ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСЛАНИЕ
НАРОДНОМУ СОБРАНИЮ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
от 7 марта 2002 года
О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В 2002 ГОДУ
Уважаемые депутаты
Народного Собрания Республики Дагестан!
Ежегодное обращение Председателя Государственного Совета
Республики Дагестан к Народному Собранию Республики Дагестан с
Посланием о положении республики, как конституционная норма,
является одной из важных форм взаимодействия законодательной и
исполнительной ветвей власти республики, средством определения
основных направлений нашей государственной политики.
В соответствии с пунктом 5 статьи 95 Конституции Республики
Дагестан представляю Народному Собранию Республики Дагестан
Послание о положении республики с оценкой основных итогов нашей
работы в 2001 году, с видением целей и перспектив развития
республики в 2002 году.
Прошедший год стал для Дагестана, как и для всей России, годом
дальнейшего развития позитивных перемен в жизни общества.
После ряда лет, заполненных многими неоднозначными событиями и
процессами, благодаря последовательному политическому курсу и
усилиям Президента Российской Федерации В.В.Путина в стране
продолжается процесс стабилизации экономической и политической
ситуации, который благотворно отразился и на развитии нашей
республики.
Согласованная работа органов государственной власти и местного
самоуправления, созидательные усилия дагестанского народа,
постоянная ощутимая поддержка федерального центра позволили
сохранить и развить положительную динамику основных социально -
экономических показателей, наметившуюся в предыдущем году.
Обеспечен прирост выпуска продукции и услуг базовых отраслей
на 28 процентов.
В промышленности объем производства продукции увеличился более
чем на 23 процента. Заметные темпы роста достигнуты в
промышленности строительных материалов - более чем в 1,6 раза,
машиностроении - в 1,5, электроэнергетике - в 1,2, пищевой
промышленности - в 1,2 раза. Во многих отраслях созданы
дополнительные рабочие места, задействованы ранее простаивавшие
мощности, освоены новые виды продукции, повышены потребительские
качества товаров.
Отмечен ощутимый прирост показателей развития аграрного
сектора экономики. Объем продукции сельского хозяйства повысился
на 21,2 процента. Улучшились показатели по сбору зерна, овощей,
картофеля, плодов, винограда. В животноводстве наблюдается
стабильный рост поголовья скота, производства мяса, молока, яиц.
На 20 процентов увеличился объем инвестиций в основной
капитал. Выполненный объем по договорам строительного подряда
вдвое превысил уровень 2000 года. Целенаправленно велась работа по
строительству и реконструкции важнейших объектов социальной сферы.
Сдано в строй 48 объектов образования и здравоохранения, более 640
км. водопроводных и газовых сетей, линий электропередач, построено
и отремонтировано свыше 200 км автомобильных дорог, сооружено 10
мостов. Введено более 500 тыс. квадратных метров жилья.
Завершено строительство 38 объектов из 46 подлежащих
восстановлению в районах, пострадавших в результате боевых
действий.
Крупная трудовая победа одержана гидростроителями республики -
введен в строй второй энергоблок Ирганайской ГЭС. Дальнейшее
развитие получила техническая инфраструктура электроэнергетики.
Практически завершены намеченные поисковые и геологоразведочные
работы на шельфе Каспийского моря. Закончено строительство в
г.Махачкале нефтеперерабатывающего завода мощностью 300 тыс. тонн
нефти в год.
Продолжалось развитие транспортного комплекса, в том числе
реконструкция важнейшего объекта - Махачкалинского международного
морского торгового порта: введены в строй нефтяной пирс и
сухогрузная гавань, в 2,4 раза увеличился объем морских перевозок.
Существенно выросли объемы перевозок железнодорожным и
автомобильным транспортом.
Принимались меры к развитию телефонной связи в сельской
местности. С этой целью начата реализация специальной
правительственной программы.
Проведена активная работа по максимальному учету важнейших
направлений социально - экономического развития Республики
Дагестан в федеральных целевых программах "Юг России" и
"Сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов
Российской Федерации".
Постепенно улучшается положение дел на потребительском рынке
республики. Оборот розничной торговли вырос за год на 23,5
процента, предприятий общественного питания - на 77 процентов,
объем платных услуг, оказанных населению, - более чем на 16
процентов.
Исполнен республиканский бюджет Республики Дагестан по доходам
и расходам. Улучшилась собираемость налогов.
Как видим, в целом республике удалось добиться высоких темпов
роста основных макроэкономических показателей.
Начавшийся процесс экономического оздоровления позволил
несколько улучшить показатели уровня жизни населения, снять
остроту ряда социальных проблем, характерную для прошлых лет.
Реально располагаемые денежные доходы граждан выросли на 21,6
процента. Среднемесячная начисленная заработная плата одного
работника повысилась на 45,7 процента и составила 1280 рублей.
Увеличились размеры пособия по безработице. Своевременно
выплачивались детские пособия.
Принимались меры по обеспечению занятости населения,
содействию безработным гражданам в организации ими собственного
дела, субсидированию за счет федерального бюджета занятости
граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Более стабильно выплачивались единовременные и ежегодные
компенсации за ущерб здоровью неработающим инвалидам и
пенсионерам, за санаторно - курортное лечение и другие виды льгот.
В значительно большем объеме, чем в предыдущем году,
пенсионеры пользовались льготами по оплате коммунальных услуг.
Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам
труда предоставлены льготы по установке и абонентной плате за
телефон, проезду на железнодорожном, воздушном и автомобильном
транспорте. Улучшились условия содержания одиноких граждан и
детей, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты
населения. Изменилось положение дел с обеспечением инвалидов
спецавтотранспортом. Его выделено вдвое больше, чем в предыдущем
году, в том числе более 200 автомашин бесплатно получили участники
Великой Отечественной войны.
Практически завершено в республике создание единой пенсионной
службы с централизацией вопросов назначения, начисления и выплаты
пенсий. Сохраняется тенденция постепенного увеличения среднего
размера пенсий.
В центре внимания оставались вопросы поддержки семьи,
материнства и детства. В летний период организован оздоровительный
отдых около 40 тыс. детей, в том числе 19 тыс. детей из
малообеспеченных семей и 5,5 тыс. детей безработных граждан, что в
1,5 раза больше, чем в 2000 году.
В республике сохраняется благополучная демографическая
ситуация. Дагестан является субъектом Российской Федерации с одним
из высоких уровней естественного прироста населения, который
составил в 2001 году 23,6 тыс. человек и вырос по сравнению с
предыдущим годом на 6,8 процента.
В системе здравоохранения приняты меры по укреплению службы
скорой и неотложной медицинской помощи, созданию новых и развитию
существующих специализированных служб, решению ряда других
актуальных задач охраны здоровья населения. Удалось сдержать
наиболее негативные тенденции санитарно - эпидемиологической
ситуации, снизить и стабилизировать заболеваемость по ряду
инфекций.
Дальнейшее развитие получила система образования, повысилось
качество обучения, укрепилась материальная база образовательных
учреждений. Преодолевается тенденция финансирования образования по
остаточному принципу. Осуществлена программа компьютеризации
сельских школ, начата работа по реализации программы
компьютеризации городских школ, завершен переход на четырехлетнее
обучение в начальной школе.
Определенные позитивные изменения происходят в высших и
средних профессиональных учебных заведениях республики. Вводится
многоуровневая система подготовки специалистов. Все
государственные и ряд негосударственных вузов прошли
государственную аттестацию и аккредитацию. В учебный процесс
внедряются новые информационные технологии.
Дагестанские ученые продолжают вносить значительный вклад в
развитие отечественной науки, реализацию федеральных целевых
программ в научно - технической сфере. Ряд современных разработок
нашел практическое применение и в республике.
Укрепилась материальная база учреждений культуры. Готовятся к
сдаче новые здания Даргинского и Кумыкского театров, созданы
Табасаранский и Ногайский государственные театры. На высоком
уровне проведен ряд смотров, конкурсов, фестивалей
профессионального и самодеятельного творчества. С большим успехом
прошли выступления наших творческих коллективов в стране и за
рубежом. Осуществлялись меры по улучшению материального положения
и социальной поддержке деятелей культуры и творческой молодежи.
Продолжалось развитие массового спорта и спорта высших
достижений, расширение сети спортшкол, подготовка спортсменов к
XXVIII летним Олимпийским играм 2004 года.
Улучшение социально - экономической ситуации в стране и
республике благотворно сказывается на общественно - политической
обстановке, морально - психологическом климате в обществе,
настроении наших граждан.
В центре внимания в 2001 году оставались проблемы
совершенствования политической системы, повышения эффективности
функционирования органов власти и управления как важнейшего
условия стабильного общественного развития.
Достигнут еще более высокий уровень конструктивного
взаимодействия с федеральными органами государственной власти, с
Представительством Президента Российской Федерации в Южном
федеральном округе.
Проделана большая работа по совершенствованию республиканского
законодательства, приведению его в соответствие с федеральным.
Внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Дагестан,
в ряд республиканских законов и актов Государственного Совета
Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, отдельные
законы и акты признаны утратившими силу.
В процессе этой работы мы исходили из того, что приведение
регионального законодательства в соответствие с федеральным - это
не формальная процедура. Понимание того, что следует идти по пути
четкого определения компетенции федерального центра и субъектов
Российской Федерации, особенно по вопросам, отнесенным к
совместному ведению, есть и на федеральном уровне.
В 2002 году важно продолжить процесс совершенствования всей
законотворческой деятельности. Субъектам законодательной
инициативы необходимо внести системность в законотворчество,
придерживаться принципа пакетного формирования нормативных
правовых актов и обновления действующих законов, координировать
законопроектную деятельность на ранних стадиях подготовки законов.
Следует на всех уровнях улучшить работу по исполнению принятых
законов.
Эффективная деятельность органов власти невозможна без
соответствующей реалиям жизни системы управления. Речь идет обо
всех институтах государственной и муниципальной власти.
Ответственность за это перед обществом лежит не только на
Государственном Совете и Правительстве, но и на депутатах, судьях,
руководителях органов местного самоуправления. Народ вправе
спрашивать с власти в целом за результативность ее деятельности.
Поэтому мы должны более предметно заняться повышением качества
функционирования органов власти на всех уровнях.
С этой целью проведена значительная работа по повышению
эффективности государственной и муниципальной службы, мобилизации
кадрового потенциала на решение важнейших задач, стоящих перед
республикой.
В органах государственной власти и управления работают в
большинстве своем профессионально подготовленные, компетентные
люди, обеспечен принцип пропорционального представительства
народов республики в кадровом корпусе.
Вместе с тем из-за отсутствия жестких критериев подбора на
государственную и муниципальную службу все еще попадают люди
недостаточно профессионально подготовленные, не всегда отвечающие
требованиям высокой нравственности. В ряде министерств и ведомств,
администраций районов и городов не практикуется конкурсный отбор
работников, не на должном уровне поставлены вопросы
переподготовки, повышения квалификации, формирования резерва и
аттестации кадров.
Эти недостатки необходимо преодолевать. Высокие требования к
уровню профессионализма, общей культуры, нравственным качествам
тех, кому оказано доверие находиться на ответственных должностях
государственной и муниципальной службы, должны быть основными
принципами нашей кадровой политики.
Важнейшим событием в политической жизни дагестанского общества
станет созыв в текущем году Конституционного Собрания Республики
Дагестан. Как известно, в июле 2002 года истекает срок полномочий
Председателя Государственного Совета и членов Государственного
Совета Республики Дагестан. Конституционному Собранию предстоит
сформировать Государственный Совет Республики Дагестан очередного
созыва. Это - ответственная задача, выбор, от которого во многом
зависит дальнейшее развитие дагестанского общества. Поэтому и
подходы здесь должны быть предельно взвешенными, глубоко
продуманными. Подготовка и проведение этого важнейшего
политического мероприятия должны быть всецело подчинены
долгосрочным стратегическим интересам республики и дагестанского
народа.
Укрепление государства, развитие демократии немыслимы без
совершенствования местного самоуправления. Муниципальная власть
наиболее приближена к гражданам. Ее задача - решать повседневные,
самые неотложные местные проблемы, с учетом традиций и своеобразия
территорий реализовывать общегосударственные интересы. Поэтому
развитие местного самоуправления как жизнеспособного уровня власти
и важной формы самоорганизации граждан остается задачей большой
политической актуальности.
В текущем году истекает срок полномочий представительных
органов местного самоуправления и глав сельских, поселковых
муниципальных образований. Государственный Совет и Народное
Собрание Республики Дагестан предложили органам местного
самоуправления использовать предоставленную федеральным законом
возможность продлить срок своих полномочий на год в целях
совмещения выборов депутатов Народного Собрания Республики
Дагестан, депутатов представительных органов местного
самоуправления и глав муниципальных образований.
Думаю, такой подход целесообразен и с политической, и с
экономической точек зрения. Он позволит нам четко определиться с
правовым статусом муниципальных образований, еще более
усовершенствовать систему взаимодействия государственной и
муниципальной властей.
В республике продолжается укрепление судебной системы и
органов юстиции. Как полноценная ветвь государственной власти,
судебная власть должна играть ведущую роль в утверждении принципа
верховенства права. Но это предназначение суда ни в
государственном аппарате, ни в обществе до конца еще не осознано.
Следует неукоснительно исполнять судебные решения, формировать
атмосферу уважения к суду как важнейшее условие развития правовой
культуры общества. Задача состоит в том, чтобы создать в
республике все необходимые условия для осуществления неотвратимого
и справедливого правосудия.
Как и прежде, одно из центральных мест в нашей государственной
политике должны занимать вопросы развития демократии, становления
гражданского общества.
В республике достигнут высокий уровень конструктивного
взаимодействия органов государственной власти с общественными
институтами, постепенно преодолевается чрезмерная поляризация
основных общественно - политических сил, в том числе национально -
этнические ориентации в их деятельности, характерные для недавнего
прошлого. Более плодотворным стало сотрудничество органов власти с
религиозными организациями, представителями духовенства, которые
вносят значительный вклад в укрепление мира и согласия в
дагестанском обществе.
С опорой на накопленный опыт необходимо дальше развивать
партнерство органов власти с партиями, общественно -
политическими, религиозными организациями с целью укрепления в
республике основ гражданского общества.
В то же время мы не должны забывать, что Дагестан в силу
своего геополитического положения все еще не избавлен от опасных
вызовов нашего неспокойного времени.
Сохраняющиеся очаги напряженности в соседней Чеченской
Республике, попытки реанимации идеологии экстремизма,
многочисленные террористические акты и другие провокации против
республики убеждают, что деструктивные силы еще не отказались от
намерений осложнить ситуацию, внести раскол в общество и расшатать
Дагестан. Эти факты требуют от каждого дагестанца высокой
гражданской ответственности и бдительности. Мы должны еще теснее
сплотиться против экстремистских проявлений, против тех, кто
посягает на мирную жизнь, благополучие и будущее Дагестана.
Отмечая определенные результаты в борьбе с религиозно -
политическим экстремизмом, ни в коем случае нельзя ослаблять наши
усилия в этом направлении. Эта работа должна вестись
наступательно, с участием всех слоев общества, в том числе
духовенства, обладающего значительным миротворческим потенциалом.
Основные задачи здесь - формирование у граждан республики,
особенно у молодежи, уважения к традиционным ценностям
дагестанского народа, готовности противостоять идеологии
экстремизма, глубокого осознания неразрывной общности судеб и
жизненных интересов всех народов Дагестана и Российской Федерации,
сохранение единства, мира и согласия в дагестанском обществе.
Нужно активизировать усилия по дальнейшему укреплению
всестороннего взаимовыгодного сотрудничества Дагестана с
республиками, краями и областями Южного федерального округа, всей
России, соседними странами Содружества Независимых Государств.
Работа в этом направлении и впредь должна иметь своей целью
развитие экономических и культурных связей, решение проблем
разделенных народов, создание обстановки подлинного
добрососедства, мира и стабильности по всему периметру границ
республики.
В прошлом году продолжалась реализация программы переселения
лакского населения Новолакского района на новое место жительства.
Сделан еще один важный шаг к восстановлению Ауховского района -
возвращены исторические названия селений Банайюрт и Ямансу. С
учетом принятого решения о целевом финансировании программы
переселения лакского населения из федерального бюджета необходимо
активизировать реализацию предусмотренных в ней мероприятий.
Больше внимания следует уделить проблеме регулирования
миграционных процессов. Принимаемые меры не обеспечивают должных
результатов в предупреждении оттока граждан из республики,
регулировании внутриреспубликанской миграции. Здесь должны быть
выработаны подходы, обеспечивающие устранение причин вынужденной
миграции и, прежде всего, связанных с оттоком русскоязычного
населения из республики.
Уважаемые депутаты!
Благодаря усилиям органов власти и правоохранительных органов
удалось добиться относительной стабилизации криминогенной
обстановки в республике.
Завершено в основном расследование обстоятельств вооруженного
вторжения бандформирований в Дагестан в 1999 году. К уголовной
ответственности за участие в вооруженном мятеже и незаконных
вооруженных формированиях привлечено более 300 человек, из которых
большая часть осуждена. Раскрыт ряд тяжких преступлений, вызвавших
широкий общественный резонанс, в том числе убийство заместителя
Председателя Народного Собрания Республики Дагестан А.О.Каммаева.
Разоблачен ряд организованных преступных групп, совершавших
похищения людей, разбойные нападения, другие преступления.
В рамках реализации Республиканской программы по усилению
борьбы с преступностью на 2001 - 2003 гг. улучшилась координация
деятельности правоохранительных органов. Снизилось число
зарегистрированных преступлений, обеспечен высокий показатель их
раскрываемости, в том числе тяжких и особо тяжких.
Однако террористический акт в отношении военнослужащих
Внутренних войск МВД Российской Федерации, в результате которого
погибли 7 и ранены 4 человека, убийство первого заместителя главы
администрации г.Махачкалы А.И.Алиева, взрывы милицейских машин, до
сих пор не раскрытые покушения на жизнь Председателя Народного
Собрания Республики Дагестан М.Г.Алиева, министра по национальной
политике, информации и внешним связям Республики Дагестан
М-С.М.Гусаева, главы администрации г.Махачкалы С.Д.Амирова и
многие другие факты являются откровенным вызовом органам власти,
правоохранительной системе, всему дагестанскому обществу, цель
которого - осложнить общественно - политическую ситуацию в
республике. В то же время это результат некоторой
самоуспокоенности и снижения бдительности правоохранительных
органов.
Сложившаяся обстановка требует кардинального улучшения
деятельности всей правоохранительной системы.
Внимание правоохранительных органов должно быть
сконцентрировано прежде всего на борьбе с терроризмом,
проявлениями религиозного и политического экстремизма, на
выявлении и пресечении деятельности участников незаконных
вооруженных формирований, привлечении их к уголовной
ответственности.
Террористические акты, значительное количество умышленных
убийств и других тяжких преступлений во многом связаны с
незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и
взрывчатых веществ. Поэтому следует ужесточить меры по пресечению
каналов контрабандного ввоза оружия, усилить режимные требования в
местах его хранения.
Серьезную подпитку преступной среде дает тревожная тенденция
распространения наркомании, особенно среди молодежи. Хотя число
преступлений, связанных с незаконным распространением
наркотических средств, снизилось, широкий фронт борьбы с этим
опасным явлением не обеспечен. Следует развернуть активную работу
по выполнению республиканской программы "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их
незаконному обороту на 2001 - 2003 годы". Правительству Республики
Дагестан необходимо осуществить жесткую координацию деятельности
всех вовлеченных в эту работу структур, принять меры по
организационному и финансовому обеспечению выполнения программы.
Необходимо качественно улучшить работу по профилактике и
предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечить
выполнение Федерального закона "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также
реализацию мер, предусмотренных соответствующей республиканской
программой.
Следует усилить борьбу с преступлениями в экономической сфере,
которые все еще наносят значительный ущерб обществу и государству,
способствуют развитию общей преступности, но не получают
адекватного противодействия со стороны правоохранительных и
контролирующих органов.
Низка эффективность работы налоговых органов по выявлению
скрытых доходов и взысканию в бюджет соответствующих налогов и
других обязательных платежей. Не принимают исчерпывающих,
результативных мер по пресечению и раскрытию подобных фактов
органы налоговой полиции.
Не выполняются надлежащим образом решения Правительства
Республики Дагестан по государственному регулированию оборота
этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Продолжается
неконтролируемый завоз в республику некачественной и
фальсифицированной продукции, в то же время мощности
соответствующих предприятий республики загружены менее чем
наполовину. Несмотря на принимаемые меры, продолжают иметь место
многочисленные факты подпольной добычи и реализации рыбной
продукции. Следует вести бескомпромиссную борьбу с браконьерством
и незаконным оборотом рыбопродуктов, которые наносят непоправимый
ущерб биоресурсам Каспийского моря и экономике республики.
Необходимо продолжить работу и по пресечению подпольного ввоза в
республику с целью реализации некачественных нефтепродуктов.
Из-за отсутствия должного реагирования контролирующих органов
и местных администраций допускаются многочисленные факты
правонарушений в сфере земельных отношений и природопользования.
Земля стала объектом преступных злоупотреблений и наживы. На
значительных площадях выводятся из оборота земли
сельскохозяйственного назначения. Не снижается количество
нарушений природоохранного законодательства. Надо переломить эту
ситуацию, принять все предусмотренные законом меры ответственности
к виновным в нарушении земельного и природоохранного
законодательств.
Сложная криминогенная обстановка требует максимального
наращивания усилий правоохранительных и других органов республики.
Люди вправе ждать ощутимых результатов борьбы с преступностью,
сурового наказания виновных, обеспечения спокойной и безопасной
жизни.
Несмотря на имеющиеся пока еще трудности, дагестанский народ
вместе с другими народами России прошел, пожалуй, самый сложный и
ответственный этап реформ. Системный кризис, присущий переходному
периоду, постепенно преодолевается.
Теперь важно определить, в каком направлении и как нам
двигаться дальше. Время ставит перед нами ответственные задачи,
обязывает к поиску эффективных путей выхода на качественно новые
рубежи развития. Необходима стратегия перехода от "экстремальной",
"кризисной" модели развития, в условиях которой мы были вынуждены
жить в последние годы, к такой системе, при которой экономика
Дагестана будет обладать устойчивым потенциалом долгосрочного
роста.
В прошлом году уже предпринят ряд мер к реализации крупных,
перспективных проектов, призванных полнее раскрыть наши
возможности, создать в республике высокоэффективную экономическую
инфраструктуру. В 2002 году предстоит продолжить эту работу, в то
же время всемерно наращивая позитивные тенденции в экономике и
социальной сфере.
Ключевыми вопросами в сфере промышленного производства
остаются совершенствование его структуры, увеличение доли
высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, освоение ее
новых видов, привлечение передовых технологий. Усилия здесь
следует направить на рост производственных мощностей,
реконструкцию и обновление морально и физически устаревших
технологических линий и оборудования.
Следует активизировать работу по выполнению решения
Правительства Российской Федерации о сохранении за предприятиями
республики оборонного заказа, включении ведущих предприятий в
интегрируемые структуры военно - промышленного комплекса страны,
погашении задолженности перед предприятиями республики по
оборонному заказу.
Особое внимание необходимо уделить предприятиям
машиностроения, легкой промышленности, стекольного производства,
которые в состоянии существенно увеличить объемы производства,
бюджетные поступления, занятость населения. Такие наработки уже
имеются, и Правительству Республики Дагестан надо организовать их
практическую реализацию.
По-прежнему одной из важнейших государственных задач остается
поддержка агропромышленного комплекса. Результаты в отдельных его
отраслях и на отдельных предприятиях не дают основания утверждать,
что ситуация в целом переломлена.
Требуется дальнейшее развитие различных форм собственности, в
том числе предпринимательства на селе, создание единого цикла,
включающего производство, переработку и реализацию конечного
продукта. В качестве актуальных проблем здесь выдвигаются
укрепление материально - технической оснащенности, внедрение новых
технологий и высокопроизводительной техники в аграрное
производство.
Необходимо стимулировать плодоовощеводство и виноградарство,
принять меры по модернизации и техническому перевооружению
мощностей перерабатывающего комплекса, развитию рынка сбыта
продукции.
В постоянной поддержке нуждается животноводство, особенно
овцеводство. Приоритетное направление здесь - увеличение
численности маточного поголовья скота. Дальнейшего развития
требует производство птицеводческой продукции, рыбы и продуктов ее
переработки.
Во главу угла должны ставиться вопросы повышения плодородия
почв, урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности
скота, снижения убыточности предприятий.
Дальнейшее развитие сельского хозяйства связано с эффективным
использованием земли, созданием единой системы ее государственного
учета и кадастровой оценки в соответствии с новым Земельным
кодексом Российской Федерации. Требуется подготовка пакета
законодательных и нормативно - правовых актов по всему спектру
земельных отношений, в том числе с целью передачи неэффективно
используемых земель хозяйствующим субъектам, способным работать с
большей отдачей.
Необходимо всемерно поощрять инициативу и материальную
заинтересованность граждан, занятых в личном подсобном хозяйстве и
обеспечивающих более 80 процентов основных видов
сельскохозяйственной продукции, производимой в республике,
расширять их земельные угодья, создавать условия для реализации их
продукции.
В центре внимания должны оставаться вопросы природопользования
и охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасных
ситуаций, защиты конституционных прав граждан республики на жизнь
в благоприятной окружающей среде.
В целях дальнейшего развития лесного комплекса республики
следует ежегодно предусматривать в бюджетах республики и районов
средства на лесопосадки, особенно в районах, где идет активное
наступление песков.
В строительном комплексе предстоит решить проблемы
незавершенного строительства, продумать механизм реализации
незавершенных объектов на конкурсной или иной основе.
Республиканские инвестиционные программы следует формировать с
обязательным учетом территориальных особенностей и необходимости
выравнивания уровней социально - экономического развития районов.
Надо шире практиковать проведение подрядных торгов на все виды
строительной деятельности. Правительству Республики Дагестан нужно
принять меры по исполнению Программы долгосрочного финансирования
и ипотечного кредитования жилищного строительства. Требуют решения
и вопросы строительства доступного жилья для малоимущих и
социально незащищенных слоев населения.
Назрела необходимость разработки и реализации на
правительственном уровне программного подхода к обеспечению
сейсмической безопасности на территории республики.
В сфере жилищно - коммунального хозяйства следует продолжить
совершенствование управления отраслью на основе сбалансированного
распределения функций и ответственности как производителей, так и
потребителей услуг. Реформа жилищно - коммунального хозяйства
должна сопровождаться снижением непроизводительных затрат,
устранением бесхозяйственности, повышением качества бытового
сервиса. При дальнейшем повышении тарифов на коммунальные услуги в
поле зрения должны оставаться вопросы социальной защиты
малообеспеченных категорий населения.
Основополагающей задачей остается развитие топливно -
энергетического комплекса: продолжение строительства больших и
малых ГЭС, увеличение объемов поисково - разведочных работ,
бурение новых нефтяных скважин, освоение шельфовой зоны Каспия и
газовых месторождений.
Развитие транспортной инфрастуктуры республики должно
рассматриваться как стратегически значимое звено транспортных
коридоров "Север - Юг", "Восток - Запад". Первоочередными задачами
в связи с этим остаются реконструкция Махачкалинского морского
торгового порта и аэропорта, приобретение судов для морских
перевозок, в том числе паромных, дальнейшее развитие
железнодорожных и автомобильных перевозок.
Предстоит продолжить реализацию программных мероприятий по
развитию сельской телефонной связи, современных систем радиосвязи,
созданию конкурентной среды телекоммуникационного рынка.
В сфере торговли необходимо добиваться увеличения
товарооборота, роста доходов и максимального их учета. Требуются
дополнительные меры к обеспечению качества и безопасности
поступающей на потребительский рынок продукции, провести
сертификацию предприятий торговли и общественного питания,
продолжить поддержку местных товаропроизводителей на основе
целевого финансирования и приобретения товаров для республиканских
нужд через конкурсные торги.
Особое внимание следует уделить развитию финансовой
инфраструктуры, созданию фондовых институтов и рынков как
действенных механизмов мобилизации инвестиций, направления их в
наиболее перспективные секторы экономики.
В 2001 году достигнуты определенные сдвиги в укреплении
действующих кредитных организаций, приняты дополнительные меры по
росту капитала, активов и привлеченных средств банков. Это создает
более благоприятные условия для их эффективного взаимодействия с
реальным сектором экономики. Основным направлением дальнейшего
развития банковского сектора в республике должно быть повышение
его надежности и роли в кредитовании экономики.
Главной целью бюджетно - налоговой политики остается поэтапное
снижение уровня дотационности республиканского бюджета.
Администрациям Махачкалы, Дербента, Кизляра, других городов и
районов нужно более активно использовать потенциальные возможности
для перехода на самостоятельное бюджетное обеспечение.
Необходимо установить стандартные нормативные условия
получения финансовой помощи из фонда муниципального развития
республиканского бюджета с учетом наличия у муниципальных
образований собственной налоговой базы, производственной и
социальной инфраструктуры.
Усилия налоговых органов республики должны быть направлены на
повышение собираемости налогов и сборов, выявление и максимальное
использование дополнительных финансовых источников, накопление
информации и создание электронной базы данных по всем
налогоплательщикам.
Надо продолжить работу по принудительному взысканию недоимки,
инициированию ускоренной процедуры банкротства, в первую очередь,
к тем предприятиям, которые не участвовали в реструктуризации
кредиторской задолженности. Следует перейти от субсидирования
предприятий и организаций, оказывающих услуги льготным категориям
населения, к их адресному финансированию. В дальнейшей оптимизации
нуждается аппарат управления как на республиканском уровне, так и
на местах.
Назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в
сфере управления государственным имуществом. Надо ускорить работу
по оптимизации количества государственных предприятий и, определив
цели государства по каждому объекту управления, обеспечить
ликвидацию низкорентабельных и убыточных предприятий.
Учитывая значительный природно - климатический потенциал,
рекреационные возможности и относительно стабильную общественно -
политическую ситуацию в республике, как один из перспективных
источников экономического роста следует рассматривать вопросы
развития туристического и санаторно - курортного комплексов.
С каждым годом все большую экономическую и социальную
значимость приобретает развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня
в Дагестане функционируют тысячи субъектов малого
предпринимательства, которые производят существенную долю валового
регионального продукта.
Малый бизнес развивается достаточно динамично, но здесь есть
серьезные проблемы. В прошлогоднем Послании подчеркивалась
важность развития малого предпринимательства. Правительством
республики были приняты определенные шаги, однако реального
воздействия на этот сектор экономики они не оказали, финансово не
подкрепленной осталась Программа поддержки и развития малого
предпринимательства на 2000 - 2001 годы.
В целом политика в отношении малого бизнеса нуждается в
серьезной корректировке. Его развитию надо придать новый импульс,
в том числе с учетом опыта других регионов России. Особое внимание
необходимо уделить созданию благоприятного правового пространства
для его функционирования, упрощению процедуры регистрации, порядка
и форм отчетности малых предприятий, сокращению перечня
лицензируемых видов деятельности, унификации и минимизации числа
согласующих и контролирующих инстанций. Нужно всемерно поощрять
создание широкой сети малых предприятий с различными формами
собственности, в том числе кооперативной и частной. Особо следует
поддержать малые предприятия по переработке сельскохозяйственной
продукции.
Учитывая, что представляемая органами статистики, налоговыми
службами информация о социально - экономической ситуации в
республике и отраслях экономики не всегда отражает фактическое
положение дел, Правительству Республики Дагестан необходимо
принять конкретные меры по наведению порядка в системе учета и
отчетности с целью обеспечения полноты и достоверности
статистических данных.
В октябре нынешнего года предстоит Всероссийская перепись
населения - крупномасштабное мероприятие общегосударственного
значения. Органам государственной власти, местного самоуправления
необходимо обеспечить качественное проведение всей организационной
работы с тем, чтобы эта важнейшая акция прошла в республике на
высоком уровне.
Ответственные задачи предстоит решить в сфере социальной
политики. Нас не может устраивать, что средняя заработная плата
рабочих и служащих практически не превышает прожиточный минимум,
что в производственных отраслях экономики не ликвидирована
задолженность по зарплате. Особого внимания требует проблема
трудоустройства экономически активной части населения.
Поэтому важными приоритетами остаются не только постепенное
повышение уровня оплаты труда, обеспечение своевременной ее
выплаты, но и эффективная защита конституционного права граждан на
труд.
Необходимо продолжить работу по обучению и переобучению
безработных граждан по профессиям, пользующимся спросом на рынке
труда, привлечению их к участию в оплачиваемых общественных
работах, самостоятельной и временной занятости, обеспечить
разработку и реализацию специальной программы повышения занятости
и трудоустройства молодежи.
Требуются дополнительные меры по социальной защите
нетрудоспособных граждан, в первую очередь инвалидов и участников
Великой Отечественной войны, обеспечению финансирования на всех
уровнях и в полном объеме льгот и компенсаций, гарантированных им
федеральными законами, дальнейшему укреплению и развитию служб
социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В рамках реформы пенсионной системы следует продолжить работу
по созданию необходимых условий для функционирования подразделений
Пенсионного фонда на местах, дальнейшему улучшению пенсионного
обслуживания населения.
Приоритетными остаются вопросы поддержки семьи, женщин и
детей, в особенности детей - сирот и детей, лишившихся
родительского попечения. Должны быть приняты упреждающие меры
против распространения в республике такого явления, как
беспризорность.
В сфере здравоохранения предстоит дальнейшее развитие
интенсивно - реанимационных служб, расширение первичной медико -
санитарной помощи. В особом внимании нуждается укрепление
материально - технической базы здравоохранения в сельской
местности. Нужно продолжить работу по реструктуризации сети
медицинских учреждений с организацией дневных стационаров и
стационаров на дому, дальнейшему развитию всех видов медицинской
помощи.
Необходимо обеспечить выполнение принятых в прошлом году
постановлений Государственного Совета Республики Дагестан по
предупреждению распространения туберкулеза, СПИДа, постоянно
держать в поле зрения проблемы, связанные с наркоманией, ситуацию
по инфекционным и другими особо опасными заболеваниями.
Неослабной заботы и внимания государственных органов,
общественности требует система образования. Следует
последовательно преодолевать имеющиеся здесь проблемы, укреплять
материальную и учебно - методическую базу образовательных
учреждений, повышать качество учебного процесса, активно внедрять
государственные образовательные стандарты. Педагогические
коллективы должны направлять свои усилия не только на развитие
знаний и творческих способностей учащихся, но и на повышение
воспитательной функции образования, формирование у молодого
поколения патриотизма, высоких нравственных и гражданских качеств.
Большего внимания требуют вопросы развития дагестанской науки,
социальной защищенности научных работников. Надо продумать способы
создания эффективных рыночных механизмов поддержки прикладной
науки и технических разработок наших ученых.
И впредь необходимо поддерживать творческие союзы,
представителей многонациональной творческой интеллигенции
республики, которые вносят неоценимый вклад в преумножение
духовной сокровищницы народов Дагестана.
Предстоит продолжить работу по укреплению материальной базы
учреждений культуры, адресной поддержке работников этой сферы и
талантливой творческой молодежи, улучшению деятельности
муниципальных учреждений, сохранению и развитию традиционной
культуры народов Дагестана.
Значительная часть проблем, существующих в обществе, связана с
неустроенностью молодежи. Нам следует постоянно держать в поле
зрения вопросы молодежной политики, создания условий для включения
молодых людей в самостоятельную трудовую и общественную жизнь,
применения ими своих сил, способностей и профессиональных навыков,
обеспечения минимальных государственных гарантий социальной
поддержки молодежи. Мы должны помнить, что общество, заботящееся о
своем будущем, обязано повседневно заниматься проблемами
подрастающего поколения.
Дальнейшее развитие спортивных достижений республики, создание
условий для здорового образа жизни требуют целенаправленной
реализации государственной политики в области физической культуры
и спорта, согласованных действий соответствующих министерств и
ведомств, городских и районных администраций по укреплению
материально - технической базы, дальнейшему развитию массовости
физкультуры и спорта в республике, обратив особое внимание на
постановку этой работы в образовательных учреждениях.
Исходя из рекомендаций заседания Государственного Совета
Российской Федерации, состоявшегося в январе текущего года,
необходимо обеспечить разработку и приступить к реализации
республиканской программы развития физического воспитания и
спорта.
Постоянно должны находиться в центре внимания органов
государственной власти вопросы развития средств массовой
информации.
Сегодня Дагестан располагает значительным информационным
потенциалом. В республике зарегистрировано и функционирует более
200 газет и журналов, растет сеть телерадиостудий с
государственным и негосударственным участием. В целом созданы
неплохие условия для функционирования средств массовой информации.
По их количеству республика занимает одно из первых мест среди
субъектов Юга России, что создает благоприятные условия для
реализации права граждан на получение разносторонней информации.
Вместе с тем низки тиражи местных и некоторых республиканских
газет, слабо их влияние на решение злободневных проблем. Требуются
конкретные меры к исправлению такого положения и, в первую
очередь, со стороны районных и городских администраций.
Первоочередными задачами являются дальнейшее развитие
современных информационных технологий, укрепление материально -
технической базы газет, журналов, радио и телевидения, завершение
работ по Дому радио, ввод в действие собственного республиканского
канала телевидения.
Необходимо максимально мобилизовать потенциальные возможности
дагестанских средств массовой информации с целью объективного
освещения событий, укрепления мира и стабильности в республике,
формирования позитивного образа Дагестана в стране и за рубежом.
Уважаемые депутаты!
Осмысливая прожитое за последние годы, мы все должны
проникнуться глубоким пониманием того, чем было для нас время
реформ, не забывать, как много пришлось нам всем пережить за эти
годы, с какими, казалось, неразрешимыми ситуациями зачастую
сталкивались дагестанцы. За непродолжительный по историческим
меркам срок мы прошли путь, равный десятилетиям. За эти годы в
обществе произошли колоссальные перемены, связанные с коренным
сломом привычного образа жизни.
Процесс трансформации общества, его перехода на путь
демократии и рыночной экономики оказался очень нелегким для страны
в целом и, конечно, для Дагестана. Даже в самые тяжелые моменты
испытаний единый многонациональный дагестанский народ неизменно
оказывался на высоте положения, доказывал, что он сильнее самых
суровых обстоятельств, не терял чувства исторической перспективы и
ответственности перед будущим республики. Дагестанцы, как это
бывало во все времена, с достоинством пережили очень сложный
период в истории нашего государства.
Сегодня, когда страна и республика шаг за шагом постепенно
преодолевают негативные последствия переходного периода, особенно
важны трезвый расчет и ответственный выбор пути дальнейшего
развития. Требуется максимальная мобилизация нашего опыта,
накопленного за годы реформ, мудрости и таланта дагестанцев,
материального и духовного потенциала республики для того, чтобы
целенаправленно двигаться к достижению поставленных целей.
Все ветви и уровни власти, каждый дагестанец должны глубоко
проникнуться пониманием важности нынешнего года в определении
перспектив дальнейшего развития республики. От того, как мы
сработаем, какие решения примем, каких результатов достигнем в
2002 году, во многом зависит успешное развитие Дагестана в
ближайшие годы
Наша главная цель - добиться того, чтобы каждый дагестанец мог
уверенно смотреть в будущее, был спокоен за себя и своих близких,
имел жилье, возможность максимально раскрыть свои способности,
заработать столько, чтобы достойно содержать свою семью, хорошо
питаться и одеваться, учить детей.
Уверен, что совместными усилиями, опираясь на мудрость и
созидательные силы дагестанского народа, мы сохраним мир и
согласие в республике, нерушимое единство со всеми народами
Российской Федерации, добьемся поставленных целей во имя
поступательного развития Дагестана по пути социального прогресса.
Председатель Государственного Совета
Республики Дагестан
М.МАГОМЕДОВ
Махачкала
7 марта 2002 г.
|