ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2003 г. N 27
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2003 - 2010 ГОДЫ
Обсудив доработанный проект Концепции развития
агропромышленного комплекса Республики Дагестан на 2003 - 2010
годы, Государственный Совет Республики Дагестан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития агропромышленного
комплекса Республики Дагестан на 2003 - 2010 годы.
2. Правительству Республики Дагестан по мере реализации
Концепции развития агропромышленного комплекса на 2003 - 2010
годы ежегодно вносить корректировки в Программу развития
агропромышленного комплекса Республики Дагестан.
3. Рекомендовать администрациям районов разработать
соответствующие программы развития агропромышленного комплекса.
4. Министерству по национальной политике, информации и внешним
связям Республики Дагестан обеспечить освещение хода реализации
Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан
на 2003 - 2010 годы в средствах массовой информации.
Председатель Государственного Совета
Республики Дагестан
М.МАГОМЕДОВ
Одобрена
постановлением
Государственного Совета
Республики Дагестан
от 25 февраля 2003 г. N 27
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2003 - 2010 ГОДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Анализ современного состояния агропромышленного комплекса
2. Цель, принципы и приоритеты развития агропромышленного
комплекса
3. Прогноз развития агропромышленного комплекса
4. Структурные преобразования в аграрной сфере, научно -
техническое, инновационное и консультационное обеспечение
5. Совершенствование экономических отношений в
агропромышленном комплексе и налоговая политика
6. Земельные отношения
7. Социальное развитие села
8. Кадровое обеспечение
9. Основные направления реализации Концепции по отраслям
агропромышленного комплекса
Растениеводство
Виноградарство и садоводство
Животноводство
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Материально - техническое обеспечение
Нормативно - правовое обеспечение
Экологическая политика
10.Эффективность внедрения Концепции развития
агропромышленного комплекса
11.Критерии и оценочные показатели реализации Концепции
развития агропромышленного комплекса
ВВЕДЕНИЕ
Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью
экономики Дагестана, в котором занято свыше 40 проц. работающих в
сфере материального производства, задействована пятая часть
производственных фондов и создается около 50 проц. валового
регионального продукта.
Для повышения эффективности работы аграрного сектора экономики
в современных условиях хозяйствования требуется выработка
принципиально новых подходов к развитию агропромышленного
комплекса.
С этой целью подготовлена настоящая Концепция развития
агропромышленного комплекса Республики Дагестан на 2003 - 2010
годы (далее - Концепция), в которой изложены стратегия и тактика
ведения производства применительно к рыночным условиям.
Настоящая Концепция представляет собой систему
основополагающих принципов, научно обоснованных подходов и
приоритетов, выработанных в результате всестороннего анализа
современного состояния агропромышленного комплекса, выявления
тенденций и определения перспектив его развития с учетом реальных
возможностей экономики республики, состояния социальной сферы,
современных достижений научно - технического прогресса и
передового опыта.
Основные ее положения направлены на укрепление экономики
агропромышленного производства, создание организационно -
экономических условий для эффективной работы
сельхозтоваропроизводителей, повышение уровня доходов работников и
решение проблем в социальной сфере на селе.
1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В 2002 году в хозяйствах всех категорий произведено: зерна -
369 тыс. тонн, овощей - 495 тыс. тонн, плоды - 44 тыс. тонн,
винограда - 65 тыс. тонн, мяса - 118 тыс. тонн, молока - 304,5
тыс. тонн, яиц - 295,4 млн. штук, шерсти - 11,2 тыс. тонн,
цельномолочной продукции - 8010 тонн, плодоовощных консервов - 28
муб, кондитерских изделий - 1550 тонн, безалкогольных напитков -
1002 тыс. дал., вина - 398 тыс. дал., коньячных изделий - 650 тыс.
дал.
В результате осуществления аграрных преобразований в настоящее
время в республике имеются 900 коллективных сельскохозяйственных
предприятий и более 33 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств,
391 тыс. личных подворий селян. Аграрная реформа позволила создать
основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве на базе
рыночных отношений, частично осуществить земельные преобразования.
Вместе с тем в агропромышленном комплексе республики произошло
резкое снижение технической оснащенности сельскохозяйственного
производства. Более 90 проц. техники отработал свой
эксплуатационный ресурс.
Существенно снизились объемы внесения минеральных и
органических удобрений, что привело к снижению урожайности и
валовых сборов сельскохозяйственных культур.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, система
оптовой и розничной торговли полностью приватизированы, и, как
правило, без участия сельскохозяйственных товаропроизводителей. В
результате произошло усиление их монопольного положения на
продовольственном рынке и увеличился разрыв сложившихся ранее
хозяйственных связей между сельхозтоваропроизводителями,
перерабатывающими предприятиями и торговлей.
В целом сложившаяся ситуация с производством
сельскохозяйственной продукции, доходами на душу населения,
потребляемыми услугами социальной сферы сельских жителей в
республике оставляет желать лучшего. Необходимы изменения в
подходах к решению всех назревших проблем, активной мобилизации
имеющихся в республике ресурсов с тем, чтобы обеспечить
стабилизацию и подъем аграрного сектора.
2. ЦЕЛЬ, ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Эффективное ведение агропромышленного производства в
современных условиях требует выработки принципиально новых
подходов, направленных, прежде всего на максимальный поиск
внутренних резервов, как в масштабах агропромышленного комплекса,
так и в рамках отдельных предприятий.
Целью Концепции является разработка перспективных направлений
развития сельского хозяйства на основе рыночных отношений и
обоснование методов и способов повышения эффективности работы
агропромышленного комплекса для обеспечения потребности населения
республики в основных продовольственных продуктах.
Реализация направлений, представленных в Концепции, позволит
создать условия для восстановления производственного потенциала
агропромышленного комплекса, обеспечит его устойчивое развитие и
стабильную занятость населения, расширит сеть социальных объектов,
облегчит жизнь селян.
Исходя из сложившегося положения в агропромышленном комплексе
страны и республики, а также мировых тенденций, следует выделить
отличительные особенности и приоритеты развития сельского
хозяйства Дагестана на ближайшую перспективу:
1. Проведение аграрной политики, направленной на
стимулирование роста объемов производства тех видов
продовольствия, для получения которых в республике имеются
соответствующие природные, организационно - экономические и другие
условия
2. Содействие активному вовлечению в цивилизованные рыночные
отношения всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание
для них равных условий хозяйствования и конкуренции.
3. Развитие кооперации между всеми субъектами
агропромышленного комплекса, ориентация производителей,
переработчиков и продавцов сельскохозяйственной продукции на
взаимовыгодное экономическое сотрудничество, учитывающее интересы
всех участников этого процесса.
4. Усиление подготовки кадрового потенциала агропромышленного
комплекса, с учетом изменившихся условий хозяйствования, повышения
их роли и ответственности в эффективном ведении аграрного
производства.
5. Развитие земельных отношений, базирующихся на разных формах
собственности, создающих условия для эффективного ведения
производства, создание земельного кадастра. Формирование условий,
стимулирующих землевладельцев и землепользователей заботиться о
сохранении и повышении плодородия почвы, об эффективном
использовании земель сельскохозяйственного назначения.
6. Восстановление инфраструктуры племенного дела,
предоставление налоговых льгот, дотаций и др. Выделение племенного
скота и птицы сельхозтоваропроизводителям в лизинг.
7. Оптимизация соотношения количества животных и кормовой
базы, сокращение дефицита кормового белка преимущественно за счет
собственных источников. В основу всей работы отрасли должны быть
положены ресурсосберегающие технологии и хозрасчет, стремление
обеспечить население мясомолочными продуктами.
8. Модернизация предприятий пищевой и перерабатывающей
промышленности с использованием современного технологического
оборудования, повышение конкурентоспособности выпускаемой
продукции, приближение переработки к местам производства сырья
путем строительства мини - заводов мясомолочного, сыродельческого,
консервного и сушильного направлений.
9. Дальнейшее развитие виноградарства и садоводства как
бюджетообразующих отраслей сельского хозяйства. Увеличение
производства винограда и плодов положительно скажется на положении
винодельческой и консервной промышленности.
10. Рациональное использование поливных земель, увеличение
внесения органических и минеральных удобрений, внедрение
прогрессивных технологий, способствующих повышению урожайности
сельскохозяйственных культур.
11. Реализация возможностей дальнейшего повышения
эффективности личных подсобных хозяйств, интеграция их с
сельскохозяйственными, перерабатывающими и обслуживающими
предприятиями, предоставление им кредитов и государственных
субсидий, развитие сферы торгово - посреднических услуг.
12. Содействие в организации новых машинно - технологических
станций, там где это необходимо, передача неэффективно
используемых машинно - технологических станций путем их
приватизации предприятиям и отдельным предпринимателям, которые
могут организовать работу этих станций, повысить уровень
технического обеспечения за счет собственных средств, организовать
поставку техники товаропроизводителям.
3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В условиях перехода сельского хозяйства на рыночные отношения
значительно возрастает потребность в разработке прогноза развития.
Исходя из реалий экономического состояния и ситуации,
сложившейся в агропромышленном комплексе республики, можно
спрогнозировать, что в ближайшей перспективе развитие
агропромышленного комплекса республики будет осуществляться за
счет мобилизации его внутренних резервов при активизации процессов
кооперации и интеграции, формирования рыночной инфраструктуры,
уменьшения завоза продовольствия и возрастания спроса на свои
продукты питания, повышения финансовой устойчивости
товаропроизводителей и последовательного увеличения
государственной поддержки. Только в этом случае у
товаропроизводителей появятся условия для расширенного
воспроизводства и существенно увеличится степень насыщения
продовольственного рынка продуктами собственного производства.
4. СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ,
НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ, ИННОВАЦИОННОЕ И
КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наиболее острыми проблемами, сдерживающими повышение
эффективности агропромышленного комплекса, являются слабое
распространение прогрессивных форм хозяйствования и отсутствие
целостной системы управления агропромышленным комплексом. Большая
роль в повышении эффективности работы агропромышленного комплекса
должна принадлежать структурным преобразованиям и
совершенствованию экономических отношений, которые
предусматривают:
приведение организационно - правовых форм сельскохозяйственных
предприятий в соответствие с нормами законодательства Российской
Федерации;
содействие формированию конкурентоспособных
сельскохозяйственных товаропроизводителей и создание условий для
концентрации необходимых средств производства у наиболее
эффективно работающих собственников и организаций;
содействие развитию горизонтальной и вертикальной интеграции в
агропромышленном секторе при жестком соблюдении антимонопольного
законодательства;
реорганизацию хронически нерентабельных хозяйствующих
субъектов.
Для комплексного решения проблем развития индивидуального
сектора необходимо наделить их землей, содействовать в получении
на условиях лизинга малогабаритной техники и племенного скота,
оказывать помощь в переработке и реализации продукции.
Повышение эффективности аграрного комплекса республики в
значительной степени определяется внедрением научно - технических
достижений в области оснащения новой техникой, внедрения
ресурсосберегающих технологий в отраслях агропромышленного
комплекса.
В целях повышения эффективности научно - технического
потенциала агропромышленного комплекса предусматривается:
сохранение, дальнейшее развитие и укрепление научно -
технического потенциала агропромышленного комплекса, повышение
эффективности его работы;
предоставление на конкурсной основе государственной поддержки
наиболее перспективным научным исследованиям, имеющим существенное
значение для развития агропромышленного комплекса;
формирование рыночных отношений в научно - технической сфере
при разработке и реализации достижений науки и техники;
содействие творческой инициативе молодых ученых в разработке и
внедрении современных научно - технических достижений.
Для обеспечения устойчивого развития аграрного производства,
создания надежного продовольственного рынка республики, широкого
распространения знаний, оказания информационно - консультационных
услуг хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса, иным
заинтересованным лицам в ввозе и вывозе сельскохозяйственной
продукции способствовать созданию эффективной республиканской
информационно - консультационной службы, интегрированной в единое
информационное пространство Российской Федерации.
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Основными критериями оценки эффективности деятельности
агропромышленного комплекса должны быть финансово - хозяйственные
показатели сельскохозяйственных предприятий и уровень доходов
сельских жителей.
Одним из определяющих условий достижения намеченных рубежей
является восстановление и совершенствование экономической работы
на селе, реформирование сельскохозяйственных предприятий,
приведение их организационно - правовых форм в соответствие с
Гражданским кодексом РФ.
В результате реорганизации колхозов и совхозов основными
организационно - правовыми формами стали предприятия, созданные на
базе коллективно - долевой собственности на имущество. Поэтому
необходимо восстановить систему внутрихозяйственных расчетов,
усовершенствовать в новых условиях систему бухгалтерского учета и
отчетности, работу служб экономического анализа, оптимизировать
производственную структуру сельскохозяйственных предприятий, что
послужит улучшению экономического положения товаропроизводителей
агропромышленного комплекса.
С целью дальнейшего финансового оздоровления
сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо, в первую
очередь, провести комплексную реструктуризацию кредиторской
задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по
платежам в бюджета различных уровней и государственные
внебюджетные фонды.
Необходимо изменить направления государственной поддержки
сельского хозяйства и оказывать ее предприятиям, фермерским
хозяйствам, личным подворьям, обеспечивающим наибольшую отдачу
вложенных средств.
Совершенствование финансово - кредитных отношений в
агропромышленном комплексе будет проходить при ценах, диктуемых
спросом и предложением (т.е. рынком).
Основной задачей в области страхования является формирование и
развитие эффективной его системы в сельском хозяйстве, включающей
в том числе обязательную перестраховку части рисков; введение
отдельного учета операций по страхованию, обеспеченному
государственной поддержкой.
Другие виды страхования сельскохозяйственных
товаропроизводителей осуществляются в соответствии с действующим
законодательством.
6. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Основной целью развития земельных отношений является улучшение
эффективности использования сельскохозяйственных угодий, повышение
плодородия почвы, сохранение природной среды.
В соответствии с Земельным Кодексом РФ и с учетом принятия
Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" предстоит осуществить формирование нормативно -
правовой базы регулирования земельных отношений с учетом специфики
республики, направленной на:
переход к многообразию форм собственности на землю;
создание рыночного экономического механизма регулирования
земельных отношений и охраны земель;
совершенствование нормативно - правовой и методической базы
для реализации организационно - экономического механизма
регулирования земельных отношений;
создание реальных условий для реализации конституционных прав
субъектов земельных отношений на владение, пользование и
распоряжение землей;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание
регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры;
приоритетное развитие арендных отношений в сфере
сельскохозяйственного землепользования;
создание современной системы управления земельными ресурсами
на основе объективных данных государственного земельного кадастра
и мониторинга земель.
По мере развития земельных отношений и перехода к формированию
многообразия форм собственности на землю предполагается передача
определенной части земли в собственность тем хозяйствующим
субъектам, которые эффективно используют землю, а остальную часть
рекомендуется передавать в долгосрочную аренду через органы
местного самоуправления.
В ходе аграрных преобразований значительно возрос
экономический и социальный статус личных подсобных хозяйств
населения. Развитие этой категории хозяйств стало в определенной
степени стабилизирующим фактором социально - экономической
ситуации в республике.
Учитывая социальную и экономическую значимость личных
подсобных хозяйств, необходимо осуществить включение личных
подсобных хозяйств в сферу государственной аграрной политики, в
информационную и статистическую систему агропромышленного
комплекса, в систему государственного племенного, ветеринарного,
агрозоотехнического и инженерного обслуживания.
Это будет способствовать обеспечению занятости и повышению
уровня жизни сельского населения, воспроизводству трудовых
ресурсов в сельской местности, возрождению сельскохозяйственного
производства.
7. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА
Социальное преобразование села связано с обеспечением
нормальных условий для жизнедеятельности сельского населения.
Формирование сельской социальной инфраструктуры должно
базироваться на принципе постепенного уравнивания нормы
потребления социальных благ для городских и сельских жителей.
Сельскохозяйственные предприятия, сохранившие на своем балансе
объекты социальной и инженерной инфраструктуры, должны иметь
налоговые льготы или получать из местного бюджета компенсации для
возмещения издержек в объеме нормативных затрат.
Важнейшие задачи социально - экономической политики в аграрном
секторе - создание необходимых условий для эффективной занятости
населения и обеспечение предприятий рабочей силой.
Для решения задач по социальному развитию села необходимо
принять следующие меры:
повышение инвестиционной привлекательности сельских территорий
за счет развития отраслей агросервиса, производственной и
социальной инфраструктуры, поддержки дорожного и
водохозяйственного строительства, транспорта, связи, торговли,
электрификации и газоснабжения, стимулирования развития рынка
услуг в сельской местности;
перепрофилирование предприятий, продукция которых не находит
рынков сбыта, на производство товаров, имеющих спрос;
максимальное использование местных ресурсов при создании новых
рабочих мест.
8. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Переход к рыночной экономике диктует необходимость
принципиальных изменений в подходах к кадровому обеспечению
аграрного сектора. Преобразования в агропромышленном комплексе
следует начинать с подготовки кадров, хорошо знающих законы рынка,
умело ориентирующихся в складывающейся обстановке, способных
переходить к современным технологиям, обладающих
предпринимательскими навыками.
9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ПО ОТРАСЛЯМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Растениеводство
Основной целью земледелия республики является повышение
эффективности и устойчивости производства растениеводческой
продукции за счет более полного и рационального использования
биоклиматического потенциала, расширения набора культур и сортов,
сохранения и воспроизводства почвенного плодородия.
Общими концептуальными направлениями организации и ведения
земледелия являются:
поддержание плодородия почв за счет рациональных севооборотов,
более полного использования местных органических и минеральных
удобрений;
создание новых высокоурожайных, устойчивых сортов растений,
адаптированных к местным условиям;
усовершенствование системы семеноводства;
значительное увеличение ассигнований на целевые программы по
приоритетным направлениям;
повышение эффективности эксплуатации гидромелиоративных
систем;
реконструкция и восстановление имеющихся оросительных систем.
Особое внимание следует уделить организации на мелиорируемых
землях производства элитных и суперэлитных семян.
В зерновой группе должны преобладать озимые культуры, рис и
кукуруза, в группе кормовых культур - многолетние травы, которые
должны занимать не менее 50 проц. орошаемой пашни.
С учетом потребностей населения республики серьезное внимание
будет уделено развитию рисоводства.
Валовой сбор риса за счет увеличения посевных площадей и
повышения урожайности будет доведен до 50 тыс. тонн.
Необходимо уделять большое внимание развитию овощеводства.
Предполагается расширить площади и ассортимент овощных культур. Их
производство ориентируется на переработку, внутреннее обеспечение
и вывоз за пределы республики, при этом должна быть налажена
помощь в формировании рынков сбыта и информационном обеспечении
населения.
Виноградарство и садоводство
Основной целью Концепции является расширение площадей под
виноградниками в районах традиционно занимающихся виноградарством,
увеличение их урожайности, обеспечение на этой основе роста
объемов производства.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных
задач:
создание условий для производства высококачественной продукции
виноградарства и виноделия;
восстановление и дальнейшее расширение площадей виноградников;
создание современной базы по производству посадочного
материала.
Для решения проблемы обеспечения населения республики плодами
и виноградом необходимо рациональное размещение их производства в
наиболее выгодных по экономическим и природным ресурсам районах
республики.
Главным направлением развития садоводства республики до 2010
года должна быть реконструкция (раскорчевка) и закладка новых
садов в районах традиционного садоводства.
Стабильное производство плодов должно обеспечиваться
систематической (ежегодной) посадкой новых насаждений с тем, чтобы
молодые сады занимали не менее 25 проц. всей площади, а старые
(старше 30 лет) следует раскорчевывать.
Животноводство
Развитие отрасли животноводства в современных условиях и на
перспективу направлено на повышение продуктивности всех видов
животных, рост численности скота и птицы, улучшение селекционно -
племенной работы, совершенствование технологии содержания и
кормления, что позволит улучшить обеспечение населения республики
мясо - молочными продуктами.
В соответствии с историческими и природно - климатическими
условиями, наличием естественных кормовых угодий овцеводство в
республике будет развиваться в основном за счет увеличения
поголовья районированных пород с эффективным использованием
средств федерального и республиканского бюджетов, предусмотренных
на поддержку овцеводства и лизинг скота.
Дальнейшее развитие овцеводства в республике будет
осуществляться за счет:
сохранения и дальнейшего совершенствования уникального
генофонда овец, разводимых в республике;
подготовки и переподготовки профессиональных кадров бонитеров,
менеджмента и агробизнеса.
Рост производства мяса в республике планируется осуществлять
за счет увеличения численности поголовья скота и свиней, повышения
их продуктивности путем использования белковитаминных добавок
(БВД).
В вопросах обеспечения населения продукцией животноводства
весомое место занимает птицеводство.
Интенсификация птицеводства должна осуществляться в
направлении специализации на производстве яиц и мяса.
В целях повышения эффективности бройлерного производства
необходимо снизить сроки откорма птицы, увеличить среднесуточные
привесы, снизить расход кормов на единицу продукции.
Весомым дополнением в обеспечении мясом граждан также является
рыбоводство.
Главной целью комплексного развития рыбной отрасли республики
является удовлетворение потребностей населения в
высококачественной рыбной продукции.
Предусматривается последовательное решение следующего
комплекса организационных, правовых, экономических, научно -
технических и социальных задач:
разработка нормативных правовых актов;
изучение состояния водных биоресурсов и обеспечение
полномасштабного их воспроизводства;
создание современных воспроизводственных и товарных
комплексов;
формирование продуктивных маточных стад ценных видов рыб
(осетровые, карп, сом) на основе селекции и племенного дела;
восстановление и развитие прудового рыбоводства.
Финансовая поддержка будет необходима отрасли только для
специализированных рыбопитомников на формирование маточных стад,
их содержание и производство посадочного материала.
Животноводство немыслимо без ветеринарного обслуживания. Оно
должно идти по следующим направлениям:
систематическая ветеринарная профилактика;
организация охраны территории республики от заноса болезней
животных из других регионов России и приграничных государств;
реализация федеральных целевых программ по предупреждению и
ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных.
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Эффективное функционирование пищевой и перерабатывающей
промышленности должно базироваться на оптимальном соотношении
числа крупных, средних и малых предприятий, обеспечивая
конкурентную среду на продовольственном рынке.
Целью развития пищевой и перерабатывающей промышленности
является создание условий для обеспечения населения республики и
страны качественными продуктами питания собственного производства.
Для этого необходимо решение следующих задач:
комплексное развитие сельскохозяйственного производства,
пищевой и перерабатывающей промышленности на базе их кооперации и
интеграции;
создание условий, необходимых для привлечения отечественных и
иностранных инвестиций;
осуществление технического перевооружения отрасли,
обеспечивающее производство продукции с потребительскими
свойствами, соответствующими рыночному спросу;
развитие виноводочного и коньячного производства и повышения
их качества.
Материально - техническое обеспечение
На начало 2003 г. по сравнению с 1990 г. общая численность
тракторов в сельском хозяйстве республики снизилась в 2,2 раза,
зерноуборочных комбайнов - более чем в 2 раза, плугов - на 50
проц., сеялок - в 2 раза.
Такой уровень оснащенности выдвигает решение задачи
технического перевооружения отрасли более качественной и
производительной техникой.
Важнейшими направлениями являются:
расширение сферы федерального и регионального лизинга,
продление сроков долговременной аренды поставляемой техники и
оборудования;
организация производства лучших образцов отечественной и
зарубежной техники, запасных частей, узлов и агрегатов на
промышленных предприятиях республики;
поддержка развития и укрепление сети ремонтных мастерских,
машинно - технологических станций, пунктов технического
обслуживания и проката машин всех видов и форм собственности;
при острейшем дефиците сельскохозяйственной техники одним из
путей улучшения работы является передача машинно - технологических
станций в руки предприятий и отдельных предпринимателей, которые
обеспечат многофункциональный сервис сельхозпроизводителям
различных форм собственности.
Нормативно - правовое обеспечение
Проведение государственной политики в области развития
агропромышленного комплекса требует дополнительной разработки и
принятия нормативно - правовых актов, которые позволят
сформировать целостную систему республиканского аграрного
законодательства и устранить пробелы и противоречия действующего.
Учитывая это, разработка республиканских законодательных
нормативно - правовых актов будет осуществляться в рамках
обновления федеральной законодательной базы функционирования
агропромышленного комплекса.
Экологическая политика
По мере интенсификации сельскохозяйственного производства
будут осуществляться меры по регулированию аграрного производства
на основе экологических требований, а именно:
контроль над технологиями в сельскохозяйственном производстве
для снижения техногенной нагрузки на окружающую среду, развитие
земельного зонирования и системы предельно допустимых нормативов;
создание механизмов стимулирования применения экологически
прогрессивных технологий, адаптированных к местным условиям и
обеспечивающих предотвращение деградации и эрозии почв;
формирование системы производства и торговли экологически
чистой сельскохозяйственной продукцией.
10. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Разработанная Концепция позволит организовать производство,
базирующееся на реалиях российской экономики и учитывающее
специфику сельского хозяйства республики. Это касается
специализации производства сельскохозяйственных зон и отдельных
районов, а также внедрения научно - обоснованных систем
растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей
промышленности.
В их основу должны быть заложены максимально возможная
эффективность хозяйствования, с одной стороны, и природосбережение
- с другой.
Реализация намеченных мер позволит достигнуть следующих
результатов по основным отраслям агропромышленного комплекса.
Ожидаемые результаты
производства продукции агропромышленного комплекса
в 2010 году
все категории хозяйств, (тыс. тонн)
----T----------------------------T---------T----------T-----------
| | | | | |
|N | Наименование продукции | 2001 г. | 2002 г. | 2010 г. |
| | | | | |
+---+----------------------------+---------+----------+----------+
|1 | Зерно, | 272,6 | 369 | 400 |
| | в том числе кукуруза | 28,9 | 57,3 | 50 |
| | рис | 23,1 | 18,7 | 50 |
|2 | Подсолнечник | 1,5 | 4,0 | 5,2 |
|3 | Овощи | 449,8 | 495 | 1000 |
|4 | Картофель | 217,6 | 209 | 300 |
|5 | Плоды | 54,1 | 44 | 130 |
|6 | Виноград | 70,5 | 65 | 150 |
|7 | Мясо | 112,4 | 118 | 150 |
|8 | Молоко | 285,6 | 304,5 | 505 |
|9 | Шерсть (тонн) |9094 | 11200 |12000 |
|10 | Яйцо (млн.шт.) | 266,1 | 295,4 | 430 |
|11 | Консервы (муб) | 31 | 28 | 350 |
|12 | Кондитерские изделия |1535 | 1550 | 8200 |
| | (тонн) | | | |
|13 | Минеральная вода |5381 | 10630 |40000 |
| | (тыс.бут.) | | | |
|14 | Безалкогольные напитки | 911 | 1002 | 3000 |
| | (тыс. дал) | | | |
L---+----------------------------+---------+----------+-----------
Учитывая важность устойчивого функционирования
агропромышленного комплекса в стабилизации и улучшении социально -
экономической обстановки в республике, предусматривается ежегодное
утверждение Народным Собранием РД Программы развития
агропромышленного комплекса РД на соответствующий год с ее
финансированием за счет средств республиканского бюджета.
11. КРИТЕРИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Критерий 1: Эффективность работы агрокомплекса, его отраслей и
предприятий.
Оценочные показатели:
рентабельность работы отраслей и предприятий агропромышленного
комплекса;
чистый доход, прибыль.
Критерий 2: Объемы производства сельскохозяйственной продукции
и выпуска продовольственных товаров.
Оценочные показатели:
производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия в
натуральных и стоимостных единицах;
Критерий 3: Уровень интенсификации сельскохозяйственного
производства и отраслей агропромышленного комплекса.
Оценочные показатели:
объем инвестиций;
энерговооруженность;
уровень урожайности сельскохозяйственных культур и
продуктивность животных;
показатели производительности труда.
Критерий 4: Оценка социальной обстановки в сельской местности.
Оценочные показатели:
уровень занятости сельского населения;
доход на душу населения;
обеспеченность объектами социальной сферы.
|