ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2002 г. N 107
О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2002 - 2005 ГОДЫ
В целях обеспечения государственного регулирования занятости
населения в республике, реализации Закона Российской Федерации "О
занятости населения в Российской Федерации", Закона Республики
Дагестан "О занятости населения в Республике Дагестан" и во
исполнение постановления Правительства Республики Дагестан от 13
декабря 2001 г. N 260 "О выполнении Программы создания рабочих
мест и трудоустройства безработных граждан в наиболее
трудоизбыточных горных и предгорных районах РД и мерах по
повышению занятости населения республики" Правительство Республики
Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости
населения Республики Дагестан на 2002 - 2005 годы, разработанную
Министерством труда и социального развития РД и согласованную с
Министерством труда и социального развития РФ (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы
Министерство труда и социального развития РД.
3. Министерству труда и социального развития РД:
в месячный срок довести Программу до заинтересованных
министерств и ведомств РД, администраций районов и городов;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами РД,
администрациями районов и городов, работодателями принять меры по
выполнению мероприятий Программы и улучшению положения дел на
рынке труда;
ежегодно к 1 февраля представлять в Правительство РД
информацию о ходе выполнения Программы .
4. Министерствам и ведомствам РД, администрациям районов и
городов:
обеспечить взаимосвязь Программы с разрабатываемыми
отраслевыми и территориальными программами социально -
экономического развития, уделяя в них особое внимание созданию и
сохранению рабочих мест, развитию малого предпринимательства и
нетрадиционных форм занятости, реализации дополнительных мер по
сдерживанию роста безработицы, повышению сбалансированности спроса
и предложения рабочей силы на рынке труда;
ежегодно до 1 января направлять в Министерство экономики РД и
Министерство труда и социального развития РД информацию по
предусматриваемым ими мероприятиям, направленным на создание и
сохранение рабочих мест, поддержание и повышение занятости
населения, развитие производств в разрезе районов и городов,
предприятий и организаций.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Министерство труда и социального развития РД.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
Х.ШИХСАИДОВ
Махачкала
6 июня 2002 г.
N 107
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 6 июня 2002 N 107
ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
программы содействия занятости населения
Республики Дагестан на 2002 - 2005 годы
(далее - Программа)
Основание для разработки - Закон Российской Федерации "О
Программы занятости населения в Российской
Федерации", Закон Республики Дагес-
тан "О занятости населения в Рес-
публике Дагестан", постановление
Правительства Республики Дагестан
от 13 декабря 2001 года N 260 "О
выполнении Программы создания
рабочих мест и трудоустройства
безработных граждан в наиболее
трудоизбыточных горных и предгорных
районах Республики Дагестан и мерах
по повышению занятости населения
республики"
Государственный заказчик - Министерство труда и социального
Программы развития РД
Основной разработчик - Министерство труда и социального
Программы развития РД
Цели и задачи Программы - создание условий для развития
эффективного рынка труда;
содействие свободно избранной и
продуктивной занятости граждан;
обеспечение потребности
работодателей в квалифицированной
рабочей силе; совершенствование
системы социальных гарантий и
оказание материальной поддержки
безработным гражданам; усиление
государственного регулирования
ситуации в сфере занятости
населения; упреждающая
профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение
квалификации граждан; обновление и
развитие кадрового потенциала;
усиление роли профессионального
труда в росте доходов работающих и
соответствующее изменение трудовой
мотивации; повышение спроса на
квалифицированную рабочую силу;
привлечение безработных к
общественным и другим временным
работам; совершенствование учета и
регистрации безработных; оказание
дифференцированной социальной
поддержки безработным гражданам
Сроки и этапы реализации - I этап - 2002 год,
Программы II этап - 2003 - 2005 годы
Основные исполнители - Министерство труда и социального
Программы развития РД, Минэкономики РД,
Минпромторг РД, Минобразования РД,
другие заинтересованные
министерства и ведомства РД,
администрации районов и городов
Объемы и источники фи- - объемы финансирования на реализацию
нансирования Программы Программы из федерального бюджета
будут ежегодно определяться
Министерством труда и социального
развития РФ. На 2002 год финансовые
затраты на реализацию Программы
составят 292 млн. рублей
Контроль за реализацией - контроль за реализацией Программы
Программы осуществляет Министерство труда и
социального развития РД
Ожидаемые результаты - реализация Программы позволит:
реализация Программы сдержать уровень регистрируемой
безработицы в пределах 6 - 6,5
процентов;
оказать посредничество в
трудоустройстве 122 тыс. чел., в
том числе в 2002 году - 31 тыс.
человек;
обеспечить временное
трудоустройство на общественных
работах 53 тыс. чел., в том числе в
2002 году - 12,8 тыс. чел.;
обучить (переобучить) - 6,2 тыс.
безработных граждан, в том числе в
2002 году - 1,4 тыс. чел.;
провести профориентационную работу
с 200 тыс. чел., в том числе в 2002
году с 47 тыс. чел.;
поддерживать доходы безработных
граждан.
Введение
Программа содействия занятости населения Республики Дагестан
на 2002 - 2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии
с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации", Законом Республики Дагестан "О занятости населения в
Республике Дагестан" и постановлением Правительства Республики
Дагестан от 13 декабря 2001 года N 260 "О выполнении Программы
создания рабочих мест и трудоустройства безработных граждан в
наиболее трудоизбыточных горных и предгорных районах РД и мерах по
повышению занятости населения республики".
При разработке Программы учитывались прогнозные оценки
Министерства экономики РД и предложения заинтересованных
министерств и ведомств РД.
Программа обеспечивает комплексный подход к решению проблем на
рынке труда с учетом специфики республики и сложившейся ситуации в
экономической сфере и рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий
различных министерств и ведомств РД, деятельность которых
затрагивает проблему занятости населения и предполагает реализацию
конкретных направлений содействия трудоустройству незанятых
граждан.
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Социально - экономическая ситуация в Республике Дагестан в
1999 - 2001 годах характеризовалась стабилизацией и некоторыми
позитивными тенденциями. Так, увеличились объемы производства
промышленной продукции, сельского хозяйства, инвестиций в основной
капитал, розничной торговли и платных услуг населению. При этом
рост производства промышленной продукции обусловлен в значительной
мере размещением заказов для республиканских нужд на предприятиях
республики. На конкурсной и возвратной основе осуществлялась
финансовая поддержка высокоэффективных проектов, реализуемых на
промышленных предприятиях республики. Заметный рост объемов
производства имел место в химической и нефтехимической
промышленности и легкой промышленности, машиностроении и
металлообработке. В результате численность занятых в экономике
республики несколько возросла.
Одновременно продолжает сокращаться численность занятых в
государственном секторе экономики, что связано как с сокращением
рабочих мест и оттоком рабочей силы в высокооплачиваемые сектора
экономики, так и с продолжающейся трансформацией предприятий
государственной собственности в акционерные общества. При этом
отмечается рост предпринимательской активности населения и
соответственно числа занятых на малых, в основном частных,
предприятиях. Сохраняется и тенденция межотраслевого
перераспределения рабочей силы в пользу непроизводственной сферы.
Несмотря на некоторую стабилизацию и оживление в экономике
республики ситуация на рынке труда остается напряженной. Ежегодно
не менее 22 проц. экономически активного населения республики не
имеют занятия, но активно его ищут и в соответствии с методологией
Международной организации труда классифицируются как безработные.
Кроме того, к концу 2001 года по данным Госкомстата РД более
3,2 тыс. работников (0,75 проц. среднесписочной численности
крупных и средних предприятий) работали в режиме неполного
рабочего времени по инициативе администрации, а более 21 тыс.
человек (4,8 проц.) находились в вынужденных отпусках по
инициативе администрации. Общие размеры неотработанного рабочего
времени из - за вынужденных отпусков по инициативе администрации
составили в 2001 году 2,7 млн. человеко - дней или 6,1 дня в
расчете на одного среднесписочного работника. Наибольшие размеры
неполной занятости отмечаются на предприятиях машиностроения,
строительства, промышленности строительных материалов, транспорта.
В течение 2001 года с крупных и средних предприятий оценочно
выбыло по разным причинам 35 тыс. человек или 8 проц.
среднесписочной численности, из них 25,7 тыс. уволились по
собственному желанию, а 3,5 тыс. - в связи с сокращением рабочих
мест.
В 2001 году в органы службы занятости населения Республики
Дагестан обратилось более 100 тыс. чел., в том числе 80 тыс. чел.
в поисках работы. Из числа граждан, обратившихся за содействием в
трудоустройстве, 38,2 проц. составили жители горных районов
республики, 24,1 проц. - жители предгорных районов, 22 проц. -
жители городов и 15,7 проц. - равнинных районов.
Общее число безработных граждан, зарегистрированных в органах
службы занятости, по профессиональному составу имеют следующие
профессии: бухгалтер - 3,8 проц.; водитель автомобиля - 3,2 проц.;
колхозник - 2,6 проц.; ковровщица - 2 проц.; швея, продавец - по
1,8 проц.; учитель - 1,2 проц.; без специальности - 43,4 процента.
Из числа безработных, состоящих на учете в центрах занятости
населения, 46,9 тыс. чел. или 87,1 проц. проживают в сельской
местности, 35,0 тыс. чел. или 65,1 проц. - женщины, 19,8 тыс. чел.
или 36,8 проц. - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.
Значительная доля молодежи в составе безработных связана с
отсутствием достаточного количества рабочих мест для граждан,
вступающих в трудоспособный возраст, а также повышением требований
работодателей к качеству рабочей силы.
Анализ ситуации в сфере занятости населения Республики
Дагестан показывает, что несмотря на наличие позитивных сдвигов
под влиянием начавшегося экономического роста для современного
состояния рынка труда в республике характерны следующие ключевые
проблемы:
сложившийся дисбаланс между численностью трудовых ресурсов и
имеющимися в республике рабочими местами;
деформация системы трудовых отношений, обусловленная
значительными масштабами занятости в неформальном секторе
экономики;
ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест,
которые в течение 90-х годов практически не обновлялись, что, с
одной стороны, ограничивает возможности роста эффективности труда,
а с другой - трудоустройства населения;
недозагрузка имеющихся производственных мощностей и
недоиспользование рабочего времени по большинству промышленных
предприятий;
отсутствие экономического интереса у работников в результатах
своего труда и производства в целом, низкая производительность и
эффективность труда, особенно в сельской местности;
потеря предприятиями значительного числа работников высочайшей
квалификации;
недостаточная адаптированность системы профессионального
образования к новым условиям хозяйствования, особенно в части
учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном
разрезе, что приводит к выпуску учебными заведениями всех уровней
специалистов по профессиям, не пользующимся спросом на рынке
труда;
проблема с трудоустройством отдельных социально -
демографических групп населения (молодежь, женщины, инвалиды и
др.);
значительная дифференциация напряженности рынка труда по
районам и городам республики, наличие большого числа территорий с
критической ситуацией на рынке труда.
II. Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда
Несмотря на некоторые положительные сдвиги ситуация с
обеспечением населения рабочими местами в Республике Дагестан
остается напряженной. Суммарный неудовлетворенный спрос населения
республики в рабочих местах в 2001 году характеризуется в 217 тыс.
единиц. Уровень безработицы в республике в целом (по методологии
МОТ) составил 22,7 проц. численности экономически активного
населения.
В 2002 - 2005 годах ожидается некоторое увеличение предложения
рабочей силы в основном за счет демографических факторов. Прирост
населения в трудоспособном возрасте за 2002 - 2005 годы составит
около 90 тыс. человек. Одновременно с этим ожидается в этот же
период высвобождение до 15 тыс. чел., выход на рынок труда
молодежи, прекратившей дальнейшую учебу или не поступившей на
работу, - 175 тыс. чел., увольнение из Вооруженных Сил - 23 тыс.
человек.
Ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу в условиях
сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется
недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы.
Для приведения уровня безработицы в республике к предельно
допустимому уровню безработицы в регионе (10 проц. от экономически
активного населения) необходимо дополнительно ввести более 85 тыс.
рабочих мест.
III. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является создание условий для развития
эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан
соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов
обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей
необходимой рабочей силой.
Для достижения указанной цели и исходя из прогнозируемой
ситуации на рынке труда основными задачами государственной
политики в области занятости населения являются:
усиление государственного регулирования ситуации в сфере
занятости населения;
упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации граждан с учетом меняющегося спроса
экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее
конкурентоспособности;
обновление и развитие кадрового потенциала путем
совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы
профессиональной подготовки, повышения квалификации и
переподготовки безработных граждан, незанятого и работающего
населения;
усиление роли профессионального труда в росте доходов
работающих и соответствующее изменение трудовой мотивации
(высокоэффективный труд - высокие заработки);
повышение спроса на квалифицированную рабочую силу за счет
оживления деятельности предприятий;
максимально возможное привлечение безработных к общественным и
другим временным работам;
совершенствование учета и регистрации безработных;
оказание дифференцированной социальной поддержки безработным
гражданам в зависимости от причин потери работы и готовности
человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным
требованиям.
Сроки реализации Программы: 2002 - 2005 годы.
Программа реализуется в два этапа:
I этап - 2002 год,
II этап - 2003 - 2005 годы.
III. Система мероприятий Программы
1. Организация работы по взаимодействию с работодателями.
Предполагается, что в органы службы занятости ежегодно будет
поступать от работодателей около 15 - 20 тыс. вакансий для
трудоустройства на постоянной основе и до 15 тыс. - на временные и
общественные работы. Для наиболее полного выявления вакансий
планируется проводить проверки предприятий и организаций
республики. По итогам заполнения заявляемых в органы службы
занятости вакансий планируется ежегодно трудоустраивать до 30 - 35
тыс. безработных и незанятых граждан.
В целях содействия гражданам в поиске рабочих мест, а
работодателям в поиске специалистов будет продолжена работа по
проведению ярмарок вакансий, что позволит ежегодно оказывать
содействие в трудоустройстве около 500 безработным гражданам. Так,
только в 2002 году планируется проведение более 290 ярмарок
вакансий практически во всех городах и районах республики.
2. Организация общественных работ.
В целях создания условий для материальной поддержки граждан,
ищущих работу, и безработных граждан в период поиска работы, а
также сохранения мотивации граждан к труду в рамках реализации
Программы развития общественных работ в Республике Дагестан на
2002 - 2005 годы органами службы занятости населения планируется
привлечение безработных граждан к участию в общественных работах.
При этом особое внимание будет уделено расширению видов и объемов
общественных работ. Так, в сентябре - ноябре 2002 года
предусмотрено по согласованию с органами статистики привлечение
безработных граждан к участию в мероприятиях Всероссийской
переписи населения. В приоритетном порядке к участию в
общественных работах будут привлекаться граждане, особо
нуждающиеся в социальной защите.
Всего в 2002 - 2005 годах к общественным работам
предусматривается привлечь до 53 тыс. чел., в том числе в 2002
году - 12,8 тыс. чел., из которых 3,2 тыс. чел. - на условиях
частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда
безработных, направленных на общественные работы.
3. Организация временной занятости подростков.
В целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков
и адаптации к трудовой деятельности органами службы занятости
будут реализовываться мероприятия по организации временного
трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17
лет в свободное от учебы время и в период летних каникул. В
основном подростки при содействии органов службы занятости
населения будут трудоустраиваться на работах по ремонту школьных
помещений, инвентаря и учебников, сельскохозяйственные работы, а
также на предприятия по переработке сельхозпродукции. В 2002 году
планируется привлечь свыше 4 тыс. несовершеннолетних граждан к
участию во временных работах с оплатой их труда за счет средств
работодателей и федерального бюджета.
4. Развитие самостоятельной занятости и предпринимательской
деятельности безработных граждан.
Основными направлениями поддержки самозанятости и
предпринимательства со стороны органов службы занятости выступят:
консультирование и профориентация незанятых граждан в целях
определения возможностей и эффективной деятельности в качестве
предпринимателей;
направление на профессиональное обучение незанятых граждан
основам предпринимательской деятельности;
сотрудничество с организациями, содействующими развитию малого
предпринимательства;
финансовое содействие в организации собственного дела.
В 2002 - 2005 годах планируется оказывать содействие в
создании собственного дела около 7,5 тыс. граждан, в том числе в
2002 году - 1,8 тыс. граждан, их них 130 чел. - за счет средств
федерального бюджета.
5. Территориальная мобильность рабочей силы (трудоустройство в
другой местности).
В целях организации территориальной трудовой мобильности
граждан будет продолжена работа по заключению прямых договоров с
предприятиями, испытывающими потребность в рабочей силе. При этом
предусматривается использовать банк данных вакансий по Российской
Федерации в целом, а также единого окружного специализированного
банка вакансий "Северный Кавказ". В порядке территориальной
мобильности в другой местности в 2002 - 2005 годах планируется
трудоустроить в основном по сельскохозяйственным профессиям более
3,3 тыс. безработных граждан на временные, сезонные работы на
предприятиях всех форм собственности, в том числе в 2002 году -
800 человек. Основными направлениями переезда, как и ранее, будут
Липецкая, Московская, Ростовская, Астраханская области,
Ставропольский, Краснодарский край и т.д.
Предусматривается и проведение мероприятий по регулированию
трудовой миграции внутри республики.
6. Социальная интеграция и поддержка граждан с особыми
потребностями.
Предусматривается организация приоритетного трудоустройства
особо нуждающихся в социальной защите категорий населения при
активном участии органов службы занятости и администраций районов
и городов, в связи с чем по предложению органов службы занятости
населения администрациями районов и городов ежегодно будут
определяться квоты на более чем 3 тыс. рабочих мест по
предприятиям и организациям республики.
Кроме того, будет продолжена работа по трудоустройству
безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на
условиях частичной компенсации расходов работодателей по оплате их
труда за счет средств федерального бюджета. В частности, на этих
условиях планируется трудоустройство многодетных и одиноких
родителей, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,
инвалидов, лиц предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из
мест лишения свободы, длительно (шесть и более месяцев)
безработных граждан на условиях частичной компенсации расходов
работодателей по оплате труда за счет средств федерального
бюджета.
В целом в 2002 - 2005 годах предполагается трудоустроить 6,6
тыс. безработных указанных категорий, в том числе в 2002 году -
более 1,7 тыс. человек.
7. Организация работы с гражданами, уволенными с военной
службы, членами их семей и военнослужащими, подлежащими увольнению
в запас.
На особом учете в органах службы занятости состоят граждане,
уволенные с военной службы и члены их семей.
В рамках оказания профориентационных услуг бывшим
военнослужащим, членам их семей и гражданам, подлежащим увольнению
с военной службы, планируется информирование о положении на рынке
труда, перспективных профессиях и сферах профессиональной
деятельности, возможности подготовки и переподготовки по
гражданским специальностям. При этом основное внимание
предусматривается уделить профессиональному консультированию по
вопросам предпринимательства и самостоятельной занятости.
Предполагается, что в 2002 - 2005 годах социальная адаптация
на рынке труда и предувольнительные консультационные услуги будут
оказаны 500 военнослужащим, уволенным в запас с военной службы,
членам их семей и гражданам, подлежащим увольнению в запас.
На профессиональную переподготовку по специальностям,
пользующимся спросом на рынке труда (оператор ЭВМ, водитель,
обувщик, газоэлектросварщик, электромеханик, слесарь по ремонту
бытовой техники, каменщик, плотник и т.д.), планируется направить
76 граждан, уволенных с военной службы.
Кроме того, будет оказано содействие в трудоустройстве 380
гражданам указанной категории, в том числе в 2002 году - 80
гражданам.
8. Организация профессиональной подготовки и переподготовки
безработных граждан.
Для обеспечения реализации политики занятости в области
профессионального обучения предусматривается:
сочетание разных форм и видов организации обучения, в том
числе групповых и индивидуальных занятий, построение учебного
процесса в зависимости от первоначального уровня знаний
обучаемого;
использование для профессионального обучения безработных
граждан образовательных учреждений разного уровня и профиля
подготовки, совершенствование учебно - производственной базы
профессионального обучения безработных граждан;
информирование широких слоев населения о потребностях
хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, социально -
экономических условиях трудовой деятельности и вакантных рабочих
местах, возможности профессионального роста, профессиональной
подготовки и переподготовки по специальностям, пользующимся
спросом на рынке труда республики;
информирование работодателей о предложении рабочей силы,
привлечение их к сотрудничеству в решении вопросов профобучения;
продолжение работы по формированию банка данных о текущей и
перспективной потребностях республики в квалифицированных кадрах.
При направлении на профессиональное обучение будут соблюдены
следующие приоритеты:
для выпускников общеобразовательных учреждений - ориентация на
профобучение в учебных заведениях начального, среднего и высшего
профессионального образования по полным учебным программам за счет
средств федерального бюджета;
для выпускников учебных заведений начального профессионального
образования - повышение квалификации по имеющейся профессии,
получение новой или смежной профессии;
для выпускников учебных заведений высшего и среднего
профессионального образования - получение "рыночных
специальностей", организация курсов по основам предпринимательской
деятельности, ведению малого и среднего бизнеса;
для женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, - обучение
профессиям (специальностям), предполагающим в дальнейшем
организацию индивидуальной деятельности;
для инвалидов - обучение профессиям, выполнению отдельных
видов работ с учетом их психологического состояния, медицинских
показаний к труду и имеющихся профессиональных знаний.
В 2002 - 2005 годах органами службы занятости планируется
направить на профессиональное обучение 6200 безработных граждан, в
том числе в 2002 году - 1400 человек.
Из общей численности безработных граждан ориентировочно 70
проц. будут обучены под конкретные рабочие места и 30 проц. - на
условиях самостоятельного трудоустройства и самозанятости.
Наибольшим спросом на рынке труда будут пользоваться
специальности и профессии: портной, закройщик, водитель, токарь,
газоэлектросварщик, газосварщик, оператор ЭВМ, строительные
специальности и другие. Наименее востребованы будут специальности
и профессии: горничная, слесарь - сантехник, облицовщик плиточный,
менеджер фермерского хозяйства.
Для организации профессионального обучения безработных граждан
постоянно обновляется учебная база из образовательных учреждений
начального, среднего и дополнительного профессионального
образования на основе конкурсного отбора. Предполагается, что в
учебную базу войдут следующие учебные заведения: средние
специальные учебные заведения (техникумы, колледжи), учебно -
курсовые комбинаты, высшие профессиональные училища,
профессиональные училища.
Отбор проводится на конкурсной основе (по тендеру) с учетом
качества подготовки специалистов, стоимости обучения, возможности
организации учебного процесса для взрослого населения и
территориальной расположенности.
В целях развития качества рабочей силы и содействия повышению
квалификации кадров на предприятиях в 2002 - 2005 годах
планируется:
оказание возможной помощи предприятиям в организации обучения
персонала на производстве;
изучение потребности крупных предприятий в подготовке,
переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров;
создание банка данных учебно - производственной базы в разрезе
предприятий, специальностей и учебных мест;
профессиональное обучение с последующим трудоустройством
безработных граждан на предприятиях республики.
9. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
безработных граждан и незанятого населения.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
населения сохраняют свое значение в качестве приоритетного
направления активной политики занятости, содействуя развитию
человеческих ресурсов путем планирования, поддержки и
сопровождения профессиональной карьеры человека, являются формами
регулирования рынка, обеспечивают связь профессионального
образования с реальной потребностью в квалифицированных кадрах с
учетом изменения условий и содержания профессиональной
деятельности.
В целях дальнейшего развития профессиональной ориентации в
службе занятости республики в 2002 - 2005 годах будет продолжена
работа по:
профессиональному консультированию с целью оказания помощи
человеку в профессиональном самоопределении и выборе варианта
занятости с учетом его интересов, принятии осознанного решения при
выборе профессионального пути с учетом его психологических
особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
профессиональному отбору и подбору с целью определения степени
профессиональной пригодности человека к конкретной профессии,
предоставлению рекомендаций человеку о возможных направлениях
профессиональной деятельности на основе результатов
психодиагностики;
психологической поддержке граждан, поднятию самооценки,
усилению мотивации к самостоятельному поиску работы, снятию
состояния стресса, повышению тем самым конкурентоспособности и
адаптированности на современном рынке труда.
Приоритетными направлениями профориентационных услуг в службе
занятости республики в 2002 - 2005 годах будут:
осуществление в приоритетном порядке профессиональной
ориентации граждан, проблемы трудоустройства которых решаются
особенно сложно: безработных, длительно неработающих, женщин,
инвалидов, молодежи;
оказание населению превентивных профинформационных услуг через
газеты, радио, телевидение, распространение профинформационных
материалов, выступления профконсультантов на ярмарках вакансий,
учебных мест;
первичное профессиональное информирование и консультирование
граждан до постановки их на учет в качестве безработных с целью
повышения мотивации поиска работы и предотвращения постановки на
учет тех, кто получив в достаточной мере профориентационные
услуги, способен трудоустроиться самостоятельно;
профессиональное консультирование безработных граждан на
индивидуальном уровне по вопросам выбора наиболее приемлемой сферы
деятельности или направления на профессиональное переобучение,
приобретения новой специальности с учетом как потребностей и
возможностей самих граждан, так и потребностей рынка труда;
организация коллективных форм работы с гражданами, длительно
состоящими на учете, с использованием различных методов по
активизации самостоятельного поиска работы, психологическая
поддержка безработных граждан в "Клубах ищущих работу";
профессиональная ориентация высвобождающихся работников на
местах в виде консультационно - методической и психологической
помощи с целью повышения уверенности в своих силах, предоставление
им информации о возможностях трудоустройства, работе органов
службы занятости с этой категорией граждан;
создание повсеместно банков высококвалифицированных
специалистов для использования в заинтересованном посредничестве
при работе с работодателями.
В настоящее время становится наиболее актуальной проблема
профориентации несовершеннолетней молодежи, так как выбор сферы
приложения труда начинается с профориентации в школе и в этой
связи планируется:
заключение центрами занятости населения договоров со всеми
школами в районах и городах на проведение профориентационной
работы с учащимися выпускных классов;
разработка центрами занятости населения в районах и городах
программ оказания превентивных профориентационных услуг учащимся
школ на 2002 - 2005 годы с целью формирования у подрастающего
поколения мотиваций к труду, активизации профессионального
самоопределения и актуализации внутренних ресурсов;
организация и проведение ярмарок учебных мест и Дней
профессионального самоопределения для учащейся и безработной
молодежи с целью расширения информационного пространства в
вопросах выбора сферы профессиональной деятельности.
Предусматривается, что в 2002 - 2005 годах профориентационные
услуги в органах службы занятости населения смогут получить более
200 тыс. граждан, в том числе в 2002 году - более 46 тысяч.
10. Регулирование оплаты труда.
Значительные проблемы в области оплаты труда, накопившиеся за
последние годы, являются одним из дестабилизирующих факторов в
социальной сфере республики и, в частности, одной из причин роста
безработицы. Необоснованная дифференциация в оплате труда,
нарушения сроков выплаты заработной платы работникам и, как
следствие, снижение уровня жизни большинства населения
обосновывают необходимость повышения роли государства в
регулировании оплаты труда, создании гарантий обеспечения
прожиточного минимума своим гражданам.
Необходимо направить усилия на повышение уровня
государственных гарантий оплаты труда с целью вывода работающих
граждан из категории низкодоходного населения, реформирование
оплаты труда на основе экономических методов, преимущественно
через налоговое регулирование денежных доходов, использование
механизмов социального партнерства и системы договоренностей между
работодателями и наемными работниками, повышение уровня
государственных гарантий минимальной оплаты труда, ужесточение
ответственности за нарушение трудового законодательства.
11. Улучшение условий и охраны труда.
В целях формирования более стабильной и благоприятной рабочей
среды, повышения экономической заинтересованности работодателей в
улучшении условий и охраны труда, снижения и профилактики
производственного травматизма и профессиональных заболеваний
предусматривается в рамках Республиканской целевой программы
улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2005 годы:
дальнейшее совершенствование законодательной и иной
нормативной базы по охране труда, предусматривающее усиление
государственного регулирования охраны и условий труда;
реализация республиканской, районных и городских программ по
улучшению условий и охраны труда;
координация деятельности органов надзора и контроля за охраной
труда, министерств и ведомств Республики Дагестан, объединений
работодателей, профессиональных союзов в вопросах разработки и
реализации комплекса мероприятий по решению проблемы улучшения
условий и охраны труда.
12. Социальный диалог на рынке труда.
В современных условиях возрастает роль договорных отношений по
вопросам оплаты труда, упорядочения внутрипроизводственных
отношений, повышения эффективности труда и его производительности,
регулирования процесса высвобождения работников, формирования
открытого рынка труда.
В 2002 - 2005 годах предусматривается:
повысить роль работодателей и представительных органов
работников (профсоюзов) в решении вопросов организации рабочего
времени, заработной платы и защиты от дискриминации при найме и
увольнении;
усилить роль Республиканской трехсторонней комиссии по
регулированию социально - трудовых отношений по контролю за
выполнением сторонами достигнутых договоренностей в сфере труда и
социальных вопросов;
совершенствовать государственное содействие разрешению
коллективных трудовых споров на разных уровнях социального
партнерства.
13. Информация о рынке труда.
В целях оперативного реагирования на изменения конъюнктуры в
сфере занятости, формирования системы информационной поддержки
государственной политики занятости предусматривается:
проведение мониторинга состояния рынка труда;
распространение передового опыта регионов по вопросам
содействия занятости;
информирование населения о возможности трудоустройства, в том
числе и за пределами республики, и работодателей о наличии
квалифицированной рабочей силы.
14. Поддержка доходов безработных граждан.
Составной частью политики занятости является оказание
материальной поддержки гражданам в период их вынужденной
безработицы. Безработным гражданам, соблюдающим требования
законодательства о занятости населения, гарантируется:
выплата стипендии за период профессионального обучения
безработных по направлению служб занятости населения и надбавок к
ней с учетом иждивенцев;
привлечение к оплачиваемым общественным работам безработных,
прежде всего из числа особо нуждающихся в социальной защите;
предоставление отдельным категориям безработных граждан
предпенсионного возраста, трудоустройство которых затруднено,
права досрочного выхода на пенсию;
выплата пособия по безработице и надбавок на иждивенцев;
оплата периода временной нетрудоспособности безработным,
получающим пособие по безработице, по фактическому количеству дней
болезни.
Отдельным категориям безработных граждан, особо нуждающимся в
социальной защите и потерявшим право на получение пособия по
безработице в связи с истечением установленного законодательством
срока выплаты пособия, будет оказываться и единовременная
материальная помощь.
15. Развитие службы занятости.
Для решения задачи развития информационных технологий в службе
занятости республики предполагается продолжить эксплуатацию
автоматизированной информационной системы (АИС) "Занятость" (ПК
"Содействие") - универсальной системы автоматизации функций службы
занятости, соответствующей общим правилам и положениям построения
информационных технологий, и дальнейшее совершенствование работы
центров занятости населения в районах и городах.
Для достижения указанной цели предусматривается проведение
работ по следующим направлениям:
дооснащение органов службы занятости компьютерной техникой;
повышение квалификации специалистов службы занятости по работе
с компьютером и программными комплексами;
дальнейшее развитие компьютерных сетей и связи в центрах
занятости населения в районах и городах;
организация и поддержка информационного обеспечения;
организация и проведение ремонта и технического обслуживания
компьютерной техники органов службы занятости;
поддержка связи с Министерством труда и социального развития
РФ и другими организациями через сеть Интернет.
В 2002 - 2005 годах планируется:
дополнительно к имеющейся и взамен устаревшей (IBM 386, 486)
установить 200 единиц компьютерной техники в центрах занятости
населения в районах и городах, в том числе в 2002 году - 50
единиц;
провести замену одноранговой локально - вычислительной сети на
сеть с выделенным сервером в 17 центрах занятости населения, в том
числе в 2002 году - в 10 центрах занятости;
обучить работе на компьютере и с программными средствами 400
специалистов центров занятости населения, в том числе в 2002 году
- 100 человек.
IV. Финансовое обеспечение Программы
Основным источником ресурсного обеспечения Программы являются
средства федерального бюджета. Объемы финансирования на реализацию
Программы из федерального бюджета будут ежегодно определяться
Министерством труда и социального развития РФ. На 2002 год
финансовые затраты на реализацию Программы составят 292 млн.
рублей.
---------------------------------------T--------------------------
Наименование статей расходования | Объемы финансовых
| затрат на 2002 год,
| тыс. руб.
---------------------------------------+--------------------------
Всего расходов на реализацию Программы 291993,7
Программы активной политики занятости, 25178,7
всего из них:
профессиональное обучение 3000,0
профессиональная ориентация 200,0
организация ярмарок вакансий и 1601,0
учебных рабочих мест
информирование населения и работодате- 650,0
лей о положении на рынке труда
организация общественных работ 10886,0
организация временного трудоустройства 8104,0
безработных, особо нуждающихся в
социальной защите
социальная адаптация безработных 16,0
граждан на рынке труда
оказание содействия самозанятости 721,7
Программы материальной поддержки лиц, 266815,0
признанных безработными всего из них:
выплата пособий по безработице 239430,7
материальная помощь 9615,1
досрочные пенсии 14850,0
стипендия 2919,2
------------------------------------------------------------------
Кроме того, на реализацию мероприятий активной политики
занятости также планируется привлекать средства республиканского
бюджета РД, бюджетов районов и городов, а также собственные
средства работодателей.
V. Контроль за реализацией Программы
Министерство труда и социального развития РД осуществляет
организацию, координацию и контроль за реализацией Программы и в
установленном порядке, при необходимости, вносит предложения в
Правительство РД по уточнению и корректировке мероприятий
Программы.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит создать условия для
функционирования рынка труда, сочетающего в себе экономические и
социальные интересы работника, работодателя и потребности развития
экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности
рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и
предложения рабочей силы, снижения социальной напряженности в
обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших
работу.
Кроме того, реализация Программы будет способствовать
увеличению возможностей применения труда для безработных граждан
путем развития предпринимательской инициативы, повышению качества
и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, созданию
условий для повышения эффективности деятельности органов службы
занятости, поддержке лиц, потерявших работу, сдерживанию роста
численности безработных.
При этом в 2002 - 2005 годах планируется:
сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 6 - 6,5
проц. от численности экономически активного населения;
обеспечить снижение средней продолжительности безработицы и
довести данный показатель до 6,5 месяца;
обеспечить сокращение дисбаланса между спросом и предложением
рабочей силы до 150 тыс. единиц;
обеспечить посредничество в трудоустройстве 122 тыс. человек,
из них в 2002 году - 31 тыс. человек;
привлечь к участию в оплачиваемых общественных работах и
работах сезонного и временного характера 53 тыс. человек, из них в
2002 году - 12,8 , тыс.человек;
обеспечить обучение 6,2 тыс. безработных граждан, из них в
2002 году - 1,4 тыс. человек;
провести профориентационную работу с 200 тыс. человек, из них
в 2002 году - с 47 тыс. человек;
поддерживать доходы безработных граждан, трудоустройство
которых оказалось затруднено.
|