Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Дагестан

Архив (обновление)

 

ПОСЛАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОССОВЕТА РД ОТ 19.03.1998 О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ И ВАЖНЕЙШИХ ПРИОРИТЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В 1998 ГОДУ

(по состоянию на 17 июля 2006 года)

<<< Назад


                                ПОСЛАНИЕ
        Председателя Государственного Совета Республики Дагестан
                 Народному Собранию Республики Дагестан
                         от  19 марта 1998 года
   
             О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ И ВАЖНЕЙШИХ ПРИОРИТЕТАХ
                  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В 1998 ГОДУ
   
                                ВВЕДЕНИЕ
   
       Прошедший 1997 год стал для нашей,  республики еще одной вехой
   на пути коренных перемен во всех сферах жизни общества.
       Исходя из   особенностей   переживаемого  времени,  важнейшими
   приоритетами в деятельности органов власти в 1997 году  оставались
   дальнейшее  укрепление  государственности,  сохранение  единства и
   территориальной      целостности      Дагестана,       обеспечение
   межнационального мира и согласия, безопасности общества и граждан,
   преодоление экономического кризиса и его социальных последствий.
       В непростых   условиях,   используя   имеющиеся   возможности,
   республика   продолжала   движение   по   пути   политических    и
   экономических реформ.
       С целью повышения эффективности  государственной  власти  были
   усовершенствованы   система  и  структура  органов  исполнительной
   власти,  проведено   обновление   состава   Правительства   РД   и
   руководящих   кадров  ряда  республиканских  ведомств.  Утверждена
   Программа деятельности Правительства,  направленная на закрепление
   наметившихся  стабилизационных  тенденций  в экономике и повышение
   уровня жизни населения республики.
       Несмотря на  имеющиеся  трудности,  в  1997  году в республике
   сохранены условия для дальнейшего движения вперед.
       Впервые за  время реформ минувший год принес ощутимые признаки
   экономической стабилизации.
       Вместе с   тем   принимаемые   меры  не  привели  пока  еще  к
   долговременной и прочной стабильности. Предстоит большая работа по
   оздоровлению   социально  -  экономического  положения  Дагестана,
   дальнейшему укреплению  его  государственности,  улучшению,  жизни
   наших   граждан,   обеспечению   условий  для  духовного  развития
   общества.
       Решение этих   и  других  созидательных  задач,  к  сожалению,
   осложняется   нестабильностью   политической   обстановки   вокруг
   республики,   продолжающимися  провокациями  против  нее,  высоким
   уровнем преступности, многими другими причинами.
       Не будет  преувеличением  сказать,  что  республика переживает
   сейчас один из  ответственнейших  периодов  своего  общественно  -
   исторического развития в XX столетии. Важнейшая задача на нынешнем
   этапе состоит в  том,  чтобы  объединить  усилия  органов  власти,
   общественно  -  политических  объединений,  национальных движений,
   представителей духовенства,  всех здоровых  сил  общества  во  имя
   сохранения  мира и согласия,  укрепления безопасности республики и
   достижение на этой основе устойчивого экономического роста.
       В соответствии с полномочиями, определенными  пунктом 5 статьи
   95 Конституции Республики Дагестан обращаюсь к депутатам Неродного
   Собрания  Республики Дагестан,  с ежегодным Посланием "О положении
   республики и важнейших приоритетах государственной политики в 1998
   году".
   
   
                                ГЛАВА I
   
                ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО,
                 ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И
                   УКРЕПЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ
   
       Благодаря взвешенной политике,  осуществляемой Государственным
   Советом,  Народным Собранием и Правительством Республики Дагестан,
   усилиями местных органов власти,  общественности удалось сохранить
   единство  и  согласие  в  дагестанском  обществе.  Несмотря на все
   трудности появились определенные позитивные изменения в экономике,
   закрепляются    демократические    основы    организации   власти,
   опирающейся на  волю  народа,  определяются  ориентиры  в  решении
   острых политических вопросов.
       Важнейшим направлением работы органов власти республики были и
   остаются взаимоотношения с федеральными органами.
       Следует отметить,  что проблемы политического и экономического
   развития  республики  всегда  находили  понимание  и  поддержку  в
   федеральное  Центре  и,  прежде  всего,  у  Президента  Российской
   Федерации Б.Н.Ельцина и в Правительстве Российской Федерации.
       В то же время,  к сожалению, на федеральном уровне не сложился
   действенный  и  четкий  механизм своевременного решения неотложных
   проблем  регионов.   Жизнь   со   всей   очевидностью   доказывает
   настоятельную  необходимость  формирования  такого механизма,  как
   одного из  важных  условий  укрепления  подлинного  федерализма  в
   российском государстве.
       В целях  совершенствования  взаимоотношений   с   федеральными
   органами   власти  подготовлен  проект  Договора  о  разграничении
   предметов ведения  и  полномочий  между  органами  государственной
   власти Российской Федерации и Республики Дагестан.  Его заключение
   позволит  вывести  отношения  между  органами  власти   Республики
   Дагестан и Российской Федерации на качественно новый уровень.
       Республика Дагестан - неотъемлемая составная часть  Российской
   Федерации.  Такова  воля  нашего  народа,  закрепленная в Основном
   Законе  Дагестана.   Поэтому   государственное   строительство   в
   республике   непосредственно   связано   со   становлением   новой
   российской государственности.  Исходя из этого,  мы и впредь будем
   последовательно     придерживаться     федеративных     принципов,
   закрепленных в  Конституции  Российской  Федерации.  Осуществление
   политики,  основанной  на учете интересов как Республики Дагестан,
   так и общенациональных интересов российского государства в  целом,
   мы  рассматриваем  как необходимое условие укрепления дагестанской
   государственности.
       В 1997  году заключен ряд договоров о дружбе и сотрудничестве,
   подписаны соглашения о развитии экономических и культурных  связей
   с  другими  субъектами Российской Федерации.  В республике открыты
   представительства  МИД  и  Миннаца   Российской   Федерации.   Для
   налаживания и укрепления взаимовыгодных связей с другими регионами
   России  и  странами  СНГ  в  десяти  субъектах  РФ,  а   также   в
   Азербайджане.    Казахстане    и   на   Украине   назначены   наши
   представители.  Работа в этом направлении будет активно продолжена
   и в текущем году.
       Важнейшей задачей остается дальнейшее укрепление в  республике
   эффективно функционирующей государственной власти.
       Сегодня, спустя почти четыре года после  принятия  Конституции
   РД  1994  года,  можно с уверенностью сказать,  что нынешняя форма
   организации власти на уровне  республики  на  данном  историческом
   этапе    развития   является   наиболее   приемлемой,   отвечающей
   потребностям     времени,     волеизъявлению      и      интересам
   многонационального народа Дагестана.
       Принципиально новый для  республики  политический  институт  в
   лице  Государственного Совета Республики Дагестан ,  возглавляющий
   исполнительную власть, доказал свою эффективность. В нем удалось с
   одной   стороны,   воплотить   важнейший  демократический  принцип
   разделения властей,  а  с  другой  стороны  -  учесть  исторически
   сложившуюся многонациональную специфику дагестанского общества,
       За истекший Период  Государственным  Советом  РД  осуществлены
   меры   организационного   и  правового  порядка,  направленные  на
   упорядочение  системы  и  структуры  ее  исполнительных   органов,
   повышение  ответственности  кадров.  Обновлен состав Правительства
   Республики  Дагестан,   упразднен   ряд   министерств,   ведомств,
   комитетов.
       Достаточно активно осуществлялась законодательная деятельность
   Народного  Собрания  Республики  Дагестан,  в поле зрения которого
   находились  актуальные  вопросы  жизни   дагестанского   общества.
   Парламент  республики становится действенным институтом власти,  в
   котором  в  условиях  гласности   вырабатываются   законодательные
   решения,   учитывающие   интересы   всех   народов   Дагестана   и
   способствующие сохранению мира и согласия.
       Вместе с тем законотворческий процесс в республике нуждается в
   дальнейшем совершенствовании. Приоритет должен быть отдан базовым,
   системообразующим  законам.  Необходимо  ускорить  законодательное
   регулирование многих сфер нашей жизни. Особенно это касается сферы
   экономики,  земельных  правоотношений.  В вопросе землепользования
   необходимо найти решение,  которое учитывало бы всю специфику этих
   правоотношений в Дагестане и, вместе с тем, обеспечило бы создание
   условий   для   экономического   роста   на   базе    эффективного
   использования земли.
       По прежнему  недостаточно  активно  проводят  законотворческую
   работу министерства, ведомства, да и Правительство РД, хотя на это
   указывались и в предыдущем Послании.
       Эффективность государственной  политики  в  значительной  мере
   зависит от результативности работы органов исполнительной власти.
       В сложной   обстановке   органы   власть  Республики  Дагестан
   находили в основном правильные ответы на самые острые допросы.  Мы
   избежали крайних, поспешных решений, которые могли повлечь тяжелые
   последствия для нашего народа, сохранили в обществе дух согласия и
   единства.
       В то  же  время  еще  не  на  всех  уровнях  органы  власти  и
   должностные  лица работают эффективно.  Многие из них не действуют
   самостоятельно  в  реализации  своих  полномочий,  ждут   указаний
   сверху.
       Правительству РД необходимо продолжить работу по  упорядочению
   системы  и  структуры  органов исполнительной власти,  оптимизации
   расходов  на  содержание  государственного  аппарата,   укреплению
   порядка и дисциплины, усилению ответственности должностных лиц.
       Повышению эффективности  деятельности  органов  исполнительной
   власти   должен   способствовать   Закон   "О  Правительстве  РД",
   подготовка которого завершается.
       Необходимо также ускорить принятие законов о государственной и
   муниципальной службе в Республике Дагестан и на их основе добиться
   обеспечения  всех участков власти и управления квалифицированными,
   энергичными и знающими дело кадрами.
       Уровень задач, стоящих перед республиканскими государственными
   органами,  предъявляет возрастающие требования к  профессионализму
   кадров,   их   квалификации,   степени   соответствия   занимаемой
   должности.
       Руководители органов  власти  всех уровней должны обеспечивать
   профессиональное и своевременное решение вопросов.  Те,  кто не  в
   состоянии  этого  делать,  у  кого  не хватает воли и политической
   ответственности за обеспечение качественной  работы  на  вверенных
   участках, должны уступить место другим.
       Особое положение в системе органов власти занимают суд, органы
   прокуратуры, юстиции. Работа этих органов всегда на виду общества,
   и по ней в значительной степени оценивается гражданами работа всей
   власти.
       Мы намерены и впредь оказывать необходимую поддержку  судебной
   системе,   правоохранительным   органам  и  полагаем,  что  вправе
   рассчитывать на повышение качества работы и наращивание их  усилий
   по   укреплению  законности,  обеспечению  защиты  прав  и  свобод
   граждан.
       Важнейшим направлением     нашей     деятельности     остается
   формирование  жизнеспособной  системы  местного  самоуправления  в
   республике.
       В прошлом году по этому  вопросу  принят  ряд  законодательных
   актов. Впервые проведены демократические выборы глав администраций
   городов  и  районов,  в  настоящее  время  проходят  выборы   глав
   администраций   поселков,   сел   и   других   населенных  пунктов
   республики,  должны состояться выборы  в  представительные  органы
   местного  самоуправления. При всех сложностях, с которыми пришлось
   нам столкнуться в процессе их организации и проведения, эти выборы
   стали   важным   уроком   политической   демократии,   значительно
   приблизили   дагестанское   общество   к   достижению    реального
   народовластия.
       Работа в этом  направлении  еще  не  завершена,  и,  очевидно,
   процесс  становления  полноценного  местного самоуправления займет
   длительное время.  Но условия для этого создаются уже  сегодня,  и
   должно  быть  ясное  понимание  того,  что  чем более экономически
   самостоятельными и сильными,  политически и социально  стабильными
   будут    самоуправляющиеся    территории,    тем    устойчивее   и
   жизнеспособнее  будет  наша  республика,  а  в  конечном  счете  и
   Федерация.
       Исходя из этого,  следует завершить формирование правовой базы
   местного  самоуправления,  укреплять его финансово - экономические
   основы, осуществлять необходимые меры государственной поддержки.
       Политические, экономические,   социальные  реалии,  в  которых
   находится  Республика  Дагестан,  ставят  сегодня  во  главу  угла
   проблему обеспечения ее безопасности.  Это - важнейшее направление
   нашей работы на нынешнем этапе.  Корни многих явлений и процессов,
   осложняющих обстановку в республике,  уходят в прошлое и порождены
   не всегда продуманной политикой.  Решение таких проблем  потребует
   значительного времени и соответствующих экономических условий.
       Однако, есть задачи, решение которых не может откладываться.
       Беспокойство вызывает     дестабилизирующее     влияние     на
   дагестанское общество обстановки в соседней  Чеченской  Республике
   Ичкерия.  Урегулированию  отношений с ней органы власти,  местного
   самоуправления, общественность республики уделяли особое внимание.
   Дагестанцы  искренне  переживают  за судьбу чеченского народа,  по
   мере возможности помогают ему.  Мы  всегда  были  против  силового
   решения  ситуации  в  ЧРИ,  а  после  прекращения военных действий
   активно искали пути налаживания отношений с нашими соседями.
       Вместе с  тем республика вынуждена укреплять границу в связи с
   непрекращающимися   провокациями   и   вооруженными    нападениями
   бандитских   формирований   с   территории   Чечни  на  военные  и
   гражданские  объекты,  многочисленными  фактами  захвата  людей  в
   заложники.
       Руководством республики приняты значительные меры по  усилению
   работы  правоохранительных органов,  улучшению их оснащенности.  В
   течение 1996 - 1998 гг.  штат органов МВД  РД  увеличен  почти  на
   четыре тысячи единиц.  Укреплены территориальные органы милиции по
   линии административной границы с ЧРИ.  Приняты меры  по  улучшению
   материально  -  технической  оснащенности  органов внутренних дел,
   подразделений  МО  РФ  и  МВД  РФ,   размещенных   в   республике.
   Используются  все формы,  и прежде всего политические,  для снятия
   напряжения и обеспечения безопасности Дагестана.
       Важным шагом   а  этом  направлении  стал  визит  Председателя
   Государственного Совета Республики Дагестан в Чеченскую Республику
   Ичкерия,  состоявшиеся  встречи  и  переговоры  с  Президентом ЧРИ
   Масхадовым А.А.  Они  позволили  повысить  уровень  доверия  между
   Республикой  Дагестан  и  Чеченской  Республикой  Ичкерия и должны
   послужить делу укрепления мира и безопасности в регионе.
       Подлинные интересы  чеченского и дагестанского народов диктуют
   необходимость дальнейшего развития конструктивных отношений  между
   нашими  республиками.  Поэтому  необходимо  активно  проводить эту
   работу на уровне органов местного самоуправления, привлекать к ней
   представителей общественности.
       Важнейшим фактором,  влияющим на  стабильность  в  республике,
   является   состояние  общественно  -  политических,  в  том  числе
   межнациональных отношений.
       Государственный Совет   Республики   Дагестан,  другие  органы
   власти  прилагали  максимум  усилий   для   сохранения   согласия,
   соблюдения   важнейших,  проверенных  временем  приоритетов  нашей
   национальной политики.  Мы последовательно и твердо придерживались
   политики,    направленной   на   обеспечение   государственной   и
   территориальной целостности республики, на решение проблем каждого
   народа  при  учете  интересов  всех народов.  К этой работе широко
   привлекались общественно - политические объединения граждан.
       Республика совместно с субъектами Северного Кавказа и странами
   ближнего  зарубежья  активно  занималась  проблемами   разделенных
   народов.  Приняты  решения об открытии упрощенных пунктов пропуска
   на южной границе,  в том числе дополнительных,  сняты  практически
   ограничения  для передвижения граждан и грузов.  В соответствующих
   федеральных  ведомствах  и  в   органах   власти   Азербайджанской
   Республики  находятся  в  стадии согласования проекты соглашений и
   других  документов  по  вопросам   приграничного   сотрудничества.
   Разрабатываются   совместные   программы  в  области  образования,
   сохранения языка, культуры, защиты прав национальных меньшинств.
       Продолжался поиск   путей   решения   проблем,   связанных   с
   восстановлением прав репрессированных и депортированных народов. С
   учетом  изменившихся  обстоятельств  принята обновленная Программа
   реализации  решений  III   Съезда   народных   депутатов   РД   по
   восстановлению  Ауховского  района  и  переселению  на новое место
   жительства лакского населения Новолакского района.
       Одно из  главных  мест  в  стратегии государственного развития
   Дагестана занимала в последние годы политика укрепления  дружбы  и
   взаимопонимания между народами.  Именно такая принципиальная линия
   позволила дагестанцам сохранить мир и стабильность  в  республике,
   добрые   отношения   с   соседями.  Этой  линии  мы  будем  твердо
   придерживаться и впредь.
       В то  же  время события в г.  Буйнакске и Казбековском районе,
   серия террористических актов,  попытки дестабилизации обстановки в
   г.Махачкале  и  многие  другие  факты  свидетельствуют о том,  что
   определенные силы упорно пытаются толкнуть  дагестанское  общество
   на  очень  опасный путь,  втянуть дагестанцев в пучину вооруженных
   конфликтов.
       До сих,   пор  продолжаются  попытки  навязать  обществу  идеи
   пересмотра выбранных дагестанским народом приоритетов  национально
   - государственного устройства и развития.  Подавляющее большинство
   дагестанцев  давно  осознало  их  опасность,  и   лишь   отдельные
   общественные   деятели,   которые  далеки  от  истинных  интересов
   дагестанского народа,  все еще находятся  в  плену  своих  опасных
   затей.   Осложняет   общественно   -   политическую  обстановку  в
   республике чрезмерная политизация некоторых национальный  движений
   и религиозных организаций.
       Наряду с позитивной ролью возрождающейся религии в  укреплений
   межнационального  согласия  и  общедагестанского  единства  особое
   беспокойство   в   обществе   вызывают   проявления   религиозного
   экстремизма,   которые   представляют   серьезную  угрозу  миру  и
   стабильности в республике.
       Хотя эти явления и не имеют поддержки в дагестанском обществе,
   тем не  менее  не  следует  недооценивать  их  возможные  пагубные
   последствия   для   судеб  дагестанцев.  Государственным  Советом,
   Народным   Собранием   и   Правительством   Республики    Дагестан
   принимаются  меры  организационного  и  идеологического порядка по
   пресечению  деятельности  экстремистов,   распространяющих   идеи,
   которые   чужды  и  опасны  для  дагестанского  общества,  чреваты
   междоусобицей, а то и гражданской войной.
       В целях  недопущения  опасного  развития  событий в республике
   следует  принять  решительные  меры  к  разоблачению  покровителей
   экстремистского  течения  в  исламе,  дать им научный,  правовой и
   организационный отпор,  призвать к ответу перед законом  тех,  кто
   занимается  подрывной  антиконституционной деятельностью.  В то же
   время,    действуя    методом    убеждения,    необходимо    вести
   разъяснительную  работу  с  той  небольшой частью наших сограждан,
   попавших   под   влияние   религиозного   течения,   которое    не
   воспринимается подавляющим большинством мусульман республики.
       К этой работе необходимо  подключать  широкую  общественность,
   интеллигенцию,  духовенство. Более активно следует сотрудничать со
   здоровыми  силами  в   общественных   объединениях,   особенно   в
   национальных  движениях.  Надо  приложить  максимум усилий к тому,
   чтобы их деятельность способствовала укреплению мира и согласия  в
   обществе.
       Мы обязаны общими усилиями  пресекать  любые  попытки  подрыва
   основ   конституционного   строя,  посягательств  на  безопасность
   республики и ее граждан.  Потомки не простят нам, если мы допустим
   раскол  в  дагестанском обществе,  который неминуемо отбросит наше
   развитие назад.
   
   
                                ГЛАВА II
   
               ОТ СТАБИЛИЗАЦИИ - К ПОЛИТИКЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
                  СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Экономическое положение     республики     в     1997     году
   характеризовалось формированием определенных позитивных тенденций.
       Впервые за последние годы увеличились объемы валового продукта
   республики  (102,6%).  В  отдельные отраслях экономики происходила
   стабилизация  производства,  и  наметились  точки   экономического
   роста.  Увеличение  производства  наблюдалось в электроэнергетике,
   легкой  и  пищевой  промышленности,  промышленности   строительных
   материалов.  Введены  в  действие  новые  предприятия  и мощности.
   Осуществлялись меры по техническому перевооружению и реконструкции
   перерабатывающих    предприятий    агропромышленного    комплекса,
   предприятий транспорта,  связи, стекольного производства, созданию
   современного комплекса по переработке кожи,  шерсти,  текстиля,  а
   также нефтепереработки.
       За истекший    период   удалось   несколько   оживить   работу
   транспортного комплекса. Завершено 1 строительство железнодорожной
   линии "Кизляр - Карланюрт", по ней открыто грузовое и пассажирское
   движение.  Приняты меры по увеличению самолетного  парка  и  линий
   международных воздушных перевозок, завершается разработка проектов
   реконструкции   Махачкалинского   морского   торгового   порта   и
   аэропорта.
       Удалось сохранить  системы   жизнеобеспечения,   удовлетворить
   основные   потребности   республики   в   электроэнергии  и  газе.
   Улучшилось  качество  и  выросли  объемы  услуг   связи.   Активно
   развивался потребительский рынок.
       Все большую    роль    в    экономике    республики     играет
   негосударственный сектор,  в том числе предпринимательство, дающие
   около двух третей валового продукта и налоговых поступлений.
       С целью   преодоления   спада   производства   и   закрепления
   положительных тенденций в  экономике  Государственным  Советом  РД
   принята  Программа  деятельности Правительства Республики Дагестан
   на период по июль 1998 года.
       Вместе с   тем  в  экономике  продолжаются  дестабилизационные
   процессы.
       В промышленности факторами,  сдерживающими производство, стали
   высокие налоги и цены на продукцию  сырьевых  отраслей.  Трудности
   обусловлены также неплатежеспособностью потребителей и сложностями
   со сбытом,  наличием большого  парка  устаревшего  оборудования  и
   отсталых    технологий,    низкой    инвестиционной   активностью,
   недостаточным воздействием рыночных и государственных регуляторов,
   стимулирующих товаропроизводителей.
       Не дают пока ожидаемых результатов реформы в  агропромышленном
   комплексе,  которые  ограничиваются  лишь формальными структурными
   изменениями и практически не затрагивают радикальных  изменений  в
   экономических   отношениях.   Формой  меновых  отношений  остается
   бартер.  При отсутствии денежных  средств  аграрный  сектор  лишен
   возможности формировать платежеспособный спрос.
       Положение дел   в   аграрном   секторе    экономики,    помимо
   экономического    кризиса    в    стране,   диспаритета   цен   на
   сельскохозяйственную продукцию и промышленные  товары,  ослабления
   государственной     поддержки     АПК,     усугубляется     низким
   платежеспособным,  спросом населения, вследствие чего значительная
   часть  сельскохозяйственной продукции оказывается невостребованной
   или продается по относительно низким ценам.
       На протяжении ряда лет не улучшается ситуация в инвестиционной
   сфере.  В результате  постоянного  сокращения  объемов  инвестиций
   уменьшается  ввод  в действие основных фондов,  замедляется замена
   устаревшего оборудования, усиливается старение основного капитала,
   происходит  свертывание  государственной поддержки производителей,
   падает эффективность капитальных вложений.
       В связи   с   этим  особое  значение  в  современных  условиях
   приобретают вопросы  формирования  благоприятного  инвестиционного
   климата  в республике с целью привлечения ресурсов отечественных и
   иностранных инвесторов.
       Охвативший страну  бюджетный  кризис  резко ухудшил финансовую
   ситуацию,  оказались  недофинансированными  жизненно  важные   для
   Дагестана  программы и проекты.  Не снята проблема снижения уровня
   дотационности республиканского бюджета.
       Нерешенными остались  проблемы,  связанные  со своевременным и
   полномасштабным сбором налогов.  Неудовлетворительный сбор налогов
   усугубился  тем,  что  более  55 процентов общего объема налоговых
   платежей поступило по безденежным зачетам. В результате ухудшилась
   структура   платежных   средств.   Отсутствие  наполнения  бюджета
   реальными   денежными   потоками   отрицательно   сказывается   на
   финансовом обеспечении текущих расходов бюджета,  в том числе и по
   защищенным статьям.
       Бесспорно, базовым  документом  на  текущий  год  и  ближайшую
   перспективу   для   нас   является   постановление   Правительства
   Российской федерации от 10 сентября 1997 г. "О неотложных мерах по
   стабилизации и развитию экономики  Республики  Дагестан".  Поэтому
   вся  работа  Государственного  Совета РД,  Правительства РД,  всех
   министерств,  ведомств республики, органов местного самоуправления
   должна   быть   подчинена   максимальной  реализации  мероприятий,
   предусмотренных данным постановлением.  В этой связи Правительству
   РД  необходимо  срочно  представить  в Правительство РФ и добиться
   утверждения Федеральной целевой программы стабилизации социально -
   экономического   развития  республики  на  период  до  2001  года,
   реализация  которой  позволит  существенно   улучшить   финансовое
   самообеспечение,      эффективнее      использовать      имеющийся
   производственный и трудовой потенциал.
       Необходимо принять    дополнительные   меры   по   наращиванию
   собственной  доходной  базы   городских   и   районных   бюджетов,
   стимулировать  развитие  налогоемких  и  подакцизных  производств,
   постепенно выравнивать  условия  налогообложения  за  счет  отмены
   необоснованных  налоговых льгот на всех уровнях бюджетной системы.
   Ввести порядок оценки деятельности любых структур  по  степени  их
   влияния на пополнение бюджета и,  соответственно,  исходя из этого
   оказывать им государственную поддержку.
       Приходится еще  раз обратить особое внимание налоговых органов
   на необходимость решительного выявления и наказания юридических  и
   физических   лиц,  укрывающих  имущество  или  занижающих  доходы,
   подлежащие налогообложению.  Следует активнее применять  процедуру
   обращения  недоимок  и  платежей  в бюджет на имущество должников,
   наладить индивидуальную работу с крупными неплательщиками налогов.
       В текущем   году   предстоит  работа  по  изменению  структуры
   подразделений Национального банка  РД  и  связанной  с  нею  схемы
   прохождения   платежей  кредитных  организаций,  юридических  лиц,
   бюджетных  организаций.  В  части  обслуживания  бюджетной   сферы
   ведущая роль отводится Управлению федерального казначейства по РД.
   Поэтому крайне важна четкая координация действий этого ведомства с
   Министерством финансов и Национальным банком Республики Дагестан.
       При осуществлении структурной перестройки экономики необходимо
   содействовать    перепрофилированию,    улучшению    управляемости
   предприятий,   стимулировать   их   деятельность   по    повышению
   эффективности  производства.  Одновременно  необходимо  ужесточить
   санкции к предприятиям,  допускающим неплатежи,  неуплату налогов,
   активнее   задействовать  механизм  банкротств.  Правительству  РД
   следует принять  серьезные  меры  по  поддержке  и  реанимированию
   промышленности,  изыскать  возможности  и источники для пополнения
   оборотных средств,  создать при необходимости  фонд  стабилизации.
   При   этом    поддержкой   должны   пользоваться   только,   такие
   производства, которые имеют гарантированный сбыт продукции.
       Важное значение  для  республики  имеет дальнейшее наращивание
   топливно -  энергетического  комплекса.  Открываются  перспективы,
   связанные  с  разработкой  месторождения  Инчхе-море,  объявленным
   тендером по освоению  шельфа  Каспийского  моря,  транспортировкой
   ранней  каспийской нефти через территорию республики,  увеличением
   наших возможностей в снабжении газом  за  счет  новых  скважин  на
   Дмитровском   месторождении.   В   энергетике   необходимо   также
   обеспечить ввод первого агрегата Ирганайской ГЭС, завершить работы
   на   Махачкалинской   ТЭЦ,  активизировать  работы  по  реализации
   программы строительства малых ГЭС.
       Стабилизирующее влияние окажет ввод предприятий по переработке
   кожи  и  шерсти,  производству   гребенной   пряжи,   перевязочных
   материалов,  стеклотары,  упаковки, переоснащение перерабатывающей
   промышленности,  которые обеспечат дополнительные рабочие места  и
   пополнение бюджета.
       В аграрном  секторе  нужна   глубоко   продуманная   стратегия
   проведения  реформы.  К  сожалению,  здесь  не создана современная
   рыночная инфраструктура,  в  которой  основной  упор  делается  на
   развитие     хранения,     переработки,     торговли,    перевозки
   сельскохозяйственной  продукции.  В  этом  направлении  и  следует
   проводить   аграрную  политику,  расходовать  выделенные  для  АПК
   средства.
       Нужны существенные   подвижки   в   работе  по  стимулированию
   предпринимательства,  необходимо  более  энергично  развивать  его
   инфраструктуру.  Пора  задействовать  механизм  реального  доступа
   предпринимателей  к  простаивающим  и   недогруженным   мощностям,
   оборудованию  и механизмам,  ускорить внедрение упрощенной системы
   налогообложения,  бухгалтерского  учета  и  отчетности,  упростить
   практику  регистрации  предприятий  и предпринимателей.  Предстоит
   осуществить меры по созданию гибкой системы поддержки  и  развития
   предпринимательства, в том числе в сельской местности.
       Важной задачей  остается  ускорение  создания   в   республике
   крупного  транзитного  и транспортного узла и формирование на этой
   основе новых схем товаропотоков между Европой и  Юго  -  Востоком.
   Поэтому  надо  изыскать  возможности  для  завершения обустройства
   железнодорожной линии Кизляр - Карланюрт, а также  найти  реальные
   источники инвестиций для реконструкции морского порта и аэропорта.
   Актуальной  остается  проблема   развития   автомобильных   дорог,
   особенно в горной местности, как одного из слаборазвитых элементов
   транспортной системы республики.
       Учитывая возрастающую  роль  качественной  и  надежной  связи,
   пристальное внимание по-прежнему  будет  уделяться  этому  сектору
   экономики.
       Правительству Республики    Дагестан    необходимо    изменить
   положение  дел в капитальном строительстве,  где заморожены в виде
   "незавершенки"  огромные  средства,  надо  разобраться  с   каждым
   объектом,  освободиться  от  строек,  которые невозможно завершить
   государственными средствами.  В то же время следует  сосредоточить
   усилия   на  обеспечении  ввода  в  действие  объектов  социальной
   значимости с высокой степенью готовности.  Для этого  имеет  смысл
   составить  специальную  программу по вводным стройкам.  Необходимо
   объявить  моратории  на  любое  новое  строительство  промышленных
   объектов  за счет государственных средств и ресурсов,  направив их
   на модернизацию и реконструкцию существующих мощностей.
       В рамках предстоящей жилищно - коммунальной реформы необходимо
   отказаться от устаревших форм управления,  осуществить постепенный
   переход   предприятий   отрасли   на  самоокупаемость,  обеспечить
   снижение издержек производителей услуг.  Основные усилия жилищно -
   коммунальных   служб   должны   быть   направлены   на  стабильное
   обеспечение населения  водой,  теплом  и  энергией,  на  улучшение
   санитарного состояния городов и районов республики.
       Намечаемые на 1998 год федеральные государственные  инвестиции
   положительно повлияют на реализацию наших основных программ,  если
   мы исключим практику безадресного,  нецелевого  их  распределения,
   обеспечим строгое соблюдение лимитов и направлений, определенных в
   федеральной инвестиционной программе.
       Одним из   условий  оживления  экономики  республики  является
   обеспечение сбыта  производимой  продукции  и  продвижение  ее  на
   рынке.   Поэтому   особую   значимость  приобретает  осуществление
   активной политики государства в области  расширения  рынков  сбыта
   продукции   дагестанских  товаропроизводителей,  содействия  в  ее
   рекламе, защиты интересов местных производителей.
       В условиях  когда  основные элементы системы централизованного
   управления  разрушены,  одной   из   острейших   остается   задача
   управления  государственной  и  муниципальной  собственностью.  На
   федеральном,  республиканском и муниципальном уровне не выработаны
   современные механизмы управления собственностью.  Приватизация еще
   не стала рычагом структурных преобразований, стимулом и источником
   инвестиций.
       Поэтому здесь основным направлением деятельности Правительства
   РД    должно    стать    повышение   эффективности   использования
   государственной  собственности  на  основе   управления   пакетами
   государственных  акций  с  целью  получения  дохода,  формирования
   индивидуальных  программ   продажи   пакетов   акций,   реализации
   концепции   несостоятельности,   обращения  долгов  на  имущество.
   Безотлагательно необходимо решать вопросы по оформлению и возврату
   государственных  капитальных  вложений,  направленных на поддержку
   акционерных обществ.  Все,  что отдает государство, должно быть на
   возвратной и платной основах.
       Решения о приватизации объектов  до  принятия  Государственной
   программы  приватизации  Республики  Дагестан  должны  приниматься
   непосредственно Правительством РД. Особое внимание при этом должно
   уделяться сохранению максимального числа рабочих мест и социальной
   инфраструктуры.
       Необходимо осуществить  действенные  меры  по  формированию  и
   развитию в  республике  полноценного  рынка  ценных  бумаг  и  его
   интегрированию в федеральную инфраструктуру,  разработать механизм
   продажи долгов  предприятий  -  недоимщиков,  оформленных  в  виде
   векселей,  акций,  облигаций  на  открытом рынке.  Важное значение
   приобретает вторичная эмиссия акций предприятий.
        Не секрет,  что  реформы проходят с существенными издержками.
   Поэтому  следует  предпринять  решительные  шаги  по  практической
   корректировке курса экономических и социальных реформ,  выработать
   такую стратегию, которая позволит нам в кратчайшие сроки исправить
   допущенные    просчеты,    создать    условия    для   устойчивого
   экономического роста.
        Несмотря на  всю  сложность и противоречивость происходящих в
   обществе процессов,  мы надеемся сохранить и  развить  достигнутые
   позитивные результаты, усилить гарантии социальных и экономических
   прав  граждан,  кардинально  изменить  финансовую   обеспеченность
   социальной  сферы,  создать  условия  для  повышения  уровня жизни
   дагестанцев.
   
   
                               ГЛАВА III
   
                 УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА,
                  УСИЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И
                 ДИСЦИПЛИНЫ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ
                           ПРЕДСТОЯЩИХ ЗАДАЧ
   
       В истекшем   году   в   некоторой   степени   активизировалась
   деятельность контрольных,  надзорных и правоохранительных органов,
   увеличился, по сравнению с предыдущим периодом, объем выявленных и
   устраненных   нарушений  законности.  Однако  потенциал  имеющихся
   возможностей реализован далеко не в полной мере.
       Несмотря на   целенаправленные  усилия,  принимаемые  органами
   государственной власти,  коренного перелома в вопросах  укрепления
   законности,  правопорядка и дисциплины,  усиления государственного
   контроля добиться не удалось.
       По-прежнему серьезную    озабоченность    вызывает   состояние
   законности  в  сфере  экономики.  Не   изжиты   факты   нецелевого
   использования бюджетных средств.
       Острой остается     проблема     эффективности      управления
   государственной  собственностью.  Выявленные  здесь многочисленные
   недостатки и нарушения действующего законодательства  в  ближайшее
   время должны стать предметом серьезного обсуждения.
       Многое еще предстоит сделать  по  наведению  порядка  в  сфере
   банковско - кредитной системы.  Нас не может не тревожить то,  что
   две  трети  из  действующих  в  республике  банковских  учреждений
   являются  проблемными  по части финансовой устойчивости,  а больше
   половины работали убыточно. Сумма их  убытков  составила  19  млн.
   рублей (здесь и далее - в деноминированном масштабе).
       Беспокойство вызывают продолжающиеся нарушения прав  и  свобод
   граждан.  Из  общего количества выявленных органами прокуратуры за
   1997 г.  нарушений законности почти  половина  относится  к  сфере
   соблюдения  прав  и  свобод  человека и гражданина.  В большинстве
   своем они связаны с ущемлением трудовых прав граждан,  особенно  с
   несвоевременностью  социальных выплат.  Несмотря на принятые меры,
   сумма задолженности по детским пособиям на  конец  года  превышала
   360 млн. рублей.
       Без должного внимания остаются вопросы,  связанные  с  защитой
   прав  потребителей.  Органами  государственной  власти  и местного
   самоуправления  не  предприняты  достаточно  эффективные  меры  по
   упорядочению   торговли,  не  уменьшается  завоз  в  республику  и
   реализация несертифицированной,  низкопробной продукции, массовыми
   становятся   факты   производства   и   реализации  некачественной
   продукции вновь созданных  перерабатывающих  предприятий  в  самой
   республике.
       Не отвечает требованиям законодательства организация  контроля
   за  завозом,  производством и реализацией в республике алкогольной
   продукции.  Количество правонарушений  здесь  растет,  принимаемые
   меры  неадекватны  сложившейся ситуации.  Только за декабрь 1997г.
   при проведении оперативно - профилактических мероприятий в городах
   и районах республики конфисковано неучтенной алкогольной продукции
   различных наименований на общую сумму более 120 тыс. рублей.
       В то   время   как   торговая   сеть  переполнена  алкогольной
   продукцией,  производимой   в   республике,   реальные   налоговые
   поступления   в   консолидированный   бюджет  в  виде  акцизов  от
   предприятий этой отрасли за 1997 год  составили  всего  96,6  млн.
   рублей  (60,0  %  к  заданию).  Из-за  отсутствия должного учета и
   контроля за  производством  и  реализацией  алкогольной  продукции
   бюджет   республики  недополучает  от  такой  налогоемкой  отрасли
   десятки миллионов рублей.
       Принятия безотлагательных  мер  требует  ситуация  с  приемом,
   хранением и  отпуском  нефтепродуктов.  Массовыми  стали  явления,
   когда  с  нефтепродуктами работают лица,  не имеющие лицензий.  На
   завозимые нефтепродукты отсутствуют паспорта качества,  товарно  -
   транспортные накладные. Реализуемые нефтепродукты не соответствуют
   стандарту по качеству. Не искоренены факты самодельной переработки
   сырой нефти и поставки полученной продукции на рынки.
       Повседневного и конкретного внимания требуют  проблемы  охраны
   окружающей   среды.   В   прошлом   году  в  республике  несколько
   активизировалась природоохранная деятельность, повысилось внимание
   общественности, ученых, специалистов к этим вопросам.
       Несмотря на  принимаемые  меры,  не  улучшается  экологическая
   обстановка. Продолжающееся ухудшение технологической дисциплины на
   предприятиях  республики,  износ  природоохранных   сооружений   и
   установок,  непродуманность  принимаемых  отдельных  хозяйственных
   решений,  экологически неграмотное природопользование  -  все  это
   способствует   ухудшению   качества  окружающей  среды  и  условий
   проживания населения.
       Неблагополучной остается  ситуация  с  использованием ресурсов
   Каспийского моря.  По-прежнему  бесчинствуют  браконьеры,  тоннами
   незаконно   вывозятся   за   пределы   республики  икра  и  другие
   рыбопродукты. Всем органам, имеющим отношение к охране биоресурсов
   Каспия, необходимо усилить свою работу, принять эффективные меры к
   защите этого национального богатства.
       Значительную работу  предстоит  провести  с  целью обеспечения
   рационального и эффективного использования земельных  ресурсов.  В
   безотлагательном   совершенствовании   нуждается   законодательная
   основа  осуществления  земельной  реформы,  необходимо   завершить
   инвентаризацию  земель  и через усиление государственного контроля
   за их использованием  добиться  искоренения  нарушений  земельного
   законодательства.
       Важным инструментом,   дисциплинирующим    землепользователей,
   необходимо сделать земельный налог.  Он должен собираться в полном
   объеме и эффективно вкладываться в улучшение земель.
       В предыдущем  Послании  особо  отмечалась недостаточная работа
   органов государственной власти и местного самоуправления, особенно
   налоговых   органов,   по   мобилизации   платежей   в  бюджеты  и
   внебюджетные фонды.  Однако положение  дел  здесь  существенно  не
   изменилось.
       Сегодня мы по -  прежнему  имеем  значительные  недоимки,  вне
   учета  налоговых  органов функционируют многочисленные юридические
   лица и индивидуальные предприниматели,  малоэффективно  внедряется
   упрощенная  система  налогообложения.  А  резервы  у  нас есть.  И
   немалые. Проблема в том, что мы их не используем И главная причина
   -  безответственное  отношение  должностных  лиц к своим служебным
   обязанностям, неумение использовать все имеющиеся силы и средства,
   отсутствие инициативы.
       Предметом особого  внимания  остается  сложная   криминогенная
   ситуация в республике. В 1997 году федеральными и республиканскими
   органами  власти  приняты   значительные   меры   для   укрепления
   правоохранительных  органов,  увеличена  их  штатная  численность,
   улучшилась  техническая  оснащенность.  Это  дало  и  определенные
   результаты.
       В прошлом  году   произошло   снижение   общей   преступности,
   повысилась  раскрываемость преступлений.  Заметно активизировалась
   деятельность структур по борьбе  с  организованной  преступностью.
   Совместными    усилиями   правоохранительных   органов   пресечена
   деятельность ряда организованных преступных групп,  из незаконного
   оборота изъято более 250 кг наркотиков,  600 единиц огнестрельного
   оружия,  значительное  количество  взрывчатых  веществ.  Несколько
   больше  выявлено  преступлений  в  сфере  экономики,  в  том числе
   хищений,   преступлений   на   потребительском    рынке,    фактов
   взяточничества.
       Вместе с тем существенного перелома в борьбе с  преступностью,
   оздоровлении  криминогенной обстановки в республике не достигнуто.
   Она  остается  сложной  и  напряженной.  Относительные  успехи   в
   деятельности  правоохранительных  органов  не  коснулись некоторых
   опасных  преступлений.  Характерными  являются   организованность,
   дерзость  и  усиливающаяся  корыстная мотивация преступных деяний.
   Выросло количество преступлений,  связанных с наркотиками, а также
   совершенных с применением огнестрельного оружия.
       Организованная преступность повела массированную атаку по всем
   направлениям,  в  том числе на органы государственной власти.  Все
   чаще и  изощреннее  используются  различные  взрывные  устройства,
   оснащенные  приборами дистанционного управления.  С использованием
   таких средств в 1997 году совершено 11 преступлений.
       Важнейшей из  задач на предстоящий период остается решительное
   наступление  на  преступность,  мобилизация   всех   сил   органов
   государственной    власти,    правоохранительных   органов,   всей
   общественности на обеспечение перелома в борьбе с ней.  Необходимо
   подорвать экономическую базу преступности.
       Одной из труднейших на сегодняшний  момент  является  проблема
   изъятия  оружия у населения.  Но ссылками на трудности уйти от нее
   нам не удастся.  Здесь необходимы взвешенные,  целенаправленные, с
   конкретными  результатами мероприятия всех органов государственной
   власти, ответственных за обеспечение безопасности граждан.
       Для успешного  проведения  кардинальных  реформ  в  экономике,
   политике,  социальной сфере необходима,  сильная власть.  А основа
   сильной   власти   -   это   строгий  государственный  контроль  и
   исполнительская  дисциплина.  Поэтому  необходимо  придать  особое
   значение  повышению ответственности должностных лиц за безусловное
   и своевременное исполнение принятых законодательно  -  нормативных
   актов,  независимо от того,  идет ли речь о законе, решении органа
   исполнительной власти республики или местного самоуправления.
       В этих   целях  следует  активизировать,  усовершенствовать  и
   упорядочить  деятельность  контролирующих  и  надзорных   органов,
   осуществить  решительные меры по координации деятельности органов,
   наделенных контрольными и надзорными функциями, обеспечить строгое
   разграничение их функций, обязанностей и полномочий, ликвидировать
   дублирующие друг друга структуры,  в полном  объеме  задействовать
   механизмы,   предусматривающие  ответственность  за  те  или  иные
   нарушения законности.
   
   
                                ГЛАВА IV
   
                    ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И
                 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ДАГЕСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА
   
       Вся наша работа, любое направление деятельности органов власти
   в конечном счете имеет своей главной целью достижение благополучия
   граждан,  обеспечение им достойной жизни,  необходимых условий для
   физического и духовного развития.
       По данным  официальной  статистики,  в  1997  году   несколько
   сократилась численность безработных и граждан с денежными доходами
   ниже прожиточного минимума.  Удалось  в  какой-то  мере  выправить
   ситуацию   с   выплатами  пенсий  и  заработной  платы  работникам
   бюджетных организаций.  Однако коренного улучшения положения дел в
   социальной сфере не произошло.
       Слабая налоговая база,  невыполнение федерального  бюджета  по
   трансфертам   затрудняли   проведение   активной   государственной
   политики в области социальной защиты населения.  Не была полностью
   профинансирована  ни  одна  из  программ,  касающихся  пенсионного
   обеспечения,  решения проблем  семьи,  женщин,  детей,  ветеранов,
   престарелых и инвалидов, оказания адресной помощи нуждающимся.
       Исходя из ситуации, сложившейся в социальной сфере республики,
   с   учетом  происходящих  в  обществе  перемен  и  наших  реальных
   возможностей  должен  быть  в  первоочередном  порядке  решен  ряд
   конкретных задач.
       Прежде всего мы должны обеспечить адресность социальной помощи
   и добиться, чтобы бюджетные и другие ресурсы были сосредоточены на
   поддержке действительно нуждающихся.
       В целях сокращения уровня безработицы и дальнейшего содействия
   гражданам в трудоустройстве органам службы  занятости  в  1998  г.
   необходимо  активизировать  работу по созданию новых рабочих мест,
   обучению  и  переобучению  безработных  граждан   по   профессиям,
   пользующимся  спросом  на рынке труда,  привлечению их к участию в
   оплачиваемых общественных работах.  В рамках  принимаемых  решений
   территориальных и отраслевых программ социального,  экономического
   развития следует предусматривать специальные  разделы,  касающиеся
   создания  и  сохранения рабочих мест на соответствующей территории
   или в отрасли.
       В сфере  пенсионного  обеспечения  граждан  республики следует
   направить усилия на реализацию в полном объеме законодательства  о
   пенсиях,  ускорить  работу  по проведению пенсионной реформы.  Она
   должна  быть   направлена   в   первую   очередь   на   ликвидацию
   промежуточных  звеньев  в обеспечении пенсиями и сокращение сроков
   прохождения денежных средств до их получателей.
       Необходимо определить    категории    лиц,   которым   следует
   предоставить  льготы,  с  тем   чтобы   обеспечить   их   реальное
   финансирование.
       Особенно беспокоит нас проблема ежемесячных пособий на  детей.
   С   этого   года   назначение   и   выплата  этого  пособия  будет
   осуществляться  централизованно  через  органы  социальной  защиты
   населения   как  в  отношении  неработающих,  так  и  в  отношении
   работающих  и   обучающихся   граждан.   Это   позволит   повысить
   обоснованность  социальных  выплат  с  точки  зрения  их  адресной
   направленности,  обеспечить  эффективный  учет   и   контроль   за
   движением этих средств.
       Предметом постоянной  заботы  должны  быть  вопросы  охраны  и
   защиты  детства.  Необходимо  укреплять государственные социальные
   гарантии  жизнеобеспечения  детей,  особенно  из  малообеспеченных
   семей и детей, лишившихся родительского попечения.
       Следует содействовать повышению  статуса  женщин  в  обществе,
   снижению  безработицы  среди  женского населения,  трудоустройству
   тех, кто является единственным кормильцем в семье.
       Важнейшим приоритетом  в  сфере  социальной  политики остается
   система здравоохранения. В 1998 г. медобслуживание всего населения
   будет   осуществляться   в   системе   обязательного  медицинского
   страхования.  Поэтому   в   условиях   недостаточного   бюджетного
   финансирования финансовая устойчивость системы здравоохранения, ее
   эффективность  и   качество   в   основном   будут   зависеть   от
   своевременности   отчислений  в  фонд  обязательного  медицинского
   страхования.
       В развитии   здравоохранения  республики,  с  целью  улучшения
   оказываемой  населению  медицинской  помощи,  акцент  должен  быть
   сделан    на   использовании   новейших   технологий   в   области
   здравоохранения.  Исходя из этого намечено  дальнейшее  расширение
   сети   специализированных  республиканских  центров  и  укрепление
   материально - технической базы медицинских учреждений.
       Серьезную обеспокоенность       вызывает      санитарно      -
   эпидемиологическая  обстановка  в  республике.   Поэтому   следует
   совершенствовать  и  развивать  законодательную  базу  обеспечения
   санитарно - эпидемиологического благополучия населения республики,
   усилить   взаимодействие   органов   госсанэпиднадзора  с  другими
   надзорными и контрольными органами.
       Успех проводимых  реформ  в  значительной мере определяется их
   поддержкой молодым поколением.  Однако социально  -  экономические
   условия, ограниченные возможности финансирования пока не позволяют
   в полной мере решать проблемы молодежи.
       В  соответствии  с  принятым  в  прошлом году  Законом  РД  "О
   государственной  молодежной  политике   в   Республике   Дагестан"
   необходимо,   по   мере   возможности,  последовательно  укреплять
   правовые,  экономические,  социальные  условия  для   становления,
   развития и самореализации молодежи,  рассматривая это как наиболее
   перспективное направление социальной политики.
       Мы обязаны   проявлять   максимальное   внимание  и  оказывать
   поддержку   представителям    старшего    поколения,    полноценно
   использовать их жизненный и профессиональный опыт.
       Основой духовного  богатства  общества  во  все  времена  было
   образование.   Несмотря   на   трудности  переходного  периода,  в
   дагестанской   школе   продолжается    образовательная    реформа:
   совершенствуется   содержание   обучения,  вводятся  новые  модели
   учебных заведений,  укрепляется правовая база и система управления
   отраслью, внедряются государственные образовательные стандарты.
       Вместе с тем положение  дел  в  системе  образования  остается
   сложным.     Проблемы,     связанные     с    неудовлетворительным
   финансированием  образовательных  учреждений,  накапливаются.   Не
   обновляется   материально   -   техническая   база,   не   ведется
   строительство школ, не хватает учебников.
       При всех  трудностях  должны  быть  изысканы  возможности  для
   материальной  и  финансовой  поддержки  образования,   обеспечения
   высокого  уровня подготовки учащихся.  Особое внимание должно быть
   уделено проблемам воспитания подростков  на  культуре,  истории  и
   традициях   народов   Дагестана,   общечеловеческих   нравственных
   ценностях,  образцах ответственного гражданского поведения и в  то
   же время - оказанию подросткам всемерной помощи для их адаптации в
   современных социально - экономических условиях.
       По-прежнему требуют  постоянного  внимания  вопросы сохранения
   научного потенциала  и  реформирования  высшего  профессионального
   образования      в     республике.     Повышение     хозяйственной
   самостоятельности  субъектов  в   составе   Российской   Федерации
   определяет новую роль региональных центров науки и образования, их
   уровень влияния на решение социально  -  экономических  и  научных
   задач.
       Необходимо продолжить  работу  по становлению научных и высших
   учебных заведений республики как самоуправляемых и, в определенной
   мере,  самофинансируемых  систем,  нацеленных  на разработку путей
   устойчивого  социально  -  экономического  и  духовного   развития
   общества.
       1997 год,  прошедший под знаком 200 - летия имама  Шамиля,  по
   праву   можно   назвать   годом   торжества   исторической  памяти
   дагестанцев.
       Юбилей нашего  выдающегося предка широко отмечался не только в
   Дагестане,  но и далеко за его пределами. Мероприятия, посвященные
   этой  знаменательной  дате,  наряду  с  тем,  что стали признанием
   заслуг и данью уважения к личности имама  Шамиля,  с  новой  силой
   продемонстрировали   единство   и   общность   исторических  судеб
   Дагестана и России,  величие духа дагестанцев,  сумевших сохранить
   верность   заветам   своих   предков,   достойно   пронести  через
   десятилетия и не растерять память о великих уроках прошлого.
       Мы и  впредь  должны  делать  все  возможное  для приумножения
   духовного   потенциала   наших   народов,   укрепления   науки   и
   образования,   сохранения   и   развития   национальной  культуры,
   обеспечения преемственности поколений через воспитание молодежи на
   богатом  опыте  нашей истории и лучших национальных традициях.  От
   этого во многом будет зависеть состояние дел  и  в  других  сферах
   нашей жизни.
       Несмотря на   имеющиеся   финансовые   проблемы,    необходимо
   определить  перечень  объектов национального культурного достояния
   Республики  Дагестан  и  обеспечить   их   полноценное   бюджетное
   финансирование.
       Как важное условие развития  интеллектуального  и  творческого
   потенциала   республики   должна  рассматриваться  государственная
   поддержка культуры,  творческих работников,  внесших  значительный
   вклад в ее развитие, выявление молодых дарований и реализация мер,
   стимулирующих их активность.
       Огромная роль    в    современных     условиях     принадлежит
   информационной политике.  Исходя из этого, Государственный Совет и
   Правительство Республики Дагестан будут оказывать возможную помощь
   и  поддержку  средствам массовой информации,  деятельность которых
   существенно  влияет  на  морально  -  политическую   атмосферу   в
   обществе,   состояние   дел   во   всех  сферах  нашей  жизни,  на
   формирование образа республики за ее пределами.
       Большинство СМИ  понимают  свою  ответственность,   объективно
   освещают   существующее   положение  дел,  способствуют  духовному
   развитию наших граждан,  сохранению мира и согласия в дагестанском
   обществе.
       Вместе с тем некоторые из них допускают публикации  откровенно
   провокационного      характера,      способствующие     разжиганию
   межнациональной и религиозной розни,  подрывающие  стабильность  в
   обществе.
       Безусловно соблюдая  и  развивая   важнейший   демократический
   принцип  свободы слова и информации,  в то же время следует жестко
   противодействовать  любым  попыткам  расколоть   общество,   всеми
   законными  методами пресекать деятельность информационных средств,
   идущую  вразрез  с  общенациональными   интересами   дагестанского
   народа.
   
                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   
       В Послании   обозначены   самые   общие  направления,  главные
   ориентиры той большой работы,  которая  нам  предстоит  в  текущем
   году.  Многие  другие  назревшие  задачи  нашли  отражение  в  уже
   принятых   и   находящихся   в   процессе   реализации    решениях
   Государственного Совета и Правительства РД.
       В ближайшее время будет  разработан  и  утвержден  специальный
   комплексный   план   действий  органов  исполнительной  власти  по
   реализации положений Послания,  в которых, помимо прочего, следует
   предусмотреть меры жесткого контроля и ответственности должностных
   лиц за своевременное и безусловное выполнение поставленных задач.
       В последние  годы  мы  не  раз  оказывались в ситуации,  когда
   требовались  выдержка,  огромное  напряжение   сил,   максимальная
   мобилизация воли и ответственности, мудрости дагестанского народа.
   Благодаря этим своим качествам дагестанцы  сумели  не  перейти  ту
   грань, за которой для республики могли наступить самые губительные
   последствия. Уверен, что так будет и впредь.
       Мы все должны глубоко проникнуться чувством ответственности за
   судьбу  республики,  обязаны  избавить  1998  год  от   крайностей
   политического   популизма,  подчинить  все  наши  помыслы  и  дела
   стратегическим интересам дагестанского общества.
       Как Председатель Государственного Совета РД со  своей  стороны
   сделаю    все    для   обеспечения   согласованной   созидательной
   деятельности всех ветвей власти,  органов местного самоуправления,
   всех  общественно  -  политических  организаций  республики во имя
   сохранения мира, укрепления благополучия дагестанского народа.
   
                                 Председатель Государственного Совета
                                                  Республики Дагестан
                                                          М.МАГОМЕДОВ
   Махачкала
   19 марта 1998 г.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz