ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
ПОСЛАНИЕ
НАРОДНОМУ СОБРАНИЮ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
24 апреля 2003 года
О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ И ВАЖНЕЙШИХ
ПРИОРИТЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В 2003 ГОДУ
Уважаемые депутаты Народного Собрания
Республики Дагестан!
В соответствии с полномочиями Председателя Государственного
Совета Республики Дагестан, предусмотренными Конституцией
Республики Дагестан, обращаюсь к вам с Посланием о положении
республики.
Всемерно поддерживая курс Президента Российской Федерации В.В.
Путина, направленный на оздоровление всех сфер жизни общества,
республика последовательно идет по пути преодоления проблем,
накопившихся за годы проведения реформ. В 2002 году дагестанцам
удалось закрепить позитивные тенденции, сформировавшиеся в
экономике за последние три года, обеспечить существенный рост
большинства макроэкономических параметров. Выпуск продукции и
услуг базовых отраслей при этом увеличился на 18 процентов.
В промышленности объемы производства выросли более чем на 12
процентов. Неплохими темпами развивались машиностроение,
химическая, легкая и пищевая промышленность. Положительные
результаты достигнуты в ряде других отраслей промышленности.
Несмотря на вынужденное отвлечение значительных сил и ресурсов
на ликвидацию последствий разрушительных паводков, в рамках
федеральных и республиканских программ целенаправленно велась
работа по строительству и реконструкции важнейших объектов
социально-культурного и производственного назначения. Объем
инвестиций в основной капитал увеличился на 9 процентов,
выполненный объем строительного подряда - более чем на 8
процентов.
В городах и районах республики за счет всех источников
финансирования построены, реконструированы и введены в
эксплуатацию более сотни объектов системы образования,
здравоохранения, культуры, спорта, проложено 300 км. линий
электропередачи, более 240 км. водопроводных и газовых сетей,
построено и реконструировано 54 км., капитально отремонтировано
386 км. автомобильных дорог общего пользования, введены в строй
сотни тысяч квадратных метров жилья. В Махачкале сдан в
эксплуатацию очень важный для столицы республики путепровод.
Продолжалось строительство Ирганайской и Гунибской ГЭС.
В агропромышленном комплексе наметился процесс улучшения
экономического положения предприятий, сократилось число убыточных
товаропроизводителей. Объем валовой продукции сельского хозяйства
увеличился почти на 17 процентов. Выросли валовые сборы зерна и
овощей, производство основных видов продукции животноводства.
Улучшились показатели работы транспортного комплекса
республики, отмечен рост грузооборота более чем на 22 процента,
пассажирооборота - на 8 процентов. Продолжались реконструкция и
развитие производственной инфраструктуры Махачкалинского
международного морского торгового порта.
Принимались меры по развитию телефонной связи, новых
технологий, в том числе мобильной связи, укреплению технической
базы телевизионного вещания.
Продолжились позитивные тенденции на потребительском рынке
республики: оборот розничной торговли увеличился на 27 процентов,
а объем платных услуг, оказанных населению, - на 8 процентов.
Улучшение ситуации в торговле во многом обусловлено ростом
покупательной способности и реально располагаемых денежных доходов
населения.
Благодаря 'осуществлению дополнительных мер государственной
поддержки, существенный импульс получило малое
предпринимательство.
В 2002 году обеспечено исполнение всех бюджетных назначений по
доходам и расходам. Повысилась собираемость налогов. Поступления в
консолидированный бюджет увеличились в 1,6 раза, в республиканский
бюджет - почти в 1,9 раза. Снизилась дотационность бюджета.
Благоприятная в целом экономическая ситуация способствовала
укреплению системы социальной поддержки населения, особенно
наиболее нуждающихся категорий граждан.
Меры, принятые по повышению уровня занятости, позволили органам
службы занятости дополнительно трудоустроить более 52 тысяч
безработных и временно не работающих граждан.
Обеспечивалась своевременная выплата пенсий, единовременных и
ежемесячных пособий, в предусмотренных республиканским бюджетом
объемах предоставлялись льготы по коммунальным и транспортным
услугам ветеранам Великой Отечественной войны, труда и инвалидам.
Значительно улучшилось обеспечение инвалидов транспортными и
техническими средствами реабилитации. Инвалидам-участникам Великой
Отечественной войны выделено 760 единиц автотранспорта, что почти
втрое больше, чем в предыдущем году, существенно выросло
количество выделенных им бесплатных путевок для санаторно-
курортного лечения.
Проведена значительная работа по расширению сети центров и
отделений социального обслуживания семьи, женщин и детей,
укрепилась их материальная база. Улучшились условия содержания
инвалидов, престарелых граждан и детей, проживающих в стационарных
учреждениях социальной защиты населения.
Более 63 тысяч детей было охвачено летним оздоровительным
отдыхом. В том числе обеспечен бесплатный отдых и санаторно-
курортное лечение свыше 20 тысяч детей из малообеспеченных семей.
Дальнейшее развитие получили в 2002 году система
здравоохранения, образование, наука, культура, спорт, укрепилась
их материальная база.
Осуществлены важные шаги в направлении повышения эффективности
функционирования органов государственной власти и местного
самоуправления, развития демократии, совершенствования
республиканского законодательства, приняты дополнительные меры по
укреплению правопорядка. Усилиями всего дагестанского общества в
республике сохранялась стабильная общественно-политическая
обстановка.
Таким образом, можно сказать, что в целом прошлый год был для
Дагестана годом дальнейшего наращивания позитивных перемен,
наметившихся за последние три года.
Отмечая определенные положительные результаты 2002 года, хочу
вместе с тем подчеркнуть, что остается еще немало проблеми задач,
решение которых в текущем году потребует от нас дополнительных
усилий и новых подходов.
Правительству Республики Дагестан, министерствам и ведомствам,
органам местного самоуправления, субъектам хозяйствования
необходимо сосредоточить усилия на максимальном использовании
относительно благоприятных условий, которые в последнее время
сложились в стране и республике для подъема экономики.
Прежде всего, предстоит принять меры по эффективной поддержке и
обеспечению устойчивого функционирования производственного сектора
экономики. Наряду с отраслевыми министерствами и ведомствами к
этой работе более активно должны подключаться местные органы
власти. Именно они в первую очередь обязаны проявить
заинтересованность и инициативу в развитии производства на своих
территориях, в создании новых рабочих мест, расширении
налогооблагаемой базы.
Особое внимание следует уделить машиностроительной, пищевой и
легкой промышленности. Необходимо обеспечить реализацию
программных мероприятий по развитию оборонных предприятий и
наиболее полному использованию их потенциала, в том числе для
производства продукции гражданского назначения. Надо
последовательно добиваться увеличения доли конкурентоспособной
продукции, освоения ее новых видов, привлечения передовых
технологий.
Одной из главных задач является развитие топливно-
энергетических отраслей за счет продолжения строительства ГЭС,
использования нетрадиционных видов энергии, увеличения объемов
поисково-разведочных работ, бурения новых и восстановления
бездействующих нефтяных, газовых и термальных скважин.
Учитывая, что недостаточно активно ведется работа по освоению
шельфовой зоны Каспия, а обладатели лицензий не в полной мере
выполняют условия соглашений, здесь нужно предпринять
дополнительные шаги с тем, чтобы получить ощутимую отдачу от
реализации данного проекта.
Среди наиболее актуальных остаются вопросы развития
транспортного комплекса. Приоритетной в этом направлении, как и
прежде, является задача реконструкции Махачкалинского
международного морского порта, совершенствования всей транспортной
инфраструктуры республики.
Составную часть экономики, где производится жизненно важная для
общества продукция и сосредоточен значительный потенциал роста,
представляет сельскохозяйственное производство. С учетом этого
Правительству Республики Дагестан, сельским администрациям
необходимо приступить к поэтапной реализации Концепции развития
агропромышленного комплекса на 2003-2010 годы, одобренной
Государственным Советом Республики Дагестан.
Основной задачей в этом секторе экономики на текущий год
является закрепление наметившейся тенденции роста производства
сельскохозяйственной продукции, первоочередная поддержка
мелиорации, виноградарства, животноводства и других отраслей,
которые могут обеспечить быструю отдачу.
Пора прекратить прямое и косвенное субсидирование неэффективных
производств и приступить к реализации мероприятий по финансовому
оздоровлению сельхозпредприятий. Следует активно развивать
рыночные механизмы и технологическую базу отрасли.
Назрела острая необходимость существенного изменения земельных
отношений. Прежде всего, это касается расширения прав
землепользователей, стимулирования их предпринимательской
инициативы, постепенной смены административно-командных методов в
сфере землепользования экономическими, тесно увязанными с
интересами граждан.
События прошлого года, связанные с разрушительными паводками и
наводнениями, обязывают нас осуществить комплекс дополнительных
мероприятий по предупреждению тяжелых последствий природной стихии
на территории республики.
Трагедия, произошедшая недавно в Махачкалинской школе-
интернате, в результате которой погибли и пострадали наши дети,
должна стать для всех нас суровым напоминанием о той страшной
цене, которую порой приходится платить за элементарную беспечность
и халатность. Случившееся настоятельно требует от руководителей
министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений,
местных органов власти принятия всех необходимых мер по
недопущению подобного.
Одним из приоритетных направлений экономической политики должна
быть всесторонняя поддержка малого предпринимательства, как
важного источника формирования доходной части бюджета и
обеспечения занятости населения. С этой целью следует всемерно
добиваться снижения административных барьеров, препятствующих его
развитию.
Мы уже неоднократно говорили о необходимости совершенствования
стиля работы министерств, ведомств, местных администраций. Однако
многие из них продолжают работать, как и раньше, - в условиях
централизованного народного хозяйства. Хотя большое количество
предприятий приватизировано или имеет самостоятельный статус, но
прежние привычки командования остались. Министерства и ведомства,
многие администрации городов и районов все еще стремятся финансово
и административно подчинить себе хозяйствующие субъекты. При этом
они забывают, что их прямая обязанность - создать условия для
развития экономических свобод и цивилизованного бизнеса.
Чиновники госаппарата и местного самоуправления, как
показывает практика, все еще цепляются и будут стремиться
сохранить за собой административно-командные функции. В этой связи
уместно вспомнить высказывание Президента Российской Федерации
В.В.Путина из прошлогоднего Послания Федеральному Собранию:
"Коррупция... - прямое следствие ограничения экономических свобод.
Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше
барьер, тем больше взяток и чиновников, их берущих".
Исходя из этого, нам необходимо провести анализ реализуемых
министерствами, ведомствами и другими органами административных
функций, сократить из них избыточные, сохранив только необходимые.
Следует добиться того, чтобы информация о работе наших министерств
и ведомств, местных администраций была максимально прозрачной и
публично доступной.
В текущем году предстоит продолжить реализацию программных
мероприятий по увеличению плотности телефонной связи в городской и
сельской местности, принять меры по дальнейшему развитию сектора
высокотехнологичных услуг, созданию единой информационной системы
республики с вовлечением в этот процесс муниципального звена.
В более эффективной поддержке нуждается индивидуальное жилищное
строительство с привлечением сбережений населения, должного
внимания требует выполнение Программы долгосрочного финансирования
и ипотечного кредитования жилищного строительства.
Актуальными являются вопросы совершенствования системы
управления государственными унитарными предприятиями, наведения
порядка в использовании объектов недвижимости. Неэффективная часть
государственного сектора ничего кроме дополнительных расходов
экономике не дает, поэтому необходимо определиться по
предприятиям, которые должны остаться в государственной и
муниципальной собственности.
В области налоговой политики первостепенными задачами остаются
дальнейшее наращивание собственной налоговой базы, уровня
собираемости налогов и сборов, создание стимулов для вывода
доходов из теневого оборота, повышение эффективности
функционирования налоговых органов.
Правительству Республики Дагестан следует постоянно держать в
поле зрения реализацию в республике Федеральной целевой программы
"Юг России", активно изыскивать и привлекать для выполнения
программных мероприятий собственные средства предприятий, кредиты
коммерческих организаций и банков, другие внебюджетные средства.
Учитывая, что основным инвестором в экономику республики в
целом попрежнему остается государство, требуются дополнительные
меры направленные на улучшение инвестиционного климата в
республике и обеспечение притока инвестиций из других источников.
Как один из резервов экономического подъема следует
рассматривать богатые рекреационные возможности республики и
развитие туризма. Предстоит продолжить работы по восстановлению
существующих и строительству новых туристических комплексов,
следует шире пропагандировать возможности Дагестана, как региона
благоприятного для отдыха и оздоровления.
Необходимо активизировать внешнеэкономическую деятельность,
направленную на расширение экономического и торгового
сотрудничества республики с субъектами Российской Федерации,
странами ближнего и дальнего зарубежья.
В центре внимания органов власти остаются вопросы дальнейшего
повышения эффективности государственной социальной политики.
Задача повышения уровня занятости населения требует всемерного
развития предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности
и других форм занятости, целенаправленного поиска возможностей
организации новых рабочих мест.
В текущем году необходимо уделить еще большее внимание работе
по оказанию адресной социальной помощи наиболее нуждающимся
гражданам и семьям, обеспечению реализации прав инвалидов и
пенсионеров.
Для эффективного функционирования пенсионной системы следует
укрепить ее взаимодействие с государственными и муниципальными
органами власти. Городские и районные администрации должны
оказывать всемерное содействие в проведении персонифицированного
учета граждан, совместно со структурами Пенсионного фонда
Российской Федерации на местах добиваться повышения качества
обслуживания пенсионеров.
Одним из приоритетных направлений социальной политики остается
охрана здоровья населения. В прошлом году укрепилась материально-
техническая база здравоохранения. Введены в экс-плуатацию
Дагестанский центр "Микрохирургия глаза" в г.Каспийске,
Медицинский центр им. Аскерханова Р.П., поликлиника
Республиканского диагностического центра, подготовлены к вводу
Эндокринологический центр, новый блок Детской республиканской
клинической больницы в г. Махачкале, больницы в Хунзахском,
Гумбетовском, Сергокалинском, Новолакском районах, ряд других
лечебных учреждений. Проведена значительная работа по укреплению
сельского здравоохранения, профилактике социально опасных
заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, всеобщей
диспансеризации детей, внедрению и совершенствованию
специализированных видов лечения.
В то же время остаются актуальными вопросы обеспечения
дагестанцев медицинской помощью требуемого объема и высокого
качества при полной доступности всех видов специализированной
помощи. Для приоритетного развития профилактического направления
следует перенести акцент оказания медицинской помощи со
стационарных служб на амбулаторно-поликлиническое звено.
В рамках реализации государственной политики в области
физической культуры и спорта в прошлом году принят ряд мер с целью
физического воспитания и оздоровления населения, дальнейшего
развития массового спорта и спорта высших достижений.
В текущем году следует еще более активизировать реализацию
республиканской программы развития физической культуры и спорта,
продолжить работу по строительству новых объектов, укреплению
материальной базы спорта, особенно в сельской местности.
Повышенного внимания в нынешнем предолимпийском году требует
целевая программа подготовки дагестанских спортсменов к
Олимпийским играм 2004 года.
В области государственной молодежной политики в прошлом году
принимались меры, направленные на создание правовых, социально-
экономических, организационных условий для самореализации личности
молодого человека, на развитие молодежных и детских общественных
объединений, на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Вместе с тем необходимо усилить координацию деятельности
министерств и ведомств, местных органов власти по обеспечению
занятости молодежи, трудоустройству и рациональному использованию
выпускников учебных заведений, привлечению наиболее талантливых из
них в управленческие структуры. Предстоит принять меры по
улучшению жилищных условий молодых семей. Следует активно внедрять
новые формы пропаганды здорового образа жизни и организации
молодежного досуга.
Позитивные изменения произошли за прошедший период в системе
образования. Увеличилась сеть общеобразовательных и инновационных
учебных заведений, укрепилась их учебно-материальная база.
Построены и сданы в эксплуатацию 26 школ, пристроек к ним и
детских дошкольных учреждений. Проведена значительная работа по
компьютеризации школ реогублики, оснащению их новым спортивным
инвентарем и оборудованием.
Органам государственной власти и местного самоуправления
необходимо и впредь уделять постоянное внимание вопросам
совершенствования и развития системы образования, активнее
включиться в процесс реализации Концепции модернизации российского
образования, принять меры по дальнейшему развитию компьютеризации
и информатизации учебных заведений.
Следует уделять больше внимания вопросам высшего образования,
интеграции науки и производства, стимулирования научно-
исследовательской деятельности, обеспечения привлечения инвестиций
на основе реализации актуальных проектов.
Прошлый год был отмечен значительными событиями в культурной
жизни республики. Сданы в эксплуатацию новые здания Кумыкского и
Даргинского театров.
Улучшение деятельности учреждений культуры, социальная
поддержка и стимулирование творческого труда работников культуры,
литературы, искусства должны оставаться в центре внимания всех
органов государственной власти и местного самоуправления.
Крупным событием в общественно-политической и культурной жизни
должно стать в текущем году празднование юбилея нашего
прославленного земляка - народного поэта Дагестана Р.Г.Гамзатова.
В условиях демократии неизмеримо возрастает роль средств
массовой информации. В последние годы в республике проведена
значительная работа по обеспечению условий для своевременного и
объективного информирования населения о событиях, происходящих в
республике и стране. Дагестанские журналисты в целом с осознанием
своей высокой ответственности перед обществом вносят
существенный вклад в решение задач: социально-экономического и
духовного развития общества, сохранения мира и согласия в
республике.
Вместе с тем потенциал дагестанских газет, телевидения и радио
используется еще не в полной мере. Не получила должного развития
деятельность местных теле - и радиостудий, медленными темпами
осуществляется модернизация материальной базы полиграфии, редакций
газет и журналов. Низким остается содержательный уровень некоторых
печатных изданий.
Необходимо улучшить взаимодействие местных администраций с
редакциями газет и телестудий. Более действенным должен стать
контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о
средствах массовой информации и лицензированием деятельности
электронных средств массовой информации. Органам государственной
власти и местного самоуправления следует принять дополнительные
меры по материальной поддержке работников прессы, телевидения и
радиовещания.
Одним из главных условий успешного решения задач социально-
экономического и духовного развития республики является дальнейшее
укрепление государственной власти, повышение эффективности
функционирования органов местного самоуправления, развитие
демократических основ организации жизни общества.
В прошлом году состоялось Конституционное Собрание Республики
Дагестан, которое избрало Председателя Государственного Совета
Республики Дагестан и членов Государственного Совета Республики
Дагестан. Образовано Правительство Республики Дагестан.
Принимались меры по развитию местного самоуправления, укреплению
демократии, совершенствованию законодательства.
В марте текущего года состоялись выборы депутатов Народного
Собрания Республики Дагестан, представительных органов местного
самоуправления и глав муниципальных образований.
Органы государственной власти республики активно
взаимодействовали с федеральным центром, с Аппаратом полномочного
представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном
округе в решении важнейших социально-экономических и политических
вопросов.
В рамках работы по укреплению единого правового пространства
страны, с учетом изменений в федеральном законодательстве, были
внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Дагестан и
другие нормативные правовые акты, в том числе касающиеся
избирательного законодательства.
Взамен принципа формирования представительных органов власти
путем образования национально-территориальных избирательных
округов была законодательно закреплена система, предусматривающая
выборы депутатов по одномандатным и многомандатным избирательным
округам с целью обеспечения представительства народов в выборных
органах посредством квотирования отдельных мандатов в
многомандатных избирательных округах.
Однако, как показал опыт прошедших недавно выборов, такая схема
формирования представительных органов власти не лишена серьезных
недостатков. Поэтому в рамках совершенствования избирательного
законодательства нам предстоит еще раз вернуться к поиску
оптимального механизма формирования Народного Собрания Республики
Дагестан, который бы предусматривал выдвижение кандидатов по
партийным спискам и в то же время обеспечивал представительство в
нем народов и территорий. Надо будет найти наиболее рациональное
решение этого, достаточно сложного и ответственного для нашей
многонациональной республики вопроса.
Особое место в системе органов власти республики занимает
Государственный Совет Республики Дагестан. Время убедительно
доказало его эффективность как политического института,
возглавляющего исполнительную власть, обеспечивающего
взаимодействие органов государственной власти и в то же время
учитывающего многонациональную специфику Дагестана. Вместе с тем,
в последнее время в некоторых кругах общества вновь обсуждается
вопрос о необходимости введения поста всенародно избираемого главы
республики. В связи с этим нам, возможно, придется еще раз
выяснить, не изменилось ли мнение дагестанского народа по этому
вопросу.
В декабре месяце текущего года предстоят выборы в
Государственную Думу Российской Федерации. Необходимо обеспечить
условия для того, чтобы они прошли в республике на высоком
организационном уровне, а дагестанский народ мог сделать выбор в
пользу тех кандидатов, которые будут достойно представлять
интересы Дагестана в высшем законодательном органе страны.
Работа по развитию республиканского законодательства должна и
впредь оставаться в центре нашего внимания, с тем, чтобы создать
целостную правовую систему, которая, не нарушая единого правового
пространства Российской Федерации, в то же время соответствовала
бы особенностям нашей республики.
Необходимо и впредь добиваться дальнейшего совершенствования
форм координации законотворческой деятельности Государственного
Совета, Народного Собрания и Правительства Республики Дагестан.
Одним из важных направлений политической реформы в последние
годы было формирование дееспособной системы местного
самоуправления. За это время в республике, в числе первых среди
субъектов Российской Федерации, создана необходимая правовая
основа местного самоуправления как первичного уровня публичной
власти. В прошлом году практически повсеместно приняты уставы
муниципальных образований.
Текущий год должен стать еще одним этапом в развитии местного
самоуправления. С учетом того, что Государственной Думой приняты в
первом чтении предложения, внесенные Президентом Российской
Федерации об изменениях в законодательстве о местном
самоуправлении, возможно, предстоит предпринять соответствующие
шаги по совершенствованию организации местного самоуправления и в
республике.
Хочу еще раз подчеркнуть особое место администраций районов,
городов и населенных пунктов в системе исполнительной власти. От
качества работы и их настроя на конкретные дела в значительной
степени зависит не только обстановка на местах, но и достижение
решающего перелома в социально-экономическом развитии республики в
целом. При этом должен напомнить об ответственности местных
администраций не только перед населением соответствующих
территорий, но и перед государством за полноценную реализацию
решений, принимаемых на уровне федерального центра и республики.
Важнейшей функцией государства является обеспечение
конституционных прав и свобод граждан. В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации в республике в прошлом году
создана и действует Комиссия по вопросам помилования, сформирована
Комиссия по правам человека. В текущем году следует обеспечить
необходимые условия для эффективного функционирования этих и
других, новых для Дагестана, правовых институтов.
В республике последовательно осуществляются меры по
реформированию судебной системы. Одним из достижений в этом
направлении является то, что в полной мере заработали мировые
суды, которыми рассматривается практически половина судебных дел.
В соответствии с федеральным законодательством Верховный Суд
республики впервые за время своего существования приступил к
рассмотрению дел с участием присяжных заседателей.
В направлении создания эффективно действующей судебной власти в
целом сделано немало. Но многое предстоит еще сделать, как в плане
создания надлежащих условий для работы судов, повышения авторитета
судебной системы, осознания самими судьями возложенной на них
высочайшей ответственности перед гражданами и обществом, так и в
плане неукоснительного исполнения судебных решений.
Дальнейшее развитие получила в истекшем году правовая база
кадровой политики, осуществлялись другие меры, направленные на
повышение эффективности государственной и муниципальной службы,
ответственности кадров за решение поставленных задач. На это, в
частности, было направлено проведение аттестации государственных и
муниципальных служащих, присвоение км квалификационных разрядов.
Осуществляя кадровую политику, необходимо также уделить должное
внимание работе с управленческими кадрами предприятий
негосударственного сектора, в том числе по переподготовке и
повышению их квалификации.
Стабильность в обществе во многом зависит от уровня
взаимодействия органов власти с партиями, общественными
объединениями, религиозными организациями. Поэтому мы придаем
важное значение налаживанию партнерских отношений между властью и
обществом в целом, последовательному укреплению в республике основ
гражданского общества.
Государственный Совет, Народное Собрание, Правительство
Республики Дагестан всегда были открыты для конструктивных, идущих
на благо дагестанского народа встреч и дискуссий, внимательно
прислушивались и принимали к рассмотрению полезные для общества
инициативы. Именно такие взаимоотношения власти с общественными
институтами позволяли дагестанцам на протяжении последнего
десятилетия избегать поспешных решений, находить своевременные и
взвешенные ответы на самые острые вопросы общественного развития.
Опора на конструктивный потенциал общественных объединений
должна и впредь оставаться главным направлением укрепления основ
гражданского общества в республике.
Эта задача в условиях Дагестана самым непосредственным образом
связана с решением вопросов в сфере национальных и
конфессиональных отношений. Практика последних лет подтверждает
правильность и жизнеспособность проводимой в республике
национальной политики. И главным ее результатом является то, что
удалось сохранить межнациональный мир в республике, еще более
упрочить братское единство наших народов.
Органы власти, общественные объединения, каждый дагестанец
должны беречь это поистине бесценное достояние многонационального
дагестанского народа. Мы обязаны помнить, что только на прочной
основе мира, единства и стабильности можно успешно решить стоящие
перед нами задачи.
Одним из достижений за время демократических реформ стала
реальная свобода вероисповедания. Для абсолютного большинства
верующих дагестанцев - представителей всех конфессий - религия
является носителем высокой духовности, важным средством
нравственного оздоровления общества. В Дагестане между
представителями разных вероисповеданий давно сложились и
сохраняются отношения веротерпимости и взаимного уважения. Мы
высоко ценим благотворную роль и усилия представителей духовенства
в деле укрепления мира и согласия в дагестанском обществе,
противодействия попыткам использовать религию для насаждения в
обществе идеологии экстремизма, национальной или религиозной
нетерпимости.
В контексте решения вопросов, касающихся экономики, социальной
сферы, межнациональных отношений следует постоянно держать в поле
зрения проблемы репрессированных и депортированных народов.
Крупномасштабным мероприятием общегосударственного значения в
прошлом году, как известно, была Всероссийская перепись населения.
Согласно предварительным данным переписи численность населения
республики выросла до 2,5 миллионов человек. Рост населения - это,
безусловно, положительная тенденция, связанная и с тем, что в
республике сохраняется в целом благополучная демографическая
ситуация с одним из высоких в Российской Федерации показателей
естественного прироста населения.
Успешное развитие Дагестана в условиях рыночных отношений во
многом зависит от взаимовыгодного сотрудничества с другими
регионами Российской Федерации, с зарубежными странами. Исходя из
этого, в 2002 году подписаны соглашения о торгово-экономическом,
научно-техническом и культурном сотрудничестве Дагестана с рядом
субъектов Российской Федерации. Состоялся визит дагестанской
делегации в г.Минск, в ходе которого подписано соответствующее
Соглашение с Республикой Беларусь.
В рамках этих и других, подписанных ранее соглашений,
министерствам и ведомствам республики, представительствам
Дагестана в других регионах следует активизировать работу по
углублению сотрудничества с субъектами Российской Федерации и
странами СНГ.
Под пристальным вниманием государственных органов, органов
местного самоуправления республики должны находиться вопросы
развития сотрудничества между администрациями приграничных
районов, хозяйствующими структурами Республики Дагестан и соседних
государств. Необходимо последовательно добиваться надлежащего
обустройства существующих и открытия новых пунктов пропуска на
государственной границе.
Одной из важнейших задач государства является защита личности и
общества от преступных посягательств. В тяжелейших условиях
последних лет правоохранительными органами республики проводится
значительная работа по борьбе с преступностью.
Раскрываемость преступлений в 2002 году составила 90,9
процента, в том числе тяжких и особо тяжких - 86,2 процента.
Раскрыты террористический акт, совершенный 9 мая в г. Каспийске,
подрыв автомашины с военнослужащими в январе 2002 года, убийство
заместителя главы администрации г. Махачкалы Алиева А.И. и другие
тяжкие преступления, вызвавшие большой общественный резонанс.
Расследованы и направлены в суд свыше 200 уголовных дел этой
категории.
Выполнен значительный объем работы по предупреждению
диверсионно-террористических акций, пресечению экстремистской
деятельности. В 2002 году задержано свыше 50 участников незаконных
вооруженных формирований, прошедших подготовку на территории
Чеченской Республики. Установлены и изобличены виновные в
совершении 16 актов терроризма.
В результате принятых мер нейтрализованы основные очаги
распространения экстремистской идеологии в республике. Уменьшилось
количество преступлений, связанных с похищением людей, разбоем,
хищением огнестрельного оружия, незаконным оборотом наркотиков.
Вместе с тем, преступность все еще остается одной из острых
проблем, беспокоящих общество. Продолжающиеся террористические
акты, покушения на государственных и общественно-политических
деятелей, попытки распространения идеологии экстремизма и другие
провокации против республики убеждают, что деструктивные силы еще
не отказались от намерений осложнить ситуацию, внести раскол в
общество.
Несмотря на то, что в республике в целом сложилась определенная
система противодействия экстремизму, со стороны отдельных глав
местных администраций, руководителей республиканских органов
власти, представителей духовенства порой наблюдаются элементы
нерешительности в реагировании на нарушения действующего
законодательства, касающегося экстремистских проявлений. Многие
преступления прошлых лет, связанные с террористической и
экстремистской деятельностью, до настоящего времени остаются
нераскрытыми, а лица совершившие их - ненаказанными.
В связи с этим правоохранительным органам необходимо продолжить
работу по искоренению проявлений экстремизма, в том числе с опорой
на федеральный закон "О противодействии экстремистской
деятельности", который дает возможность для более действенных мер
против этого опасного для общества явления.
Следует усилить взаимодействие с правоохранительными органами
сопредельных республик и государств в борьбе с терроризмом,
экстремизмом и организованной преступностью, с целью
предотвращения диверсионно-террористических акций в отношении
граждан, особо важных государственных объектов и объектов
жизнеобеспечения, укрепления безопасности республики как составной
части Российской Федерации.
Одним из основных направлений борьбы с преступностью должна
быть защита экономики от преступных посягательств. Экономическая
преступность пока еще остается одним из основных факторов,
мешающих нормальному функционированию инстатутов государства,
препятствием на пути оздоровления социально-экономической ситуации
в республике.
Уровень противодействия организованной преступности в сфере
экономики и коррупции не соответствует степени остроты этой
проблемы. Среди причин низкой результативности в борьбе с
экономической преступностью не последнее место занимают недостатки
в организации оперативно-розыскной деятельности правоохранительных
органов, их слабое взаимодействие с контролирующими органами.
Необходимы более действенные шаги в борьбе с налоговыми
правонарушениями. Недоимки предприятий по налоговым платежам,
низкая результативность работы налоговых органов по их ликвидации
серьезно тормозят развитие экономических реформ. Следует помнить,
что недоработки налоговых служб, органов внутренних дел в
разоблачении лиц, извлекающих неконтролируемые доходы и
уклоняющихся от уплаты налогов, в конечном счете, ведут к
укреплению теневого капитала, составляющего основу организованной
преступности.
Немало преступлений остается нераскрытыми из-за отсутствия
должного взаимодействия с таможенными органами. В деятельности
последних все еще допускаются нарушения: при осуществлении
контроля за перемещением грузов.
По-прежнему актуальной остается проблема профилактики и
предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
Не дали пока ожидаемого эффекта меры, принятые в рамках
республиканской программы противодействия злоупотреблению
наркотиками. Многие преступления, связанные с наркотиками,
остаются вне поля зрения правоохранительных органов. Учитывая
пагубные последствия, к которым может привести распространение
наркомании, здесь должны быть задействованы усилия не только
правоохранительных органов, но и всего общества.
На состоянии преступности сказываются и просчеты в работе
правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию
преступлений. Остается значительным количество нераскрытых особо
тяжких преступлений. Эти и другие факты требуют от руководителей
правоохранительных органов бескомпромиссности и наступательности в
действиях, принятия дополнительных мер к повышению
профессионализма и ответственности кадров.
Более действенной должна стать координирующая роль Совета
Безопасности республики в организации совместной деятельности
местных администраций, правоохранительных органов и общественности
против преступности.
Мы должны настойчиво добиваться ощутимого перелома в борьбе с
преступностью, гарантированной безопасности личности и общества,
надежной защиты законных прав и интересов дагестанцев.
Важным средством обеспечения государственных интересов призвана
быть система государственного контроля. Благодаря координирующей
роли Счетной палаты и Прокуратуры Республики Дагестан удалось
несколько улучшить взаимодействие контролирующих органов. Однако
избежать параллелизма и дублирования в их работе в полной мере так
и не удалось.
Необходимо добиться, чтобы государственный контроль стал
надежным средством обеспечения интересов государства и общества.
Уважаемые депутаты Народного Собрания Республики Дагестан!
В прошлом году в целом проделана значительная работа по
обеспечению условий для перехода республики к качественно новому
этапу развития.
Считаю, что относительно благоприятная обстановка, сложившаяся
в стране и республике, является важной предпосылкой для успешной
реализации наших намерений. Максимально используя эти возможности,
опираясь на консолидированные усилия всех ветвей и уровней власти,
всего дагестанского общества, мы должны последовательно двигаться
вперед.
Нынешний год должен стать годом еще более ощутимых и весомых
подвижек в экономике, повышении благосостояния дагестанцев,
укреплении безопасности общества и граждан.
Важнейшим условием успешного достижения этих целей является
сохранение мира и стабильности, ясность и открытость проводимой
нами в интересах дагестанского народа политики, высокая
ответственность и неукоснительное выполнение всеми должностными
лицами государственных органов и органов местного самоуправления
своих обязанностей.
Уверен, что в результате продуманной, целенаправленной работы,
максимально мобилизовав имеющиеся ресурсы и созидательный
потенциал дагестанского общества, мы сможем вывести республику на
более высокие рубежи развития.
Председатель Государственного Совета
Республики Дагестан
M.МАГОМЕДОВ
Махачкала
24 апреля 2003 г.
|