Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Дагестан

Архив (обновление)

 

ПОСЛАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОССОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 31.03.1997 О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В 1997 ГОДУ

(по состоянию на 17 июля 2006 года)

<<< Назад


                  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
                          РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

                                ПОСЛАНИЕ
                         от 31 марта 1997 года

                    О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
                 И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО,
                 ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
                              В 1997 ГОДУ

                                ВВЕДЕНИЕ

       Ежегодное обращение   Председателя   Государственного   Совета
   Республики Дагестан с  Посланием  к  Народному  Собранию,  являясь
   одной  из  конституционных норм Республики Дагестан,  стало важным
   средством    стратегического     планирования     и     реализации
   государственной политики, одной из форм обеспечения взаимодействия
   законодательной и исполнительной ветвей власти.
       В настоящем  Послании  дается обобщенная оценка итогов и опыта
   1996 года,  отражается  видение  перспектив  развития  республики,
   средств и методов их достижения в 1997 году.
       Прошедший год по насыщенности и важности произошедших событий,
   наверное, займет особое место в сложной череде последних лет.
       Важнейшее среди них - выборы Президента Российской Федерации.
       Принципиальное значение   для   дальнейшего  укрепления  новых
   институтов  государственной  власти,  сохранения  стабильности   в
   республике  имело  состоявшееся  в марте 1996 года Конституционное
   Собрание,   которое   продлило   полномочия   нынешнего    состава
   Государственного Совета Республики Дагестан.
       В 1996 году были прекращены боевые действия,  заложены  основы
   долгожданного   мира  в  Чеченской  Республике  и  стабильности  в
   Северокавказском регионе.
       Народу Дагестана,  в  условиях  крайне сложной ситуации вокруг
   республики  и  многочисленных  провокаций  против   нее,   удалось
   сохранить мир на своей земле.
       Несмотря на все трудности,  продолжалась работа по дальнейшему
   укреплению    государственности   Дагестана,   развитию   рыночной
   экономики и демократических преобразований,  утверждению принципов
   местного самоуправления.
       Однако, положение в  республике,  как  и  в  стране  в  целом,
   остается сложным. Поэтому содержание и круг затронутых в настоящем
   Послании  проблем  определен   не   только   характером   развития
   дагестанского общества в 1996 году, но и многообразием, сложностью
   предстоящих задач.
       Дагестану сегодня,     как    никогда    раньше,    необходимы
   взаимопонимание и согласие.  Поэтому  считаю,  что  конструктивный
   диалог.  поиск  точек  соприкосновения  и общих позиций.  разумные
   компромиссы   должны   стать   на    нынешнем    этапе    развития
   фундаментальной   нормой   общественной   и   политической   жизни
   Дагестана.
       Глубокий критический  анализ,  принципиальный  характер оценок
   положения дел в стране, содержащийся в Послании Президента Ельцина
   Б.Н.   Федеральному   Собранию   Российской   Федерации,   требует
   соответствующих подходов к решению стоящих перед нами задач.
       В соответствии  с  полномочиями,  определенными   пунктом   5
   статьи  95 Конституции Республики Дагестан,  обращаюсь к депутатам
   Народного Собрания Республики Дагестан с  ежегодным  Посланием  "О
   положении    Республики    Дагестан    и   основных   направлениях
   политического, экономического и социального развития в 1997 году".


                                ГЛАВА 1

                ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.
                    ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ

       Республика Дагестан   сегодня  находится  на  важнейшем  этапе
   своего исторического развития.
       Вступив вместе  с Российской Федерацией на путь политических и
   экономических преобразований,  республика сделала значительный шаг
   по пути становления демократии,  формирования новой системы власти
   и ее институтов, утверждения принципов гражданского общества.
       Истекший со времени предыдущего послания период был сопряжен с
   решением острых проблем в политической, экономической, социальной,
   правовой и духовной сферах жизни дагестанского общества, многие из
   которых  обусловлены  не  столько  внутренними,  сколько  внешними
   факторами.
       Важнейшее место среди них занимали  вопросы  государственно  -
   правового строительства, укрепления безопасности республики.
       Главными направлениями деятельности в сфере  государственно  -
   правового    строительства    были   вопросы   взаимоотношений   с
   федеральными    органами    власти,    обеспечения    эффективного
   функционирования  республиканских  органов  власти,  становления и
   развития местного самоуправления.
       К сожалению,  прошедший год не может быть охарактеризован, как
   период действенных  шагов  Центра  по  реализации  закрепленных  в
   Конституции Российской Федерации принципов федерализма.
       В условиях нечеткой проработанности взаимоотношений  Федерации
   и  ее  субъектов  мы  были  вынуждены решать в федеральных органах
   власти многие  вопросы  в  режиме  их  "пробивания",  не  допуская
   игнорирования  законных  интересов республики.  Их законодательная
   незавершенность на федеральном уровне отрицательно сказывается  на
   функционировании всей системы власти.
       Серьезное внимание  за  истекший  период  уделялось  повышению
   эффективности работы органов государственной власти республики.  В
   этих целях были осуществлены  меры  организационного  и  правового
   порядка:  проведено  определенное  обновление руководящего состава
   кадров республиканского уровня,  принят ряд  нормативных  правовых
   актов,  в  том  числе о продлении полномочий Правительства РД,  об
   укреплении  исполнительской  дисциплины  в   органах   управления,
   повышении  ответственности  кадров  и  т.д.  Сформирована  Счетная
   палата  РД,  которая  приступила   к   работе   по   контролю   за
   использованием государственных финансовых средств.
       Активизировалась работа    Народного    Собрания    Республики
   Дагестан.   Утверждена   программа  законодательной  деятельности,
   принят ряд законодательных актов,  направленных  на  регулирование
   правоотношений в различных сферах жизни.
       Вместе с   тем,   как   непосредственно   в   законотворческой
   деятельности  Народного  Собрания  РД,  так  и  в организации этой
   работы есть еще немало упущений.  В  принимаемых  законах  и  иных
   нормативных  правовых  актах  не  всегда  еще  удается  учесть всю
   палитру   экономических,   социальных,   национальных    и    иных
   особенностей республики, все аспекты происходящих в жизни перемен.
       Серьезные недостатки имеются  в  законопроектной  деятельности
   органов  исполнительной  власти  и,  прежде  всего,  министерств и
   ведомств республики.
       По направлениям  деятельности  каждого из них имеется комплекс
   вопросов,  по которым необходимо правовое  регулирование.  Однако,
   качественного  изменения  в  работе  республиканских  министерств,
   ведомств в этом отношении не происходит.  Слабо  использует  право
   законодательной  инициативы  и  Правительство РД.  Такое положение
   должно  быть  в   корне   изменено,   с   тем   чтобы   решительно
   активизировать законотворческий процесс.
       Эффективная работа органов власти невозможна без совершенной и
   соответствующей реалиям жизни системы управления.
       Правительство Республики    Дагестан    затянуло    исполнение
   поручения  Государственного  Совета Республики Дагестан о внесении
   предложений,  направленных  на  коренное   улучшение   системы   и
   структуры  республиканских  органов исполнительной власти с учетом
   финансовых возможностей республики.
       Государственный Совет     Республики     Дагестан    планирует
   рассмотреть программу  деятельности  Правительства  РД,  в  рамках
   которой предстоит найти решение и этого вопроса.
       Задача повышения  эффективности  власти  напрямую  связана   с
   наведением   порядка  в  деятельности  государственного  аппарата.
   Неумелые,  а порой неправильные действия  представителей  аппарата
   либо  пассивность  власти  порождают новые проблемы и подрывают ее
   престиж.  Укрепление  порядка  в   деятельности   государственного
   аппарата  предполагает  прежде  всего усиление правовой основы его
   деятельности,  обеспечение  дисциплины  по  всей   государственной
   вертикали,  установление ответственности каждого должностного лица
   и контроль за деятельностью всего аппарата.
       Предстоит принять    эффективные    меры    и   по   повышению
   профессионализма кадров.  Важно,  чтобы управление  осуществлялось
   властью  компетентно,  умело,  а  не любой ценой.  Государственным
   Советом   утверждено    Положение    о    проведении    аттестации
   государственных служащих Республики Дагестан,  реализация которого
   даст возможность не  только  повысить  их  профессионализм,  но  и
   требовательность    к   ним,   укрепить   дисциплину   в   органах
   исполнительной власти.  Необходимо ускорить  принятие  нормативных
   актов,  регулирующих  вопросы  деятельности служащих,  в том числе
   республиканских законов о государственной и муниципальной службах.
       Следует продолжить,   начатые   в  соответствии  с  предыдущим
   Посланием,  меры по обновлению и омоложению кадрового корпуса, так
   как  обеспечение всех участков государственной власти и управления
   квалифицированными,  компетентными, знающими дело кадрами остается
   главным направлением в государственной кадровой политике.
       Государственный Совет продолжит  работу  по  наиболее  полному
   обеспечению  в  органах власти и управления представительства всех
   народов республики,  укрепляя  сложившуюся  тенденцию  обеспечения
   интернационального характера кадрового корпуса.
       Однако, этот важнейший в  условиях  Дагестана  принцип  нельзя
   абсолютизировать. Главным критерием при подборе кадров должны быть
   прежде всего деловые и профессиональные качества.  Государственный
   служащий,  какой  бы пост он ни занимал,  обязан выражать интересы
   всего многонационального Дагестана.  Строжайшее  соблюдение  этого
   требования должно стать принципиальной линией в работе с кадрами.
       Устойчивая работа органов  государственной  власти  невозможна
   без  ее  опоры  на жизнеспособную систему местного самоуправления,
   способную самостоятельно решать как вопросы местного  значения,  с
   учетом наших исторических традиций и своеобразия территорий, так и
   реализовать  общегосударственные  интересы.   Формирование   такой
   системы самоуправления - задача огромной политической важности.
       За истекший со  времени  предыдущего  Послания  период  принят
   целый  пакет  законодательных актов по местному самоуправлению,  в
   стадии разработки находятся новые законопроекты. Впервые в истории
   Дагестана  начат  процесс  избрания глав муниципальных образований
   путем демократических выборов, приведен в действие демократический
   механизм смены руководящих должностных лиц на местах.
       Рассматривая этот процесс в целом как  положительное  явление,
   следует  отметить,  что  практика  проведения выборов в республике
   выявила и ряд негативных моментов. Прежде всего нужно сказать, что
   социально - экономическая ситуация не способствовала их спокойному
   проведению.  В ряде районов выборы  вызвали  серьезное  осложнение
   обстановки,   имели   место  противоправные  действия  со  стороны
   отдельных групп людей.  Особенно это  касается  вопросов  гарантий
   избирательных  прав  граждан,  попыток  подкупа избирателей,  иных
   нарушений избирательного законодательства. К сожалению, не все еще
   привыкли  считаться с мнением большинства избирателей,  выраженном
   на выборах.
       Анализ итогов   выборов  и  возникающие  проблемы  в  вопросах
   взаимодействия   органов   государственной   власти   и   местного
   самоуправления подтверждают наши опасения,  высказанные в Послании
   1995 года,  о недопустимости абсолютизации идеи  самостоятельности
   местного самоуправления и необходимости сохранения на данном этапе
   развития нашего общества действенных рычагов  влияния  на  местную
   власть.  Такое  влияние  необходимо  в  целях обеспечения единства
   управления,   координации   деятельности   местных    органов    и
   предотвращения  злоупотреблений  властью  на местах.  Считаю,  что
   Государственный Совет и Народное Собрание РД в достаточной мере не
   оценили  важность  этой  проблемы на данном этапе.  Явно поспешным
   является,  на  наш  взгляд,  вывод  федеральным  законодательством
   местного самоуправления из системы государственной власти.
       Прошедшие выборы выявили также несовершенство  ряда  положений
   избирательного    законодательства.    Нам   необходимо   серьезно
   проанализировать опыт их проведения и внести необходимые изменения
   в  законодательство.  Думаю,  не  обойтись  и без новых подходов к
   проведению  выборов  глав  администраций  сел,  поселков.   Нельзя
   допустить  конфронтации между группами избирателей,  подрыва основ
   согласия  и  стабильности  в  обществе.  Выборы  должны  пройти  в
   спокойной обстановке.
       Выборы глав местных администраций  должны  стать  определенным
   уроком  и  для избирателей.  От них в значительной степени зависит
   решение  вопросов,  затрагивающих  интересы  прежде  всего   самих
   избирателей.    Профессионализм,    добросовестность,    понимание
   происходящих процессов и  умение  находить  правильные  решения  в
   интересах  граждан,  моральная  безупречность  -  этими критериями
   необходимо  прежде  всего  руководствоваться  при  выборах   своих
   руководителей.
       Становление местного  самоуправления  идет   тяжело.   Решение
   многих вопросов,  связанных с созданием социальных, экономических,
   финансовых   основ   местного   самоуправления,   затянулось    на
   федеральном   уровне.   Формальное   наделение   органов  местного
   самоуправления  правами  еще   не   гарантирует   возможности   их
   реализации без экономического и финансового обеспечения.  Исходные
   конституционные  положения  о   местном   самоуправлении   требуют
   практической   конкретизации.   Особенно  важным  является  вопрос
   выработки механизма взаимодействия органов государственной  власти
   и местного самоуправления.  Несогласованная деятельность указанных
   звеньев способна в конечном счете подорвать основы стабильности  в
   обществе.
       Работа по  законодательному  регулированию  этих  вопросов   в
   республике ведется и жизнь диктует необходимость ее активизации.
       Новая геополитическая обстановка, в которой оказался Дагестан,
   сложные   политические   процессы,   происходящие   в  соседних  с
   республикой  государствах,   выдвинули   в   качестве   одной   из
   приоритетных   задач   обеспечение  безопасности  республики.  Она
   предполагает принятие комплекса мер по укреплению  прав  и  свобод
   личности,   конституционного  строя,  обеспечению  территориальной
   целостности  республики,  предотвращению  угроз  безопасности   ее
   граждан.
       Острота этой   проблемы    обусловила    образование    Совета
   Безопасности    Республики    Дагестан.    В    настоящее    время
   разрабатывается  проект  Концепции,  в  которой  будут  определены
   главные направления политики национальной безопасности республики.
       Истекший со    времени     предыдущего     Послания     период
   характеризовался напряженной работой по решению неотложных проблем
   обеспечения безопасности граждан  республики.  Перед  федеральными
   органами   власти   поставлен   ряд   вопросов  о  выполнении  ими
   конституционной обязанности по обеспечению безопасности республики
   как  субъекта  Российской  Федерации.  В  результате  принятых мер
   увеличена штатная численность органов  внутренних  дел  республики
   более чем на тысячу единиц, практически решен вопрос об увеличении
   штатов МВД РД еще на 2 тыс. единиц. Принимаются меры по укреплению
   штатов и    материально    -   технической   оснащенности   других
   правоохранительных органов.
       В связи   с   непрекращающимися   вылазками   неконтролируемых
   вооруженных преступных групп с территории Чеченской  Республики  в
   начале  года в приграничные районы направлен сводный отряд милиции
   в количестве 1000 единиц.
       Мы надеемся,  что  прекращение  военных  действий  в  соседней
   республике,  принимаемые новым руководством  Чеченской  Республики
   меры по укреплению порядка значительно снизят остроту ситуации.
       Важнейшим условием обеспечения безопасности и  территориальной
   целостности  республики  является  сохранение  единой коллективной
   государственности народов Дагестана.
       Понимание этого   позволило   и  позволяет  народам  Дагестана
   ставить выше всего интересы единства республики.  Попытки нарушить
   это  единство никогда не получали поддержки народа.  Еще на стадии
   подготовки и принятия  новой  Конституции  РД  идея  федерализации
   республики  была  признана  опасной  для  судеб  его народов,  для
   государственности  Дагестана,  как  способная  вызвать  раскол   и
   поляризацию дагестанского  общества.  Именно  поэтому,   статья  1
   Основного Закона Дагестана провозглашает,  что Республика Дагестан
   -   это   единое   государство  в  составе  Российской  Федерации,
   выражающее  волю  и  интересы  всего   многонационального   народа
   Дагестана. Об этом приходится напоминать в связи с публикациями  в
   последнее время в некоторых средствах массовой информации,  авторы
   которых вновь пытаются реанимировать старые  идеи  и  призывают  к
   действиям,   последствия  которых  они,  по  меньшей  мере,  слабо
   представляют.
       Государственность Дагестана в новых  условиях  проходит  через
   тяжелейшие испытания. Есть вопросы, по которым найдены решения, по
   многим их еще предстоит найти.  Как глава республики хочу заявить,
   что  будут  приняты  все  меры  для  укрепления государственности,
   обеспечения безопасности республики, защиты наших граждан.


                                ГЛАВА 2

                          РЕФОРМА И ПРИОРИТЕТЫ
                        ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

       Экономическая ситуация  в  республике  остается   напряженной.
   Прошедший   год   принес   результаты,   которые   нельзя  оценить
   однозначно.
       Негативные процессы   в   экономике   республики   во   многом
   определялись влиянием общероссийских макроэкономических  факторов,
   общественно - политической и социально - экономической обстановкой
   в целом,  нестабильным режимом функционирования финансовой системы
   государства.  В  результате  не  реализуются  федеральные  целевые
   программы по развитию республики.  Практически были приостановлены
   работы  на  важнейших  пусковых объектах народного хозяйства,  что
   создало дополнительную социально - политическую напряженность.
       Из-за крайне низкой налоговой базы,  сложившейся в республике,
   а  также  невыполнения  обязательств   федерального   бюджета   по
   трансферту, резко ухудшилась ситуация с выплатой заработной платы,
   пенсий и социальных пособий.  Положение, когда большинство граждан
   не   получают   своевременно   свой   законный  доход,  становится
   нетерпимым.
       Наряду с  этим,  Дагестан  в  течение  пяти лет испытывает все
   последствия кризиса в Чеченской Республике,  прямые  экономические
   потери от которых оцениваются более чем в 6 трлн.рублей.
       К сожалению,  в прошлом году не удалось приостановить  падение
   уровня   жизни   населения.  В  результате  спада  производства  и
   изменения  миграционных  потоков,  критических  пределов  достигла
   безработица.  Не  имеют  возможности  работать  свыше 24 процентов
   экономически активного населения.
       В основе  многих  противоречий лежит деформированная структура
   экономики  и  финансовая  необеспеченность   товаропроизводителей,
   падение  объемов  производства  и  ухудшение финансового состояния
   предприятий,  кризис неплатежей, снижение платежеспособного спроса
   и   неконкурентоспособность  выпускаемой  продукции.  Не  налажена
   эффективная   система   управления    принадлежащей    государству
   собственностью.  Как  и  раньше,  налоговая система не стимулирует
   инвестиции  и  производство.  Продолжается  сокрытие  доходов   от
   налогообложения.
       Появились негативные   явления,   связанные   с    присвоением
   государственных средств через механизм взаимозачетов и неплатежей.
   Остается сложным положение в банковской  системе  республики.  Эти
   проблемы  были  обозначены  еще  в  прошлогоднем Послании,  однако
   устранить их мы, к сожалению, не смогли.
       При всех  трудностях  в  1996  году продолжалось осуществление
   экономических   преобразований.   Снизились    темпы    спада    в
   производственном секторе экономики.
       Увеличились мощности электроэнергетики на Махачкалинской  ТЭЦ,
   готовится  к пуску первый агрегат Ирганайской ГЭС.  Осуществлялись
   мероприятия по реконструкции Махачкалинского морского торгового  и
   авиационного  портов.  Начато  строительство железнодорожной линии
   Кизляр - Карланюрт.  Задействованы  первая  очередь  промышленного
   комплекса по переработке кожно - мехового сырья и другие объекты.
       Активизировался внешнеторговый      оборот.     Прослеживается
   положительная динамика в  отдельных  сферах  экономики.  Проведена
   определенная  работа  по  совершенствованию  нормативно - правовой
   базы реформ.
       Вместе с тем,  в экономике  республики  проявляется  тенденция
   снижения   доходности.  Практически  все  территориальные  бюджеты
   остаются дотационными.  Обнажились существенные недостатки системы
   трансфертов.    Бюджет   республики   по   прежнему   зависит   от
   федерального, удельный вес его дотирования превышает 85 процентов.
   Таким   образом,   одной  из  главных  задач  остается  уменьшение
   зависимости экономики республики от  поступлений  из  федерального
   бюджета,   изыскание  надежных  внутренних  источников  пополнения
   бюджета. Наряду с этим, необходимо четкое разграничение источников
   доходной   части   бюджетов   всех  уровней,  определение  порядка
   взаимоотношений органов местного самоуправления  с  хозяйствующими
   субъектами.
       В то  же  время  увеличение  налоговых  поступлений   напрямую
   зависит  от  оживления  промышленного производства.  Сегодня нашим
   предприятиям   необходимо   приспособиться   к   новым    условиям
   хозяйствования,  оперативно  перестроить  производство  и находить
   рынки  сбыта  своей  продукции.  Поэтому  первоочередной   задачей
   оздоровления  экономики  становится  снижение издержек,  повышение
   качества  производимой  продукции,  совершенствование   механизмов
   корпоративного управления.
       Дагестан, являясь регионом с высокой степенью  депрессивности,
   не  способен  в  сложившихся  условиях быстро восстановить прежние
   народнохозяйственные пропорции без  поиска  новых,  нетрадиционных
   подходов  к  экономическому  росту.  Это  определяется и тем,  что
   валовой продукт республики продолжает сокращаться,  а  возможности
   для его роста явно недостаточны.
       В этом  году  перед  нами  стоят  проблемы  по   сложности   и
   масштабам, не уступающие тем, которые пришлось решать в 1996 году.
   Это связано с необходимостью создания предпосылок для стабилизации
   экономики. Лишь в этом случае станут эффективными производственные
   инвестиции,  начнут  устойчиво  работать   предприятия.   Проблема
   инвестирования   должна   решаться  комплексно  путем  привлечения
   средств за счет централизованных вложений из российского  бюджета,
   собственных   источников   финансирования,  долгосрочных  кредитов
   частных  лиц  и  иностранных  инвесторов.  Необходимо   превратить
   Дагестан   в   регион   благоприятного   инвестиционного  климата,
   использовав  в  том  числе  и   возможности   создания   свободных
   экономических  и  таможенных зон,  международной зоны приграничной
   торговли.
       Стоящие перед   нами   проблемы  требуют  проведения  активной
   социальной  политики,  обеспечивающей  рост  реальных  доходов   и
   погашение задолженности по заработной плате и социальным выплатам,
   ужесточения  финансовой  дисциплины  и  обеспечения  контроля   за
   целевым    использованием    бюджетных    средств,   осуществления
   эффективной  налоговой  политики  и   регулирования   естественных
   монополий.
       Особое значение    для    республики    приобретают    вопросы
   реформирования предприятий.  Отсутствие радикальных преобразований
   на  микроуровне  является  одним  из  основных   препятствий   для
   стабилизации   положения   в  экономике.  Подавляющее  большинство
   предприятий,   функционирующих   в   рыночной   среде,   сохраняют
   внутреннюю  структуру  и экономическое поведение,  характерное для
   прежней системы.  Низкое качество управления,  устаревшие  системы
   учета,  слабая дисциплина договорных отношений - характерные черты
   деятельности  наших  предприятий.  Для  того,   чтобы   переломить
   негативные тенденции экономического развития, необходимо проводить
   конкретную и целенаправленную работу по их реформированию.
       Поэтому, реструктуризация   предприятий,   обеспечивающая   их
   приспосабливаемость  к  рыночным  условиям,  является   одной   из
   основных задач текущего года. В процессе структурной перестройки в
   число первоочередных выдвигается проблема  обеспечения  занятости,
   которая  требует  разработки  эффективных мер,  направленных на ее
   решение.
       Основным приоритетом  в деятельности Государственного Совета и
   Правительства РД по  прежнему  остается  социальная  политика.  На
   первый  план  сегодня выступают вопросы погашения задолженности по
   заработной плате и социальным выплатам,  на что  следует  обратить
   особое   внимание.   Без   улучшения   качества  жизни  населения,
   увеличения его  доходов,  снижения  безработицы  в  республике  не
   наступит   ни   политической,   ни   экономической   стабильности.
   Необходимо исходить  из  того,  что  экономические  реформы  -  не
   самоцель,  а средство обеспечения роста благосостояния и достойной
   жизни наших граждан. Только при таком принципиальном подходе можно
   говорить о реальном решении социально - экономических проблем.
       Правительству РД   необходимо   сконцентрировать   усилия   на
   разработке  и  реализации  мероприятий по повышению инвестиционной
   активности,  развитию  лизинговой   деятельности,   сохранению   и
   созданию новых рабочих мест, высокодоходных производств, ускорению
   рыночных   преобразований   в   аграрном    секторе,    расширению
   внешнеэкономических  связей.  Крайне  важной становится разработка
   среднесрочной  программы  социально  -   экономического   развития
   Дагестана.
       Необходимо принять   меры,   направленные    на    организацию
   производства   с   использованием   местных   ресурсов,   развитие
   транспортных узлов,  связи и дорожного строительства  с  созданием
   соответствующей инфраструктуры.
       В отличие от прошлого года, в 1997 году должно быть обеспечено
   безусловное  выполнение  государством  взятых  на  себя финансовых
   обязательств.  Ключевым  звеном  является  наведение   порядка   в
   бюджетном  процессе  и переход на казначейскую форму использования
   бюджета.  Для улучшения ситуации  в  финансовой  сфере  необходимо
   обеспечить   эффективность  безналичных  расчетов  и  ускорить  их
   осуществление с ужесточением контроля за  операциями  с  наличными
   деньгами.   Национальному   банку  республики  необходимо  усилить
   контроль над   деятельностью  коммерческих  банков  и  расчетно  -
   кассовых  центров  в  области  проведения  кредитно   -   денежной
   политики. В 1997 году должны получить дальнейшее развитие рыночные
   механизмы  рефинансирования  банков.  Нам  необходимо  подготовить
   банковскую систему республики к этой программе.
       Основным элементом   в   создании   благоприятной   среды  для
   предпринимательства  и  инвестиций  является  налоговая   реформа.
   Несправедливость   существующей   налоговой   системы   фактически
   стимулирует уклонение от налогов.  В связи с этим необходимо гибко
   использовать  возможности налогового регулирования,  в том числе и
   возможности упрощенной системы налогообложения.
       Требуется принятие  чрезвычайных  мер  по  борьбе с налоговыми
   неплатежами,  обеспечению возврата  долгов  государству  злостными
   неплательщиками  налогов,  которые  уводят огромную массу денежных
   средств в теневой  оборот,  создают  ситуацию  бесконтрольности  и
   вседозволенности.
       Сложной проблемой остается сокращение масштабов  неплатежей  и
   бартерных  операций,  что приводит к уклонению от налогов и потере
   надежных ценовых регуляторов для определения  реального  положения
   дел на предприятиях.
       В современных условиях значительно возрастает  роль  борьбы  с
   экономическими  преступлениями.  Именно  в  этой  сфере необходимы
   жесткие административные меры.  Особое место здесь  должна  занять
   борьба  с  коррумпированным  чиновничеством,  поборами,  взятками,
   нарушениями   земельного   законодательства,   рэкетом.    Уровень
   экономической   преступности   зависит,   в   первую  очередь,  от
   возможностей    незаконного    обогащения    за    счет    средств
   государственного    бюджета.   Поэтому,   проблема   экономической
   безопасности республики становится одним из важнейших приоритетов,
   обеспечивающих   независимость   экономики,   ее   стабильность  и
   устойчивость.
       В прошлом году появились некоторые обнадеживающие тенденции  в
   сельском   хозяйстве.  Выросли  валовые  сборы  зерна,  картофеля,
   плодов,  винограда,  объемы  настрига  шерсти.   Однако   реформы,
   проводимые в сельском хозяйстве, не дают пока еще реально ощутимых
   результатов.   Ухудшилось   плодородие   почв   и   обеспеченность
   материально  -  технической базы товаропроизводителей.  Не создана
   рыночная инфраструктура АПК.  При реализации аграрной  реформы  мы
   должны   исходить   из   того,   что   аграрной  сфере  необходима
   государственная поддержка с целью повышения  конкурентоспособности
   конечной   продукции   АПК.   Необходимо  пересмотреть  подходы  к
   расширению института аренды земли и  усовершенствования  механизма
   ее правового регулирования.
       Одним из   важных   инструментов   структурной  перестройки  и
   инвестиционной политики  является  приватизация.  Между  тем,  при
   сохранении  сложившихся подходов,  ее негативные последствия могут
   усилится на этапе  денежной  приватизации  и  очередного  передела
   собственности. Приватизацию государственных предприятий необходимо
   проводить  по  индивидуальным  проектам,  учитывающим  возможности
   привлечения  инвестиций  для  развития  предприятий  и поступления
   средств в бюджет республики  на  основе  конкурсных  форм  продажи
   акций или отдельных объектов.
       Следует активнее отстаивать интересы республики в  акционерных
   обществах,  в которых государство имеет свою долю акций,  в полной
   мере  использовать  механизм  санаций  и  реорганизации  убыточных
   предприятий.
       Созданная определенная  нормативная   база   развития   малого
   предпринимательства должна быть подкреплена мерами государственной
   поддержки, в том числе гарантиями стабильности налогового режима.
       Значительный потенциал  финансовых ресурсов для инвестирования
   формируется на рынке ценных бумаг.  Следует  создать  условия  для
   работы  по  операциям  с  ними.  Важным  направлением должно стать
   формирование рынка недвижимости.
       Природные богатства  и  ресурсы Дагестана позволяют обеспечить
   благополучную  жизнь  его   граждан.   Однако   Правительство   РД
   недостаточно    работает   в   направлении   разработки   проектов
   максимально эффективного использования потенциальных  возможностей
   и внутренних резервов Дагестана.
       Необходимо разработать конкретные  меры  по  совершенствованию
   системы  управления,  укреплению  экономической  самостоятельности
   республики,   созданию   условий   для   проведения    эффективной
   структурной перестройки экономики и стабилизации жизненного уровня
   населения.


                                ГЛАВА 3

                       СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
                       ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ,
                        УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И
                              ПРАВОПОРЯДКА

       Актуальными остаются  для   республики   проблемы   укрепления
   законности   и  правопорядка,  борьбы  с  преступностью,  усиления
   государственного контроля и укрепления дисциплины.
       Несмотря на наличие различных структур,  осуществляющих надзор
   и контроль,  количество нарушений  законности  и  правопорядка  не
   уменьшаются.
       Правительству республики  не   удалось   создать   эффективную
   систему   управления   принадлежащей  государству  собственностью,
   контроля за использованием бюджетных средств.
       Особую остроту  и,  в определенной мере,  политическую окраску
   приобрела  проблема  налогообложения.  В  результате  принятых   в
   истекшем   году   мер   выявлено   265  налоговых  преступлений  и
   правонарушений, из них 255 - в крупных и особо крупных размерах. В
   бюджеты  различных  уровней  доначислено  свыше  50 млрд.руб.,  из
   которых взыскано 25 млрд.  За экономические преступления  осуждено
   49 человек.
       Вместе с тем,  в полной мере  не  пресекаются  происходящие  в
   экономике    криминальные    процессы.    Существуют    устойчивые
   криминогенные зоны,  на которых должны быть сосредоточены  главные
   усилия налоговых, правоохранительных и контролирующих органов. Это
   внешнеэкономическая деятельность,  кредитно  -  финансовая  сфера,
   топливно  -  энергетический  комплекс,  производство  и реализация
   алкогольной   продукции,   оптовая   и   розничная   торговля    с
   неконтролируемым оборотом денежных средств,  туристический бизнес.
   Получило     широкое     распространение      предпринимательство,
   осуществляемое  фиктивными  коммерческими  структурами.  Только  в
   сфере реализации  нефти  и  алкогольной  продукции  ими  совершены
   незаконные  операции  на  огромные  суммы,  с  которых в бюджет не
   поступило никаких налогов.
       Отсутствие требовательности в вопросах обеспечения поступления
   налогов  и  иных  обязательных  платежей  в  бюджет   приводит   к
   недополучению десятков миллиардов рублей. А это, в свою очередь, -
   не  выплаченные  месяцами  пенсии,  заработная  плата,  социальные
   пособия.
       Требуется ряд  комплексных  мер,  направленных  на   повышение
   собираемости   налогов,   в   которых  должны  быть  задействованы
   законодательная и исполнительная ветви власти.
       Это, прежде всего, наведение порядка в вопросах предоставления
   льгот,  в регистрации юридических и физических лиц,  осуществление
   контроля  за  наличным  денежным обращением,  ужесточение санкций,
   предусмотренных налоговым законодательством.
       Хотя в  республике  в  массовом порядке ведется индивидуальное
   строительство,    приобретаются    домостроения    и     квартиры,
   дорогостоящие   автомобили,   предметы   быта,   техника,   однако
   поступления налогов от физических  лиц  незначительны.  Необходимо
   провести   инвентаризацию   недвижимости   и   другого   имущества
   физических лиц и обеспечить поступление налогов с имущества.
       Следует установить   жесткий   контроль  и  порядок  за  всеми
   каналами  расходования  государственных  средств.  В  этих   целях
   необходимо  задействовать  весь  потенциал  форм  и методов работы
   представительных,     исполнительных,     правоохранительных     и
   контролирующих органов.
       Сложной остается   криминогенная    обстановка.    Борьба    с
   преступностью вот уже на протяжении ряда лет остается приоритетным
   направлением  деятельности  органов  государственной  власти.  Ход
   выполнения   Государственной  программы  Республики  Дагестан  "По
   усилению борьбы с преступностью и  коррупцией  на  1996-1997  гг."
   находится     под    постоянным    контролем    Правительства    и
   Государственного Совета Республики Дагестан.
       Хотя произошло некоторое снижение общей преступности,  все еще
   высок уровень     преступности     корыстно    -    насильственной
   направленности,  возрастает  степень   ее   профессионализации   и
   организованности.  Дерзкий  характер  преступлений  организованных
   групп,   продолжающаяся   криминализация   экономики,   незаконное
   обогащение и извлечение неконтролируемых доходов повлекли за собой
   резкое  обострение  противоречий  в  обществе.  Борьба  за  "сферы
   влияния"  между  преступными  группировками  сопровождается волной
   насилия, от которого страдают ни в чем не повинные граждане.
       Из года  в  год  растет  количество  террористических   актов,
   совершенных против представителей органов государственной власти и
   управления,  других  граждан,  увеличивается  число  жертв   таких
   преступлений.
       Нас не может не тревожить то,  что эти преступления до сих пор
   не раскрыты,  виновные не понесли наказания.  Особую озабоченность
   вызывает   криминогенная   обстановка   в   городах   и   районах,
   приграничных  с  Чеченской  Республикой.  Несмотря  на  завершение
   боевых действий, продолжаются преступные посягательства на граждан
   Дагестана,  совершаемые лицами с сопредельной территории. Возросло
   количество бандитских и разбойных  нападений  с  целью  завладения
   имуществом,  автотранспортом,  скотом, участились случаи похищения
   людей  с  целью  вымогательства.  Принимаемые  правоохранительными
   органами  республики меры по защите населения приграничных районов
   от преступных посягательств в полной мере не  решают  поставленные
   задачи,  не обеспечивают надежную защиту законных прав и интересов
   граждан Дагестана.
       В деле  обеспечения интересов государства и жителей республики
   особая роль принадлежит подразделениям  пограничной  и  таможенной
   служб.  Однако,  как  показывает  практика,  работа  этих структур
   требует большей согласованности и взаимодействия.
       На состояние криминогенной обстановки в республике по прежнему
   влияют такие объективные факторы  как  социально  -  экономическая
   нестабильность,   падение  жизненного  уровня  значительной  части
   населения,  продолжающийся  рост  безработицы,   слабое   правовое
   обеспечение  идеи  радикальных реформ,  появившееся у определенной
   части  населения  чувство  вседозволенности   и   безнаказанности,
   отсутствие  веры в способность государства защитить законные права
   и интересы граждан.
       Но наряду   с  этими  объективными  факторами  существует  ряд
   субъективных,  связанных,  в  первую  очередь,  с  недостатками  в
   деятельности  правоохранительных и иных государственных органов по
   борьбе с преступностью и коррупцией.
       Обеспокоенность вызывает   отсутствие   четкой  координации  в
   деятельности  правоохранительных  органов  по  усилению  борьбы  с
   преступностью  и охране конституционных прав граждан на территории
   республики.
       В связи    с    этим    целесообразно   сосредоточить   усилия
   правоохранительных и других государственных органов на:
       повышении ответственности   и   улучшении  их  взаимодействия,
   комплексном использовании всех сил и средств  в  предупреждении  и
   раскрытии преступлений;
       принятии дополнительных   мер    по    усилению    борьбы    с
   организованной   преступностью,  коррупцией  в  органах  власти  и
   управления;
       активизации борьбы   с   незаконным   оборотом  огнестрельного
   оружия,  взрывчатых веществ,  незаконным вывозом и ввозом товаров,
   сырья и материалов через границы республики;
       усилении борьбы   с   преступлениями   в   сфере    экономики,
   производственно - хозяйственной,  внешнеэкономической и банковской
   деятельности.  При этом необходимо повысить роль и ответственность
   контролирующих  органов в предупреждении и пресечении преступлений
   данной категории.
       Важнейшим средством  защиты  прав  граждан  является  судебный
   контроль.  В   обеспечении   функционирования   судов,   а   также
   непосредственно  в самой их деятельности по отправлению правосудия
   немало проблем и недостатков.  Неотложное решение  на  федеральном
   уровне   проблем   законодательного,   финансового,  материального
   обеспечения судебной деятельности,  выработка реально действующего
   механизма  исполнения  судебных  решений является главным условием
   утверждения компетентного независимого беспристрастного суда,  как
   гаранта гражданского мира, прав и свобод человека и гражданина.
       Особая роль в становлении  правового  государства  и  развитии
   демократии принадлежит Конституционному Суду РД,  который занимает
   сегодня важное место в политической и судебной системе республики.
       Немаловажной для   обеспечения   общественно   -  политической
   стабильности в республике является проблема реализации  гражданами
   своих конституционных прав и свобод, особенно права на объединение
   и свободу совести.
       Гарантируя гражданам    возможность    реализации   права   на
   объединение,  государство не может спокойно относиться к тому, что
   в   последнее   время   наблюдается   тенденция  отхода  некоторых
   общественно - политических объединений, прежде всего, национальных
   движений  и  их  лидеров  от  официально  заявленных  целей  своей
   деятельности.
       На этапе  становления  новой  государственности   национальные
   движения    вместе   с   другими   общественно   -   политическими
   объединениями   сыграли   определенную   положительную   роль.   В
   соответствии  с  Конституцией  Республики произошло реформирование
   органов  государственной   власти   с   учетом   многонациональной
   специфики  Дагестана,  в  них  обеспечено  представительство  всех
   народностей, населяющих республику.
       Сегодня национальные движения могли  бы  больше  содействовать
   государственным  органам  в  решении  многих  проблем сохранения и
   развития культурных и исторических традиций народов.  Вместо этого
   лидеры   некоторых   национальных   движений   пытаются  обострить
   имеющиеся   сложноразрешимые   проблемы,   предпринимают   попытки
   вмешательства   в   деятельность  конституционных  органов  власти
   республики.   Следует   отметить,    что    органы    прокуратуры,
   безопасности,  внутренних  дел и юстиции проявляют непростительную
   пассивность  в  отношении  общественных  объединений  и  отдельных
   граждан,  деятельность  которых  выходит  за рамки,  установленные
   действующим  законодательством,  подрывает  мир   и   согласие   в
   обществе,  противоречит  общенациональным интересам Дагестана,  не
   применяют    к    ним    своевременные    и    действенные    меры
   административного,   а   где   это   необходимо   -  и  уголовного
   воздействия.


                                ГЛАВА 4

                         СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И
                           ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ
                         ДАГЕСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА

       К сожалению,     социальные    издержки    реформ    оказались
   непредвиденно высокими.
       Мы вплотную столкнулись с такими реалиями, как угроза бедности
   и безработицы,  сужение возможности получения  бесплатного  жилья,
   образования,  услуг  здравоохранения,  рост расходов на содержание
   квартир.
       Между тем общественно - политическая  ситуация  в  республике,
   дальнейшее ее развитие во многом будет зависеть от того, как скоро
   нам удастся преодолеть негативные тенденции в социальной сфере.
       В этих условиях необходима такая социальная политика, которая,
   с  одной  стороны,  не  возводила  бы  преграды  на  пути развития
   рыночных отношений,  а с другой -  служила  разрешению  социальных
   противоречий,   связанных   со  становлением  новой  экономической
   системы. Наиболее сложная задача при этом заключается не столько в
   проработке самого содержания социальной политики, сколько в поиске
   баланса  между  потребностями   социальной   сферы   и   реальными
   экономическими возможностями республики.
       Особое беспокойство вызывает тот факт,  что многие  дагестанцы
   сегодня имеют доходы ниже прожиточного минимума.
       Дефицит республиканского   бюджета,   задержки   с    выплатой
   заработной   платы,   пособий   и  пенсий  тяжело  сказываются  на
   материальном состоянии большинства семей и граждан.  В бедственном
   положении оказались многие семьи с детьми,  одинокие,  престарелые
   граждане и инвалиды.
       Поэтому нам   предстоит   приложить   максимум  усилий,  чтобы
   добиться  положительных  сдвигов  как  в  реальном  финансировании
   отраслей  социальной  сферы,  так  и в динамике доходов населения.
   Способность осуществить это требование станет  одним  из  основных
   критериев оценки работы Правительства республики в 1997 году.
       При этом,  конечно,   мы   вынуждены   учитывать   зависимость
   возможностей нашей социальной политики от состояния экономики.
       Поэтому, следует  изыскивать  возможности   расширения   сферы
   социальных    мероприятий,    способствующих   развитию   трудовой
   активности  населения,  акцентировать  внимание  прежде  всего  на
   наиболее обездоленных и нуждающихся слоях населения.
       Крайне важно помочь людям  создать  условия  для  собственного
   дела.  И только тем, кто в силу объективных причин не может помочь
   себе сам, нужно оказывать прямую государственную поддержку.
       Необходимо также обеспечить широкое информирование населения о
   целях,  задачах и результатах  принимаемых  решений  в  социальной
   сфере.
       Прошедший год   оказался   особенно   тяжелым   для   отраслей
   социальной  сферы,  которые  недополучили  даже  те незначительные
   средства, которые были предусмотрены бюджетом.
       В сложном  положении  находится  система  здравоохранения.  На
   качество  и  объем  оказываемой  медицинской  помощи  существенное
   влияние   оказывает   состояние   материальной   базы   лечебно  -
   профилактических учреждений, их недостаточное финансирование.
       В этих     условиях     финансовая     устойчивость    системы
   здравоохранения  должна  обеспечиваться  как  за  счет   бюджетных
   источников,   так   и   целевых   отчислений  предприятий  в  фонд
   обязательного медицинского страхования.  Развитие платного сектора
   здравоохранения  должно  происходить  параллельно  с сохранением и
   поддержкой общедоступной медицины, но никак не вместо нее.
       Неудовлетворительным остается  состояние  окружающей природной
   среды в Дагестане.
       Серьезную тревогу   вызывает  опустынивание  Черных  земель  и
   Кизлярских пастбищ, состояние таких ценных экосистем как Самурский
   и  Кайтагский  леса,  Аграханский  залив.  Продолжается деградация
   почвенного и растительного покрова,  вырубка лесов, браконьерство,
   загрязнение    водных   объектов,   нерациональное   использование
   природных ресурсов.  Между тем,  природоохранные органы республики
   не   добились   жесткого   контроля  за  соблюдением  действующего
   законодательства.
       Успешная реализация  текущих  и  перспективных задач во многом
   зависит от проведения взвешенной государственной политики в  сфере
   духовного и культурного развития дагестанского общества.
       В помощи и  поддержке  нуждается  образование,  как  важнейшая
   социальная  гарантия развития общества.  С каждым годом ухудшается
   материально - техническая база образовательных учреждений,  многие
   школы работают с перегрузкой в 2 - 3 смены, учащиеся не обеспечены
   учебниками,  продолжаются  попытки   перепрофилирования   объектов
   образования, закрытия детских садов, внешкольных учреждений.
       Нельзя забывать,  что  состояние  образования  имеет  решающее
   значение  для  всех  сфер общественной жизни,  его развитие должно
   рассматриваться как один из важнейших приоритетов  государственной
   политики.    Ориентация    только    на    выживание   образования
   бесперспективна,  ибо выжить,  не развиваясь,  невозможно. Поэтому
   перед   нами   стоит   задача  глубокого,  всестороннего  развития
   образовательной системы.
       Совершенствования требует  и  постановка высшего образования в
   республике. Бесконтрольное открытие различных коммерческих вузов и
   филиалов   без   соответствующей  материальной  базы  и  научно  -
   педагогических кадров говорит о  том,  что  необходимо  определить
   четкую  программу  деятельности и развития высшей школы,  сохранив
   при   этом   государственный   статус   и   федеральный    уровень
   финансирования ВУЗов.
       Важнейшей задачей  было  и  остается  сохранение  и   развитие
   научного   потенциала,   внимание   и   забота  о  научных  кадрах
   республики. Это конечно-же требует соответствующей государственной
   поддержки.  Однако,  такая поддержка, с учетом наших возможностей,
   должна быть преимущественно направлена на  становление  науки  как
   самоуправляемой  системы,  на максимальную адаптацию ее к работе в
   рыночных условиях.
       При всех  трудностях  необходимо  изыскивать  возможности  для
   материальной и моральной поддержки  наших  писателей,  музыкантов,
   художников,    всех    представителей   творческой   интеллигенции
   республики.
       Как показывает     практика,     падение     общего     уровня
   жизнеобеспеченности  граждан  ведет  к  фактической   оторванности
   широких  слоев  населения  от культуры и искусства.  Эта ситуация,
   чревата очень серьезными последствиями.
       Поэтому, несмотря   на   все   существующие   материальные   и
   финансовые проблемы,  необходимо искать пути дальнейшего  развития
   сферы    культуры.   Именно   эту   цель   преследует   одобренная
   Правительством  РД   в   1996   году   государственная   программа
   "Сохранение и развитие национальной культуры народов Дагестана".
       В последние годы,  особенно  в  условиях  значительного  роста
   стоимости  подписки  на  периодические издания,  сокращения тиража
   многих  из  них,  несвоевременной  доставки   газет   и   журналов
   читателям, неизмеримо возросли роль и значение электронных средств
   массовой информации,  ставших,  по существу,  основным  источником
   оперативного информирования населения о происходящих событиях.
       Однако, вызывает  серьезную  озабоченность  все   еще   низкий
   уровень охвата населения телевещанием.  Дагестан занимает по этому
   показателю одно из последних мест в Российской Федерации.
       Понимая это,  Государственный Совет и Правительство РД придают
   большое  значение   дальнейшему   улучшению   работы,   расширению
   материально   -   технической  базы  телевидения  и  радиовещания,
   созданию  собственного  канала  республиканского   телевидения   и
   завершению строительства Дома радио.
       Мы хорошо осознаем роль  и  ответственность  печатных  средств
   массовой  информации в объективном освещении происходящих событий.
   Государственный Совет и Правительство РД будут оказывать возможную
   помощь и поддержку республиканским и местным газетам, включая меры
   по улучшению материального положения журналистов.
       Экономическая и  политическая  стабильность  в республике,  ее
   будущее  во  многом   определяется   социально   -   экономическим
   положением молодежи.
       Суть государственного   подхода   к    молодежной    политике,
   изложенная  в принятом в конце 1996 года законе,  заключается не в
   перераспределении   общественного   богатства   за   счет   других
   социальных  групп  в пользу молодежи,  а в обеспечении необходимых
   минимальных  государственных  гарантий   для   включения   каждого
   молодого   человека  в  самостоятельную  трудовую  и  общественную
   деятельность.
       В 1997  году необходимо направить деятельность государственных
   органов  Республики  Дагестан  на  усиление  социальной  поддержки
   нуждающихся категорий молодежи и,  в первую очередь,  принять меры
   по активизации включения молодых граждан в сферу труда.
       Все большее   влияние   на   образ   жизни,   духовную   сферу
   дагестанского  общества  в  последние  годы   оказывает   религия.
   Дагестан  со  всей  очевидностью  переживает  период  религиозного
   возрождения:  восстанавливаются старые и  строятся  новые  объекты
   религиозного   культа,  открываются  духовные  учебные  заведения,
   созданы  правовые  условия  для  обеспечения  свободы  совести   и
   деятельности религиозных объединений.
       В стадии  обсуждения  находится   проект   Закона   Республики
   Дагестан  "О  свободе вероисповедания и религиозных организациях",
   который будет иметь большое значение  для  дальнейшего  укрепления
   гарантий прав и свобод граждан республики.
       Вместе с тем, нас не может не беспокоить, что на этом фоне все
   активнее заявляют о себе представители различных течений в исламе,
   которые пытаются внести элемент раскола и противостояния  в  среду
   мусульман  республики.  Такую  обеспокоенность  разделяет  сегодня
   подавляющее большинство дагестанцев.
       Необходимо объединенными   усилиями  государственных  органов,
   представителей духовенства,  широкой  общественности  сделать  все
   возможное   для  устранения  этих  пагубных  тенденций,  направить
   процесс  возрождения  религии,  ее   благотворный   потенциал   на
   укрепление     взаимопонимания     и    согласия    в    обществе,
   духовно - нравственное возрождение Дагестана.

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В чрезвычайно  динамичное  и  сложное  время,  которое  мы все
   переживаем,  трудно однозначно оценить то,  что удалось сделать за
   год.
       Думаю, что объективную оценку нашим успехам  и  неудачам  даст
   время.  Нам  же  сегодня,  делая  выводы  из  опыта последних лет,
   сохраняя  и   развивая   все   положительное   из   наработанного,
   преодолевая  трудности,  необходимо  двигаться  по пути,  ведущему
   Дагестан к стабильному развитию и прогрессу.
       Наша общая цель - обеспечить Дагестану благополучие,  добиться
   того,  чтобы  дагестанцы  с  уверенностью  смотрели   в   будущее.
   Важнейшим условием достижения этой цели на нынешнем этапе развития
   является консолидация всех конструктивных, здоровых сил общества.
       Полагаю, что,   при   всем  разнообразии  мнений  и  взглядов,
   законодательная и исполнительная ветви  власти  едины  в  основных
   оценках  нынешней  ситуации,  в главных подходах к решению стоящих
   перед нами политических и социально - экономических проблем.
       Уверен, что  объединив  наши  усилия,  действуя  согласованно,
   опираясь на мудрость и трудолюбие нашего народа,  мы пройдем через
   полосу  реформ  без  потрясений,  сохраним  и  приумножим дружбу и
   единство народов Дагестана.

                                 Председатель Государственного Совета
                                                  Республики Дагестан
                                                          М.МАГОМЕДОВ
   Махачкала
   31 марта 1997 г.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz