ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСЛАНИЕ
от 6 марта 2001 года
О ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ И ВАЖНЕЙШИХ ПРИОРИТЕТАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В 2001 ГОДУ
ВВЕДЕНИЕ
На завершающем этапе XX века судьба сполна испытала
дагестанский народ на мудрость и выдержку, умение в тяжелых
ситуациях совместными усилиями противостоять жизненным невзгодам и
находить выход из трудных ситуаций. Достойно пройдя через многие
социальные потрясения, дагестанцы с надеждой и верой в лучшее
вступили в XXI столетие.
Истекший 2000 год стал для нас, как и для всех россиян, во
многих отношениях этапным. Убедительная победа В.В.Путина на
президентских выборах, поддержанного в том числе подавляющим
большинством дагестанцев, продемонстрировала возросший уровень
общественного согласия по важнейшим вопросам развития страны.
Активные усилия Президента Российской Федерации во внутренней
и внешней политике, меры, предпринимаемые по укреплению
государства и консолидации общества, созданию условий для вывода
страны из затяжного кризиса, находят понимание и поддержку у
большинства граждан, дают людям уверенность в том, что
многочисленные проблемы, накопившиеся в жизни общества, будут
преодолены.
В сложной череде последних лет, насыщенных судьбоносными,
нередко драматическими событиями, относительно благополучным и
стабильным для нас оказался 2000 год.
Впервые с начала реформ в республике достигнуты ощутимые
позитивные результаты в экономике. Отмечен рост объема выпускаемой
промышленной продукции, уменьшилось количество убыточных
предприятий. Положительно сказались на социальном самочувствии
людей некоторая стабилизация инфляционных процессов, своевременное
финансирование бюджетных назначений из федерального центра.
Практически ликвидирована задолженность по пенсиям и заработной
плате в бюджетной сфере, нормализуется ситуация по выплате детских
пособий.
При всесторонней поддержке Президента и Правительства
Российской Федерации дагестанцы восполняли материальный ущерб,
общими усилиями залечивали моральные травмы, нанесенные республике
вооруженной агрессией в 1999 году. Постепенно налаживалась жизнь
людей, пострадавших от военных действий.
Несмотря на все трудности, удалось обеспечить стабильное
функционирование системы образования, здравоохранения, науки и
культуры. Свидетельством полноценной духовной жизни дагестанского
общества стал целый ряд состоявшихся в республике крупных
общественно - политических и культурных мероприятий, в том числе
регионального масштаба.
Благодаря более уверенной работе прежде всего
правоохранительных органов наметился определенный перелом в борьбе
с организованной преступностью.
Самое главное - в республике отчетливо видны признаки
улучшения общественно - политического климата, поворота основных
общественно - политических сил к укреплению конструктивного
сотрудничества, солидарной ответственности всех слоев общества за
судьбу и будущее Дагестана.
Эти обнадеживающие результаты в экономике, социально -
политической и духовной жизни республики - следствие созидательных
усилий многонационального дагестанского народа, постоянной помощи
федерального центра и согласованной деятельности Государственного
Совета, Народного Собрания и Правительства Республики Дагестан,
органов местного самоуправления.
Предстоит большая работа по закреплению и развитию первых
ростков стабильности, преодолению существующих проблем, решению
ответственных задач, стоящих перед дагестанским обществом на
старте XXI века.
В соответствии с полномочиями, определенными Конституцией
Республики Дагестан, обращаюсь к депутатам Народного Собрания
Республики Дагестан с ежегодным Посланием о положении республики.
ГЛАВА I
УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, СОЦИАЛЬНОГО МИРА
И СОГЛАСИЯ - ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ
ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Истекший год был отмечен новыми подходами к проблемам развития
российской государственности. Президент Российской Федерации
В.В.Путин последовательно проводит курс на совершенствование
политической системы и создание эффективного государственного
механизма как важнейших условий стабильного общественного
развития.
Дагестанцы поддержали инициативы Президента Российской
Федерации по укреплению государства и повышению ответственности
органов власти на всех ее уровнях за нарушение норм Конституции и
действующего законодательства Российской Федерации.
Республика Дагестан всегда выступала за укрепление
федеративного государства, против сепаратистских, центробежных
устремлений, поэтому у нас не возникло особых проблем с
приведением республиканского законодательства в соответствие с
Конституцией РФ и федеральными законами.
Поскольку Конституция и избирательное законодательство
Республики Дагестан принимались в несколько иной по сравнению с
сегодняшней общественно - политической ситуации и некоторые
федеральные законы в последние годы претерпели существенные
изменения, мы в спокойном, конструктивном режиме внесли
соответствующие уточнения в отдельные нормы Конституции Республики
Дагестан и республиканских законов. В частности, были внесены
изменения в Законы Республики Дагестан "О выборах депутатов
Народного Собрания Республики Дагестан", "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления", "О местном
самоуправлении в Республике Дагестан" и другие. Процесс
совершенствования законодательства носит непрерывный характер,
поэтому мы будем, по мере необходимости, вносить коррективы в наши
законодательные акты и в последующем.
В то же время органы государственной власти республики
последовательно отстаивают необходимость учета и законодательного
закрепления в федеральных и республиканских нормативных правовых
актах особенностей Дагестана. В истекшем году в порядке
законодательной инициативы разработан и внесен на рассмотрение
Государственной Думы ряд предложений по проблемам, требующим
законодательного регулирования на федеральном уровне.
Более систематизированной стала законодательная работа и в
самой республике. Плодотворно осуществляет функции
представительного и законодательного органа Народное Собрание
Республики Дагестан. Активнее стали работать его комитеты и
депутаты. Повысилась степень координации, эффективность
взаимодействия Государственного Совета, Народного Собрания и
Правительства Республики Дагестан в деле дальнейшего укрепления и
развития правовой базы республики. Государственный Совет
Республики Дагестан рассмотрел вопрос совершенствования
законопроектной деятельности и обратил внимание соответствующих
органов на необходимость дальнейшего улучшения этой работы.
Правительством Республики Дагестан принят и реализуется план
законопроектной деятельности. Законодательное регулирование
получили вопросы культуры, виноградарства, виноделия, народных
художественных промыслов, определены судебные участки и должности
мировых судей, в новой редакции приняты Законы "О референдуме в
Республике Дагестан", " О выборах главы местной администрации" и
другие.
Проблема совершенствования законотворческого процесса,
улучшения качества подготовки нормативных правовых актов и в
текущем году должна быть в центре внимания всех органов
государственной власти. Это относится как к республиканским
законам, так и к актам Правительства, министерств и ведомств,
органов местного самоуправления.
Одна из важнейших задач - продолжение реформы местного
самоуправления. Процесс его становления сдерживается рядом
нерешенных проблем, главными из которых остаются финансово -
экономические трудности, слабая нормативно - правовая база,
несовершенство взаимоотношений органов государственной власти и
местного самоуправления, отсутствие четкого разграничения
полномочий между ними.
Предметом активного обсуждения является проблема изменения
уровней осуществления местного самоуправления. Хотя действующее
законодательство позволяет субъектам Российской Федерации
создавать на уровне своих административно - территориальных единиц
представительные и исполнительные органы государственной власти,
практическая реализация такой возможности нуждается в
дополнительном правовом обеспечении. По мере совершенствования
правовой базы местного самоуправления на федеральном уровне нам
необходимо будет принять соответствующие решения и меры с учетом
специфики и реалий Дагестана.
Значительным шагом в укреплении государственной, а именно
судебной власти в республике стало обновление кадрового состава
судебных органов, введение в республике института мировой юстиции.
Усилиями федеральных, республиканских и местных органов власти
решены в основном вопросы, связанные с созданием нормальных
условий для функционирования мировых судов в республике.
Необходимо обеспечить полноценную работу этого нового института
судебной власти, призванного максимально приблизить правосудие к
населению и обеспечить полноценную защиту законных прав и
интересов граждан.
Важным направлением деятельности Государственного Совета
Республики Дагестан остается осуществление целенаправленной
кадровой политики. За последние годы проделана значительная работа
по укреплению ее правовой базы. Она стала более эффективной после
принятия республиканских законов "О государственной службе
Республики Дагестан" и "О муниципальной службе в Республике
Дагестан", позволивших не только повысить ответственность
государственных и муниципальных служащих за выполнение возложенных
на них обязанностей, но и применять моральные и материальные
стимулы для их профессионального и служебного роста.
Государственная кадровая политика по-прежнему должна быть
нацелена на формирование профессионального кадрового корпуса
Республики Дагестан. Ее основой остаются профессионализм,
компетентность, высокие нравственные и деловые качества,
обеспечение в органах государственной власти и управления
представительства проживающих на ее территории народов.
Прошлый год дал новый импульс созиданию, поиску эффективных
путей общественно - политического развития, дальнейшему укреплению
стабильности, мира и согласия в обществе.
Особым событием в жизни дагестанского общества стала поистине
историческая встреча в Кремле Президента Российской Федерации
В.В.Путина с дагестанской делегацией. Она явилась очередным
проявлением огромной заботы и внимания руководства страны к
дагестанскому народу, признанием его заслуг в деле защиты
территориальной целостности и конституционного строя России.
Сегодня можно отметить существенный перелом, наметившийся в
противодействии религиозно - политическому экстремизму в
республике. Эта проблема находилась под постоянным контролем
органов власти Республики Дагестан и по-прежнему остается важным
направлением нашей государственной политики.
Надежные правовые основы для преодоления противоправной
деятельности с использованием религиозных лозунгов создал Закон
Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской
деятельности". В прошлом году принято постановление
Государственного Совета "О состоянии безопасности на приграничных
территориях Республики Дагестан и мерах по обеспечению
противодействия терроризму", в котором, наряду с другими
решениями, было предусмотрено введение в ряде городов и районов
должностей заместителей глав администраций по вопросам
общественной безопасности. С учетом этого городские и районные
администрации должны усилить борьбу с негативными проявлениями,
активизировать деятельность по обеспечению безопасности на местах.
Работа государственных структур, средств массовой информации,
усилия творческой интеллигенции, общественных объединений,
духовенства, всех слоев дагестанского общества должны быть
направлены против распространения реакционной идеологии, на защиту
конституционных и духовных ценностей дагестанцев, предотвращение
возможного втягивания граждан, особенно подрастающего поколения, в
противоправную деятельность.
Значительная роль в общественно - политической жизни и
сохранении стабильности в республике принадлежит представителям
духовенства. Надо активнее использовать миротворческий потенциал
религии в идеологическом противодействии любым формам религиозно -
политического экстремизма и религиозной нетерпимости. Объединенные
усилия ученых, работников органов образования, культуры, средств
массовой информации и представителей духовенства должны стать
прочным заслоном на пути распространения реакционных идей и
экстремизма в обществе.
Укрепление межнационального мира и согласия имеет
первостепенное значение для нашей многонациональной республики,
было и остается важнейшей составляющей нашей государственной
политики.
Как один из признаков улучшения положения дел в этой сфере
можно рассматривать инициативу некоторых национальных движений,
выступивших с идеей о самороспуске. Общественностью республики с
одобрением воспринята такая инициатива.
По-прежнему одним из важных направлений нашей национальной
политики, условием укрепления стабильности в республике является
осуществление мер по реабилитации репрессированного и
депортированного народов.
Несмотря на известные трудности, связанные преимущественно с
недостаточным финансированием, проделана значительная работа по
выполнению программы переселения лакского населения Новолакского
района на новое место жительства и восстановления Ауховского
района. В связи с военными событиями, имевшими место на территории
Новолакского района, необходимо выработать новые подходы и
комплекс мер по выполнению этой программы в ближайшей перспективе.
Предстоит также обеспечить реализацию принятых решений по
социально - экономическому развитию селений Ленинаул и Калининаул
Казбековского района. Следует приложить дополнительные усилия к
принятию Государственной Думой законопроекта о защите прав и
интересов насильственно переселенных народов.
В центре внимания органов власти республики находились
миграционные процессы. Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему
высок уровень выезжающих из республики граждан, в том числе
представителей русскоязычного населения. Правительству Республики
Дагестан, всем органам государственной власти и местного
самоуправления следует всемерно активизировать работу по
предупреждению оттока этой категории населения из республики.
Особую актуальность для Дагестана имеют проблемы разделенных
народов. Во взаимодействии с федеральными органами власти
проводится работа по поиску приемлемых путей их решения.
Подготовлены проекты соответствующих договоров и соглашений,
предусматривающие создание благоприятных условий для проживания и
развития разделенных народов. Разработан и принят федеральный План
мероприятий по этнокультурной поддержке российской диаспоры в
Азербайджанской Республике и азербайджанской диаспоры в Российской
Федерации.
Большую роль в решении этих вопросов, безусловно, сыграют
состоявшийся в январе нынешнего года официальный визит Президента
Российской Федерации В.В. Путина в Азербайджанскую Республику и
подписанные в ходе визита документы.
В настоящее время Правительство Республики Дагестан совместно
с Министерством иностранных дел Российской Федерации проводит
работу по государственно - правовому оформлению российско -
азербайджанской и российско - грузинской государственной границы.
Будут продолжены переговоры по широкому спектру взаимовыгодных
программ в рамках приграничного сотрудничества.
Постоянное внимание должно уделяться проблемам дагестанцев,
проживающих в странах СНГ и субъектах Российской Федерации. Мы и
впредь будем оказывать поддержку нашим соотечественникам в
удовлетворении их культурных и духовных запросов.
Важная роль в улучшении социального самочувствия дагестанской
диаспоры, укреплении взаимовыгодного сотрудничества с субъектами
Российской Федерации принадлежит институту представительств
республики. Необходимо эффективно использовать их возможности в
расширении прямых торгово - экономических, научно - технических и
культурных связей Дагестана с регионами Российской Федерации.
ГЛАВА II
ОТ СТАБИЛИЗАЦИИ - К ПОЛИТИКЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
И УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Дагестан вступил в 2001 год в условиях некоторого оздоровления
экономики, преодолев острые последствия финансового и
экономического кризиса, прошедших боевых действии и
террористических актов.
Итоги развития республики в 2000 году свидетельствуют о
качественном изменении хозяйственной ситуации. Показатели по
доходам и расходам республиканского бюджета исполнялись
значительно лучше, увеличились объемы инвестиций в основной
капитал, розничной торговли и оказанных платных услуг населению. В
итоге суммарный экономический показатель - валовой региональный
продукт - вырос за год почти на 17%. Наблюдаемое оживление в
экономике Дагестана обусловлено общеэкономическими факторами в
стране, увеличением помощи республике со стороны федерального
центра и государственной поддержкой высокоэффективных проектов.
Существенным результатом 2000 года является рост промышленного
производства, который не только компенсировал спад 1998 года, но и
обеспечил превышение уровня относительно благоприятного 1997 года
по физическому объему выпуска продукции.
В результате повышения спроса на отечественную продукцию,
увеличения объемов государственного оборонного заказа, а также
постепенного возобновления работы базовых предприятий ощутимо,
более чем на 20 %, выросли по сравнению с предыдущим годом объемы
промышленной продукции.
Заметно увеличилось поступление налогов в бюджеты различных
уровней и во внебюджетные фонды. В 2000 году заработали
предприятия легкой, текстильной промышленности, в том числе
предприятия местных народных промыслов, которые длительное время
простаивали.
Впервые за годы реформ начата практика адресной поддержки
предприятий из Бюджета развития Республики Дагестан. На сезон
переработки плодоовощной продукции выделен бюджетный кредит 20
предприятиям консервной промышленности, в результате чего
физические объемы производства продукции на этих предприятиях
увеличились в 2 раза.
Неплохие перспективы наметились в химической и нефтехимической
промышленности - в связи с возобновлением производственной
деятельности ГП "Стеклозавод "Дагестанские Огни" и увеличением
объемов продукции АО "Стекловолокно"; в машиностроении и
металлообработке - за счет увеличения объемов оборонного заказа и
освоения серийного выпуска продукции для автомобилестроения и
топливно - энергетического комплекса на ОАО "Авиаагрегат",
"Дагдизель"; в топливной промышленности - в связи с вводом новой
скважины на месторождении "Озерная", выводом из бездействия 25
скважин и увеличением добычи природного газа; в пищевой
промышленности, промышленности строительных материалов - в связи с
реализацией высокоэффективных инвестиционных проектов.
Промышленный подъем сопровождался качественными изменениями в
финансовом положении предприятий: заметно возросла прибыль,
сократилось количество убыточных производств, увеличилась часть
оборотных активов в денежной форме. Повысилась доля денежных
расчетов при реализации продукции.
В сельском хозяйстве объем валовой продукции сохранился на
уровне 1999 года. Но при этом наметился процесс стабилизации
положения в животноводстве. Выросло поголовье крупного и мелкого
рогатого скота, птицы и, как результат, производство мяса, молока,
яиц и шерсти. Значительно хуже выглядит положение дел в
растениеводстве - уменьшились сборы зерновых, овощей, картофеля.
Для поддержания агропромышленного комплекса из
республиканского бюджета РД выделялись средства на основе
договоров финансовой аренды (лизинга) и на сезонное льготное
кредитование. В целях устойчивого обеспечения продовольственного
рынка и экономической безопасности республики принимаются меры к
созданию резервного фонда продовольствия Республики Дагестан.
Положительно должна сказаться на восстановлении нашей ведущей
отрасли - виноградарстве - выплата целевых дотаций на производство
винограда, сданного на переработку винодельческим предприятиям
республики. Однако площади под виноградниками не растут, нет
реального развития отрасли.
2000 год был сравнительно стабильным в инвестиционном
отношении, в финансировании федеральных и республиканских
назначений.
Созданная правовая и нормативная база формирования
инвестиционной программы позволила четко определить приоритеты и
направления строительства важнейших объектов. Удалось ввести
многие объекты, которые длительное время находились в стадии
незавершенного строительства. Так, сданы в эксплуатацию более 300
км водогазопроводных и канализационных сетей, 10 артезианских
скважин, 18 школ, 3 больницы, 2 Дома культуры, другие объекты
социально - бытового и культурного назначения. Завершено оснащение
Республиканской библиотеки. Велось восстановление 23 объектов,
пострадавших в 1999 году в результате боевых действий и
террористических актов. Введен в действие ряд объектов энергетики
и средств связи. Завершена реконструкция гидротехнической части
двух причалов и нефтеналивной гавани в Махачкалинском торговом
порту. Построены сотни километров дорог общего назначения, в том
числе Чалда - Карадах, которая обеспечит кратчайший бесперевальный
выход автотранспорта к четырем горным районам. Сдан в эксплуатацию
очень важный для республики мостовой переход через реку Самур.
Улучшилась собираемость налогов. Абсолютный прирост
собственных доходов в консолидированный бюджет в 2000 году по
сравнению с предыдущим составил 49%, а их поступление "живыми"
деньгами превысило 80%.
Вместе с тем Дагестан по-прежнему остается самым
высокодотационным субъектом России. Несмотря на принимаемые меры
по улучшению собираемости налогов, сохраняется задолженность в
консолидированный бюджет. Это связано с недостатками в работе
крупных предприятий - плательщиков, обеспечивающих налоговые
поступления лишь проведением взаимозачетов в конце года. Слабо
используются резервы увеличения поступлений от естественных
монополий (АО "Дагэнерго", ОАО "Роснефть-Дагнефть", ООО
"Каспийгазпром", Управление СКЖД, АО "ЧиркейГЭСстрой" и другие).
Такие отрасли, как сельское хозяйство, транспорт, жилищно -
коммунальное хозяйство, находятся в тяжелом финансовом положении.
Средства предприятий и частных инвесторов сокращаются. Подъем
экономики сдерживается также старением основных производственных
фондов. Продолжают оставаться низкими денежные доходы, заработная
плата и в целом уровень жизни значительной части населения.
Нынешнее некоторое оживление ситуации в экономике само по себе
еще не может быть признано достаточным. Поэтому главной задачей в
экономике республики является закрепление наметившихся позитивных
тенденций. Необходимо выработать ясные ориентиры и стратегические
цели с четкими базовыми принципами, основными приоритетами,
источниками и механизмами, способными обеспечить экономический
рост.
В этой связи в 2001 году внимание в первую очередь следует
сконцентрировать на таких важнейших направлениях работы.
Прежде всего необходимо максимально поддержать и задействовать
промышленный потенциал, особенно предприятий, способных обеспечить
сохранение трудовых ресурсов, создание дополнительных рабочих мест
и пополнение бюджетов всех уровней.
Другое направление - кооперация предприятий для выпуска
конкурентоспособной продукции. Такие перспективы в промышленности
уже наметились, надо их развивать. Для этого необходимо полнее
использовать механизмы финансового и налогового регулирования,
выделения ресурсов на пополнение оборотных средств.
Следует более активно поддержать собственное производство
через механизм проведения торгов и размещения госзаказа для
удовлетворения нужд бюджетной сферы. Тут необходимо задействовать
районное звено. Важное направление - организация производства
товаров народного потребления, доступных для малообеспеченных
слоев населения.
Надо навести порядок в использовании электроэнергии, газа,
воды. Нет должного учета, огромны потери в сетях, да и
используются эти ресурсы весьма нерационально, расточительно.
Правительству Республики Дагестан необходимо продолжить практику
установления лимитов на потребление тепловой и электрической
энергии, газа, воды, услуг связи, ужесточить режим экономии, в том
числе через установку измерительных приборов.
Особого внимания требует развитие транспортных коммуникаций.
Росту объемов транзитных грузовых перевозок должны способствовать
завершение реконструкции Морского торгового порта, увеличение
перевозки грузов по железной дороге, окончание строительства
обходных магистральных нефте- и газопроводов. Необходимо
определить перспективы дальнейшего развития и эффективного
использования Махачкалинского аэропорта. Следует активнее
задействовать возможности всего транспортного потенциала.
Приоритетной задачей в экономической политике остается
развитие и поддержка агропромышленного комплекса как основы
жизнедеятельности и уклада большинства населения республики.
Необходимо провести финансовое оздоровление отрасли, в том
числе за счет реструктуризации задолженности
сельхозтоваропроизводителей бюджетам всех уровней, государственным
внебюджетным фондам, поставщикам топливно - энергетических и
товарных ресурсов.
В части земельной реформы предстоит выработать юридические и
экономические условия для эффективного использования земли и
капитала с учетом того, что Правительством Российской Федерации
готовится для внесения в законодательные органы проект земельного
Кодекса Российской Федерации.
Правительству РД необходимо выработать меры и обеспечить
мобилизацию государственных кредитных ресурсов с целью создания
благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в
производство сельскохозяйственной продукции, расширения лизинга.
Следует и далее проводить работу по стимулированию
плодоводства, овощеводства и виноградарства, техническому
перевооружению имеющихся мощностей перерабатывающего комплекса.
Значительны площади неиспользуемой пашни из-за избыточного
засоления, недостатка воды для орошения и ряда других причин.
Развивая мелиорацию как основу земледелия, необходимо поддерживать
мелиоративный фонд, осуществить ремонт и реконструкцию
гидротехнических сооружений республики, продолжить работы по
улучшению плодородия почв.
Нужно ускорить развитие элитного семеноводства и племенного
дела.
Тревожит состояние дел с использованием отгонных земель,
отсутствие четкого механизма взаимодействия администраций
плоскостных и горных районов по данному вопросу.
В последние годы немало сделано по выполнению природоохранных
мероприятий. Однако экологическая обстановка в республике не
улучшается. Хищнически уничтожаются рыбные запасы, леса.
Чрезвычайно обострился процесс опустынивания Черных земель и
Кизлярских пастбищ. Непринятие оперативных, действенных мер по его
приостановлению может привести к необратимым экологическим
проблемам.
Решения о выделении земельных участков под разработку карьеров
песка и пильных известняков надо выдавать только после
рассмотрения экономической целесообразности и тщательной
экологической экспертизы объекта. Необходимо провести полную
ревизию действующих карьеров.
При формировании республиканской инвестиционной программы на
текущий год следует сохранить ее структуру и основные подходы. Она
должна базироваться на принятой нормативной базе, учитывать
экономические, социальные, территориальные особенности районов и
городов республики, должна быть направлена на дальнейшее
сокращение объемов незавершенного строительства, минимизацию
кредиторской задолженности, максимальную концентрацию финансовых
средств на пусковых объектах.
По-прежнему остро стоит вопрос использования незавершенных
объектов, которые в ближайшие годы не будут востребованы.
Правительству Республики Дагестан надо продумать механизм
реализации таких объектов через инвестиционный конкурс.
В связи с завершением сроков реализации Федеральной целевой
программы "Социально - экономическое развитие Республики Дагестан
на период до 2001 года" Правительству Республики Дагестан
необходимо определить систему финансирования программ социально -
экономического развития районов и городов республики в предстоящие
годы.
Работа над республиканским бюджетом проходила на фоне
обновления правового поля в связи с принятием Государственной
Думой II части Налогового Кодекса Российской Федерации,
совершенствованием финансово - экономического законодательства.
Как и прежде, главной задачей на текущий год остается
наращивание собственной налоговой базы, повышение уровня
собираемости налогов и сборов. Правительству Республики Дагестан
следует задействовать дополнительные резервы доходной базы,
принять все меры по увеличению поступлений от акцизов на
алкогольную продукцию, созданию условий для легализации скрытых от
налогообложения потоков, по общему оздоровлению финансов.
Несмотря на принимаемые меры, не улучшается ситуация с
задолженностью в консолидированный бюджет. Здесь требуются более
решительные действия по отношению к крупным недоимщикам. В целях
повышения эффективности этой работы необходимо создать единый
реестр правоохранительных и контролирующих органов,
интегрированную информационную базу данных ведомств, отвечающих за
доходные статьи бюджетов, применять сквозные технологии налоговых,
таможенных, регистрационно - лицензирующих и правоохранительных
органов. Здесь не должно быть никаких скидок, работу нужно вести
системно и непрерывно.
Результатом недостаточно продуманных принципов и методов
осуществления финансовой политики стали резкая дифференциация
районов и городов по уровню собираемости налоговых платежей,
особенно поступающих в федеральный и республиканский бюджеты,
неэффективное, а порой и нецелевое расходование муниципальных
средств, в том числе получаемых в качестве трансфертов из
республиканского бюджета.
Важной задачей является дальнейшая реализация программы
экономии государственных расходов. В 2001 году необходимо провести
ревизию нормативно - правовой базы с целью исключения бюджетных
расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования.
Чрезвычайно важно укрепить вертикаль финансового контроля в
системе исполнительной власти, повысить эффективность санкций за
незаконное и нецелевое использование государственных средств.
В связи с возникшей сложностью с кассовым обслуживанием
населения нужно завершить работу по созданию системы
уполномоченных банков и их филиалов в районах, где утрачена сеть
учреждений Сбербанка Российской Федерации. Следует более
решительно двигаться в сторону специализации существующей сети
банков. В прошлом году проведена значительная работа по переводу
кассового обслуживания республиканского и местных бюджетов на
казначейскую систему. Необходимо дальше укреплять и развивать эту
систему с целью обеспечения прозрачности финансовых потоков.
Требуется завершить инвентаризацию всего государственного
имущества, его оценку и разграничение прав собственности на него
по уровням власти, в особенности в части, касающейся земли и
недвижимости. Это позволит перейти к составлению и ведению на
постоянной основе имущественного баланса республики.
Важным резервом развития малого предпринимательства являются
использование избыточных трудовых ресурсов, бедность
республиканских рынков потребительских и продовольственных
товаров, неразвитость сферы услуг. Необходимо максимально
использовать эти факторы и создать благоприятную
макроэкономическую и правовую среду для мелких
товаропроизводителей.
Органы государственной власти и местного самоуправления,
предприятия, организации, их коллективы должны осознать значимость
происходящих в экономике перемен и сделать все для того, чтобы
наше общество развивалось стабильно и устойчиво.
ГЛАВА III
БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ, УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ,
БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА - ВАЖНЕЙШИЕ
ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В стратегии борьбы с преступностью обозначились новые подходы,
способные не допустить развития криминальной ситуации, массового
разгула преступности. Предпринятые меры позволили преодолеть
критическую ситуацию с преступностью.
Впервые за многие годы обеспечен высокий уровень
раскрываемости преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких.
Установлены и привлечены к уголовной ответственности виновные в
совершении 7 террористических актов, совершенных в прошлые годы.
Несколько террористических актов предотвращено на стадии
подготовки. По этим делам арестовано свыше 30 лиц, большинство из
них осуждено.
Разоблачена деятельность ряда организованных преступных групп,
на счету которых 49 случаев похищения людей, разбойные нападения,
другие тяжкие преступления. По существу нанесен ощутимый удар по
организованным преступным группам, занимавшимся похищением людей.
Положительные результаты отмечены и по другим направлениям
правоохранительной деятельности. Однако ситуация диктует
необходимость постоянного наращивания усилий всех
правоохранительных органов, поиска эффективных методов обуздания
преступности, особенно ее организованных форм.
Хотя принятые скоординированные меры нанесли серьезный удар по
преступным группировкам, криминальная обстановка в республике все
еще не взята под достаточно жесткий контроль. Организованная
преступность остается фактором, подрывающим политическую и
социальную стабильность в республике.
В отличие от предыдущих лет, в 2000 году преступный мир стал
использовать более изощренные формы и способы достижения своих
целей. С учетом этого правоохранительные органы должны
принципиально пересмотреть формы и методы организации своей работы
и противопоставить преступности адекватные меры.
Позиции криминала в значительной мере подпитываются незаконным
распространением оружия и боеприпасов. В республике накопилось
немалое количество огнестрельного оружия. Существенная его часть
сосредоточилась в преступных группировках. Нужна комплексная
система контроля в этой сфере: пресечение каналов контрабандного
ввоза оружия, усиление режимных требований в местах его хранения,
ужесточение ответственности за хищение, незаконное владение и
хранение оружия и боеприпасов.
Меры по отпору антиконституционным проявлениям положительно
сказались на оздоровлении общественно - политической ситуации в
республике. Вместе с тем остаются еще силы, питающие надежду на
реанимацию чуждых нам идеологии и порядков. Экстремистские попытки
должны быть в корне пресечены, на это необходимо мобилизовать все
наши усилия. Следует завершить работу по выявлению и пресечению
деятельности незаконных вооруженных формирований, розыску и
привлечению их участников к уголовной ответственности.
Хищения, коррупция на объектах транспорта, мошеннические
операции коммерческих структур, имеющих крупные неконтролируемые
доходы от внешнеэкономической и другой деятельности, способствуют
разрастанию преступности, но, к сожалению, не получают должного
противодействия. Усилия таможенных и иных органов по выявлению и
пресечению этих преступных проявлений малоэффективны. Из-за
отсутствия согласованности в действиях не спадает напряженность на
пограничных пунктах пропуска.
Увеличиваются темпы роста преступлений в экономической сфере.
За год выявлено свыше 2,5 тыс. таких правонарушений, которыми
республике нанесен значительный ущерб. Негативные процессы в
экономике требуют единого, комплексного подхода к их анализу,
выработке и осуществлению скоординированной работы
правоохранительных органов.
Неудовлетворительной остается работа по выявлению укрытых
налогов и других сборов, особенно наиболее крупными
налогоплательщиками.
Принимаемые в последние годы меры дали определенные позитивные
результаты в борьбе с коррупцией. Привлечено к ответственности 40
должностных лиц за взяточничество и свыше 220 должностных лиц за
совершение других преступлений.
Тем не менее масштабного противодействия, названным и другим
негативным процессам не происходит, результаты борьбы с коррупцией
не соответствуют степени опасности этого явления. Противостояние
преступности и коррупции невозможно без жесткой, бескомпромиссной
борьбы с нарушением законности во всех структурах органов власти и
управления. Правоохранительные органы должны решительно переломить
ситуацию в этом направлении.
Не в полной мере пока еще реализуются задачи, определенные в
республиканских целевых программах по борьбе с преступностью, в
том числе из-за их финансовой необеспеченности. Правительству
Республики Дагестан следует изыскать и эффективно использовать
дополнительные бюджетные источники для улучшения материально -
технического и финансового обеспечения деятельности
правоохранительных органов, в первую очередь подразделений,
ведущих борьбу с коррупцией и организованной преступностью.
Значительного улучшения требует система профилактики
правонарушений. Первостепенное внимание должно быть обращено на
предупреждение преступности среди несовершеннолетних. Число
несовершеннолетних, совершивших преступления, существенно не
снизилось. Органы и учреждения, призванные осуществлять
профилактику безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних, ненадлежаще выполняют эти задачи.
Сформированная Межведомственная комиссия должна более эффективно
координировать эту работу, организовать исполнение принятых
решений и обеспечить разработку республиканской программы
профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
Опасные тенденции приобретает распространение наркомании в
республике, особенно среди молодежи. В прошлом году на 22% выросло
число преступлений, связанных с наркотиками. Заметно
активизировали свою деятельность международные торговцы
наркотиками. Хотя правоохранительные органы несколько усилили
борьбу с наркоманией, однако их действия не носят наступательного
и системного характера. Необходимо разработать единую программу
борьбы с незаконным оборотом наркотиков в республике на ближайшие
годы и обеспечить ее последовательное выполнение.
Свое веское слово в борьбе с преступностью должны сказать и
органы местного самоуправления, располагающие достаточными
организационными возможностями оказания реального влияния на
профилактику правонарушений и укрепление правопорядка.
Не спадает напряженность на административной границе с
Чеченской Республикой. Приходится постоянно отвлекать значительные
силы и средства на ее усиление, поддержание на приграничной
территории общественного порядка. Министерству внутренних дел,
другим правоохранительным структурам республики, местным
администрациям нельзя недооценивать сохраняющуюся опасность с
сопредельной территории. Дислоцированные по границе подразделения
должны находиться в постоянной боевой готовности, им следует
создавать надлежащие условия несения службы. Администрациям
приграничных городов и районов необходимо принимать все меры по
обеспечению общественной безопасности и правопорядка, оказывать
всяческую поддержку правоохранительным органам.
В современных условия особую важность приобретают укрепление
государственного контроля и дисциплины, повышение ответственности
должностных лиц органов власти и управления за неукоснительное
соблюдение Конституции, законов, всех нормативных правовых актов.
Однако деятельность контролирующих и надзорных органов
малоэффективна и нуждается в существенном укреплении. Они далеко
не в полной мере используют свои полномочия, слаба их инициатива в
выявлении правонарушений, практически повсеместно отсутствуют
должное взаимодействие и координация их деятельности, вследствие
чего крайне низка результативность проводимых ими мероприятий.
Так, несмотря на принятие решения по государственному
регулированию оборота этилового спирта и спиртосодержащей
продукции, мощности алкоголепроизводящих предприятий используются
лишь на 20%, а рынок республики насыщен дешевой незаконной
продукцией, завозимой из соседних регионов. Продолжают иметь место
многочисленные факты подпольной добычи и реализации рыбной
продукции, в несколько раз превышающей легальный оборот. Такая же
ситуация с нелегальным ввозом в республику и реализацией
нефтепродуктов. В результате отсутствия должного контроля со
стороны соответствующих служб допущены факты хищений и
мошенничества в расходовании финансовых средств, выделенных на
восстановительные работы в некоторых населенных пунктах,
пострадавших от боевых действий.
Система контроля должна быть постоянно действующей и хорошо
продуманной, что, в конечном счете, наряду с вдумчивым анализом
результатов проверок, широкой гласностью, строгим спросом с
должностных лиц и определяет ее эффективность. Необходимо
переломить узковедомственную психологию руководителей
контролирующих органов, усматривающих в координации деятельности
попытку вмешательства в дела их ведомств.
ГЛАВА IV
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ГРАЖДАН
И УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
ДАГЕСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В прошлом году за счет увеличения размера и погашения
задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы,
пенсиям, пособиям на детей и безработным, усиления защиты трудовых
и социальных прав граждан несколько улучшились показатели уровня
жизни населения республики.
В 1,7 раза возросла среднемесячная заработная плата,
сократилась доля населения, имеющего доходы ниже величины
прожиточного минимума. Средний размер пенсий увеличился за год
почти в 1,5 раза, предполагается их индексация. Впервые за
последние годы обеспечивалась своевременная выплата пенсионных
средств. В этом году согласно Указу Президента Российской
Федерации В.В. Путина предстоит совершенствовать работу по
назначению и выплате государственных пенсий, поэтапно внедрить
механизм их накопительного финансирования.
В соответствии с федеральными нормами в прошлом году начата
практика назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка
управлениями социальной защиты населения городов и районов с
учетом среднедушевого дохода семьи, что позволяет, с одной
стороны, дифференцировать получаемое пособие в зависимости от
уровня доходов граждан и, с другой стороны, экономить средства
государственного бюджета. Своевременно финансировались расходы на
текущие выплаты по пособиям на детей и по рождению ребенка.
Погашалась задолженность по ежемесячному пособию за предыдущие
периоды.
При содействии органов службы занятости республики
трудоустроено и привлечено к участию в оплачиваемых общественных
работах более 40 тысяч безработных и незанятых граждан, что
составляет около 70 % общего количества обратившихся за
содействием в трудоустройстве. В целом численность занятых в
экономике республики за предыдущий год, по статистическим данным,
возросла более чем на 10%, соответственно несколько снизился
уровень безработицы.
В целях дальнейшего содействия безработным гражданам в
трудоустройстве необходимо продолжить работу по их
профессиональному обучению и переобучению по профессиям,
пользующимся спросом на рынке труда, привлечению их к оплачиваемым
общественным работам, самостоятельной и временной занятости.
Администрациям городов и районов следует уделять больше внимания
организации и квотированию рабочих мест для трудоустройства
социально - незащищенных категорий граждан.
Удалось осуществить ряд мер, направленных на улучшение условий
и качества жизни пенсионеров, ветеранов, инвалидов. 110 инвалидов
- участников Великой Отечественной войны и более 300 инвалидов от
общего заболевания, трудового увечья и с детства получили
автомашины. В связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной
войне оказана существенная материальная поддержка участникам и
инвалидам войны, вдовам погибших воинов. Улучшены условия
обслуживания 600 инвалидов и пенсионеров, находящихся в
стационарных учреждениях социального обслуживания населения. Сдан
126 - квартирный дом для инвалидов войны.
Обеспечивалось поквартальное финансирование предусмотренных
бюджетом льгот ветеранам и погашение выпадающих доходов
транспортных и коммунальных предприятий. Адресную материальную
помощь в виде продуктов питания и одежды получили 45. тыс.человек,
улучшилось обеспечение инвалидов протезно - ортопедическими
изделиями, кресло - колясками, санаторно - курортными путевками.
Необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению
финансирования в полном объеме льгот и компенсаций,
гарантированных законами, дальнейшему развитию сети нестационарных
служб социального обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов, практики медико-социальной помощи на дому.
В прошлом году в целях поддержки семьи,материнства и детства
принято решение, согласно которому многодетными признаются семьи,
имеющие 3-х и более детей, что позволит более 100 тысячам семей
пользоваться установленными льготами и скидками. Был организован
летний оздоровительный отдых для более, чем 13 тысяч детей из
малообеспеченных семей.
Основными направлениями государственной политики в области
поддержки семей с детьми и впредь должно быть обеспечение
доступности отдыха и особенно санаторно - курортного лечения для
хронически больных детей и детей - инвалидов, сокращение масштабов
социального сиротства, поддержка семей, воспитывающих детей,
лишившихся родительского попечения.
В сфере охраны здоровья населения основное внимание уделялось
улучшению медико - санитарной помощи населению, укреплению
материально - технической базы лечебно - профилактических
учреждений. При этом главной целью было сохранение достигнутых
объемов медицинской помощи населению как в городе, так и в
сельской местности, укрепление существующих и создание новых
специализированных служб здравоохранения.
Принята программа государственных гарантий обеспечения граждан
республики бесплатной медицинской помощью, реализация которой
позволит увеличить ее объем и улучшить качество. Введен в
эксплуатацию ряд объектов здравоохранения, укреплена материально -
техническая база многих лечебных учреждений. Улучшено льготное и
бесплатное снабжение населения республики лекарственными
средствами, налаживается система адресного обеспечения нуждающихся
граждан медицинскими препаратами.
В качестве первоочередных на 2001 год надо определить
мероприятия по дальнейшему укреплению учреждений скорой и
неотложной медицинской помощи, развитию современных методов
диагностики, созданию во всех сельских районах реанимационных
отделений, осуществлению целенаправленных мер по совершенствованию
лечения инфекционных больных.
С целью улучшения санитарно - эпидемиологической обстановки
необходимо добиваться реализации республиканских целевых программ
по борьбе с туберкулезом, СПИДом, разработать меры по обеспечению
качества питьевой воды и пищевых продуктов, совершенствованию
лабораторного контроля за объектами внешней среды.
Обладая значительным природно - климатическим потенциалом,
Дагестан остается невостребованным в области оказания санаторно -
курортных услуг. Развитие туризма и санаторно - курортного дела
уже сегодня должны рассматриваться как один из потенциальных
источников экономического роста.
Основой государственной молодежной политики должно быть
содействие решению социальных проблем подрастающего поколения в
сочетании с сохранением и развитием форм патриотического,
нравственного и интернационального воспитания молодежи, основанных
на лучших традициях нашего народа.
В период вторжения террористов молодежь республики показала
мужество, высокий патриотизм, преданность единству Дагестана с
Россией. Государственный Совет Республики Дагестан в прошлом году
специально обсудил вопросы нравственного и патриотического
воспитания молодежи. Необходимо добиваться, чтобы принятые решения
последовательно выполнялись. Проблемы подрастающего поколения
должны постоянно находиться под нашим неослабным контролем. От
того, как мы воспитаем молодежь, зависит будущее нашего общества.
Значительное внимание уделялось в 2000 году развитию спортивно
- массовой и оздоровительной работы. Организованно проведена
спартакиада трудящихся Дагестана под девизом "За единую и здоровую
Республику Дагестан в XXI веке". Продолжалось развитие материально
- технической, базы спорта, реконструкция существующих спортивных
сооружений, оснащение их оборудованием и инвентарем.
Знаменательными событиями 2000 года стали высокие достижения
дагестанских спортсменов, завоевавших 2 золотые, 3 серебряные, 3
бронзовые медали на XXVII Олимпийских играх в Сиднее, успешный
дебют команды "Анжи" в высшем дивизионе российского футбола. Надо
и впредь добиваться повышения массовости физкультуры и спорта,
создания необходимых условий для достижения новых спортивных побед
во славу Дагестана и России.
В республике стабильно развивалась система образования, росло
число школ и количество учащихся, обеспечивалось единство
федерального культурного и образовательного пространства,
сохранение национальной специфики дагестанской школы, внедрялись
современные формы управления образованием. Обновляется содержание
образования, для чего разработаны и изданы учебно - методические
комплекты нового поколения. Совершенствуется научное обеспечение
образовательных инноваций в ходе сотрудничества с вузами и
научными центрами республики. Проделана значительная работа по
укреплению учебно - материальной базы учреждений образования.
В текущем году возрастет масштаб задач в образовательной сфере
республики: предстоит большая работа по реализации президентской
программы компьютеризации сельских школ, переход на четырехлетний
срок обучения в начальных классах. В связи с острой нехваткой
ученических мест следует значительно активизировать работу по
строительству и вводу в эксплуатацию начатых и вновь возводимых
учреждений образования, обеспечению школ оборудованием.
Особую помощь и поддержку необходимо оказать образовательным
учреждениям районов, пострадавших от нападения бандформирований.
Их учебно - материальная база должна быть выведена на уровень,
соответствующий современным требованиям.
Педагогические коллективы должны уделять больше внимания
повышению статуса воспитания в образовательном учреждении,
укреплению и развитию его воспитательных функций.
Проведена определенная работа по совершенствованию системы
высшего образования в республике. Идет процесс упорядочения
негосударственных вузов и филиалов учебных заведений с учетом
наличия достаточной материальной базы, квалифицированных
педагогических кадров и потребностей в специалистах. В текущем
году в соответствии с рекомендациями Правительства Российской
Федерации в республике предусматривается принять меры к началу
формирования университетского комплекса, который призван
обеспечивать горизонтальную и вертикальную интеграцию
образовательных учреждений.
Важной задачей, как и прежде, остается всемерное содействие
укреплению научного потенциала республики.
Государственная политика в области культуры была направлена на
сохранение имеющейся сети учреждений культуры и историко -
культурного достояния, обеспечение условий для дальнейшего
развития самобытной культуры народов Дагестана. Принят Закон
Республики Дагестан "О культуре". Удалось обеспечить в целом
стабильное финансирование этой сферы. Развивалась сеть библиотек,
клубов и школ искусств. Деятели культуры, литературы и искусства
республики приняли участие во всероссийских и региональных
выставках, конкурсах, фестивалях.
Осуществлены меры, направленные на развитие театрального
искусства: создан Ногайский государственный драматический театр,
завершается строительство новых зданий Кумыкского и Даргинского
театров, выделены средства на реконструкцию зданий Лезгинского и
Азербайджанского театров.
Прошедший год был ознаменован такими общественнозначимыми
событиями, как проведение выставки "Народы Дагестана" в
Государственном историческом музее в Москве и фестиваля
"Мир-Кавказу" в Махачкале, ставшего ярким праздником единения и
дружбы народов Северного Кавказа.
В текущем году Правительству необходимо принять конкретные
меры по выполнению постановления Государственного Совета
Республики Дагестан "О реализации государственной политики в
области культуры и искусства в Республике Дагестан".
Администрациям городов и районов следует активизировать работу по
обеспечению полноценного функционирования всех учреждений культуры
на местах, сохранению памятников истории и культуры, проведению на
должном уровне культурно - массовых мероприятий.
Нуждается в капитальном ремонте и современном оснащении ряд
республиканских, городских, районных и сельских учреждений
культуры. Актуальной остается проблема их укрепления
профессиональными кадрами.
В нелегких условиях приходилось в последние годы работать
представителям нашей творческой интеллигенции. Тем не менее
писатели, поэты, композиторы, художники, мастера прикладного
искусства продолжают активно трудиться, создавая замечательные
произведения, прославляющие Дагестан. Мы должны всемерно
поддерживать и развивать творческий потенциал республики, исходя
из того, что высокая духовность является одним из важнейших
условий движения Дагестана по пути прогресса.
Значительная роль в общественно - политической жизни
республики принадлежит средствам массовой информации. Они вносят
большой вклад в дело сохранения мира и согласия в республике,
активно противостоят попыткам расколоть дагестанское общество.
Неоценима их роль в противодействии распространению идей
религиозного и политического экстремизма.
Вместе с тем содержательный уровень многих печатных изданий,
телевизионных и радиопередач, особенно местных, не всегда отвечает
современным требованиям. Все еще не в полной мере соответствуют
информационным потребностям нашей многонациональной республики
технические возможности дагестанского телерадиовещания.
С учетом этого в республике продолжалась целенаправленная
работа по дальнейшему совершенствованию основ информационной
политики, укреплению единого информационного пространства,
развитию материально - технической базы средств массовой
информации. Эти вопросы нашли отражение в постановлении
Государственного Совета Республики Дагестан, принятом в прошлом
году.
Осуществлялись меры по переводу периодических печатных изданий
на компьютерные технологии, укреплению полиграфической базы. Более
30 редакций республиканских и районных газет обеспечены
компьютерной техникой. Эту работу необходимо продолжить и впредь.
Заслуживает поддержки идея создания на базе городских типографий
региональных информационно - издательских центров, которые бы
обеспечивали местные газеты оперативной информацией о событиях в
республике.
Принимаются меры по обновлению материально - технической базы
гостелерадиокомпании "Дагестан", расширению возможностей
национального телевизионного и радиовещания. В 2001 году будет
завершено строительство Дома радио, начнется подготовка к выходу в
эфир в перспективе собственного республиканского канала
телевещания. Необходимо также оказывать организационно -
техническую поддержку в проведении государственной информационной
политики местным телестудиям, особенно в приграничных районах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценивая нынешнее положение дел, можно с определенной
уверенностью констатировать, что дагестанцы вместе со всей страной
прошли самый трудный и ответственный этап реформ. При всех
испытаниях, выпавших на нашу долю, благодаря мужеству, терпению и
созидательному труду дагестанского народа, согласованной работе
органов власти обеспечены условия для постепенного преодоления
кризиса в экономике, устойчивого социально - политического и
духовного развития республики.
За годы преобразований нами наработан большой опыт решения
самых сложных задач, стоящих перед дагестанским обществом. Этот
опыт убедительно свидетельствует, что взвешенность государственной
политики, эволюционный подход к решению фундаментальных
общественных проблем на основе согласия и взаимопонимания были и
остаются важнейшими условиями успеха всей нашей деятельности.
Наши главные задачи на 2001 год - закрепление и развитие
позитивных тенденций, наметившихся в экономике, активная
реализация мер по дальнейшему укреплению государства, повышение
эффективности, ответственности и результативности функционирования
органов власти и местного самоуправления, дальнейшая консолидация
дагестанского общества во имя достижения поставленных целей.
Всемерно поддерживая усилия руководства страны, мы обязаны
мобилизовать все наши ресурсы, материальный и духовный потенциал
дагестанского народа для того, чтобы сделать необратимым
начавшийся процесс стабилизации в обществе.
Государственный Совет, Народное Собрание и Правительство
Республики Дагестан едины в оценке нынешней ситуации и основных
подходов к решению предстоящих задач. Слаженная, согласованная
работа, сохранение главных проверенных временем принципов в
государственной политике, укрепление мира и согласия в обществе,
единства и братской дружбы с народами Российской Федерации - вот
решающие предпосылки успешного осуществления наших планов во имя
благополучия Дагестана.
Председатель Государственного Совета
Республики Дагестан
М.МАГОМЕДОВ
Махачкала
6 марта 2001 г.
|