающихся в
    социальной защите
   
    социальная адаптация безработных                16,0
    граждан на рынке труда
   
    оказание содействия самозанятости               721,7
   
    Программы материальной поддержки лиц,           266815,0
    признанных безработными всего из них:
   
    выплата пособий по безработице                  239430,7
    материальная помощь                             9615,1
    досрочные пенсии                                14850,0
    стипендия                                       2919,2
   ------------------------------------------------------------------
       Кроме того,  на  реализацию  мероприятий   активной   политики
   занятости  также  планируется привлекать средства республиканского
   бюджета РД,  бюджетов  районов  и  городов,  а  также  собственные
   средства работодателей.
   
                  V. Контроль за реализацией Программы
   
       Министерство труда  и  социального  развития  РД  осуществляет
   организацию,  координацию и контроль за реализацией Программы и  в
   установленном  порядке,  при  необходимости,  вносит предложения в
   Правительство  РД  по  уточнению   и   корректировке   мероприятий
   Программы.
   
             VI. Оценка эффективности реализации Программы
   
       Реализация Программы     позволит    создать    условия    для
   функционирования рынка труда,  сочетающего в себе экономические  и
   социальные интересы работника, работодателя и потребности развития
   экономики на основе  повышения  качества  и  конкурентоспособности
   рабочей   силы   на   рынке  труда,  сбалансированности  спроса  и
   предложения рабочей  силы,  снижения  социальной  напряженности  в
   обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших
   работу.
       Кроме того,    реализация   Программы   будет   способствовать
   увеличению возможностей применения труда для  безработных  граждан
   путем развития предпринимательской инициативы,  повышению качества
   и конкурентоспособности рабочей  силы  на  рынке  труда,  созданию
   условий  для  повышения  эффективности деятельности органов службы
   занятости,  поддержке лиц,  потерявших работу,  сдерживанию  роста
   численности безработных.
       При этом в 2002 - 2005 годах планируется:
       сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 6 - 6,5
   проц. от численности экономически активного населения;
       обеспечить снижение  средней  продолжительности  безработицы и
   довести данный показатель до 6,5 месяца;
       обеспечить сокращение  дисбаланса между спросом и предложением
   рабочей силы до 150 тыс. единиц;
       обеспечить посредничество в трудоустройстве 122 тыс.  человек,
   из них в 2002 году - 31 тыс. человек;
       привлечь к  участию  в  оплачиваемых  общественных  работах  и
   работах сезонного и временного характера 53 тыс. человек, из них в
   2002 году - 12,8 , тыс.человек;
       обеспечить обучение 6,2 тыс.  безработных граждан,  из  них  в
   2002 году - 1,4 тыс. человек;
       провести профориентационную работу с 200 тыс.  человек, из них
   в 2002 году - с 47 тыс. человек;
       поддерживать доходы   безработных   граждан,   трудоустройство
   которых оказалось затруднено.
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz