ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2003 г. N 253
О СОСТОЯНИИ И УРОВНЕ ОПЛАТЫ ТРУДА
РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ
ДАГЕСТАН И МЕРАХ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Правительство Республики Дагестан отмечает, что в результате
проводимой социально-экономической политики средняя заработная
плата рабочих и служащих за 2002 год в республике выросла по
сравнению с предыдущим годом на 53,4 проц. и составила 1903,1
рубля. При этом в отраслях бюджетной сферы заработная плата
выросла в 1,9 раза. За первое полугодие 2003 года среднемесячная
заработная плата выросла еще на 18,1 проц. и составила 2247,7
рубля.
Вместе с тем среднемесячная заработная плата рабочих и
служащих в Республике Дагестан отстает от среднемесячной
заработной платы в других субъектах Российской Федерации, входящих
а Южный федеральный округ, более чем на 35 процентов. При этом в
бюджетной сфере наибольшее отставание средней заработной платы
работников отмечается в таких отраслях, как здравоохранение,
физкультура и социальное обеспечение, образование, культура и
искусство. Низкий уровень оплаты труда в указанных отраслях при
высоком удельном весе среднесписочной численности работающих о них
(около 37 проц. от общей численности работающих) существенно
сказывается на размере среднемесячной заработной платы в целом по
республике.
Сложившееся положение явилось результатом того, что
значительному числу работников бюджетных учреждений республики
установлены низкие разряды оплаты труда и большая их часть не
имеет квалификационной категории.
Оплата труда работающих в учреждениях здравоохранения
производится в среднем по 7-8 разрядам, образования, культуры и
искусства - по 9 разряду. При этом у врачей и учителей оплата
труда осуществляется в среднем по 12 разряду при допустимом по
Единой тарифной сетке 14 разряде, у среднего медицинского
персонала - по 8-9 разряду при допустимом 11 разряде, у младшего
обслуживающего персонала бюджетных учреждений - по 3 разряду.
Квалификационная категория установлена лишь 19,5 проц. врачей,
15,5 проц. среднего медицинского персонала и 76,8 проц. учителей,
в том числе высшая категория - лишь 6,4 проц. учителей. Размер
надтарифных выплат, предусмотренных действующим законодательством,
а также выплат стимулирующего характера работникам бюджетных
учреждений в республике составляет всего 25,5 проц. против 30,4
проц. в среднем по Южному федеральному округу.
Практически не осуществляются премирование работников и
оказание материальной помощи. Удельный вес указанных выплат в
фонде оплаты труда работников бюджетных учреждений в республике не
превышает 1 проц. при 3,6 проц. в среднем по Южному федеральному
округу и 5,1 проц. в среднем по Российской Федерации.
В фонде оплаты труда работников образования не
предусматриваются средства для выплаты надбавок стимулирующего
характера в размере до 25 проц., предусмотренных
законодательством.
Крайне редко применение контрактной формы оплаты труда, а
коэффициент совместительства в учреждениях здравоохранения
составляет лишь 1,1 проц. против 1,3-1,5 проц. по Южному
федеральному округу.
В учреждениях здравоохранения, физкультуры и социального
обеспечения, образования, культуры и искусства значительное число
работающих не имеют нагрузки на полную ставку, что также снижает
размер среднемесячной заработной платы как в целом по Республике
Дагестан, так и по отраслям бюджетной сферы.
Так, около 10 проц. работников учреждений здравоохранения и
около 4 проц. работников учреждений образования работают на
неполной ставке, что также снижает размер среднемесячной
заработной платы работников.
Отрицательно сказываются на величине среднемесячной заработной
платы завышенные данные среднесписочной численности работников,
отражаемые в статистической отчетности, а также нарушения,
допускаемые учреждениями при установлении работникам разрядов
оплаты труда, надбавок и доплат.
Несмотря на то, что в республике за последние годы фонд оплаты
труда работников бюджетной сферы не изменялся, увеличиваются
количество бюджетных организаций и численность работающих в них.
Министерства и ведомства РД не проявляют должной активности в
регулировании вопросов оплаты труда в подведомственных
организациях, не принимаются необходимые меры по фактам
несвоевременной выплаты заработной платы в учреждениях
муниципальных образований.
В целях повышения уровня оплаты труда работников бюджетной
сферы, доведения ее размеров до уровня заработной платы в
соответствующих отраслях в других субъектах Российской Федерации,
входящих в Южный Федеральный округ, Правительство Республики
Дагестан постановляет:
1. Отметить, что работа по организации оплаты труда работников
в бюджетных учреждениях, подведомственных министерствам и
ведомствам РД, недостаточна.
2. Министерству здравоохранения РД, Министерству образования
РД, Министерству труда и социального развития РД, Министерству
культуры РД, Министерству по физической культуре и спорту РД,
Министерству по делам молодежи и туризму РД провести мероприятия
по повышению уровня оплаты труда работников в подведомственных
бюджетных учреждениях, для чего:
провести в установленном порядке в подведомственных бюджетных
учреждениях аттестацию работников с целью присвоения (повышения)
им соответствующей квалификационной категории;
обеспечивать сохранение за подведомственными бюджетными
учреждениями средств, образующихся в результате экономии по фонду
оплата труда по итогам за соответствующий квартал, для дальнейшей
выплаты надбавок стимулирующего характера, премирования, оказания
материальной помощи работникам указанных учреждений исходя из
объективной необходимости;
проводить предварительное изучение и согласование
статистической отчетности, представляемой подведомственными
бюджетными учреждениями в Территориальный орган Госкомстата России
по РД;
подготавливать и представлять в Министерство финансов РД в
установленном порядке сведения в части оплаты труда, необходимые
для формирования проектов республиканского бюджета РД на 2004 год
и последующие годы, предусматривая для работников бюджетных
учреждений максимально возможные разряды оплаты труда и выплаты
стимулирующего характера с учетом доведения численности работников
до штатного норматива;
в двухмесячный срок:
провести сплошную инвентаризацию соответствия разрядов,
надбавок, доплат и других выплат действующему законодательству,
имея в виду максимально возможное их применение;
принять меры по возможному сокращению численности работников с
неполной нагрузкой и уменьшению численности работающих в режиме
неполного рабочего дня;
обеспечить объективное отражение среднесписочной численности
работающих в статистической отчетности.
3. Министерству труда и социального развития РД ежеквартально
проводить:
проверки обоснованности установления разрядов, надбавок,
доплат и других выплат, предусмотренных законодательством по
оплате труда, и при необходимости направлять представления
соответствующим министерствам и ведомствам РД;
сравнительный анализ уровня оплаты труда работников бюджетной
сферы в республике и уровня оплаты труда работников бюджетной
сферы в других субъектах Российской Федерации, входящих в Южный
федеральный округ, и при необходимости вносить в Правительство РД
соответствующие предложения.
4. Министерству финансов РД при формировании проекта
республиканского бюджета Республики Дагестан на 2004 год и
последующие годы предусматривать средства:
в размере не менее 40 проц. от общих расходов республиканского
бюджета Республики Дагестан на выплату заработной платы работникам
бюджетной сферы;
на финансирование расходов бюджетных учреждений, связанных с
перетарификацией работников, выплатой в соответствии с
законодательством надбавок, доплат компенсационного и
стимулирующего характера, доведением численности работников до
штатных нормативов.
5. Министерствам и ведомствам РД с участием администраций
городов и районов в месячный срок провести инвентаризацию сети
подведомственных учреждений.
6. Территориальному органу Госкомстата России по РД:
оказывать методическую помощь министерствам и ведомствам РД,
администрациям городов и районов в составлении статистической
отчетности по численности и оплате труда и обеспечивать
максимально объективное отражение в ней ситуации в сфере
занятости, оплаты труда, денежных доходов и уровня жизни населения
республики;
периодически проводить проверки правильности отражения в
статистической отчетности учреждений бюджетной сферы
среднесписочной численности работников и размеров оплаты их труда.
7. Рекомендовать администрациям городов и районов провести
мероприятия по повышению уровня оплаты труда работников
подведомственных муниципальных учреждений, указанные в пунктах 2 и
4 настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Министерство труда и социального развития РД.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
Х.ШИХСАИДОВ
|