1 ноября 2005 года N 44
-------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ЗАКОН
О РЕСПУБЛИКАНСКОМ ФОНДЕ ФИНАНСОВОЙ
ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
(ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ) РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Принят Народным Собранием
Республики Дагестан
20 октября 2005 года
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством
определяет порядок образования республиканского фонда финансовой
поддержки муниципальных районов (городских округов) и
распределения дотаций на выравнивание уровня расчетной бюджетной
обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из
вышеназванного фонда.
Статья 1. Республиканский фонд финансовой поддержки
муниципальных районов (городских округов)
1. Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных
районов (городских округов) Республики Дагестан (далее - фонд)
образуется в составе республиканского бюджета Республики Дагестан
с целью выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных
районов (городских округов) по исполнению своих полномочий в
решении вопросов местного значения в пределах финансовой помощи,
получаемой из федерального бюджета, налоговых и неналоговых
доходов республиканского бюджета Республики Дагестан.
2. Объем фонда утверждается законом о республиканском бюджете
Республики Дагестан на очередной финансовый год.
3. Распределение и размер дотаций на выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
из фонда утверждаются законом о республиканском бюджете Республики
Дагестан на очередной финансовый год.
Статья 2. Дотация на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности муниципальных районов
(городских округов)
1. Дотация из фонда предоставляется муниципальным районам
(городским округам) Республики Дагестан, уровень расчетной
бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня,
установленного в качестве критерия выравнивания расчетной
бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских
округов).
Использование при определении уровня расчетной бюджетной
обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и
(или) показателей прогнозируемых на плановый период доходов и
расходов отдельных муниципальных районов (городских округов) не
допускается.
2. Оценка показателей уровня расчетной бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов), распределение и размер
дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов) из фонда исчисляются в
соответствии с приложением к настоящему Закону.
3. Дотация на выравнивание расчетной бюджетной обеспеченности
муниципального района (городского округа) в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством Республики
Дагестан может быть полностью или частично заменена
дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы
физических лиц.
Изменение дополнительных нормативов отчислений от налога на
доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских
округов) в течение финансового года не допускается.
Средства, полученные муниципальным районом (городским округом)
по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы
физических лиц сверх объема расчетной дотации, изъятию в
республиканский бюджет Республики Дагестан и (или) учету при
последующем распределении финансовой помощи не подлежат.
Потери бюджета муниципального района (городского округа) в
связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений
от налога на доходы физических лиц в объеме ниже расчетной дотации
компенсации из республиканского бюджета Республики Дагестан и
(или) учету при последующем распределении финансовой помощи не
подлежат.
4. В случае, если уровень расчетной бюджетной обеспеченности
муниципального района (городского округа) до выравнивания уровня
бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и
более раза превышал средний уровень по Республике Дагестан,
законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной
финансовый год может быть предусмотрено перечисление субвенций из
бюджета данного муниципального района (городского округа) в фонд.
В случае невыполнения муниципальным районом (городским округом)
требований указанного закона Республики Дагестан о перечислении
субвенций допускается централизация части доходов от местных
налогов и сборов и (или) снижение для данного муниципального
района (городского округа) в соответствии с федеральным
законодательством нормативов отчислений от федеральных и
республиканских налогов и сборов до уровня, обеспечивающего
поступление средств в фонд в размере указанных субвенций. Объем
указанной субвенции для отдельного муниципального района
(городского округа) в расчете на одного жителя не может превышать
50 процентов разницы между расчетными налоговыми доходами бюджета
муниципального района (городского округа) (без учета доходов по
дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя и
двукратным средним уровнем расчетных налоговых доходов в расчете
на одного жителя в последнем отчетном году.
Статья 3. Особенности расчета дотаций на выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности муниципальных
районов (городских округов)
В составе дотаций из фонда могут быть выделены дотации,
отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при
определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности
муниципального района (городского округа). Объем указанных дотаций
не может превышать 10 процентов общего объема финансовой помощи
бюджетам муниципальных районов (городских округов) из
республиканского бюджета Республики Дагестан.
Статья 4. Права органов государственной власти Республики
Дагестан при предоставлении дотаций бюджетам
муниципальных районов (городских округов)
Республики Дагестан
1. Дотации из фонда, предусмотренные к перечислению в бюджеты
муниципальных районов (городских округов) Республики Дагестан в
соответствии с настоящим Законом и законом о республиканском
бюджете Республики Дагестан, предоставляются при условии
соблюдения муниципальными районами (городскими округами)
Республики Дагестан требований бюджетного и налогового
законодательства.
В случае несоблюдения органами местного самоуправления
налогового и бюджетного законодательства Правительство Республики
Дагестан вправе приостанавливать или уменьшать финансирование
дотации из фонда, предусмотренное разделом "Межбюджетные
трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов
Российской Федерации.
2. Проверка исполнения бюджетов муниципальных районов
(городских округов) Республики Дагестан, получающих дотации на
выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из фонда, проводится
государственными органами Республики Дагестан в соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Республики
Дагестан "О Счетной палате Республики Дагестан", "О бюджетном
процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан" и
другими федеральными и республиканскими нормативными правовыми
актами.
3. Порядок финансирования дотаций, особенности перечисления и
использования средств на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности из фонда определяются Правительством Республики
Дагестан или уполномоченным государственным органом Республики
Дагестан.
Статья 5. Заключительные и переходные положения
1. При формировании и утверждении проектов законов о
республиканском бюджете Республики Дагестан на 2006-й, 2007-й и
2008-й годы часть средств фонда может распределяться с
использованием показателей фактических или прогнозируемых доходов
и расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов).
Объем указанных средств фонда не может превышать:
в 2006 году - 40 процентов общего объема средств фонда;
в 2007 году - 30 процентов общего объема средств фонда;
в 2008 году - 20 процентов общего объема средств фонда.
2. Иные нормативные правовые акты Республики Дагестан,
устанавливающие бюджетные правоотношения, регулируемые настоящим
Законом, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Председатель Государственного Совета
Республики Дагестан
М.МАГОМЕДОВ
Махачкала
1 ноября 2005 г.
N 44
Приложение
к Закону Республики Дагестан
"О республиканском фонде финансовой поддержки
муниципальных районов (городских округов)
Республики Дагестан"
МЕТОДИКА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ФОНДА ФИНАНСОВОЙ
ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ (ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ)
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
1. Общие положения
Настоящая Методика разработана с учетом новых требований
налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации,
Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года N
43 "О местном самоуправлении в Республике Дагестан".
Объектом бюджетного выравнивания является бюджетная
обеспеченность муниципальных районов (городских округов).
Основные понятия и определения, используемые в Методике
В настоящей Методике используются следующие понятия и
определения:
бюджетная обеспеченность муниципального района (городского
округа) - отношение индекса налогового потенциала к индексу
бюджетных расходов муниципального района (городского округа);
индекс налогового потенциала муниципального района (городского
округа) - отношение налогового потенциала муниципального района
(городского округа) в расчете на одного жителя к аналогичному
показателю в среднем по всем муниципальным районам (городским
округам);
налоговый потенциал муниципального района (городского округа) -
оценка налоговых доходов, которые могут быть получены бюджетом
муниципального района (городского округа) исходя из налоговых
источников, закрепленных за этим муниципальным районом (городским
округом).
Индекс бюджетных расходов муниципального района (городского
округа) показывает, насколько больше (меньше) средств бюджета
муниципального района (городского округа) в расчете на душу
населения по сравнению со средним по всем муниципальным районам
(городским округам) (по группам территорий) уровнем необходимо
затратить для осуществления полномочий по решению вопросов
местного значения муниципального района (городского округа) с
учетом специфики социально-демографического состава обслуживаемого
населения и иных объективных факторов, влияющих на стоимость
предоставляемых бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
При определении показателей на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности распределить муниципальные районы (городские
округа) на группы с одинаковыми условиями с учетом структуры
населения, климатических, географических и иных объективных
факторов и условий, влияющих на предоставление одного и того же
объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя, согласно
следующему перечню:
I группа - высокогорные малонаселенные
Агульский муниципальный район
Докузпаринский муниципальный район
Кулинский муниципальный район
Курахский муниципальный район
Лакский муниципальный район
Рутульский муниципальный район
Цунтинский муниципальный район
Бежтинский участок
II группа - высокогорные
Ахвахский муниципальный район
Ахтынский муниципальный район
Ботлихский муниципальный район
Гумбетовский муниципальный район
Дахадаевский муниципальный район
Тляратинский муниципальный район
Унцукульский муниципальный район
Хунзахский муниципальный район
Цумадинский муниципальный район
Чародинский муниципальный район
Шамильский муниципальный район
III группа - горные
Акушинский муниципальный район
Гергебильский муниципальный район
Гунибский муниципальный район
Левашинский муниципальный район
Хивский муниципальный район
IV группа - предгорные
Буйнакский муниципальный район
Казбековский муниципальный район
Кайтагский муниципальный район
Новолакский муниципальный район
Сергокалинский муниципальный район
Табасаранский муниципальный район
V группа - низменные
Бабаюртовский муниципальный район
Дербентский муниципальный район
Карабудахкентский муниципальный район
Каякентский муниципальный район
Кизилюртовский муниципальный район
Кизлярский муниципальный район
Кумторкалинский муниципальный район
Магарамкентский муниципальный район
Ногайский муниципальный район
С.-Стальский муниципальный район
Тарумовский муниципальный район
Хасавюртовский муниципальный район
VI группа - городские округа с развитой
инфраструктурой и социально-экономическим положением
Махачкала
Дербент
Хасавюрт
VII группа - городские округа
Буйнакск
Каспийск
Кизляр
Кизилюрт
Избербаш
Дагестанские Огни
Южно-Сухокумск
1.1. Расчет налогового потенциала
1.1.1. Расчетные налоговые доходы - налоговый потенциал
является оценкой доходов, которые могут быть собраны в бюджет
муниципального района (городского округа) из налоговых источников,
закрепленных за бюджетом муниципального района (городского
округа).
Доходы муниципалитетов прогнозируются с помощью оценки
налогового потенциала, учитывающего уровень и структуру
экономического развития территории.
Налоговый потенциал оценивается по показателям, которые
используются для оценки косвенной налоговой базы по отдельным
налогам.
Для налога на доходы физических лиц в качестве такого
показателя используются фонд оплаты труда, среднедушевые доходы
населения; для земельного налога - кадастровая стоимость земли;
для налога на имущество физических лиц - стоимость имущества
физических лиц; для единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности - количество налогоплательщиков,
перешедших на уплату этого налога, и объем вмененного им дохода;
для единого сельскохозяйственного налога - кадастровая стоимость
земель.
Для этих налогов налоговый потенциал оценивается путем
умножения показателя налоговой базы на среднюю сложившуюся
налоговую ставку.
Средняя сложившаяся налоговая ставка рассчитывается как среднее
по всем муниципальным районам (городским округам) соотношение
между прогнозируемыми налоговыми сборами и налоговой базой данного
налога.
НПi = НБi*ПД/НБ, где
НПi - налоговый потенциал данного налога в i-м муниципальном
районе (городском округе);
НБi - налоговая база данного налога в i-м муниципальном районе
(городском округе) в прогнозном году;
ПД - суммарный по республике прогноз поступлений по данному
налогу в бюджеты всех муниципальных районов (городских округов);
НБ - суммарная по республике налоговая база данного налога.
Налоговый потенциал по всем видам налогов определяется по
формуле:
НП = (НП), где
НП - сумма налоговых потенциалов по видам налогов в
муниципальном районе (городском округе) (объем налогового
потенциала).
Индекс налогового потенциала (ИНП) рассчитывается как отношение
налогового потенциала муниципального района (городского округа) в
расчете на одного жителя к аналогичному показателю по всей
территории.
Индекс налогового потенциала рассчитывается по следующей
формуле:
ИНП = Нпi/Нi / Нп/Н , где
НПi - налоговый потенциал i-го муниципального района
(городского округа);
Нi - население i-го муниципального района (городского округа);
НП - суммарный налоговый потенциал по муниципальным районам
(городским округам) республики;
Н - суммарное население республики.
1.2. Методика расчета индекса бюджетных расходов
муниципальных районов (городских округов)
1.2.1. Бюджетная обеспеченность муниципального района
(городского округа) рассчитывается по следующей формуле:
БОi = ИНПi / ИБРi, где
БОi - бюджетная обеспеченность i-гo муниципального района
(городского округа);
ИHПi - индекс налогового потенциала i-гo муниципального района
(городского округа);
ИБРi - индекс бюджетных расходов i-гo муниципального района
(городского округа).
1.2.2. Индекс бюджетных расходов по i-му муниципальному району
(городскому округу) (ИБРi) рассчитывается по формуле:
ИБРi = Ri/Hi / R/H , где
Ri, R - соответственно, условно-нормативные расходы бюджета
муниципального района (городского округа) и муниципальных районов
(городских округов);
Нi, Н - соответственно, численность постоянного населения
муниципального района (городского округа) и постоянного населения
по каждой отдельной группе.
1.2.3. Условно-нормативные расходы на одного потребителя услуг
по муниципальным районам (городским округам) (Ri)) по каждому
принимаемому в расчет разделу функциональной классификации
расходов рассчитываются как:
Ri = UN * (Ki+...+Кn), где
UN - средний условно-нормативный расход по группе муниципальных
районов (городских округов) по оказанию соответствующей услуги на
1 жителя;
Ki+...+Кn - коэффициенты относительного удорожания стоимости
бюджетных услуг в муниципальном районе (городском округе).
При определении расходов муниципального района (городского
округа) в расчет принимается следующая категория потребителей
услуг:
----------------------------------T------------------------¬
¦Раздел (подраздел) ФКР ¦ Категория ¦
¦ ¦ потребителей услуг ¦
+---------------------------------+------------------------+
¦1. Общегосударственные вопросы ¦Население ¦
+---------------------------------+------------------------+
¦2. Жилищно-коммунальное ¦Население ¦
¦хозяйство ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------+
¦3. Образование (прочие расходы в ¦Дети до 17 лет ¦
¦области образования) ¦включительно ¦
+---------------------------------+------------------------+
¦4. Культура и средства массовой ¦Население ¦
¦информации ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------+
¦5. Здравоохранение и спорт ¦Население ¦
¦ ¦(половозрастной состав) ¦
+---------------------------------+------------------------+
¦6. Прочие расходы ¦ ¦
L---------------------------------+-------------------------
1.2.4. В настоящей Методике применяются просчитанные и
усредненные по каждой группе территорий следующие поправочные
коэффициенты:
---------------T--------------T----------------T-------------¬
¦ Группы ¦ Дисперсность ¦ Возрастной ¦ Доступность ¦
¦ ¦ ¦ состав ¦ ¦
+--------------+--------------+----------------+-------------+
¦I группа ¦1,156 ¦1,043 ¦1,1 ¦
+--------------+--------------+----------------+-------------+
¦II группа ¦1,125 ¦1,039 ¦1,08 ¦
+--------------+--------------+----------------+-------------+
¦III группа ¦1,059 ¦1,033 ¦1,05 ¦
+--------------+--------------+----------------+-------------+
¦IV группа ¦1,015 ¦1,031 ¦1,02 ¦
+--------------+--------------+----------------+-------------+
¦V группа ¦1 ¦1,011 ¦1 ¦
+--------------+--------------+----------------+-------------+
¦VI группа ¦1 ¦0,976 ¦1 ¦
+--------------+--------------+----------------+-------------+
¦VII группа ¦1 ¦0,981 ¦1 ¦
L--------------+--------------+----------------+--------------
Правительство Республики Дагестан в составе проекта закона о
республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной
финансовый год представляет условные нормативы по разделам
бюджетной классификации в части полномочий муниципальных районов
(городских округов) для определения расходных потребностей.
Условные нормативы, применяемые при определении расчетных
расходов, используются только для сопоставления бюджетной
обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в рамках
настоящей Методики и не могут использоваться для расчета
прогнозируемой (планируемой, рекомендуемой) оценки расходов
(расходных обязательств) бюджетов муниципальных районов (городских
округов) на очередной финансовый год.
1.2.5. Объем фонда
Объем фонда определяется исходя из разницы в оценках суммарных
расходных потребностей и доходных возможностей муниципальных
районов (городских округов) и корректируется на Кrv исходя из
реальных возможностей республиканского бюджета Республики
Дагестан.
Для определения объема фонда можно использовать следующую
формулу:
Объем фонда = (Р-НП)*Кrv, где
Р - суммарная оценка расходных потребностей на выполнение
полномочий муниципальными районами (городскими округами);
НП - суммарный прогноз доходов муниципальных районов (городских
округов) по всем видам местных и закрепленных налоговых и
неналоговых доходов;
Кrv - поправочный коэффициент исходя из реальных возможностей
республиканского бюджета Республики Дагестан.
1.2.6. Распределение средств фонда
Фонд делится на две части. Первая часть распределяется с целью
выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов
(городских округов). Вторая часть распределяется с целью
компенсации потерь бюджетов муниципальных районов (городских
округов), возможных в связи с переходом к настоящей Методике.
Структура фонда представлена в нижеприведенной таблице:
процентов
-------------------------------T-------------------------------¬
¦Наименование частей фонда ¦ Годы ¦
¦ +--------T------T--------T------+
¦ ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦
+------------------------------+--------+------+--------+------+
¦Выравнивание бюджетной ¦95 ¦96 ¦97 ¦100 ¦
¦обеспеченности муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦районов (городских округов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(первая часть дотации) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------+------+--------+------+
¦Компенсация потерь бюджетов ¦5 ¦4 ¦3 ¦- ¦
¦муниципальных районов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(городских округов), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возможных в связи с переходом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦к настоящей Методике (вторая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦часть дотации) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------+--------+------+--------+-------
Размер дотации муниципальному району (городскому округу) из
фонда определяется суммой объемов двух частей фонда.
1.2.7 Расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов)
Первая часть фонда распределяется в порядке предоставления
равного объема дотаций в расчете на одного жителя по каждой группе
муниципальных районов (городских округов) и численности жителей
муниципального района (городского округа).
Расчет размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
на основе равного объема на одного жителя муниципального района
(городского округа) производится по следующей формуле:
Д(1)i = Ni * Hi, где
Д(1)i - размер первой части дотации i-му муниципальному району
(городскому округу) из фонда;
Ni - норматив финансовой помощи на одного жителя i-й группы
муниципальных районов (городских округов);
Hi - численность населения i-го муниципального района
(городского округа).
Норматив финансовой помощи (Ni) определяется по каждой группе
муниципальных районов (городских округов) по следующей формуле:
Ni = (Pi-НПi)/Hi, где
Рi - объем расчетных расходов i-й группы муниципальных районов
(городских округов);
НПi - налоговый потенциал i-й группы муниципальных районов
(городских округов);
Нi - численность населения i-й группы муниципальных районов
(городских округов).
При распределении объема первой части фонда применяются
критерии выравнивания уровня бюджетной обеспеченности в виде
коэффициентов к уровню, соответствующему расчетному объему средств
фонда для каждой территории: 1.1 - для муниципальных районов и
1.05 - для городских округов.
1.2.8 Расчет дотаций для компенсации потерь с переходом к
настоящей Методике
Вторая часть фонда образуется только на период перехода к
настоящей Методике и распределяется между бюджетами муниципальных
районов (городских округов), объем расчетных доходов которых с
учетом распределения первой части фонда ниже их расчетных
расходов в текущем году.
Размер дотации, предназначенной для компенсации потерь бюджету
муниципального района (городского округа), рассчитывается по
следующей формуле:
Д(2)i = Рi*(Кmax-РДi/ Рi), где
Д(2)i - размер дотации, предназначенной для компенсации потерь
i-му муниципальному району (городскому округу);
Рi - расчетные расходы бюджета i-го муниципального района
(городского округа) в текущем году, связанные с решением вопросов
местного значения муниципального района (городского округа);
Кmax - максимальный уровень, до которого возможно обеспечение
компенсации снижения расчетных доходов бюджетов муниципальных
районов (городских округов) по отношению к их расчетным расходам в
текущем году;
РДi - расчетные доходы бюджета i-го муниципального района
(городского округа) с учетом распределения первой части фонда.
Дотация на компенсацию потерь бюджета муниципального района
(городского округа) не предоставляется, если отношение его
расчетных доходов в планируемом году с учетом распределения первой
части фонда и расчетных расходов, связанных с решением вопросов
местного значения муниципального района (городского округа) в
текущем году, превышает указанный максимальный уровень.
Расчетные доходы бюджета муниципального района (городского
округа) рассчитываются как сумма средств первой части фонда и
прогноза налоговых и неналоговых доходов.
Остаток фонда после распределения первой и второй частей
подлежит распределению по методу определения объема фонда путем
пропорционального распределения по всем муниципальным районам
(городским округам).
|