ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2002 г. N 94
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ
И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СЕЙСМИЧЕСКОЙ
ОБСТАНОВКОЙ, ЗАРАЖЕННОСТЬЮ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
РАДИОАКТИВНЫМИ, ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ,
ВСПЫШКАМИ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
В целях дальнейшего совершенствования работы сети наблюдения и
лабораторного контроля за сейсмической обстановкой, зараженностью
внешней среды радиоактивными, химически опасными веществами,
вспышками особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и
растений на территории Республики Дагестан (далее - СНЛК
Республики Дагестан) Правительство Республики Дагестан
постановляет:
1. Утвердить:
прилагаемое Положение о СНЛК Республики Дагестан;
структуру СНЛК Республики Дагестан согласно приложению N 1 ;
перечень министерств и ведомств, организаций, привлекаемых к
формированию СНЛК Республики Дагестан, согласно приложению N 2 .
2. Признать утратившим силу постановление Правительства
Республики Дагестан от 3 декабря 1999 г. N 271 "О
совершенствовании системы наблюдения и лабораторного контроля
(СНЛК) за сейсмической обстановкой, за зараженностью внешней среды
радиоактивными, отравляющими, аварийно - химически опасными
веществами (АХОВ), вспышками особо опасных инфекционных
заболеваний людей, животных и растений на территории Республики
Дагестан", кроме пункта 9.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на МЧС Дагестана.
Первый зам.
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Г.ГАДЖИМАГОМЕДОВ
Махачкала
15 мая 2002 г.
N 94
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 15 мая 2002 г. N 94
ПОЛОЖЕНИЕ
О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ЗА СЕЙСМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ, ЗАРАЖЕННОСТЬЮ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАДИОАКТИВНЫМИ, ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ
ВЕЩЕСТВАМИ, ВСПЫШКАМИ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ НА
ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи
и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного
контроля за сейсмической обстановкой, зараженностью внешней среды
радиоактивными, химически опасными веществами, вспышками особо
опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на
территории Республики Дагестан (далее - СНЛК Республики Дагестан).
2. СНЛК Республики Дагестан является составной частью сил и
средств наблюдения и контроля Дагестанской подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для
всех министерств и ведомств, организаций, лаборатории которых
включены в структуру СНЛК Республики Дагестан.
Наблюдение и лабораторный контроль в Республике Дагестан
организуется и проводится в целях:
своевременного выявления и оценки радиационной, химической и
биологической (далее - РХБ) обстановки;
определения степени загрязнения объектов окружающей среды,
продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды
радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими
средствами;
принятия управленческих решений и экстренных мер по
обеспечению защиты населения и территорий.
II. Основные задачи СНЛК Республики Дагестан
Основными задачами СНЛК Республики Дагестан являются:
прогнозирование и оценка РХБ обстановки;
своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом
наблюдение и лабораторного контроля;
определение зон РХБ заражения по степени опасности для
населения и сельскохозяйственного производства;
проведение специфической индикации возбудителей инфекционных
заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды
и пищевого сырья;
осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов
и токсинов;
измерение мощности доз радиоактивного излучения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие
инстанции по установленным формам и выработка предложений для
принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
III. Состав СНЛК Республики Дагестан
3. СНЛК Республики Дагестан имеет три уровня: территориальный,
местный и объектовый.
Территориальный уровень СНЛК Республики Дагестан формируется
на основе министерств, ведомств, а также учреждений и организаций,
функционирующих на территории Республики Дагестан и решающих
задачи в интересах республики. Руководство и координацию
деятельности СНЛК Республики Дагестан на территориальном уровне
осуществляет Комиссия Правительства РД по чрезвычайным ситуациям
через МЧС Дагестана.
Местный уровень СНЛК Республики Дагестан формируется на основе
учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на
соответствующей территории. Руководство и координацию деятельности
на местном уровне СНЛК Республики Дагестан осуществляют
соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям
райгорадминистраций через управления (отделы) по делам ГОЧС.
Объектовый уровень СНЛК Республики Дагестан состоит из
лабораторий министерств и ведомств, организаций независимо от форм
собственности. Руководство и координацию деятельности СНЛК
Республики Дагестан на объектовом уровне осуществляют объектовые
комиссии по чрезвычайным ситуациям через штабы по делам ГОЧС
объектов.
4. МЧС Дагестана:
руководит деятельностью подразделений СНЛК Республики Дагестан
при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
контролирует состояние готовности СНЛК Республики Дагестан к
действиям в условиях мирного и военного времени;
принимает участие в организации обучения, подготовки
(переподготовки) специалистов;
организует взаимодействие с войсковыми частями,
дислоцированными на территории Республики Дагестан, Управлением
Федеральной службы безопасности РФ по РД и Министерством
внутренних дел РД.
5. В СНЛК Республики Дагестан включаются:
Центр мониторинга и прогнозирования (далее - ЦМП) и химико -
радиометрическая лаборатория МЧС Дагестана;
Комитет природных ресурсов по РД Министерства природных
ресурсов РФ;
Комитет Правительства РД по ветеринарии;
Западно - Каспийское бассейновое водное управление;
Государственная пограничная инспекция по карантину растений по
РД;
ФГУ "Центр государственного санитарно - эпидемиологического
надзора в Республике Дагестан" (далее - ФГУ "Центр
госсанэпиднадзора в РД");
ФГУ "Дагводресурсы";
ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция
защиты растений в Республике Дагестан" (далее - ФГУ "Дагестанская
СтаЗР");
Дочернее предприятие "Дагестанское отделение Каспийского
научно - исследовательского института рыбного хозяйства" ФГУП
"Каспийский научно - исследовательский институт рыбного хозяйства"
(далее - ДП "Дагестанское отделение КаспНИРХ";
ГУ "Прикаспийский зональный научно-исследовательский
ветеринарный институт Российской академии сельскохозяйственных
наук";
РГУП "Дагестанский республиканский центр государственного
мониторинга геологической среды" (далее - РГУП
"Дагестангеомониторинг");
ГУП "Дагестансельхозхимия";
Дагестанский центр по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (далее - Даггидрометцентр);
Центры госсанэпиднадзора в городах и районах РД;
Центр госсанэпиднадзора Махачкалинского отделения СКЖД;
Дагестанский зональный центр госсанэпиднадзора на транспорте;
Дагестанская противочумная станция;
Дагестанская опытно - методическая сейсмологическая партия
Геофизической службы РАН;
Дагестанский научный центр РАН (институты геологии, физики,
Прикаспийский институт биологических ресурсов);
НПО "Питательные среды";
кафедры (лаборатории) высших учебных заведений Республики
Дагестан гидрометеорологического, химического, токсикологического,
радиологического, микробиологического, гигиенического,
ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей;
Центральная научно - исследовательская лаборатория ОАО
"Роснефть - Дагнефть" (далее - ЦНИЛ ОАО "Роснефть - Дагнефть");
лаборатории министерств и ведомств, организаций независимо от
форм собственности;
посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН).
6. Основу СНЛК Республики Дагестан как наиболее подготовленные
к функционированию в режиме повышенной готовности и в режиме
чрезвычайной ситуации составляют: ЦМП и химико - радиометрическая
лаборатория МЧС Дагестана, центры госсанэпиднадзора, ветеринарные
лаборатории, учреждения Даггидрометцентра, Дагестанская
противочумная станция.
Подразделения СНЛК Республики Дагестан территориального уровня
(далее - головные подразделения СНЛК Республики Дагестан) являются
подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в
готовность в соответствии с действующими нормативно - правовыми
документами. При проведении эвакуационных мероприятий головные
подразделения СНЛК Республики Дагестан рассредотачиваются в
загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в
соответствии с планом перевода подразделений с мирного на военное
время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК
Республики Дагестан в мирное и военное время головные
подразделения СНЛК Республики Дагестан назначают своих дублеров,
на которых возлагаются соответствующие функции.
Перечень головных подразделений СНЛК Республики Дагестан и их
дублеров территориального уровня согласовывается с МЧС Дагестана.
IV. Порядок функционирования подразделений
СНЛК Республики Дагестан
7. Функционирование СНЛК Республики Дагестан осуществляется в
трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и
чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности (нормальная производственно
- промышленная, радиационная, химическая, биологическая,
сейсмическая и гидрометеорологическая обстановка, отсутствие
эпидемий, эпизоотии, эпифитотий) осуществляется:
наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной
среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на
прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение целевых и научно - технических
программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
обеспечению безопасности и защиты населения, а также по повышению
устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей
экономики в чрезвычайных ситуациях;
создание и восполнение резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
подготовка и обучение специалистов.
Лаборатории находятся в дежурной готовности к выполнению задач
по обеспечению деятельности СНЛК Республики Дагестан. Срок
готовности разведывательных групп подразделений СНЛК Республики
Дагестан к выезду на место чрезвычайной ситуации - 1 час.
Информация по результатам работы и прогнозы представляются по
установленным формам донесения в регламентированные сроки в
вышестоящую организацию и ЦМП МЧС Дагестана.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно -
промышленной, радиационной, химической, биологической,
сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о
возможном возникновении чрезвычайной ситуации) осуществляется:
усиление дежурно - диспетчерской службы;
усиление наблюдения и лабораторного контроля за состоянием
окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных
объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование
возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды
и обеспечению устойчивого функционирования объектов;
приведение в состояние повышенной готовности сил и средств,
уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в
предполагаемый район чрезвычайной ситуации.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе,
почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном
сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях
(уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно
допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также
биологических средств, о случаях инфекционных заболеваний, опасных
для жизни и здоровья людей, животных и растений, о случаях
высокого загрязнения природной среды передается подразделениями
СНЛК Республики Дагестан в соответствующий орган управления по
делам ГОЧС и одновременно в вышестоящую организацию по
подчиненности. Передача информации осуществляется в соответствии с
действующими нормативно - правовыми актами в сроки, не превышающие
2 часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы
возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не
более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по
существующим каналам связи.
Объем и конкретные формы представления информации по
подчиненности устанавливаются для подразделений СНЛК Республики
Дагестан вышестоящими организациями, МЧС Дагестана и закрепляются
соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций) осуществляется:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды
в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных
объектах и на прилегающих к ним территориях.
Информация об обнаружении в объектах окружающей среды
(воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном
сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах,
значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые
концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических
средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений)
людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения
окружающей среды передается подразделениями СНЛК Республики
Дагестан в МЧС Дагестана и одновременно в вышестоящую организацию
по подчиненности. Передача экстренной информации (уведомления)
осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам
связи немедленно и с последующим письменным подтверждением
(донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о
возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о
развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов
(если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
8. На ЦМП МЧС Дагестана возлагается:
организационно - методическое руководство мониторинговой,
прогнозируемой сетью и осуществление контроля за состоянием ее
готовности к работе в различных режимах;
сбор, обобщение и анализ исходной информации по природным и
техногенным опасностям и ее периодическое обновление;
комплексный анализ мониторингово - прогнозной информации от
головных подразделений СНЛК Республики Дагестан;
регулярная подготовка долгосрочных и краткосрочных прогнозов
чрезвычайных ситуаций в Республике Дагестан;
организация мониторинговых наблюдений за экологической
обстановкой в зонах сейсмической, оползневой, паводковой и других
природных опасностей;
выполнение научно - исследовательских, производственных,
опытно - конструкторских работ в области мониторинга,
прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивных,
химических и биологических заражениях объектов окружающей среды на
территории Республики Дагестан в мирное и военное время,
прогнозирование радиационной, химической, эпидемиологической
обстановки и разработка предложений по ее нормализации.
9. На химико - радиометрическую лабораторию МЧС Дагестана
возлагается:
участие в оценке определения степени зараженности объектов
окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и
фуражного сырья радиоактивными, химически опасными веществами и
биологическими средствами в чрезвычайных ситуациях;
периодическое испытание средств противорадиационной и
противохимической защиты;
проверка, ремонт и консервация дозиметрических приборов
подразделений СНЛК Республики Дагестан;
оценка химической и радиологической обстановки и угрозы
возникновения чрезвычайных ситуаций в целях обоснования
планируемых защитных мероприятий.
10. На ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в РД" возлагается:
выявление в зонах чрезвычайных ситуаций биологической,
радиационной, химической обстановки методом наблюдения и
лабораторного контроля и ее прогнозирование;
проведение специфической индикации возбудителей инфекционных
заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия,
питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от
больных и трупов людей;
осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов
и токсинов;
проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой
воды, пищевого сырья, загрязненных радиоактивными веществами, с
выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на
контролируемой территории;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в
пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на
контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на контролируемых объектах загрязнения
продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья
химическими веществами.
11. На городские, районные центры государственного санитарно -
эпидемиологического надзора возлагается:
проведение санитарно - эпидемиологической разведки на
обслуживаемой территории;
исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды,
продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность
известными возбудителями;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на
контролируемой территории;
установление наличия в объектах окружающей среды химически
опасных веществ и проведение их предварительной идентификации;
отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия,
питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными и
химически опасными веществами, и доставка их в ФГУ "Центр
госсанэпиднадзора в РД"для лабораторных исследований и проведения
санитарной экспертизы.
12. На Центр госсанэпиднадзора Махачкалинского отделения СКЖД
и Дагестанский зональный центр госсанэпиднадзора на транспорте
возлагается:
проведение санитарно - эпидемиологической разведки на
обслуживаемой территории;
установление наличия в объектах окружающей среды
микробиологических средств, боевых рецептур в военное время и
возбудителей инфекционных заболеваний людей в чрезвычайных
ситуациях мирного времени;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в
районе расположения подразделений;
отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия,
питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными,
химически опасными веществами и биологическими средствами, и
доставка их в центры госсанэпиднадзора для лабораторных
исследований и проведения санитарной экспертизы;
прогнозирование и оценка санитарно - эпидемиологической
обстановки и угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в целях
обоснования планируемых защитных мероприятий.
13. На Республиканскую ветеринарную лабораторию Комитета
Правительства РД по ветеринарии возлагается:
проведение ветеринарной разведки на объектах сельского
хозяйства;
установление вида биологических средств и возбудителей
инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах,
взятых от больных и трупов животных и птиц, а также в пробах
фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая
индикация);
проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней
животных и птиц;
осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в
районе расположения подразделения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в
пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и
воды на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб,
загрязненных радиоактивными веществами;
определение загрязнения сельскохозяйственных животных и птиц,
продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды
химически опасными веществами, а также осуществление их индикации;
проведение лабораторных исследований животных и птиц,
пораженных радиоактивными и химически опасными веществами;
проведение ветеринарно - санитарной экспертизы пищевого сырья
животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных
животных), а также фуражного сырья, загрязненных радиоактивными и
химически опасными веществами, биологическими средствами, с
выдачей заключения о возможности их использования по назначению.
14. На Даггидрометцентр возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на
контролируемой территории;
определение загрязнения атмосферного воздуха, открытых
водоемов и местности радиоактивными и химически опасными
веществами;
установление границ зон радиоактивного и химического
загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций;
установление наличия химически опасных веществ в атмосферном
воздухе, воде открытых водоемов и на местности;
осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного
слоя атмосферы и воды открытых водоемов.
15. На Дагестанскую противочумную станцию возлагается:
проведение санитарно - эпидемиологической разведки в очагах
бактериального заражения;
проведение противоэпидемических мероприятий в очагах особо
опасных и природно - очаговых инфекций силами формируемой на базе
Дагестанской противочумной станции специализированной
противоэпидемической бригады;
осуществление идентификации штаммов микроорганизмов и
бактериальных групп, выделенных из различных проб в результате
проведения специфической индикации;
прогнозирование и оценка санитарно - эпидемиологической
обстановки и угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций с целью
обоснования планируемых защитных мероприятий.
16. На Комитет природных ресурсов по РД МПР РФ и ФГУ
"Дагводресурсы" возлагается:
выявление и обследование источников загрязнения окружающей
среды, участие в работах по установлению причин возникновения
экстремальных ситуаций и аварий;
определение уровней загрязнения и зон распространения
радиоактивных, химически опасных веществ в окружающей природной
среде;
организация работ по определению масштабов негативного
воздействия аварийного и экстремального загрязнения с учетом
прогнозов Даггидрометцентра о распространении зоны загрязнения;
определение ущерба, принятие мер по предъявлению исков
предприятиям, организациям, учреждениям на его возмещение и
привлечению в установленном законодательством порядке виновных к
административной ответственности.
17. На Западно - Каспийское бассейновое водное управление и
ФГУ "Дагводресурсы" возлагается:
выявление и обследование источников аварийного загрязнения
поверхностных и морских вод, суши, установление причин
возникновения аварий, возможности появления сбросов и других
отрицательных факторов воздействия;
контроль загрязнения и распространения зоны загрязнения, в том
числе в пределах дагестанского побережья Каспийского моря;
разработка мероприятий по локализации и ликвидации последствий
аварийных загрязнений и сбросов;
информационное обеспечение ЦМП МЧС Дагестана в части
мониторинга водозаборных сооружений, о прогнозе и оценке
экстремально высоких загрязнений поверхностных и сточных вод
республики и угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
18. На Государственную пограничную инспекцию по карантину
растений по РД возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в
районе расположения подразделения и на территории контролируемых
объектов;
установление во внешней среде химически опасных веществ;
проведение фитопатологической разведки на объектах
растениеводства;
установление факта появления и распространения возбудителей
болезней растений.
19. На ФГУ "Дагестанская СтаЗР" возлагается:
выявление в зонах чрезвычайных ситуаций химической и
фитопатологической обстановки;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в
районе расположения подразделения и на территории контролируемых
объектов;
установление наличия в объектах окружающей среды химически
опасных веществ и возбудителей болезней растений на объектах
растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий,
проведение индикации;
установление вида биологических средств, боевых рецептур в
военное время и возбудителей различных болезней растений в пробах
сельскохозяйственных культур и насаждений;
определение зараженности пестицидами посевов
сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства,
насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий.
20. На РГУП "Дагестангеомониторинг" возлагается информационное
обеспечение системы геомониторинга ЦМП МЧС Дагестана, министерств
и ведомств, райгорадминистраций, недропользователей и населения о
сейсмологической обстановке, о проводимых работах в районах
экстремальных ситуаций в части геомониторинга, ликвидации
последствий стихийных бедствий в Республике Дагестан, о прогнозе и
оценке опасных геологических процессов и угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций.
21. На ГУП "Дагестансельхозхимия" возлагается:
выявление в зонах чрезвычайных ситуаций радиационной и
химической обстановки;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в
районе расположения подразделения и на территории контролируемых
объектов;
установление наличия в объектах окружающей среды химически
опасных веществ в районе расположения подразделения и на
территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в
пробах почвы, воды, растений, кормов, минеральных и органических
удобрений, пестицидов, установление радионуклидного состава
исследуемых проб;
определение на объектах сельскохозяйственного производства
загрязнения почвы, растений, кормов, минеральных и органических
удобрений, воды химически опасными веществами, пестицидами,
фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации.
22. На Дагестанскую опытно - методическую сейсмологическую
партию Геофизической службы РАН возлагается:
проведение непрерывных сейсмологических, геохимических и
геодезических наблюдений;
подготовка и публикация сводок о землетрясениях;
обеспечение извещения МЧС Дагестана срочными донесениями,
информацией о землетрясениях;
информационное обеспечение ЦМП МЧС Дагестана в части
сейсмологических, геофизических и геохимических наблюдений, о
прогнозе и оценке сейсмологической обстановки и угрозы
возникновения чрезвычайных ситуаций.
23. На отраслевые научно - исследовательские учреждения,
кафедры (лаборатории) высших учебных заведений Республики Дагестан
возлагается:
оказание методической помощи головным подразделениям СНЛК
Республики Дагестан по вопросам радиационного, химического и
биологического загрязнения (заражения);
участие в выявлении, оценке, прогнозировании радиационной,
химической и биологической (бактериологической) обстановки,
складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;
подготовка специалистов для подразделений СНЛК Республики
Дагестан.
24. На лаборатории министерств и ведомств, организаций
независимо от форм собственности, осуществляющих свою деятельность
на территории Республики Дагестан, возлагается:
выявление РХБ обстановки на территории расположения
лаборатории, в границах объекта или санитарно - защитной зоны;
установление наличия в воздухе, почве и растительности в
районе расположения объекта химически опасных веществ и проведение
их индикации;
установление наличия радиоактивных и химически опасных веществ
в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой
продукции, продовольствии, пищевом сырье;
отбор и доставка проб в соответствующие подразделения СНЛК
Республики Дагестан для проведения экспертизы и исследования по
определению их загрязнения радиоактивными, химически опасными
веществами и биологическими средствами.
25. Посты радиационного и химического наблюдения осуществляют
наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в военное
время с целью своевременного обнаружения в окружающей среде
радиоактивных, химически опасных веществ и их идентификации
техническими средствами.
26. Подразделения СНЛК Республики Дагестан должны иметь
следующий комплект документации:
ведомственное положение (инструкцию) о работе подразделения
СНЛК Республики Дагестан;
соответствующий штат и табель оснащения;
план перевода подразделений с мирного на военное положение;
план подготовки и развития подразделения СНЛК Республики
Дагестан на текущий год и на перспективу;
функциональные обязанности специалистов подразделения СНЛК
Республики Дагестан;
перечень особо опасных инфекций и поражений людей,
сельскохозяйственных животных и растений;
перечень химически опасных веществ, производимых либо
используемых в производстве и хранящихся на территории объекта;
перечень потенциально опасных объектов в радиационном,
химическом и микробиологическом отношении;
инструкцию о порядке ведения радиационного, химического,
биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения
населения о загрязнении объектов окружающей среды;
инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении
объектов окружающей среды со схемой связи;
методики отбора проб и проведения исследований на загрязнение
радиационными, химически опасными веществами и биологическими
средствами, определенными перечнем особо опасных инфекций и
поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно
допустимых концентраций химически опасных веществ в воздухе,
питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное
и военное время;
карту (схему) контролируемого района для отображения
радиационной, химической и биологической обстановки;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета
результатов анализов;
журнал радиационного, химического и биологического наблюдения
(разведки);
план работы подразделения СНЛК Республики Дагестан в особых
условиях;
инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами,
загрязненными радиоактивными, химически опасными веществами и
биологическими средствами;
переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи
информации по подчиненности и в орган управления ГОЧС.
27. В военное время СНЛК Республики Дагестан функционирует в
составе подсистемы ЕАСВОП (единой автоматизированной системы
выявления и оценки последствий).
V. Материально - техническое обеспечение, подготовка
кадров специалистов СНЛК Республики Дагестан
28. Оснащение подразделений СНЛК Республики Дагестан
лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и
другими техническими средствами для выполнения задач в мирное
время производится за счет средств, предусмотренных в сметах
расходов на содержание министерств и ведомств независимо от того,
за счет какого бюджета они содержатся.
Штаты и табели оснащения подразделений СНЛК Республики
Дагестан разрабатываются министерствами и ведомствами Российской
Федерации и согласовываются с МЧС России.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства
индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется
для работы в условиях мирного времени без наличия чрезвычайной
ситуации, но требуется для решения задач на военное время,
хранятся непосредственно в подразделениях СНЛК Республики
Дагестан, используются только по прямому назначению и обновляются
в установленном порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья,
питьевой воды, установление видов микроорганизмов и токсинов,
выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека,
проводятся по методикам, утвержденным Минздравом России и
Минприроды России.
Исследования пищевого и фуражного сырья, а также диагностика
заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным
Департаментом ветеринарии Минсельхоза России.
Лабораторный контроль (кроме биологических средств) объектов
окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным
Минприроды России и Росгидрометом.
Все лаборатории подразделений СНЛК Республики Дагестан должны
быть аккредитованы в системе аккредитации, соответствующей профилю
деятельности лабораторий. Область аккредитации должна охватывать и
задачи, возлагаемые на подразделения СНЛК Республики Дагестан
настоящим Положением.
29. Готовность подразделений СНЛК Республики Дагестан к
решению возложенных на них задач обеспечивается соответствующими
министерствами и ведомствами путем подготовки специалистов и
оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым
оборудованием, приборами и методиками.
За подготовку (переподготовку) специалистов несут
ответственность руководители подразделений СНЛК Республики
Дагестан.
Подготовка и переподготовка специалистов организуется и
проводится министерствами и ведомствами по планам и программам,
согласованным с МЧС России. В целях совершенствования деятельности
подразделений СНЛК Республики Дагестан ежегодно планируются и
проводятся учения, тренировки и контрольные проверки.
30. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности
подразделений СНЛК Республики Дагестан представляются в
соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации и
Республики Дагестан по подчиненности, а также в МЧС Дагестана в
установленном порядке.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению Правительств
Республики Дагестан
от 15 мая 2002 г. N 94
Структура СНЛК Республики Дагестан
территориальный уровень
-------------------------------------
| Комиссия Правительства Республики |
--------------+ Дагестан по ЧС, МЧС Дагестана +---------------
| L-----------------T------------------ |
| | |
| ------------------+------------------ |
| |Центр мониторинга и прогнозирования| -------- |
| |и химико - радиометрическая лабора-+----+ ПРХН | |
| | тория МЧС Дагестана | L------- |
| L-----------------T------------------ |
|-------------------------- | ------------------------------|
||ФГУ "Центр госсанэпид- +--- | |Комитет природных ре- ||
++ надзора в РД " | | | | сурсов по РД МПР РФ ++
|L------------------------- | | L-----------------------------|
|-------------------------- | | ------------------------------|
++Дагестанский зональный | | | |Комитет Правительства РД ||
|| ЦГСЭН на транспорте | | | -+ по ветеринарии ++
|L------------------------- | | |L-----------------------------|
|-------------------------- | | |------------------------------|
||ЦГСЭН Махачкалинского | | | ||Западно - Каспийское бас- ||
++ отделения СКЖД | | | ||сейновое водное управление ++
|L------------------------- | | |L-----------------------------|
|-------------------------- | | |------------------------------|
|| Дагестанская противо- | | | ||ГУ "Прикаспийский зональный ||
++ чумная станция | | | ||научно - исследовательский ||
|L------------------------- | | ||ветеринарный институт Рос- ++
|-------------------------- | | ||сийской академии с/х наук" ||
++ Даггидрометцентр +--| | |L-----------------------------|
|L------------------------- || | |------------------------------|
|-------------------------- || | || ФГУ "Дагводресурсы" ++
||Государственная погра- | || | |L-----------------------------|
++ничная инспекция по ка- | || | |------------------------------|
||рантину растений по РД | || | ||РГУП "Дагестангеомониторинг"++
|L------------------------- || | |L-----------------------------|
|-------------------------- || | |------------------------------|
|| ФГУ "Дагестанская | || | ||ГУП "Дагестансельхозхимия" ++
++ СтаЗР" | || | |L-----------------------------|
|L------------------------- || | |------------------------------|
|-------------------------- || | ||НПО "Питательные среды" ++
++ ДНЦ РАН | || | |L-----------------------------|
|L------------------------- || | |------------------------------|
|-------------------------- || | ||Республиканская ветеринарная||
|| Дагестанская опытно - | || | ||лаборатория Комитета Прави- +-
L+методическая сейсмоло- | || | ||тельства РД по ветеринарии |
| гическая партия | || | |L-----------------------------
L--------------------------+- | L---------------------------------------
--------------------------|| L------ |
|ЦГСЭН городов (районов) +-| местный|уровень |
L------------------------- | --------+--------------------- ---+-----
-------------------------- | |Комиссии райгорадминистраций| |райгор-|
|метеорологические стан- | | | по ЧС, |-------- |ветла- |
|ции, посты в городах и +-- | управления (отделы) ++ ПРХН | |бора- |
| районах | |райгорадминистраций по ГОЧС |L------- |тории |
L------------------------- L-------------T--------------- L--------
объектовый | уровень
------------------------- ---------------+---------------
|лаборатории подразделе-| | комиссия по ЧС, |--------
| ний СНЛК Республики +--+штабы по делам ГОЧС объектов ++ ПРХН |
| Дагестан | L------------------------------L-------
L------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к постановлению Правительства
Республики Дагестан
от 15 мая 2002 г. N 94
ПЕРЕЧЕНЬ
МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ
К ФОРМИРОВАНИЮ СНЛК РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МЧС Дагестана
Министерство внутренних дел РД
Министерство здравоохранения РД
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД
Министерство мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения
РД
Министерство промышленности и торговли РД
Министерство жилищно - коммунального хозяйства РД
Комитет природных ресурсов по РД Министерства природных
ресурсов РФ
Комитет Правительства РД по ветеринарии
Западно - Каспийское бассейновое водное управление
Государственная пограничная инспекция по карантину растений по
РД
ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в РД"
ФГУ "Дагводресурсы"
ФГУ "Дагестанская СтаЗР"
ФГУ "Государственный центр агрохимической службы
"Дагестанский"
ДП "Дагестанское отделение КаспНИРХ"
ГУ "Дагестанский центр стандартизации, метрологии и
сертификации"
ГУ "Прикаспийский зональный научно - исследовательский
ветеринарный институт Российской академии сельскохозяйственных
наук"
РГУП "Дагестангеомониторинг"
ГУП "Дагестансельхозхимия"
Даггидрометцентр
Центр госсанэпиднадзора Махачкалинского отделения СКЖД
Дагестанский зональный центр госсанэпиднадзора на транспорте
Дагестанская противочумная станция
Дагестанская опытно - методическая сейсмологическая партия
Геофизической службы РАН
Дагестанский научный центр РАН
НПО "Питательные среды"
Дербентская зональная ветеринарная лаборатория при Комитете
Правительства РД по ветеринарии
ЦНИЛ ОАО "Роснефть-Дагнефть".
|