Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Дагестан

Архив (обновление)

 

ПОСЛАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОССОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 27.05.1999 О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ И ВАЖНЕЙШИХ ПРИОРИТЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В 1999 ГОДУ

(по состоянию на 17 июля 2006 года)

<<< Назад


                  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
                          РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

                                ПОСЛАНИЕ
                          от 27 мая 1999 года

                         О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ
                        И ВАЖНЕЙШИХ ПРИОРИТЕТАХ
                  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В 1999 ГОДУ

                                ВВЕДЕНИЕ

       Завершившийся 1998 год был нелегким для республики. Дагестанцы
   остро  испытали  на  себе  последствия  ряда негативных процессов,
   происходивших в стране и на Кавказе.
       Напряженным оставалось  экономическое  положение,  не  удалось
   улучшить основные  показатели  уровня  жизни  населения.  Со  всей
   остротой  встала  перед  дагестанским  обществом проблема борьбы с
   преступностью.  Серия террористических актов потрясла республику и
   принесла страдания в дома наших сограждан. Прошлый год был омрачен
   известными    антиконституционными    действиями,    предпринятыми
   Деструктивными силами в мае месяце.
       Однако, несмотря   на   горечь   потерь   и   испытаний,   наш
   многонациональный народ выстоял, не потерял своего лица в сумятице
   сложных событий,  не  позволил  нарушить  единство  и  целостность
   Дагестана.
       Очередное Конституционное Собрание Республики Дагестан, выборы
   нового  состава  Государственного  Совета  Республики  Дагестан  и
   Председателя   Государственного   Совета   Республики    Дагестан,
   прошедшие   недавно   референдум  и  выборы  в  Народное  Собрание
   Республики Дагестан,  первая сессия парламента нового  созыва  еще
   раз  со  всей  очевидностью  продемонстрировали  высокое  уважение
   дагестанского народа к Конституции РД,  сложившейся на  ее  основе
   политической  системе  и  институтам  государственной власти,  его
   твердую  приверженность  политическому  курсу,  которым  следовала
   республика в последние годы.
       Настоящее Послание -  первое  после  избрания  нового  состава
   Государственного Совета РД, выборов в Народное Собрание РД второго
   созыва. Оно знаменует начало нового этапа нашей совместной работы.
       От того сумеем ли мы уловить пульс общественной жизни,  чаяния
   и  стремления   нашего   народа,   верно   осмыслить   особенности
   переживаемого времени,  наладить плодотворное сотрудничество между
   всеми  ветвями  власти  и  институтами  гражданского  общества   в
   определяющей   степени   будет  зависеть  направление  дальнейшего
   развития республики.
       В главном  и  принципиальном  приоритеты нашей государственной
   политики  остаются  прежними.  Они  были  заложены  и   в   основу
   предыдущих    Посланий    Председателя   Государственного   Совета
   Республики  Дагестан  Народному  Собранию  Республики  Дагестан  и
   призваны   служить   достижению   политической,   экономической  и
   социальной  стабильности,  укреплению  основ  безопасности  нашего
   общества.
       В  соответствии   с   полномочиями,  определенными   пунктом 5
   статьи 95 Конституции Республики Дагестан  обращаюсь  к  депутатам
   Народного  Собрания  Республики  Дагестан  с ежегодным Посланием о
   положении республики.


                                ГЛАВА I

                РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
                               ДАГЕСТАНА

       Продолжающийся экономический  кризис  в стране,  неоднократная
   смена  федерального  Правительства  не  могли  не  отразиться   на
   политической и экономической ситуации в республике.
       В сложных  условиях   осуществлялся   политический   курс   по
   продолжению  реформ,  направленных  на  дальнейшую  демократизацию
   жизни нашего общества.
       В строгом   соответствии   с   Конституцией  проведены  выборы
   представительных органов местного  самоуправления,  избраны  главы
   городских, районных сельских и поселковых администраций.
       В установленные сроки  состоялось  заседание  Конституционного
   Собрания   республики,   на   котором  были  избраны  Председатель
   Государственного    Совета    Республики    Дагестан    и    члены
   Государственного Совета Республики Дагестан.
       В составе  Государственного  Совета  произошли  изменения,  он
   пополнился новыми политиками.  Вместе с тем, была избрана половина
   прежнего  состава,  что  свидетельствует  о  доверии  со   стороны
   дагестанского  общества  курсу,  который  проводил Государственный
   Совет все эти годы.
       Образовано Правительство  Республики Дагестан в новом составе,
   способное с учетом требований времени и новых задач поднять работу
   на качественно новый уровень.
       В соответствии   с   Конституцией   Республики   Дагестан    и
   избирательным  законодательством,  с  соблюдением  демократических
   процедур состоялись выборы в Народное Собрание  нового  созыва.  В
   парламент  республики  избраны  достойные  люди,  которым  оказано
   доверие избирателей.  Почти  треть  депутатов  Народного  Собрания
   прежнего  созыва подтвердили свои полномочия - они вновь избраны в
   парламент. Как и прежде, депутатский корпус многонационален, в его
   составе  больше  стало квалифицированных специалистов,  обеспечено
   представительство женщин.  Уверен,  что  новый  состав  парламента
   способен  решать  возложенные на него задачи.  Состоявшаяся первая
   сессия   Народного    Собрания    продемонстрировала    готовность
   парламентариев   к   согласованной  ответственной  работе  во  имя
   интересов дагестанского общества.
       Одновременно с выборами в  Народное  Собрание  Государственным
   Советом  РД  был  назначен  республиканский  референдум по вопросу
   учреждения  поста  всенародно  избираемого  президента  Республики
   Дагестан. Его результаты показали, что большинство дагестанцев, по
   прежнему,  не воспринимает  идею  президентства.  Против  введения
   поста   президента   в   республике   высказались   71,6  процента
   дагестанцев,  принявших участие в голосовании и лишь 23,6 процента
   избирателей поддержали эту идею.
       Из итогов референдума следуют соответствующие выводы.  Главный
   из  них  состоит в том,  что дагестанцы в течении восьми последних
   лет уже трижды твердо сказали "нет"  президентству  и  возврата  к
   этому  вопросу  в  ближайшей  перспективе  не  должно  быть.  Надо
   успокоиться, объяснить сторонникам этой идеи, что воля большинства
   дагестанцев  высказана  и  ее  надо  уважать.  Всем нам необходимо
   включиться в активную созидательную работу на благо Дагестана.
       Республика Дагестан сегодня имеет сформированные с соблюдением
   демократических процедур институты власти  на  всех  уровнях.  Это
   важнейший   результат   нашей   работы,  можно  сказать,  одно  из
   достижений   дагестанского   общества   в   развитии   демократии.
   Значимость   этого   события  состоит  в  том,  что  в  сложнейших
   политических,  экономических,  социальных условиях удалось создать
   правовую основу реформирования институтов власти,  сформировать их
   на всех уровнях и,  тем самым,  укрепить основы  государственности
   Дагестана.
       Теперь предстоит      сосредоточиться      на       дальнейшем
   совершенствовании    механизма   взаимодействия   и   эффективного
   функционирования всех  политических  институтов  общества.  Органы
   государственной    власти    и    управления,    органы   местного
   самоуправления,  общественные объединения, религиозные организации
   должны конструктивно взаимодействовать, направлять усилия на поиск
   путей сохранения единства и  целостности  республики,  преодоления
   последствий экономического кризиса.
       Определенный опыт   в   этом   отношении   у   нас   сложился.
   Выработались  оптимальные  нормы  и  принципы взаимодействия между
   ветвями   власти,    с    общественностью    республики.    Органы
   государственной  власти  в  сложных  ситуациях всегда опираются на
   общественные объединения, старейшин, интеллигенцию, представителей
   духовенства, на все здоровые, конструктивные силы нашего общества.
   Совершенствуя  и  развивая  эту  практику,  следует  стремиться  к
   дальнейшей открытости государственной политики, установлению более
   эффективной обратной связи с  институтами  гражданского  общества,
   обеспечению условий   для   контроля   общества  за  деятельностью
   государственного аппарата и местной власти.
       Необходимо активизировать  деятельность  по  совершенствованию
   законодательства республики. Парламент предыдущего созыва проделал
   значительную  работу  по разработке и принятию наиболее актуальных
   республиканских законов.  Но предстоит сделать значительно  больше
   и,   прежде   всего,   -   уточнить   законодательные  приоритеты,
   последовательность действий в сфере законодательства.  Акцент  при
   этом должен быть сделан на обеспечении стратегии выхода из кризиса
   и оздоровления всех сфер жизни дагестанского общества.
       Дальнейшего совершенствования       требуют       деятельность
   государственного  аппарата,  система  и  структура  исполнительной
   власти.
       Надо признать,  что  в  работе  с   кадрами,   в   организации
   государственной   и   муниципальной   службы   имеются   серьезные
   недоработки.  Многие  государственные  и  муниципальные   служащие
   нуждаются    в   профессиональной   переподготовке   и   повышении
   квалификации.  Важной является задача формирования  и  постоянного
   обновления резерва кадров государственных служащих.
       В центре внимания органов  власти  должны  оставаться  вопросы
   дальнейшего   укрепления  государственности  Республики  Дагестан,
   развития на конституционной  основе  взаимоотношений  Дагестана  с
   федеральными органами государственной власти.
       Республика Дагестан есть и впредь останется  составной  частью
   единого  экономического,  политического  и  правового пространства
   Российской Федерации. В то же время мы неоднократно сталкиваемся с
   ситуацией, когда    поддержанные    высшим   руководством   страны
   предложения республики, конкретные поручения Президента Российской
   Федерации  и  Председателя  Правительства  Российской Федерации не
   реализуются  отдельными  исполнителями  на  уровне  министерств  и
   Ведомств.
       Последовательно проводя выдержавшую испытание  временем  линию
   на единство с Российской Федерацией,  нам в то же время необходимо
   принципиально отстаивать и добиваться учета  интересов  республики
   при  решении  тех  или  иных проблем в федеральных органах власти.
   Предстоит довести до логического завершения работу  по  заключению
   Договора    о   разграничении   предметов   ведения   и   взаимном
   делегировании полномочий  между  органами  государственной  власти
   Российской Федерации и Республики Дагестан.
       Следует продолжить работу по налаживанию, укреплению торгово -
   экономических и культурных связей с регионами Российской Федерации
   и странами СНГ.  С этой целью в полную силу  должны  заработать  в
   текущем  году  представительства  Республики  Дагестан в субъектах
   России и странах СНГ по реализации ранее заключенных  договоров  и
   соглашений.
       В условиях многонационального Дагестана,  наряду с безусловным
   обеспечением прав и свобод человека и гражданина,  важное значение
   имеет гарантия равенства прав народов  Дагестана  во  всех  сферах
   жизни.
       Определенная система  таких  гарантий   у   нас   создана.   В
   соответствии    с    конституционными    нормами,   обеспечивается
   представительство  народов  в  органах  государственной  власти  и
   местного самоуправления.
       Понятно, что    гарантировать    абсолютно    пропорциональное
   представительство   практически  невозможно.  Поэтому  в  кадровой
   политике  мы  обязаны  сбалансировать  интересы  народов  и  права
   граждан,  с  учетом профессиональных,  моральных и деловых качеств
   конкретных лиц.
       Продолжается реформирование   судебной   системы,   органов  и
   учреждений  юстиции.  В  прошлом  году  в  республике   образована
   Регистрационная  палата  -  учреждение  юстиции по государственной
   регистрации прав на недвижимое имущество и сделок  с  ним.  Начало
   функционировать  Управление  судебного  департамента,  на  которое
   возложены вопросы организационного обеспечения деятельности судов,
   создана   служба   судебных   приставов.   Предстоит  формирование
   института мировых судей республики.
       Органам власти,  местного  самоуправления необходимо оказывать
   содействие в создании судам  надлежащих  условий  для  отправления
   правосудия, защиты прав и свобод наших граждан.
       Одним из важных  направлений  проводимых  политических  реформ
   является дальнейшее развитие местного самоуправления.
       За прошедший  период   создана   достаточная   правовая   база
   организации   местного  самоуправления.  Законодательно  определен
   статус представительных и исполнительных органов  местной  власти,
   завершено   их   формирование.   Идет  процесс  их  становления  и
   укрепления.
       К сожалению,  некоторые  местные  руководители  абсолютизируют
   идею местного самоуправления.  Поступают сигналы  о  самоуправстве
   отдельных   глав   администраций,   игнорировании  ими  полномочий
   представительных  органов  местного  самоуправления,  а  с  другой
   стороны    -   нежелании   или   неумении   последних   налаживать
   взаимодействие с главами местных администраций в рамках закона.
       Органам государственной власти республики необходимо тщательно
   разбираться  с  каждым  таким  случаем,   продолжить   работу   по
   совершенствованию  законодательства,  выработке механизма контроля
   за  деятельностью  местной   власти,   повышению   ответственности
   выборных  органов  и должностных лиц местного самоуправления перед
   населением и  государством  за  результаты  своей  деятельности  и
   соблюдение закона.


                                ГЛАВА II

                 ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ:
                  КУРС НА СОХРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО МИРА
                      И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ

       На общественно   -   политическую   обстановку   в  республике
   значительное   влияние   оказали   в   прошлом   году   проявления
   политического     и     религиозного     экстремизма,    непростая
   внутриполитическая  обстановка  в  соседней  Чеченской  Республике
   Ичкерия,  неурегулированность  вопросов пограничного и таможенного
   режима на южной  границе.  Все  это  и  многое  другое  продолжает
   беспокоить дагестанское общество, представляет определенную угрозу
   для мира и стабильности в Дагестане.
       Обоснованную тревогу   вызывают   у   дагестанцев   проявления
   нетрадиционного  для  мусульман  республики  течения   в   Исламе,
   приверженцы  которого  проповедуют  не  только  крайний фанатизм в
   вопросах веры, но и идею верховенства над светскими законами.
       Мы заявляли  и  заявляем  об уважительном отношении к религии.
   Конституцией  республики  признано  право  любого  гражданина   на
   свободу совести.  В республике созданы все условия для отправления
   религиозных потребностей верующих.
       Руководство республики    и    впредь    будет    поддерживать
   деятельность   духовенства   республики,    представителей    всех
   конфессий,  направленную  на  возрождение гуманистического начала,
   заложенного в религии, на укрепление мира и согласия между людьми.
   Но  когда  от  имени  и  под прикрытием религии попирается закон и
   правопорядок - это  уже  не  свобода  совести,  а  открытый  вызов
   обществу   и   органы  власти  обязаны  пресекать  любые  подобные
   действия.
       Надо сказать,  что  в  последнее  время  изменилось  отношение
   граждан к национальным движениям,  их роли  в  общественной  жизни
   республики.  Прежде  всего,  это  связано  с  изменением характера
   деятельности  самих  этих  движений,  которые  из  национально   -
   культурных  образований  постепенно  превратились  в национально -
   политические организации, что противоречит их уставам.
       Вместе с  тем,  в  общественном сознании национальные движения
   оказались дискредитированными  из-за  проникновения  в  их  состав
   криминальных элементов.
       Общественность все чаще выступает с требованием о самороспуске
   или даже запрете национальных движений,  справедливо полагая,  что
   существующие   проблемы   должны   решаться    не    общественными
   организациями или движениями, а государственными органами.
       С пониманием   относясь   к   подобной   постановке   вопроса,
   необходимо  все-же  исходить  из  того,  что  объединения граждан,
   созданные по узконациональному признаку,  так  и  не  прижились  в
   условиях  уникальной  многонациональности  Дагестана,  не получили
   массовой поддержки у народа.  Они не имеют перспектив и постепенно
   сходят  с  общественно - политической арены.  Попытки же некоторых
   руководителей этих движений оживить их деятельность  не  встречают
   понимание у большинства дагестанцев.
       Одной из острых остается  проблема  разделенных  народов.  Все
   больше  приходит  понимание,  что  территориального  решения этого
   вопроса сегодня и в ближайшем будущем не существует.  Проблему эту
   мы  решали и будем решать в экономической и национально-культурной
   плоскостях.  Органам  власти,  соответствующим   министерствам   и
   ведомствам республики  следует  продолжить  работу  в  направлении
   налаживания и расширения  торгово  -  экономических  и  культурных
   связей в приграничных районах.
       Мы, исходя из интересов наших народов, неуклонно должны шаг за
   шагом преодолевать нерешенные вопросы по границе с Азербайджаном и
   Грузией,   добиться   свободного   общения    людей,    укрепления
   всесторонних  связей  между  ними.  Весьма  позитивную роль в этом
   направлении сыграет  готовящееся  к  подписанию  Соглашение  между
   Правительством     Российской     Федерации    и    Правительством
   Азербайджанской Республики о сотрудничестве приграничных  районов,
   работу  над  которым  руководство  республики  проводило в течении
   длительного времени.
       Особую важность   для   сохранения   межнационального  мира  и
   согласия    в    республике    имеет     проблема     реабилитации
   репрессированного и депортированного населения.
       Несмотря на известные трудности,  связанные преимущественно  с
   острой нехваткой финансовых средств,  последовательно продолжается
   работа по восстановлению Ауховского района и переселению на  новое
   место  жительства  лакского населения Новолакского района.  Но ход
   реализации  этого  решения  нас   не   удовлетворяет.   С   учетом
   складывающейся   в  текущем  году  еще  более  сложной  финансовой
   ситуации необходимо выработать новые подходы к решению проблемы  и
   поэтапно  продвигаться к поставленной цели.  Нельзя не считаться с
   тем,  что с выполнением программы переселения связали свои  судьбы
   тысячи наших сограждан.
       Пролонгация соответствующего постановления Правительства РФ по
   данному  вопросу и наша принципиальная линия на реализацию решений
   III Съезда народных депутатов республики,  а также повседневная  и
   конкретная   работа   органов  государственной  власти  Дагестана,
   понимание и поддержка федерального центра являются гарантией того,
   что эта проблема найдет свое разрешение.
       Дагестан исторически сложился как уникальное многонациональное
   государственное  образование,  народы  республики  связаны  единой
   судьбой,  самой историей. Решение даже самой малой проблемы одного
   из   народов  Дагестана  невозможно  без  учета  интересов  других
   народов.  Здесь необходимы строгая взвешенность  и  точные  оценки
   перспектив развития нашего многонационального общества.
       Актуальными остаются  проблемы   дагестанской   диаспоры.   Их
   решение  должно  идти  в  направлении  углубления  налаженных нами
   связей со странами СНГ,  с субъектами Федерации и функционирующими
   в них национально - культурными организациями дагестанцев.
       Особо следует остановиться на отношениях Республики Дагестан и
   Чеченской Республики Ичкерия.
       Прошло уже  два  года  после  подписания  Договора  о  мире  и
   принципах  взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской
   Республикой  Ичкерия.   Однако   нельзя   сказать,   что   процесс
   урегулирования  в Чечне проходит легко и без проблем.  И сегодня в
   приграничных районах Дагестана  обстановка  продолжает  оставаться
   напряженной,     с    соседней    территории    не    прекращаются
   террористические  акты,   похищения   мирных   граждан,   грабежи,
   провокации  в  отношении  сотрудников  правоохранительных органов,
   другие преступления,  совершаемые  в  том  числе  межрегиональными
   преступными группировками.
       Несмотря на  то,  что  дагестанцы   стремятся   с   предельным
   пониманием отнестись к судьбе чеченского народа,  отдельные лица и
   организации,  легитимность которых подвергается сомнению  в  самой
   Чеченской Республике, пытаются посеять между нашими народами рознь
   и недоверие.
       Дагестан всегда  выступал за развитие добрососедских отношений
   с Чеченской Республикой Ичкерия.  В сегодняшней  тяжелой  ситуации
   укрепление   и   развитие  дружественных  отношений  между  нашими
   народами приобретает особую значимость.  С  уважением  относясь  к
   конституционным  органам  власти  ЧРИ,  укрепляя  сотрудничество с
   ними,  мы  будем  и  впредь  придерживаться  политической   линии,
   основанной  на  историческом добрососедстве и полном доверии наших
   народов друг к Другу.
       В целом же, проверенный временем курс на сохранение единства и
   целостности Дагестана в составе Российской  Федерации,  укрепление
   мира  и  согласия  в республике,  взаимовыгодного сотрудничества с
   соседями,  со всеми народами  многонациональной  России  и  впредь
   остается стержневым принципом нашей государственной политики.


                               ГЛАВА III

                     НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ
                           В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

       Экономическая ситуация  в  республике в 1998 году определялась
   основными параметрами,  масштабом финансового кризиса в  целом  по
   стране   и  принимаемыми  мерами  по  его  преодолению.  Трудности
   проводимых реформ в экономике России  отрицательно  отразились  на
   всех сферах нашей деятельности.
       Значительное сокращение объемов бюджетного  финансирования,  в
   первую  очередь централизованных,  предусмотренных постановлениями
   Правительства РФ,  и их распыленность по  многочисленным  объектам
   сократили   объемы   строительства   и   приостановили  реализацию
   важнейших  федеральных  и   республиканских   программ.   Ситуация
   усугублялась   систематическим  недофинансированием  Министерством
   финансов РФ установленных бюджетных заданий на 1998 год.
       Сократилось производство    в    промышленности   и   сельском
   хозяйстве,  в  сложном  положении   оказалась   бюджетная   сфера.
   Усилились   инфляционные  процессы,  дифференциация  населения  по
   доходам  и  материальной  обеспеченности.  Значительно  сократился
   внешнеторговый  оборот  республики,  замедлилось сотрудничество со
   странами  ближнего  зарубежья,  в  том  числе   процесс   создания
   совместных предприятий.
       Определяющее влияние  на  ситуацию  в  сфере  потребительского
   рынка   оказали  последствия  августовского  финансового  кризиса.
   Ажиотажный спрос,  вызванный им,  повлек за собой рост цен. В этих
   условиях  в  республике  был  предпринят  ряд  неотложных  мер для
   социальной защиты населения  и  целенаправленного  воздействия  на
   потребительский рынок.
       При всей сложности ситуации в прошлом году  сделаны  некоторые
   положительные шаги по стратегическим направлениям экономики.
       Принята Федеральная    целевая    программа    социально     -
   экономического  развития  Республики  Дагестан  на  период до 2001
   года.   Осуществляется   поддержка   развития   базовых   отраслей
   производства,  созданы равноправные условия для развития всех форм
   собственности.  Антикризисные меры по  стабилизации  экономической
   ситуации  и обеспечению населения продовольствием,  крепнущий слой
   предпринимателей,  особенно в сфере потребительского рынка, легкой
   и  пищевой промышленности,  в стройиндустрии,  сельхозпроизводстве
   позволили по многим параметрам  преодолеть  кризисные  явления  не
   хуже,  а  в обеспечении населения продовольствием - даже несколько
   лучше  среднероссийских  показателей.   На   фоне   общего   спада
   производства несколько вырос выпуск потребительских товаров.
       В республике     продолжалось      строительство      объектов
   производственного и жилищно - гражданского назначения. Увеличились
   мощности в пищевой и перерабатывающей промышленности.  Развивается
   малое  предпринимательство,  построенное  на новых хозяйственных и
   кооперационных связях. Введен первый гидроагрегат Ирганайской ГЭС,
   увеличены  мощности  на  Махачкалинской  ТЭЦ,  ведутся  работы  по
   строительству  линий  электропередач  и  восстановлению  связи   с
   энергосистемой    Северного    Кавказа.   Сданы   в   эксплуатацию
   автомобильные дороги с твердым покрытием и мосты, сотни километров
   водопроводных  и  газовых сетей.  В ряде городов и районов введены
   АТС,  построены школы,  больницы, свыше 350 тыс. кв. метров жилья,
   библиотека на 1,5 млн.  томов в Махачкале. Обеспечена относительно
   стабильная работа жизнеобеспечивающих систем в зимний период.
       Вместе с тем, для создания устойчивой к экономическим кризисам
   системы  требуются  глубоко  продуманная  стратегия  социально   -
   экономического  развития  и решительные действия,  направленные на
   оживление производства,  расширение налогооблагаемой базы с  целью
   самообеспечения первоочередных потребностей республики.
       Это прежде  всего  поддержка  наиболее   важных   существующих
   структурообразующих   предприятии,   которые   обеспечат   прирост
   количества  рабочих  мест   и   дадут   дополнительные   налоговые
   отчисления во все уровни бюджетов.
       Актуальным остается создание в республике крупного транзитного
   и    транспортного   узла,   а   следовательно   и   необходимость
   государственной    поддержки     реконструкции     Махачкалинского
   международного   морского   порта  и  аэропорта,  расширение  сети
   железных дорог.
       Дальнейшее развитие  должен получить топливно - энергетический
   комплекс республики и,  в первую очередь,  необходимо  наращивание
   добычи  нефти  и  газа.  Продолжатся  работы  по  вводу в действие
   второго  энергоблока  Ирганайской  ГЭС,  завершению  строительства
   первой   очереди   высоковольтной  линии  "Буденовск  -  Кизляр  -
   Чирьюрт".      Предполагается      ввести      в      эксплуатацию
   нефтеперерабатывающий завод,  первую очередь перемычки газопровода
   "Макат - Северный Кавказ" -  "Моздок  -  Казимагомед"  на  участке
   Кизляр - Бабаюрт.
       Требуется разработка   и   реализация   комплекса    мер    по
   оздоровлению государственных финансов республики. И здесь во главу
   угла должен быть  заложен  принцип  -  максимум  рациональности  и
   оптимальности бюджета.
       Основной задачей  реализации  бюджета   1999   года   является
   обеспечение   своевременного   финансирования   защищенных  статей
   расходов.
       Необходимо отказаться  от принятия решений,  влекущих за собой
   расходы, не предусмотренные Законом Республики Дагестан о бюджете.
   Нецелевому  использованию  средств  надо поставить твердый заслон,
   бескомпромиссно наказывать виновных должностных лиц.
       Как и  в  предыдущие  годы,  бюджет  должен  иметь  социальную
   направленность,   а   бюджетные   средства    -    прежде    всего
   сконцентрированы   на   решении  неотложных  социальных  вопросов:
   газификация, водоснабжение, дорожное строительство.
       Бюджетные расходы  будут определяться исходя из режима жесткой
   экономии государственных средств.  В этих условиях  Правительством
   Республики  Дагестан  принимаются  меры  по сокращению расходов на
   содержание   органов   власти   и   государственного   управления,
   численности   работников   и  фонда  оплаты  труда  министерств  и
   ведомств, администраций районов и городов.
       Приоритетами бюджетной   политики   на  ближайшую  перспективу
   должны     быть     неукоснительное     исполнение      налогового
   законодательства,  решение  проблемы  неплатежей,  укрепление роли
   фискальных и контролирующих  органов  в  обеспечении  собираемости
   налоговых платежей.
       От хаотичных,  бесцельных  проверок   контролирующих   органов
   следует   перейти  к  целенаправленной,  хорошо  скоординированной
   работе,   нацеленной   на    строгое    соблюдение    действующего
   законодательства в финансовой сфере.
       Предстоит принять  действенные  меры  по  пресечению  практики
   уклонения  налогоплательщиков  от  выполнения  своих  обязательств
   перед    государством,    усиления    ответственности     злостных
   неплательщиков.
       Учитывая недостаточность внутренних источников финансирования,
   в  1999 году необходимо вести более активную работу по привлечению
   иностранных инвестиций. Мы обязаны выработать такую инвестиционную
   политику,  которая  будет базироваться на привлечении в республику
   долгосрочных кредитов частных  лиц,  отечественных  и  иностранных
   инвесторов.  При  этом  необходимо  иметь  в  виду,  что  основной
   причиной   непривлекательности   республики   для    потенциальных
   инвесторов  является  общественно  - политическая нестабильность в
   регионе.  Поэтому задачу привлечения в  республику  инвестиционных
   потоков  необходимо  рассматривать  в  тесной взаимосвязи с нашими
   усилиями по оздоровлению общественно - политической обстановки.
       Главным инструментом  государственного  инвестирования  должен
   стать бюджет развития и связанные с ним  механизмы  предоставления
   гарантий и залогов.
       Финансирование коммерчески окупаемых инвестиционных проектов и
   целевых  программ  будет  осуществляться исключительно на платной,
   срочной и возвратной основе.
       Необходимо усилить  государственное влияние на экономику путем
   эффективного использования государственной собственности.
       Предстоит ускорить  разработку комплекса законодательных актов
   по всему блоку социально - экономических проблем,  направленных на
   упорядочение   налоговых   отношений,   регулирование   бюджетного
   процесса, повышение эффективности управления собственностью.
       Правительству РД следует принять серьезные меры по поддержке и
   реанимированию  промышленности,  продолжить  дальнейшее   развитие
   производств,  базирующихся  на использовании собственных ресурсов.
   Имея  в  республике  достаточные   производственные   мощности   и
   технологические  возможности,  зачастую допускаются случаи закупки
   за счет  средств  бюджета  товаров  за  пределами  республики  для
   обеспечения   потребностей   социальной   сферы.  Пора  решительно
   отказываться от этой практики и размещать  государственные  заказы
   на предприятиях республики.
       Основными направлениями работы в аграрном секторе должны  быть
   достижение   продовольственного   самообеспечения   республики   и
   занятости населения  на  селе.  Многое  еще  предстоит  сделать  в
   области развития фермерства и стимулирования предпринимательства.
       Следует направить усилия на  развитие  экспортного  потенциала
   республики.   Предстоит   завершить   организацию   и   обеспечить
   функционирование  свободных  складов,  особое   внимание   уделить
   налаживанию приграничного экономического сотрудничества.
       Целенаправленная реализация   указанных   мер   является    на
   сегодняшнем  этапе  нашего  развития  необходимым условием подъема
   экономики и повышения уровня жизни населения республики.


                                ГЛАВА IV

                УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА, ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                  ДИСЦИПЛИНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ

       Острейшей проблемой,    беспокоящей     общество,     остается
   преступность.     Она     характеризуется     высокой     степенью
   организованности,  вооруженности, профессионализмом и представляет
   угрозу   не   только   правам  и  свободам  наших  граждан,  но  и
   безопасности общества.
       Серьезному испытанию  подвергся в прошлом году конституционный
   строй республики. Известные майские события, убийство Председателя
   Духовного     управления     мусульман    -    Муфтия    Дагестана
   Сайидмухаммада-хаджи   Абубакарова,   взрыв    на    ул.Пархоменко
   г.Махачкалы,  повлекший за собой многочисленные жертвы, ряд других
   тяжких преступлений,  вызвавших широкий общественный резонанс,  со
   всей   остротой   поставили  вопрос  о  способности  и  готовности
   государственной власти  к  решительным  действиям  по  обеспечению
   правопорядка,    защите   конституционного   строя,   единства   и
   целостности Дагестана.
       Сложившаяся ситуация  вынудила  нас  мобилизовать  все  силы и
   средства,  принять экстренные меры по  наведению  порядка,  начать
   решительную борьбу с организованной преступностью. Государственный
   Совет,  Народное  Собрание  и  Правительство  Республики  Дагестан
   приложили   максимум   усилий   для  обеспечения  конституционного
   правопорядка,  стабилизации общественно - политической обстановки,
   создания  условий  для  дальнейшего  укрепления  государственности
   республики.
       Четко определенная  политическая  воля органов государственной
   власти, поддержанная  гражданами,  всей  общественностью   создали
   благоприятную  обстановку  для  усиления  борьбы  с организованной
   преступностью, коррупцией, другими тяжкими преступлениями.
       Ряд широкомасштабных          мероприятий,         проведенных
   правоохранительными органами республики,  энергичные и решительные
   совместные   действия  МВД  РД  и  Межведомственной  оперативно  -
   следственной бригады,  направленной в республику  из  федерального
   Центра,    переломили   ситуацию   в   борьбе   с   организованной
   преступностью   и   положительно    повлияли    на    стабилизацию
   криминогенной ситуации в целом.
       Раскрыто и  предотвращено  несколько  террористических  актов.
   Обезврежена  бандитская  группа,  совершившая дерзкое нападение на
   Агульский отдел внутренних дел,  пресечена деятельность нескольких
   преступных  групп,  систематически  занимавшихся похищениями наших
   граждан,  вооруженных бандформирований,  совершавших нападения  на
   блок  -  посты  и  наряды  милиции  на  административной границе с
   Чеченской Республикой.  Обнаружены и изъяты крупные партии оружия,
   боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
       Возбуждены и  расследуются  уголовные  дела  по  ряду   фактов
   хищения   государственных   финансовых  средств  в  особо  крупных
   размерах.  Разоблачено   организованное   преступное   сообщество,
   занимавшееся изготовлением и сбытом фальшивой валюты.
       В целом  же  по  преступности  в  прошлом  году  был   нанесен
   серьезный  и очень чувствительный удар,  который продемонстрировал
   потенциальные возможности наших правоохранительных органов.
       Однако криминогенная  ситуация  в республике остается сложной.
   Обстрел    здания    Махачкалинской    городской    администрации,
   продолжающиеся  провокации  на  административной  границе  с  ЧРИ,
   похищения людей,  покушения на жизнь работников органов внутренних
   дел,  захваты  административных  зданий,  в том числе зданий самих
   органов внутренних дел и многое другое свидетельствует о том,  что
   в   последнее  время  правоохранительные  органы  самоуспокоились,
   снизили по ряду направлений контроль за процессами,  происходящими
   в  криминальной сфере.  Подтверждение этому террористический акт в
   отношении заместителя прокурора республики Булатова К.Г., убийство
   которого  является  откровенным  вызовом  всей  правоохранительной
   системе республики.
       Низка раскрываемость тяжких и особо тяжких видов преступлений,
   в том числе с использованием взрывчатых устройств.  Нет конкретных
   результатов     в     раскрытии    убийства    Муфтия    Дагестана
   Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова,  не доведены до завершения  дела
   по   взрыву   на   ул.Пархоменко  в  г.Махачкале,  жилого  дома  в
   г.Каспийске и  ряду  других  тяжких  преступлений,  совершенных  в
   предыдущие годы.
       Справедливое возмущение  вызывают  преступления,  связанные  с
   похищениями   и   торговлей  людьми.  Действия  правоохранительных
   органов   неадекватны   степени   общественной   опасности    этих
   преступлений,   особенно   в   части   выявления   и  разоблачения
   организованных преступных групп.
       Не найдены  эффективные  способы  изъятия оружия у вооруженных
   преступных формирований, пресечения процесса его распространения и
   незаконного оборота.
       Статистические данные не вполне  отражают  истинное  положение
   дел  в борьбе с преступностью.  Высоким остается уровень латентной
   преступности.
       Низка раскрываемость    преступлений   и   связанная   с   ней
   безнаказанность преступников дискредитируют  органы  правопорядка,
   ставят под сомнение их способность защитить наших граждан.
       Одной из причин такого положения является то,  что на работу в
   правоохранительные,  контролирующие  органы все еще попадают люди,
   предающие интересы  службы,  допускающие  факты  взяточничества  и
   другие должностные преступления.
       Свидетельством серьезных  недостатков  в   работе   с   личным
   составом  являются  продолжающиеся  случаи  убийства  и  похищения
   работников органов внутренних дел  при  исполнении  ими  служебных
   обязанностей.
       Позорным является  беспрецедентный   случай   захвата   здания
   Каякентского районного отдела внутренних дел и освобождение из-под
   стражи задержанного по подозрению в совершении преступления.
       Без должного  внимания  со стороны руководства соответствующих
   ведомств остаются факты злоупотребления  служебным  положением,  в
   том числе в подразделениях налоговой инспекции, полиции, таможни и
   других контрольных и надзорных органов.
       Высокому уровню     общекриминального     фона    способствует
   экономическая преступность,  причастность к ней  должностных  лиц.
   Крупные  хищения  и  нарушения  выявлены  в  отделении Пенсионного
   фонда,  в  системе  легкой  промышленности  и   некоторых   других
   отраслей.  Использованы  не  по  назначению  значительные денежные
   средства  в  результате  бесконтрольности  и  попустительства   со
   стороны глав администраций некоторых районов и городов.
       За злоупотребление    служебным     положением,     совершение
   преступлений   в  сфере  экономики  в  1998  году  освобождены  от
   занимаемых должностей ряд руководителей и ответственных работников
   министерств   и   ведомств,   главы  администраций  гг.  Каспийск,
   Дагестанские Огни, Табасаранского района.
       В целом  же  правоохранительные  и  контролирующие  органы  не
   сумели еще создать надежный заслон против преступности и нарушений
   законности.
       Нередко еще  имеют  место  факты  освобождения  из-под  стражи
   граждан,  задержанных по подозрению в совершении преступлений,  не
   принимаются действенные меры  по  задержанию  лиц,  объявленных  в
   розыск,   допускается  неоправданная  волокита  при  расследовании
   уголовных дел, не изжиты случаи принятия по ним незаконных решений
   судами, увода преступников от заслуженного наказания.
       Сложившаяся криминогенная  обстановка,  масштабы  преступности
   требуют самых решительных совместных действий,  объединения усилий
   государственных   органов,   правоохранительных   структур,   всей
   общественности республики.
       Серьезного анализа требует практика работы таможенных органов,
   всех   служб,  работающих  с  ними  по  обеспечению  экономической
   безопасности,  таможенного режима,  перекрытию каналов незаконного
   поступления оружия и наркотиков на территорию республики.
       Необходимо принять    меры,    направленные    на     очищение
   правоохранительных    и    контролирующих    органов    от   людей
   непрофессиональных,  вызывающих  сомнение  в  честном   исполнении
   своего служебного  долга.  При этом следует изыскивать возможности
   для государственной поддержки сотрудников, честно выполняющих свой
   профессиональный долг, нередко рискуя жизнью во имя людей.
       Судебным органам  республики  необходимо  усилить  карательную
   практику,  особенно,  по тяжким преступлениям, решительно изживать
   факты волокиты и нарушения сроков рассмотрения уголовных дел.
       Следует повысить действенность прокурорского надзора, добиться
   того,  чтобы роль Прокуратуры республики в борьбе с  преступностью
   стала максимально эффективной.
       В борьбе с преступностью должны  найти  свое  место  и  органы
   местного    самоуправления,   которые   располагают   достаточными
   организационными возможностями,  позволяющими оказать  влияние  на
   профилактику  правонарушений  и  укрепление  правопорядка.  К этой
   работе   следует   шире   привлекать   общественность,   население
   республики. Необходимо повсеместно создать обстановку нетерпимости
   к нарушениям законности и правопорядка.
       Положение дел  в  экономике,  финансовой  и  социальной  сфере
   республики  убеждает   в   необходимости   решительного   усиления
   контрольных  функций  государства,  исполнительской  дисциплины  в
   органах власти и управления.
       В предыдущем   Послании  была  отмечена  недостаточная  работа
   контрольных  и  надзорных  органов   в   обеспечении   надлежащего
   исполнения  принятых  законодательных  и  иных  нормативных актов.
   Однако принимаемые решения по прежнему  не  реализуются  в  полной
   мере.  И  главная  причина  - халатное отношение должностных лиц к
   своим служебным обязанностям.
       Государственному Совету  и  Правительству  Республики Дагестан
   следует максимально усилить контроль,  повысить требовательность и
   ужесточить  ответственность  руководителей министерств,  ведомств,
   глав местных администраций за состояние исполнительской дисциплины
   и законности.
       Особого внимания  требует  проблема  эффективного   управления
   государственной собственностью. Отсутствие целенаправленной работы
   представителей  государства  в  органах   управления   акционерных
   обществ,   имеющих  государственную  долю  в  уставных  капиталах,
   привело к  тому,  что  в  республиканский  бюджет  практически  не
   поступают  дивиденды,  тогда как на протяжении ряда лет в доходной
   части бюджета планируется поступление значительных сумм.
       Не налажена  система рационального использования недвижимости,
   находящейся в государственной собственности.  Поступление арендной
   платы   от   использования   нежилых   помещений   республиканской
   собственности далеко отстает от сумм, предусмотренных заключенными
   договорами. Не изжита практика незаконного предоставления льгот по
   арендной плате.
       Здесь необходимо    навести   должный   порядок,   осуществить
   инвентаризацию     и     проверку     законности     использования
   государственного     нежилого    фонда.    Надо    незамедлительно
   приостановить строительство и приобретение административных зданий
   и сооружений за счет бюджетных средств.  Многочисленные недостатки
   и нарушения действующего законодательства в области приватизации и
   управления  государственной  собственностью должны быть решительно
   пресечены Правительством республики.
       Огромный ущерб  не  только  экономике,  но  и  здоровью  наших
   граждан наносит    завоз    в    республику    некачественной    и
   несертифицированной   продукции.  Необходимы  экстренные  меры  по
   защите      дагестанского      потребителя,       республиканского
   продовольственного рынка.
       Требует кардинального улучшения работа  налоговых  органов  по
   мобилизации платежей в бюджета и внебюджетные фонды. Тот факт, что
   в 1998 году не только не обеспечено  формирование  предусмотренных
   бюджетных  доходов,  но  и  допущено  снижение этого показателя по
   сравнению с предыдущим  годом  является  свидетельством  серьезных
   недоработок и упущении в работе этих органов.
       Невостребованным в  бюджетную   систему   остается   налоговый
   потенциал   предприятий,   производящих   алкогольную   продукцию.
   Реальные налоговые поступления в консолидированный бюджет  в  виде
   акцизов  от  предприятий  этой отрасли составляют всего лишь около
   половины от сумм, проектируемых в бюджете доходов.
       Принятый недавно   Закон   РД   "Об   идентификации   качества
   алкогольной и табачной продукции,  реализуемой на территории РД" и
   последующие   решения   Правительства   РД   призваны   ужесточить
   государственное регулирование производства и оборота алкогольной и
   табачной продукции.
       Повышенного внимания   правоохранительных   и   контролирующих
   органов   требует   ситуация,   складывающаяся  в  сфере  теневого
   нефтебизнеса.  Должна  быть  решительно   пресечена   деятельность
   преступных  групп,  занимающихся  незаконной  переработкой  нефти,
   ввозом в республику и реализацией безлицензионной нефтепродукции.
       Тревожной остается   ситуация   с  использованием  биоресурсов
   Каспия.  Не   снижаются   масштабы   браконьерства,   продолжается
   хищническое истребление этого национального достояния. Дальнейшего
   развития требует природоохранная деятельность. Нерациональное, а в
   некоторых  случаях,  бездумное  отношение  к природно - ресурсному
   потенциалу республики ставит под угрозу целостность  экологической
   среды.  Природоохранные  органы  должны  принять меры по наведению
   порядка  в  этой  сфере,  в  том  числе  через  более  эффективное
   функционирование системы экологического принуждения.
       В целом же работа контрольных  и  надзорных  органов  все  еще
   малоэффективна  и  нуждается в существенном улучшении.  Необходима
   четкая координация их деятельности,  строгое разграничение функций
   и полномочий, ликвидация дублирующих структур.
       Общественно -   политические,   социально   -    экономические
   процессы,  происходящие  в  последние  годы в стране и на Кавказе,
   особенности  геополитического  положения,   в   котором   оказался
   Дагестан,   выдвинули   на   передний  план  проблему  обеспечения
   безопасности республики.
       Помимо первоочередных,  связанных с борьбой  с  преступностью,
   обеспечением      экономических      интересов,     экологической,
   информационной  защитой  и  прочих  задач,  проблема  безопасности
   республики сегодня включает ряд других,  затрагивающих сферу наших
   стратегических государственных  интересов.  Они  должны  постоянно
   находиться в центре внимания органов власти.
       Прежде всего    это    касается    необходимости     активного
   противодействия  попыткам отдельных деструктивных сил использовать
   наши   временные   трудности   для   дестабилизации    обстановки,
   вмешательства во внутренние дела Российской Федерации и Республики
   Дагестан.
       Будущее Дагестана   в   немалой  степени  связано  с  внешними
   политическими и экономическими факторами.
       Поэтому необходимо  добиваться  того,  чтобы федеральный Центр
   максимально  учитывал  стратегическое   значение   Дагестана   как
   субъекта Российской Федерации и его интересы при реализации единой
   государственной политики в регионе.
       Особую актуальность   приобретает,   в   частности,   проблема
   использования богатств  Каспийского  моря.  К  настоящему  времени
   стороны,  вовлеченные в борьбу вокруг ресурсов Каспия,  обозначили
   зону  своих  интересов.  В  этих  условиях,   располагая   морским
   побережьем   протяженностью   в   650   км,   Дагестан   не  может
   довольствоваться ролью стороннего наблюдателя.
       Любые решения,  принимаемые  на  уровне  высших органов власти
   республики,  должны   в   нынешних   условиях,   помимо   прочего,
   базироваться  на  учете наших стратегических интересов и возможных
   угроз национальной безопасности Дагестана.  Правительству,  Совету
   Безопасности    Республики    Дагестан   необходимо   своевременно
   разрабатывать и выдавать  рекомендации,  обеспечивать  координацию
   усилий   органов   государственного  управления,  направленных  на
   поддержание безопасности республики на соответствующем уровне.


                                ГЛАВА V

                ЗАЩИТА ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
                    ЛЮДЕЙ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

       В условиях  продолжающегося снижения уровня жизни значительной
   части населения в республике удалось несколько улучшить работу как
   по выплатам заработной платы,  пенсий и социальных пособий,  так и
   постепенному погашению накопившейся задолженности.
       Расходы по  заработной  плате,  детским  пособиям и стипендиям
   были  определены  как  приоритетные  и  защищенные,  а   средства,
   выделяемые  на  эти  цели,  использовались  строго  по назначению.
   Продолжая эту работу, мы должны в первую очередь оказать поддержку
   наиболее нуждающимся категориям граждан.
       Необходимо продолжить    проведение    пенсионной     реформы,
   ликвидировав промежуточные звенья в обеспечении пенсиями.
       С учетом наличия в республике большого количества  безработных
   особое   внимание   следует   уделить   погашению   образовавшейся
   задолженности по выплате пособий  безработным  гражданам,  активно
   рассматривая эти вопросы в соответствующих федеральных органах.
       Как известно,  1999 год объявлен  Генеральной  Ассамблеей  ООН
   Международным   годом  пожилых  людей.  Правительством  Республики
   Дагестан предусмотрен целый комплекс мероприятий  по  всесторонней
   поддержке старшего поколения.
       Всем министерствам  и  ведомствам,  администрациям  городов  и
   районов   необходимо   оказывать   повседневное   внимание  каждой
   нуждающейся семье, с большой ответственностью подойти к реализации
   льгот и компенсаций, усилению адресности их предоставления.
       В условиях  низкого  жизненного   уровня   большинства   семей
   необходимо  проявлять  особое  внимание  к  детям  из малоимущих и
   неблагополучных семей, детям - сиротам и детям - инвалидам.
       Непростой остается    ситуация   в   системе   здравоохранения
   республики. Особое беспокойство вызывает напряженность в санитарно
   -   гигиенической  и  эпидемиологической  обстановке,  рост  числа
   инфекционных заболеваний,  в  том  числе  туберкулеза.  Факторами,
   сдерживающими   развитие   здравоохранения,   повышение   качества
   медицинского  обслуживания,   по-прежнему,   остаются   недостаток
   финансирования,    трудности    в    обеспечении    населения    и
   лечебно - профилактических учреждений медикаментами.
       Несмотря на это, в сложной социально - экономической ситуации,
   в 1998 году введены в эксплуатацию и завершено строительство  ряда
   лечебных   учреждений,   удалось   сдержать   обвальное  ухудшение
   материально - технического потенциала системы здравоохранения.
       В соответствии   с  принятыми  за  последнее  время  решениями
   Правительства   Российской   Федерации,   органы   здравоохранения
   республики  должны  обеспечивать  население  необходимым минимумом
   медицинских  услуг,  в  том  числе   гарантированной   медицинской
   помощью,  нормализовать  положение  с  обеспечением лекарственными
   средствами.
       Большего внимания  требуют  вопросы  профилактики заболеваний,
   повышения роли амбулаторно - поликлинической медицинской помощи.
       Дагестан всегда  славился  выдающимися  спортсменами,  которые
   известны своими достижениями не только в России, но и далеко за ее
   пределами.   Однако  физкультурным  организациям  республики  надо
   больше уделять внимания массовой физической культуре, ее внедрению
   в  повседневную  жизнь  народа  как  средства укрепления здоровья.
   Необходимо  усилить  работу  по  подготовке  ведущих   спортсменов
   республики   к   ответственным   соревнованиям,   в   частности  к
   Олимпийским играм 2000 года.
       Особого внимания требует наша молодежь. Прежде всего беспокоит
   отсутствие у значительной части  молодых  дагестанцев  возможности
   применения  своих  сил  и  профессиональных  навыков,  рост уровня
   безработицы среди них.
       Мы не должны забывать, что формирующийся стиль жизни, характер
   мировосприятия,  ценностные ориентиры подрастающего поколения  уже
   сегодня становятся основой для тенденций развития республики в XXI
   веке.
       Несмотря на     крайне     сложные     финансовые     условия,
   совершенствуется содержание образования, создаются новые программы
   и   учебники,  внедряются  государственные  стандарты,  улучшается
   система   управления   качеством   образования,    аттестации    и
   аккредитации, укрепляется правовая база отрасли.
       Но в   целом  состояние  системы  образования  характеризуется
   недостаточным   финансированием,    ухудшением    материально    -
   технической  базы  образовательных  учреждений,  перегрузкой школ,
   необеспеченностью учебниками.
       Переход к  рынку  привел  к  резкому  ухудшению  материального
   положения    ВУЗов,   средних   специальных   учебных   заведений,
   замедлились темпы технического  оснащения  их  учебной  и  научной
   базы. Актуальной    остается    проблема   использования   научных
   разработок дагестанских ученых на практике.
       При всех  экономических  трудностях  развитие  образовательной
   сферы следует рассматривать  как  один  из  важнейших  приоритетов
   государственной политики. Ведь речь идет о будущем республики. Нам
   необходимо сохранить тот образовательный потенциал, которым мы уже
   располагаем,  славные  традиции  нашей школы,  замечательные кадры
   нашей системы образования и науки.
       Осуществление планов   во   всех  сферах  общественной  жизни,
   достижение поставленных целей мы должны напрямую связать не только
   с   наращиванием   материальных   ресурсов,  но  и  с  эффективной
   реализацией нашей научной,  образовательной и культурной политики,
   с    максимальным    использованием    возможностей    духовно   -
   интеллектульной сферы.
       Отрадно, что  в  прошлом году удалось несколько расширить сеть
   учреждений   культуры    республики:    открыты    государственный
   Азербайджанский драматический театр, Республиканская детская школа
   циркового искусства,  проведена подготовительная работа к открытию
   Театра  оперы  и  балета.  Необходимо  и впредь проявлять заботу о
   сохранении и развитии  самобытной  многонациональной  дагестанской
   культуры.
       Особого разговора  заслуживает   информационная   политика   и
   деятельность   средств  массовой  информации,  которые  в  немалой
   степени ответственны сегодня за судьбу Дагестана.
       Мы придаем  большое  значение развитию государственных средств
   массовой информации,  распространению  оперативной  и  достоверной
   информации    среди    населения.   Образовано   Министерство   по
   национальной политике, информации и внешним связям РД.
       Надо признать,   что   финансово   -   экономический   кризис.
   республики тяжело отразился на положении  республиканских  средств
   массовой   информации,   деятельности  издательств  и  типографий,
   финансируемых  из  республиканского  бюджета.  В   этих   условиях
   необходимо   усилить  внимание  и  оказать  максимально  возможную
   поддержку  средствам  массовой  информации,  повысить  их  роль  в
   упрочении   единства   и   согласия   в  Дагестане,  в  укреплении
   нравственных основ жизни общества.
       Необходимо изыскивать   возможности  улучшения  материально  -
   технического  обеспечения  республиканских   электронных   средств
   массовой  информации с тем,  чтобы добиться большей информационной
   насыщенности эфира и оперативности освещения событий.


                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Необходимо признать,   что   легкого   выхода   из   нынешнего
   положения,    быстрого   преодоления   накопившихся   проблем   не
   существует,  равно  как  и  необходимых  для  этого   материальных
   средств. В настоящем Послании обозначено то, что необходимо делать
   и будет делаться, по возможности, при любых обстоятельствах.
       Вся деятельность    органов    власти    Республики   Дагестан
   непосредственно  связана   с   общероссийскими   политическими   и
   социально  -  экономическими  реалиями последних лет.  Перспективы
   нашего развития в 1999 году,  как и  в  прошлые  годы,  во  многом
   определяются   характером   и   направлением   процессов,  которые
   происходят в стране.  К сожалению, не изжиты и еще будут влиять на
   нашу  жизнь,  на проводимую нами государственную политику причины,
   порождающие  возможность  крайне  опасного  развития  событий   на
   Северном Кавказе и вокруг Дагестана.
       В этих условиях нам особенно нужны  сплоченность  и  единство.
   Политика всех ветвей государственной власти,  деятельность органов
   местного самоуправления,  общественных объединений, граждан должна
   складываться  из  солидарного  выражения  и осуществления основных
   жизненно - важных интересов и чаяний дагестанцев.
       За годы   реформ  и  демократических  преобразований  накоплен
   значительный опыт,  очень ценный для нашей предстоящей  совместной
   работы. Этот опыт позволяет сделать главный и совершенно очевидный
   вывод о том,  что при разумном и  взвешенном  политическом  курсе,
   сохранении  проверенных  временем  ориентиров мы сумеем обеспечить
   мир и согласие на нашей земле,  единство и целостность  Дагестана,
   вывести    республику   из   нынешних   трудностей,   сделать   ее
   самообеспеченным и  одним  из  благополучных  регионов  Российской
   Федерации.
       Не сомневаюсь, что именно на этом пути совместными усилиями мы
   добьемся   успехов   в   реализации   намеченных   планов  во  имя
   благополучия и процветания Дагестана.

                                 Председатель Государственного Совета
                                                  Республики Дагестан
                                                          М.МАГОМЕДОВ
   Махачкала
   27 мая 1999 г.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz