Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Дагестан

Архив (обновление)

 

ПОСЛАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОССОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 13.04.2000 О ПОЛОЖЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ И ВАЖНЕЙШИХ ПРИОРИТЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В 2000 ГОДУ

(по состоянию на 17 июля 2006 года)

<<< Назад



                  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
                          РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

                                ПОСЛАНИЕ
                         от 13 апреля 2000 года

                  О ПОЛОЖЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ И ВАЖНЕЙШИХ
                  ПРИОРИТЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
                              В 2000 ГОДУ

                                ВВЕДЕНИЕ

       Прошедший 1999 год займет особое место в нашей истории как год
   суровых испытаний, выпавших на долю дагестанского народа.
       Вторжение в  Дагестан  вооруженных  бандитских  формирований с
   территории соседней республики нарушило мирную жизнь  дагестанцев,
   принесло  горе  и  страдания  в  наши  дома,  потребовало  от  нас
   высочайшего напряжения моральных и физических сил.  Вместе  с  тем
   эти    события    стали    серьезным    экзаменом    на   зрелость
   многонационального дагестанского народа.  Дагестанцы с присущим им
   достоинством  выдержали  это  испытание,  вышли  из него еще более
   сплоченными и окрепшими, проявили при этом исключительное мужество
   и  стойкость,  огромный  патриотический  потенциал,  непоколебимую
   верность  своему  историческому  выбору  -   сохранению   единого,
   неделимого Дагестана в составе Российской Федерации.
       При всех потрясениях,  которые пришлось  пережить,  республика
   выстояла,   а   по  некоторым  позициям  даже  несколько  улучшила
   важнейшие социально - экономические показатели.
       Пример Дагестана,     последующие     решительные     действия
   федерального  центра против агрессивного сепаратизма,  терроризма,
   политического  и  религиозного  экстремизма  не  только   укрепили
   авторитет   государства,   подняли   патриотический  дух  россиян,
   подавили вал организованной преступности в регионе,  но и  создали
   условия для кардинального изменения ситуации в республике и вокруг
   нее.  Открываются перспективы восстановления долгожданного мира  и
   созидательной   жизни,   укрепления  безопасности  и  стабилизации
   обстановки  на  Северном  Кавказе  в   целом,   появляются   более
   благоприятные  условия  для постепенного преодоления затянувшегося
   кризиса,  решения множества накопившихся политических, социально -
   экономических и гуманитарных проблем.
       Большие надежды  дагестанцы,  как и все россияне,  связывают с
   результатами прошедших выборов Президента Российской Федерации,  с
   реализацией президентской программы вывода общества на качественно
   новые рубежи развития.
       Таким образом,  нынешний год должен стать во многих отношениях
   этапным в деле  оздоровления  экономики,  улучшения  материального
   положения наших граждан,  обеспечения лучших условий для духовного
   развития дагестанского общества.
       Время требует  организации нашей работы адекватно изменившимся
   условиям.  Главная задача состоит в  том,  чтобы  мобилизовав  все
   усилия  и  потенциальные возможности,  максимально приблизить нашу
   государственную политику к новым перспективам, которые открываются
   перед страной и республикой в 2000 году.
       В  соответствии  с  полномочиями,   определенными    пунктом 5
   статьи  95 Конституции Республики Дагестан,  обращаюсь к депутатам
   Народного Собрания Республики Дагестан  с  ежегодным  Посланием  о
   положении в республике.


                                ГЛАВА 1

                ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА И
                ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО УКРЕПЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
                 РЕСПУБЛИКИ, МИРА И СОГЛАСИЯ В ОБЩЕСТВЕ

       Общественно - политическая обстановка в Республике Дагестан  в
   1999  году  была  наиболее  напряженной  за  последние  годы.  Это
   потребовало от органов власти принятия дополнительных  мер  по  ее
   стабилизации,   обеспечению  общественного  порядка,  безопасности
   республики и ее граждан.
       В результате   огромных   усилий,   предпринятых  дагестанским
   народом,  руководством Российской Федерации и Республики Дагестан,
   удалось   сохранить   суверенитет  и  территориальную  целостность
   республики.
       Война продемонстрировала   единство   органов  власти,  армии,
   правоохранительных  органов,  общественных  объединений   граждан,
   представителей  духовенства,  всего  дагестанского  народа  во имя
   защиты конституционного строя государства.  Мужество и  стойкость,
   патриотический  порыв  дагестанцев  были  по  достоинству  оценены
   руководством и населением всей страны.
       Политика, направленная  на  укрепление согласия в дагестанском
   обществе, упрочение мира, дружбы и взаимопонимания между народами,
   была   и   остается  одним  из  главных  направлений  деятельности
   Государственного Совета Республики Дагестан.
       В истекшем году в центре внимания руководства и общественности
   республики   находились   вопросы  противодействия  экстремистским
   проявлениям и обеспечения безопасности республики.  Принят в новой
   редакции    Закон    РД   "О   свободе   совести   и   религиозных
   объединениях", который ограничивает распространение нетрадиционных
   религиозных  течений,  а  также  Закон  РД "О запрете ваххабизма и
   иной экстремистской деятельности".  Проведена значительная  работа
   по  выполнению   Постановления   Госсовета  РД "О Плане неотложных
   мероприятий органов государственной власти Республики Дагестан  по
   противодействию    экстремистским    проявлениям   и   обеспечению
   безопасности республики".
       Все шаги, направленные на укрепление законности и правопорядка
   в   Дагестане,   находят  полную  поддержку  и  понимание  граждан
   республики. Благодаря принимаемым мерам общественно - политическая
   ситуация  в  Республике  Дагестан  в  настоящее  время  достаточно
   стабильна.  Тем не менее,  ряд  объективных  факторов  требует  от
   государственных  органов постоянного внимания и настойчивой работы
   по обеспечению твердых гарантий безопасности  общества  и  граждан
   республики.
       Сегодня нам нельзя самоуспокаиваться,  необходимо помнить, что
   не   исключается  возможность  рецидивов  проявлений  экстремизма,
   которые представляют серьезную угрозу для общества.
       В этих  условиях  Государственный  Совет,  Народное Собрание и
   Правительство Республики Дагестан должны  и  впредь  уделять  этим
   вопросам  особое  внимание  с тем,  чтобы обеспечить на территории
   республики конституционную законность, исключить любые провокации,
   сохранить мирную жизнь дагестанцев.
       Органы власти,    местного    самоуправления,    правопорядка,
   общественно  -  политические объединения,  религиозные организации
   должны значительно активизировать свои  совместные  усилия  против
   любых  попыток  расколоть  дагестанское общество,  толкнуть его на
   путь конфронтации и противостояния.
       Значительная роль  в деле сохранения общественной стабильности
   и взаимопонимания между  людьми  принадлежит  религии.  Мы  всегда
   поддерживали  деятельность представителей всех основных конфессий,
   направленную на укрепление мира и согласия в  республике.  Сегодня
   особенно  важно  объединить и активизировать усилия духовенства во
   имя  мобилизации  высокого  гуманистического   и   миротворческого
   потенциала  религии  против  нетрадиционных течений,  навязывающих
   чуждые нам идеи и нормы жизни.
       Основным дестабилизирующим   фактором   по-прежнему   остается
   обстановка в Чеченской Республике.  В силу  близкого  соседства  и
   других обстоятельств мы не сможем остаться в стороне от процессов,
   которые будут происходить в этой республике.  Нам придется принять
   на   себя   немалую  долю  участия  и  ответственности  за  мирное
   урегулирование  в  регионе,  оказать  помощь  и  поддержку  нашему
   историческому  соседу  -  чеченскому  народу  в налаживании мирной
   жизни.  Дагестанцы никогда не забывали,  что нашим народам  делить
   нечего,  нам  предстоит  жить  по соседству,  взаимно уважая право
   каждого на мир и созидательный труд,  как это было  на  протяжении
   веков.
       Будущее Дагестана    в    немалой    степени     связано     с
   внешнеполитическими  факторами.  Поэтому  необходимо  исходить  из
   того,  что развитие прямых межрегиональных связей с  приграничными
   районами  сопредельных  государств  отвечает ключевым национальным
   интересам Республики Дагестан и всей России.  В политическом плане
   они призваны содействовать созданию по периметру российских границ
   "пояса добрососедства", а в экономическом - наращиванию потенциала
   нашей республики как субъекта Федерации.
       Помимо всего,     приграничное      сотрудничество      должно
   способствовать  сохранению  и  укреплению  исторически сложившихся
   экономических и гуманитарных связей с сопредельными государствами,
   развитию  интеграционных  процессов  в  странах  СНГ.  Безусловно,
   важным аспектом такого сотрудничества является  и  соответствующая
   помощь этническим дагестанцам,  проживающим в соседних странах,  в
   сохранении культурной и языковой самобытности.  В  контексте  мер,
   предпринимаемых   российским   правительством  по  обустройству  и
   наведению должного порядка на государственной границе,  необходимо
   активизировать    работу   по   приграничному   сотрудничеству   с
   Азербайджанской Республикой и Грузией.
       Важное значение     для     республики    имеет    налаживание
   стратегического  партнерства,  укрепление  всесторонних  связей  с
   субъектами  Российской  Федерации.  В минувшем году были подписаны
   соглашения о сотрудничестве  с  Приморским  краем,  Новосибирской,
   Саратовской,  Ярославской,  Костромской  и  Вологодской областями.
   Работа в этом направлении должна быть продолжена и в текущем году.
       Особое значение   мы,   как   и   прежде,   придаем   развитию
   добрососедских  отношений  с  республиками,  краями  и   областями
   северокавказского    региона.    Этого   курса,   основанного   на
   исторических традициях братского сотрудничества,  дружбы и полного
   доверия друг к другу, необходимо придерживаться и впредь.
       В числе наиболее актуальных остаются проблемы репрессированных
   и  депортированных  народов.  Органам  власти необходимо принимать
   активные  меры  по  обеспечению  нормальных  условий   совместного
   проживания  насильственно переселенных и репрессированных народов.
   Наши позиции в этом вопросе не изменились,  мы последовательно шли
   и будем идти по пути реабилитации чеченцев - аккинцев и реализации
   решений  III  Съезда  народных   депутатов   республики.   Следует
   предпринимать   дальнейшие   усилия   по   подготовке  и  принятию
   федеральных законов,  регулирующих права как репрессированных, так
   и насильственно переселенных народов.
       Одной из сложных,  влияющих  на  политическую  стабильность  и
   межнациональное    согласие   в   Дагестане,   остается   проблема
   разделенных народов.  Сознавая ее особую актуальность, руководство
   Республики   Дагестан   в  тесном  взаимодействии  с  федеральными
   органами власти проводит значительную работу по  поиску  путей  ее
   решения,   по   созданию   благоприятных   условий   для  развития
   разделенных народов  и  стабилизации  социально   -   политической
   обстановки в приграничных районах республики.
       Говоря о проблемах  разделенных  народов,  мы  имеем  в  виду,
   прежде  всего,  экономическую  сторону,  социальные и гуманитарные
   аспекты,  обеспечение  условий  для  сохранения  языка,  культуры,
   традиций,  развития образования.  В данном вопросе необходим поиск
   демократического,  нравственно  выверенного  решения,  отвечающего
   международным правовым нормам.  По нашему мнению, решению проблемы
   разделенных народов в значительной степени способствовало бы более
   тесное политико  -  правовое  сотрудничество   между   Россией   и
   Азербайджаном,   Россией  и  Грузией.  Понимание  необходимости  и
   важности этого у руководства Российской Федерации имеется.


                                ГЛАВА II

                   ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОГО
                             СТРОИТЕЛЬСТВА

       В предыдущем году,  несмотря на сложную  ситуацию  в  регионе,
   военные   действия   на  территории  Дагестана,  государственно  -
   правовые институты  республики  работали  слаженно,  все  ветви  и
   уровни   власти   продемонстрировали   сплоченность,   способность
   защитить и отстоять конституционный строй республики.
       Это еще  раз  подтвердило,  что  избранная  народами Дагестана
   форма государственного  устройства  отвечает  всем  требованиям  и
   принципам   государственности,   отражает   традиционные   подходы
   дагестанцев   к   вопросам   организации   власти,   соответствует
   сложившимся общественно - политическим реалиям.
       В тяжелых  условиях  более  тесными  и  согласованными   стали
   взаимоотношения между Государственным Советом,  Народным Собранием
   и  Правительством  республики.  Именно  на  совместных  заседаниях
   указанных  органов  власти  определялись  первоочередные  меры  по
   решению задач,  стоявших перед обществом в экстремальной ситуации.
   Органам  власти  удалось  мобилизовать  все дагестанское общество,
   сплотить его и тем самым удержать ситуацию в республике под полным
   контролем.
       Этому способствовали    решения    Государственного    Совета,
   направленные  на  сохранение  единства  и  целостности республики,
   защиту   ее   безопасности,    создание    отрядов    самообороны,
   развертывание комендантских рот и ряд других.
       Полная поддержка абсолютным большинством  населения  Дагестана
   политической   линии   органов  власти,  категорическое  неприятие
   попыток  вооруженным  путем  изменить  конституционный   строй   в
   республике   явились   практическим   подтверждением   верности  и
   правильности закрепленных в Конституции Республики Дагестан норм о
   том,  что Дагестан является единым, демократическим государством в
   составе Российской Федерации,  выражающим волю  и  интересы  всего
   многонационального   народа  Дагестана;  что  Республика  Дагестан
   основана на единстве  равноправных  народов  Дагестана,  единой  и
   неделимой  для  всех  дагестанцев Родине,  и действия,  нарушающие
   мирную    совместную    жизнь    народов    Дагестана,    являются
   антиконституционными;  что  Республика  Дагестан является светским
   государством и никакая религия не может устанавливаться в качестве
   государственной или обязательной.
       Проявленный дагестанцами    высокий    патриотизм,    верность
   конституционному   строю   и   готовность  его  защитить  повысили
   авторитет республики,  дагестанского  народа  во  всей  Российской
   Федерации, способствовали подъему патриотического духа Вооруженных
   сил  Российской  Федерации,  органов  правопорядка,  да  и   всего
   общества.
       Руководство страны оказывает  всемерную  поддержку  Дагестану,
   проявляет  полное  понимание  сложности  ситуации,  в  которой  мы
   находимся,  и  необходимости  принятия  конкретных   мер   по   ее
   оздоровлению.
       Свидетельством улучшения   внутриполитической   обстановки   в
   республике  явились  прошедшие  в  прошлом  году выборы в Народное
   Собрание РД и в Государственную  Думу  РФ,  а  также  состоявшиеся
   выборы Президента Российской Федерации.  Нам удалось организованно
   провести выборы,  согласованные  действия  всех  политических  сил
   позволили добиться    того,    что    республика   имеет   сегодня
   работоспособный парламент, выражающий интересы всего дагестанского
   общества,  а  Республику  Дагестан  в  Государственной Думе нового
   созыва  представляют  шесть  депутатов.  Подавляющее   большинство
   дагестанских  избирателей отдали свои голоса на выборах Президента
   РФ Путину В.В.,  с которым связывают надежды на  улучшение  жизни,
   укрепление авторитета и величия России.
       Сегодня в обществе растет понимание необходимости решения всех
   вопросов  на  основе  сотрудничества  и согласия,  строго в рамках
   Конституции   и   закона.   В   этом   залог   консолидации   всех
   конструктивных политических сил, всего общества.
       Основы для такой  консолидации  у  нас  есть.  Сформированы  и
   функционируют   в   соответствии   с  Конституцией  все  институты
   государственной власти  и  местного  самоуправления,  продолжается
   создание практически новой правовой базы.
       В текущем  году  как  исполнительной,  так  и  законодательной
   ветвям     власти     предстоит     значительно     активизировать
   законотворческую  деятельность,  которой  по-прежнему  не  хватает
   планомерности,  качества  и  темпа.  Принимаемые  каждый год планы
   законопроектной работы Правительства и Народного Собрания в полной
   мере не реализуются.  Нам необходимо совместно определить перечень
   первоочередных законопроектов,  активнее работать над  приведением
   действующих     законов     в     соответствие    с    федеральным
   законодательством.
       Много претензий сегодня к качеству законопроектной работы.  Не
   все субъекты законодательной инициативы  ясно  представляют  себе,
   какие  сферы  общественных  отношений  в  первую  очередь  следует
   законодательно  регулировать  и  в  каком   объеме.   Значительное
   количество   представляемых   проектов   не   отвечают   критериям
   юридических правил и техники.  Зачастую не принимаются во внимание
   конституционные    принципы   разграничения   предметов   ведения,
   верховенства федеральных законов по предметам ведения  федеральных
   органов.
       Особенно наглядно  это   проявляется   по   блоку   социальных
   законопроектов,   инициаторы  которых  не  всегда  учитывают,  что
   законодательством субъектов не могут снижаться гарантии социальных
   прав   граждан,   предусмотренные  в  соответствующем  федеральном
   законе.  В  то  же  время  не  следует  предлагать  дополнительные
   гарантии, не обеспеченные источниками финансирования.
       Правительству Республики Дагестан необходимо коренным  образом
   улучшить свою законопроектную работу, а министерствам и ведомствам
   сосредоточиться на разработке наиболее значимых законопроектов  по
   своей проблематике.
       Работа по наведению порядка  в  законотворчестве  должна  быть
   подкреплена  жесткой  дисциплиной.  К  сожалению,  в  деятельности
   органов исполнительной власти до сих пор не преодолен бюрократизм,
   многие  государственные  органы,  должностные  лица  не работают с
   полной отдачей, постоянно ждут указаний, поручений.
       Немало нареканий вызывает деятельность органов местной власти.
   В ряде районов и городов местные администрации и  представительные
   органы  местного  самоуправления не смогли наладить работу в новых
   условиях.  Некоторые  из  них   пытаются   абсолютизировать   идею
   самостоятельности местного самоуправления, считая, что всенародное
   избрание главами администраций дает им право действовать по своему
   усмотрению,  не  соблюдать законы,  другие несколько растерялись и
   серьезно ослабили рычаги управления.
       В этих  условиях  высказываются  мнения о возможном пересмотре
   уровней государственного  управления  и  местного  самоуправления.
   Такие предложения требуют очень тщательного,  осторожного изучения
   и взвешенного подхода при рассмотрении.
       В дальнейшем  совершенствовании  нуждается  работа  с кадрами,
   организация государственной и муниципальной службы.
       Государственным Советом   Республики  Дагестан  осуществляется
   целенаправленная   работа   по   формированию    профессионального
   кадрового  корпуса  государственных  служащих  республики.  Особое
   внимание  уделяется  правовому  обеспечению   кадровой   политики.
   Приняты Законы  Республики  Дагестан  " О  государственной  службе
   Республики Дагестан",   " О   муниципальной   службе    Республики
   Дагестан", " О   Едином    реестре     муниципальных    должностей
   муниципальной   службы   Республики  Дагестан",  утвержден  Реестр
   государственных   служащих   Республики   Дагестан.   Сегодня    с
   уверенностью    можно   сказать,   что   в   республике   сложился
   демократический механизм формирования органов власти и управления.
       Государственным Советом и Правительством  Республики  Дагестан
   принимаются конкретные меры,  способствующие приходу к руководству
   в органах исполнительной власти людей,  способных работать в новых
   условиях,  готовых  взять  на  себя  ответственность  за вверенный
   участок  работы,  вывести  экономику  республики   из   кризисного
   положения.
       Однако, в   работе   с   кадрами,    в    самой    организации
   государственной   и   муниципальной   службы  имеются  недостатки.
   Остается  низким  профессиональный  уровень  работников  аппаратов
   управления    отдельных   министерств   и   ведомств   республики,
   администраций  районов  и  городов.   Многие   государственные   и
   муниципальные  служащие  нуждаются  в  переподготовке  и повышении
   квалификации.  Из-за  ослабления  требовательности  к  руководящим
   кадрам    снижена    эффективность    работы   некоторых   органов
   государственной власти и управления.
       Очень важно,   чтобы   состав   руководящих   кадров   отражал
   национальную структуру населения республики, обеспечивая тем самым
   интернациональный характер кадрового корпуса.  При этом,  в первую
   очередь,  должны учитываться  компетентность,  профессиональные  и
   деловые  качества.  К  сожалению,  перекосы  в  этом  деле  еще не
   преодолены.
       Одной из  задач  остается формирование и постоянное обновление
   резерва  кадров,   забота   о   профессиональном   росте   молодых
   специалистов.  Однако  не  во  всех  органах  власти  республики с
   должным вниманием подходят к этим вопросам.
       Хотя проводимая   в   республике   аттестация  государственных
   служащих приносит положительные результаты,  она все еще не  стала
   эффективным  средством  и  основой для отбора и выдвижения кадров,
   повышения   их   профессионального   уровня,   развития   у    них
   заинтересованности работать лучше, с полной отдачей.
       Требует совершенствования  работа  по   обучению   руководящих
   кадров  и  специалистов с ориентировкой на их целевую подготовку и
   повышение квалификации по заказам органов государственной власти и
   управления.
       В последние годы происходят значительные изменения в  правовом
   сознании  наших  граждан.  Люди осваивают новые возможности защиты
   своих конституционных прав и свобод.  Весомей  становится  в  этом
   плане   роль  последовательно  реформируемой  судебной  власти.  В
   истекшем году мы приняли  Закон  РД "О  мировых  судьях",  недавно
   принят   Закон   РД  "О  судебных участках",  в течение года будут
   введены  должности  мировых  судей.  Работа,  проводимая  в   этом
   направлении,  позволит  значительно  расширить  возможности защиты
   прав и свобод граждан, повысить эффективность судебного контроля.


                               ГЛАВА III

                     ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
                        ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

       Ситуация в   экономической   жизни   республики  в  1999  году
   оставалась  сложной  и  еще  больше   усугубилась   в   результате
   вынужденного  отвлечения  значительных сил и средств на ликвидацию
   последствий  боевых  действий  и  оказание  помощи   пострадавшим.
   Республике  нанесен  огромный  материальный  ущерб,  тысячи  людей
   остались без крова и  средств  к  существованию.  Все  это  крайне
   негативно      отразилось      на      функционировании      всего
   народнохозяйственного комплекса.
       И все-же   в   экономике   республики  произошли  определенные
   позитивные  изменения.  Выросли  объемы  произведенного   валового
   регионального продукта (ВРП) на 2,3 процента.
       В результате принимаемых мер ощутимо возросли по  сравнению  с
   предыдущим   годом   объемы  промышленной  продукции  и  продукции
   сельского хозяйства.  Стабилизировалась численность промышленно  -
   производственного  персонала  на предприятиях республики.  Удалось
   повысить заработную плату, в том числе в машиностроении в 1,8 раз,
   а  задолженность по зарплате сократилась почти в 2 раза.  Возросли
   объемы государственного заказа на предприятиях ВПК.
       Произошло оздоровление финансовой ситуации,  которое связано с
   выполнением  всех  бюджетных  назначений  Министерством   финансов
   Российской   Федерации   и   повышением   собираемости  налогов  в
   республике.  Впервые практически выполнены показатели по доходам и
   расходам республиканского бюджета. Это в значительной мере связано
   с постепенным  восстановлением  производства  во  многих  отраслях
   промышленности,  действенной  и своевременной помощью федерального
   центра. Только  за  1999  год социально - экономическая ситуация в
   республике неоднократно рассматривалась  на  уровне  Правительства
   Российской Федерации.
       Для более       эффективного      использования      имеющихся
   производственных мощностей  промышленных  предприятий  и  создания
   новых   рабочих   мест  принимались  меры  по  увеличению  объемов
   государственного оборонного заказа  и  выделению  централизованных
   бюджетных  ссуд  под  оборотные  средства  отдельным  предприятиям
   республики.  Впервые с 1991 года  достигнут  рост  производства  в
   целом  по  промышленности  на  110,5  процента  и  сбора налоговых
   платежей на 155,4 процента.
       В то  же  время  остается  низким уровень обеспеченности рынка
   товарами  местных  товаропроизводителей.  Отсутствует  достоверная
   информация о количественной и номенклатурной потребности, по ввозу
   и  вывозу  товарных  ресурсов,  не  осуществляются   маркетинговые
   исследования.
       Ситуация в  сельском  хозяйстве  оставалась  неоднозначной   и
   особенно  в  общественном  секторе.  Несмотря  на  неблагоприятные
   погодные условия,  увеличились по сравнению с 1998  годом  площади
   под  посевные культуры,  возросли объемы сборов зерна,  винограда,
   картофеля,  овощей.  Валовая  продукция  сельского   хозяйства   в
   сопоставимых ценах возросла на 9,3 процента. Существенно расширены
   права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей.
       Приостановлен спад  в  инвестиционной  сфере.  Объем подрядных
   работ  по  сравнению   с   1998   годом   выполнен   строительными
   организациями на 103,4 процента.
       В результате    дополнительно    принятых    мер    повысилась
   эффективность   использования   капитальных   вложений.  А  полное
   финансирование  из  федерального  центра  предусмотренных  средств
   позволило  ввести  многие  объекты  производственного  и жилищно -
   гражданского назначения: больницы, школы, сотни километров газовых
   и водопроводных сетей,  линий электропередач, автомобильные дороги
   и мосты, сотни тысяч квадратных метров жилья. Обеспечена прокладка
   магистральных  газопроводов  в  направлении  Маджалис  -  Уркарах,
   Леваши - Акуша,  Касумкент - Хив.  Продолжилось строительство ряда
   объектов,  находящихся  в стадии завершения.  Осуществлялся ремонт
   мелиоративных систем  и  систем  жизнеобеспечения  для  стабильной
   работы в зимний период.
       В 1999   году  заложены  основы  правовой  базы  осуществления
   инвестиционной деятельности.  Работа над республиканским  бюджетом
   проходила  на  фоне  обновления правового поля,  совершенствования
   финансово  -  экономического  законодательства.   Приняты   Законы
   Республики Дагестан " О бюджетном устройстве  и бюджетном процессе
   в  Республике  Дагестан",   " О   Бюджете   развития    Республики
   Дагестан".    Правительству    необходимо    разработать   порядок
   использования средств Бюджета развития Республики Дагестан, имея в
   виду,  что  они должны выделяться на конкурсной основе и только на
   условиях  платности,  возвратности  и  срочности.  Также   следует
   отметить,  что  впервые за последние годы республиканским бюджетом
   предусмотрен такой источник доходов,  как возврат  ранее  выданных
   бюджетных ссуд и товарных кредитов.
       Острой проблемой  остается  уровень  жизни  населения.  Растет
   удельный  вес  граждан  с  денежными  доходами  ниже  прожиточного
   минимума.  По  уровню зарегистрированных доходов на душу населения
   республика  по-прежнему  занимает  одно  из   последних   мест   в
   Российской  Федерации.  Тем  не менее,  за прошедший год в области
   социальной политики удалось осуществить немало.  Это -  увеличение
   оплаты   труда   в  бюджетной  сфере,  ввод  объектов  социального
   назначения и другие мероприятия.
       Высокая демографическая   нагрузка  и  миграционные  процессы,
   связанные с ситуацией на  Северном  Кавказе,  усугубляют  проблемы
   занятости  населения.  Без  активной,  продуманной политики в этой
   области не обойтись.  Это при том,  что  предстоит  восстановление
   разрушенных   в   ходе   боевых  действий  жилых  домов,  объектов
   социальной и производственной инфраструктуры.
       Тем не  менее,  при всей сложности ситуации в прошлом году нам
   удалось сохранить стабилизационную направленность экономики.
       Однако без  выработки общей стратегии экономического развития,
   увязанной с ситуацией в целом в стране,  и конкретных  программных
   мероприятий,  направленных на повышение экономического потенциала,
   удержать достигнутое,  обеспечить поступательное  движение  вперед
   нам не удастся.
       Прежде всего,  требуется развитие промышленного  потенциала  и
   поддержка базовых предприятий. В области промышленности необходима
   поддержка наиболее важных структурообразующих производств, которые
   обеспечат    сохранение    трудового    потенциала    и   создание
   дополнительных рабочих мест.
       Другое направление  -  это  развитие предприятий и производств
   нового  поколения,  выпускающих   конкурентоспособную   продукцию.
   Необходимо    наладить    производство    наукоемкой    продукции,
   стимулирующей развитие машиностроения и социальный спрос на науку,
   заинтересованность в фундаментальных и прикладных исследованиях.
       Нам нужны  самостоятельная  политика  промышленного  развития,
   механизмы активного государственного регулирования этих процессов,
   в том числе реализация инновационных  и  инвестиционных  проектов,
   выделение  ресурсов  на  пополнение оборотных средств и заключение
   выгодных контрактов.
       Стратегия развития промышленности, в том числе машиностроения,
   предусматривает  расширение  производства  современной   оборонной
   техники  и  материалов,  использование имеющихся и внедрение новых
   технологий,  перепрофилирование ряда производств на  выпуск  новой
   конкурентоспособной продукции с высоким экспортным потенциалом.
       В этом направлении,  как  отмечалось,  проделана  определенная
   работа.  Так,  в  декабре прошлого года комиссия по инвестиционным
   проектам  Министерства  экономики  Российской   Федерации   решила
   оказать поддержку таким перспективным предприятиям республики, как
   ОАО  "Завод  Дагдизель",  ОАО  "Авиаагрегат",  ОАО  "Сапфир",  ОАО
   "Дагфос"  и  Кубачинский  художественный  комбинат.  Правительству
   Республики  Дагестан  необходимо  приложить  максимум  усилий  для
   реализации  этого  решения,  а  также  проработать  в  федеральных
   органах другие проекты, которые могли бы сыграть роль "локомотива"
   для всей нашей экономики.
       Особое внимание  должно  быть  уделено  развитию  транспортных
   коммуникаций и топливно - энергетическому комплексу. Следует более
   полно  использовать  геополитическое  положение   республики,   ее
   транспортный  потенциал.  Наше  активное  вмешательство в развитие
   транспорта уже дает неплохие результаты.  Действенная поддержка  в
   реконструкции порта, оказанная как федеральными ведомствами, так и
   непосредственно через предоставление местных  налоговых  льгот,  а
   также  инвестиции  позволили  увеличить  объемы  перевалки грузов,
   особенно   нефти,   более   чем   в   3   раза.   Как   следствие,
   активизировалась работа железнодорожного транспорта. Реконструкция
   Махачкалинского  морского   торгового   порта,   освоение   шельфа
   Каспийского   моря,  продолжение  строительства  Ирганайской  ГЭС,
   строительство  перемычки  магистрального   газопровода   Макат   -
   Северный  Кавказ  и Моздок - Казимагомед,  окончание строительства
   нефтепровода в обход ЧР и отвода к порту должны быть приоритетными
   и в 2000 году.
       Важным направлением  экономической  политики,  как  и  прежде,
   остается   развитие   и   поддержка  агропромышленного  комплекса.
   Сельское хозяйство  -  это  основа  жизнедеятельности  большинства
   населения  республики.  Агропромышленный  комплекс  в  силу  своей
   значимости и специфики отраслевой  структуры  экономики  играет  и
   будет   играть   в   будущем   значительную  роль  в  стабилизации
   социально - экономической ситуации в республике.
       В аграрном  секторе экономики республики необходимо добиваться
   дальнейшего   становления   и   укрепления   многообразных    форм
   собственности  и хозяйствования,  значительного продовольственного
   самообеспечения  республики  и  обеспечения  занятости   сельского
   населения.
       В этих целях будет продолжена реформа отрасли  в  целом  и,  в
   первую   очередь,  реформа  земельных  отношений,  которая  должна
   способствовать  увеличению  налоговых  поступлений  и   обеспечить
   условия для более эффективного использования земли гражданами.
       В центре  внимания  должны  оставаться  вопросы   эффективного
   использования  пашни  и  повышения  плодородия  почв,  урожайности
   сельскохозяйственных      культур,      снижения       убыточности
   сельхозпредприятий, укрепления    материально    -     технической
   оснащенности сельского хозяйства.
       Принимая во  внимание  исключительную  важность для республики
   орошаемых  земель,  необходимо  оказать  поддержку  мелиоративному
   фонду,   ремонту   и  реконструкции  гидротехнических  сооружений,
   строительству   головных   водозаборов   канала   им.Дзержинского,
   Каргалинского и Самурского оросительных гидроузлов.
       Стимулирование развития плодоовощной отрасли и  виноградарства
   следует    осуществлять    через    модернизацию   и   техническое
   перевооружение имеющихся  мощностей  перерабатывающего  комплекса,
   развитие  рынка  сбыта продукции,  активное применение налоговых и
   ценовых рычагов.
       Всемерная поддержка   необходима   животноводству,  увеличению
   численности поголовья,  особенно овец, в том числе на стационарном
   круглогодичном   содержании   в  горной  зоне,  путем  дотирования
   животноводческой продукции,  целевого финансирования  овцеводства,
   эффективного использования и перераспределения пастбищных земель в
   пользу   более   эффективного   хозяина,   развития   сети   малой
   переработки,   максимально  приближенной  к  производству.  Больше
   внимания  следует  уделять  вопросам  стабилизации  и   увеличения
   производства   птицеводческой   продукции,  рыбы  и  продуктов  ее
   переработки.
       Требуются принципиально    новые    подходы    к   обеспечению
   экологической  безопасности  территории  республики,  поставив  во
   главу    угла    проблему    ресурсосбережения.   В   этих   целях
   основополагающей в деятельности  органов  государственной  власти,
   министерств  и  ведомств  должна  стать  стратегия,  заложенная  в
   Национальном плане действий по охране окружающей среды  Республики
   Дагестан на 2000 - 2005 годы.
       Необходимо продолжить работу над дальнейшим совершенствованием
   инвестиционного   законодательства   и   бюджетного  планирования.
   Следует иметь в виду,  что инвестиционная  часть  республиканского
   бюджета  в  условиях  сокращения  инвестиций  в экономику является
   важным источником  реализации  основных  социально - экономических
   мероприятий в республике.
       Между тем  разработанные  программы социально - экономического
   развития  районов  не  всегда  достигают  цели,  не  подкрепляются
   финансированием,  носят  декларативный  характер.  В  связи с этим
   необходимы целевые  программы  жизнеобеспечения,  направленные  на
   улучшение    условий   жизни   сельских   жителей   и   включающие
   теплоэнергообеспечение,   связь,   телевидение,   производственную
   инфраструктуру.
       Первостепенной задачей  на  2000 год,  как и прежде,  остается
   наращивание  собственной  налоговой  базы  и  уровня  собираемости
   налогов.   Существенное   значение  в  этом  контексте  приобретет
   кассовое обслуживание республиканского и  местных  бюджетов  через
   казначейскую систему. Прозрачность финансовых потоков, обеспечение
   отлаженного,  надежного и действенного  контроля  на  всех  этапах
   прохождения денежных средств - задача номер один.
       Назрела необходимость пересмотра  принципов  и  приоритетов  в
   области  управления  и  распоряжения  государственным  имуществом.
   Следует  ускорить   работу   по   инвентаризации   республиканской
   собственности,  оптимизации количества государственных предприятий
   и учреждений,  определить  цели  государства  по  каждому  объекту
   управления.  В работе по управлению государственной собственностью
   необходимо  сделать  упор  на  увеличение  поступлений  в   бюджет
   налоговых платежей.
       Нам следует  оздоровить   финансовую   ситуацию,   существенно
   увеличить поступление налоговых платежей "живыми" деньгами. Каждый
   налогоплательщик должен уяснить,  что неуплаченные налоги означают
   необеспеченность  финансированием  таких расходов,  как пособия на
   детей,  заработная плата работников бюджетной сферы. Правительству
   надо  принимать  все  меры  по обеспечению запланированных объемов
   собственных налоговых платежей.  В связи с тем,  что,  несмотря на
   принимаемые  меры,  не  улучшается  ситуация  с  задолженностью  в
   консолидированный бюджет,  требуются более решительные действия по
   отношению к крупным недоимщикам.
       Идеология формирования  доходной   части   бюджетной   системы
   республики  должна  быть  направлена  на  то,  чтобы 2000 год стал
   этапным в снижении уровня дотационности республиканского  бюджета.
   Необходимо  продолжить  работу  над  совершенствованием  механизма
   межбюджетных  отношений,  выработать  четкие  критерии   поддержки
   местных  бюджетов,  в  том  числе  через  показатели  бюджетной  и
   социальной  обеспеченности  населения.  Начиная   с   2000   года,
   финансовая поддержка районов и городов должна осуществляться через
   республиканский   фонд    финансовой    поддержки    муниципальных
   образований,  а закупка товаров, работ и услуг для государственных
   нужд - на конкурсной основе.
       По-прежнему слабым   звеном   в  области  финансовой  политики
   остается  обеспечение  постоянного  контроля   за   использованием
   бюджетных   средств.   Нет   системности  в  подходах  к  проверке
   бюджетополучателей.  Одно  и  то  же  предприятие  проверяется  по
   несколько  раз.  С другой стороны,  события в пострадавших районах
   показали, что многие министерства и ведомства республики оказались
   не  адаптировавшимися  к  новым условиям и требованиям времени.  В
   связи  с  этим  Правительству   Республики   Дагестан   необходимо
   подготовить     предложения     по    совершенствованию    системы
   функционирования   органов   управления   и   обеспечению    более
   действенной межведомственной координации.
       Деятельность Правительства РД в  области  социальной  политики
   должна   быть   направлена  на  смягчение  негативных  последствий
   экономических преобразований, а также последствий военных действий
   на  территории  республики.  Сокращение  инвестиций  в  социальную
   сферу,  иначе говоря, в человеческий фактор, имеет самые тяжелые и
   долговременные  последствия.  Поэтому  развитие  социальной  сферы
   остается приоритетным на 2000 год и на перспективу.
       Принимая во   внимание   ограниченные  возможности  бюджетного
   финансирования,  необходимо   выработать   механизм   комплексного
   решения проблем социального характера,  в том числе через создание
   рабочих мест.  Поскольку рабочие места  создаются  преимущественно
   частным сектором,  требуется действенная поддержка развития малого
   предпринимательства, особенно в сельской местности.
       Острыми остаются   проблемы   ликвидации  последствий  военных
   действий на территории республики.  Нам необходимо  самим  принять
   первоочередные  меры и добиваться в федеральных органах реализации
   принятых ими решений.


                                ГЛАВА IV

                    ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ,
                   УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА, ПОВЫШЕНИЯ
                ДЕЙСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

       Прошедший год еще раз наглядно подтвердил, что проблема борьбы
   с преступностью - одно из  важнейших  направлений  государственной
   политики на нынешнем этапе развития общества.
       В 1999 году экстремистскими силами  была  предпринята  попытка
   вооруженного   мятежа  с  целью  захвата  власти  в  республике  с
   последующим отторжением Дагестана от России.
       В этих     условиях    федеральный    центр    и    республика
   продемонстрировали  твердость  и   последовательность   в   защите
   суверенитета и целостности России.  Силам агрессии был дан жесткий
   и  решительный  отпор.  Многие   участники   вооруженного   мятежа
   привлечены  к  уголовной  ответственности,  другие,  в  том  числе
   организаторы, находятся в розыске.
       Необходимо отметить,  что  в  экстремальных условиях работники
   правоохранительных органов республики проявили мужество и героизм.
   Храбро  сражаясь  с  бандитами  вместе  с  российскими  солдатами,
   защищая честь и достоинство дагестанского народа,  погибли  многие
   работники милиции и ополченцы.
       Однако подавление   очагов   бандитизма   и   привлечение    к
   ответственности  многих  его участников не дают оснований считать,
   что с политическим и религиозным экстремизмом покончено.
       В этой  связи  правоохранительным органам совместно с органами
   власти и местного самоуправления предстоит решить  задачу  полного
   искоренения причин и условий, способствующих экстремизму. Опираясь
   на широкие слои населения, необходимо использовать все возможности
   для выработки в обществе нетерпимости к этому явлению, недопущения
   пропаганды идей,  противоречащих действующим  законам.  Необходимо
   проявлять  максимум  бдительности,  особенно в охране особо важных
   объектов и защите границ республики.
       События 1999    года   показали   высокую   дееспособность   и
   потенциальные возможности правоохранительных органов не  только  в
   отражении  агрессии,  но  и  в  борьбе с преступностью.  Повышение
   уровня   взаимодействия,   улучшение   координации   их   действий
   существенно  сказались  на эффективности работы правоохранительной
   системы в целом. Возросла раскрываемость преступлений, в том числе
   тяжких  и особо тяжких.  Улучшилась работа по раскрытию умышленных
   убийств, похищений людей.
       В результате  проведенной  работы раскрыт ряд террористических
   актов,  в том числе взрывы на ул. Пархоменко в г.Махачкале, жилого
   дома  в г.Буйнакске.  За участие в массовых беспорядках в мае 1998
   года, призывы к насильственному изменению конституционного строя и
   разжигание национальной и религиозной вражды осужден ряд лиц. Есть
   определенные  положительные  результаты  по  другим   направлениям
   правоохранительной деятельности.
       Вместе с тем,  криминальная обстановка в республике  не  взята
   под  достаточно  жесткий  контроль.  Продолжают  иметь место факты
   похищения людей,  умышленные убийства и  другие  формы  уголовного
   террора.  Зарегистрировано  254  умышленных убийства,  в том числе
   наемного характера. Недостаточно целенаправленно проводится работа
   по   раскрытию   ранее   совершенных,  предотвращению  готовящихся
   террористических актов.  Подтверждением сказанного,  в  частности,
   является    недавнее   покушение   на   заместителя   Председателя
   Правительства РД Умаханова И.М.-С.  Одной из причин этого остаются
   недостатки  в  организации  скоординированной работы следственно -
   оперативных служб правоохранительных органов.
       Необходимо принять дополнительные меры по выявлению незаконных
   вооруженных  формирований,   изъятию   оружия,   которое   нередко
   используется    для   совершения   терактов   и   других   опасных
   преступлений.  Принимаемые меры по изъятию  огнестрельного  оружия
   меры   дали   определенные   результаты,   но,   учитывая  высокую
   насыщенность региона различным вооружением,  эта сложная  проблема
   должна   оставаться   в  центре  постоянного  внимания  и  требует
   адекватного реагирования.
       Важное место  в  борьбе с ростом преступности и правонарушений
   приобретает   профилактика   с    привлечением    широких    слоев
   общественности.
       В комплексе мер по профилактике правонарушений  первостепенное
   внимание   должно   быть   уделено  проблемам  преступности  среди
   несовершеннолетних. Беспризорность, отсутствие должного внимания к
   детям   с   трудностями   в  развитии  -  все  это  тяжкие  реалии
   сегодняшнего дня.  Тревожно,  что в  прошлом  году  выросло  число
   несовершеннолетних,   совершивших   преступления.   Причины  этого
   связаны с нерешенностью многих социально - экономических и бытовых
   проблем.   Сегодня,   как   никогда,  нужна  конкретная  программа
   действий,  которая объединит усилия всех государственных органов и
   общественных   организаций  в  деле  воспитания  детей.  Серьезный
   импульс для исправления положения должен дать  Федеральный  закон.
   "Об  основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений
   несовершеннолетних".  Задача  состоит  в  том,  чтобы   обеспечить
   реализацию мер, предусмотренных этим законом.
       Острейшая проблема, решение которой требует объединения усилий
   правоохранительных  органов  и  всего  общества  - распространение
   наркомании,  особенно  среди  молодежи.  За   год   в   республике
   зарегистрировано   1857   преступлений,   связанных  с  незаконным
   оборотом наркотических средств.  В развитие Федерального закона "О
   наркотических   средствах  и  психотропных  веществах"  необходимо
   принять   республиканскую   целевую   программу    противодействия
   злоупотреблению     наркотическими    средствами,    психотропными
   веществами и их  незаконному  обороту,  предусматривающую  решение
   медицинского,  социального,  правового  и  других  аспектов данной
   проблемы.
       Правоохранительные органы   в   последний   период   несколько
   активизировали    работу    по    борьбе    с    нарушениями     в
   финансово -  экономических отношениях.  В возмещение материального
   ущерба, причиненного государству, с виновных взысканы значительные
   суммы.  К уголовной ответственности привлечен ряд должностных лиц,
   занимавших руководящие посты.  Хотя принимаемые меры по пресечению
   злоупотреблений   в  финансово  -  экономической  сфере  позволили
   достичь определенных позитивных результатов,  но говорить о полном
   контроле над ситуацией еще рано. Проводимая работа все еще отстает
   от требуемого уровня, в то время как от хищений и злоупотреблений,
   иных форм правонарушений экономика терпит огромные убытки.
       Среди причин  и  условий,  способствующих  злоупотреблениям  и
   хищениям,     основной     остается     ненадлежащее    выполнение
   контролирующими  органами   своих   функциональных   обязанностей.
   Некоторые  министерства  и  ведомства  не  в полной мере выполняют
   возложенные на них функции по контролю за обеспечением сохранности
   государственной собственности и возмещению материального ущерба.
       Проблемой, требующей  особого  внимания,   стало   обеспечение
   законности  целевого  использования  компенсационных выплат лицам,
   пострадавшим от боевых действий и стихийных  бедствий.  По  фактам
   хищений   и  злоупотреблений  при  их  распределении  возбужден  и
   расследуется ряд уголовных дел.
       Не отвечает  остроте  сложившейся ситуации борьба с налоговыми
   правонарушениями.  Наличие значительных  недоимок  предприятий  по
   налоговым   платежам,  низкая  результативность  работы  налоговых
   органов и органов налоговой  полиции  серьезно  тормозят  развитие
   экономических реформ. Налоговые преступления приобретают все более
   изощренный  характер.   По-прежнему   недостаточно   активно   они
   выявляются  на  предприятиях,  занимающихся алкогольным и нефтяным
   бизнесом.  Работа по мобилизации платежей в бюджета разных уровней
   требует кардинального улучшения.
       Немало преступлений,    в    том     числе     связанных     с
   внешнеэкономической  деятельностью и уклонением от уплаты налогов,
   остаются нераскрытыми из-за отсутствия должного  взаимодействия  с
   таможенными  органами.  Однако  и в деятельности последних все еще
   допускаются отдельные  нарушения  при  осуществлении  контроля  за
   перемещением грузов.
       Ключевая задача  -  борьба  с  организованной   преступностью,
   которая вторгается не только в экономическую,  но и в политическую
   сферу.  В  истекшем  году   разоблачены   десятки   организованных
   преступных групп, привлечено к уголовной ответственности свыше 200
   их участников,  в том  числе  ряд  бандитских  групп,  совершивших
   убийства и похищения людей.
       Вместе с тем принимаемые меры  неадекватны  степени  опасности
   совершаемых  преступлений,  что  требует  значительной активизации
   усилий  всей  правоохранительной   системы.   Сегодня   преступные
   группировки  тратят  огромные  средства  на подкуп чиновников,  на
   прямое продвижение своих представителей в выборные органы власти.
       Серьезную озабоченность  вызывает  распространение  коррупции.
   Результаты борьбы с ней явно незначительные. Официальные данные не
   отражают  истинных масштабов этого явления.  Не всегда принимаются
   меры к привлечению должностных лиц к ответственности за преступные
   связи  с  криминальными  структурами и организованными преступными
   группами.
       Противостоять преступности  и коррупции невозможно без жесткой
   и  бескомпромиссной  борьбы  с  нарушением  законности   во   всех
   структурах  и  на  всех  уровнях  власти.  Важнейшая задача в этом
   направлении   -   работа   с   кадрами,   утверждение    принципов
   профессиональной  честности и порядочности должностных лиц.  Одним
   из  эффективных  средств  профилактики  коррупции   должно   стать
   устранение  произвола чиновников при распределении государственных
   ресурсов.
       Обеспечение правопорядка,  борьба с преступностью и коррупцией
   являются важнейшей политической задачей. Правоохранительные органы
   должны решительно переломить положение дел в этой сфере.  От того,
   насколько успешно мы сможем противостоять  криминальному  натиску,
   зависит     безопасность    общества,    судьба    демократических
   преобразований.
       В механизме  обеспечения  законности  особое место принадлежит
   государственным   органам.   Их    основной    задачей    является
   осуществление   надлежащего  контроля  за  соблюдением  требований
   законодательства во всех сферах жизнедеятельности общества.
       Однако ситуация   в  республике  свидетельствует  о  том,  что
   деятельность  органов  государства,  ответственных  за   состояние
   законности  и правопорядка,  не соответствует требованиям времени.
   Эти органы далеко не в полной  мере  используют  свои  полномочия,
   слаба их инициатива в выявлении нарушений законности,  практически
   повсеместно отсутствует должное взаимодействие  и  координация  их
   деятельности,    следствием    чего    является    крайне   низкая
   результативность проводимых мероприятий.
       Неудовлетворительное состояние соблюдения законности в области
   экономических  отношений,  в  том  числе  в  деятельности  органов
   государственного  контроля,  требует  принятия дополнительных мер,
   адекватных сложившейся обстановке.  В  этой  связи  первостепенное
   значение  приобретает  повышение  ответственности  должностных лиц
   органов  власти  и  управления   за   неукоснительное   соблюдение
   Конституции,  законов и нормативных актов.  Бюрократизм, бездушное
   отношение к обращениям граждан,  безответственность,  волокита при
   их рассмотрении влекут грубые нарушения прав граждан.  Эти явления
   должны быть исключены из практики работы  всех  органов,  ибо  они
   подрывают авторитет государственной власти.
       Особую озабоченность вызывает  состояние  дел  по  организации
   контроля  и проверке исполнения нормативных актов.  Зачастую из-за
   низкой  исполнительской  дисциплины  должностных  лиц,   отдельных
   министерств  и  ведомств,  глав  администраций  районов  и городов
   многие вопросы и проблемы остаются нерешенными в полном объеме.
       Повсеместное повышение     исполнительной     дисциплины     и
   ответственности,  строгий спрос за порученное дело -  это  главное
   требование   сегодняшнего   дня,  способное  существенно  улучшить
   состояние  дел  во  всех  сферах  общественной  жизни.  Нельзя  не
   согласиться   с   исполняющим  обязанности  Президента  Российской
   Федерации  В.В.Путиным,  который  в  своем   открытом   письме   к
   избирателям отмечал,  что "...  наша большая проблема - отсутствие
   твердых и общепризнанных правил. Как и любой человек , общество не
   может без них обходиться. А правила в государстве - это закон, это
   конституционная дисциплина и порядок ".
       Безусловно, всем  нам  предстоит  еще  многое  сделать,  чтобы
   конституционные положения стали  нормами  нашей  жизни,  чтобы  мы
   научились  жить  в  соответствии с ними.  Достойная жизнь возможна
   лишь в обществе,  где власть  основана  на  праве.  Без  крепкого,
   дееспособного  государства  нам  не преодолеть кризис,  не создать
   предпосылок  для  экономического  роста   и   духовного   развития
   общества.


                                ГЛАВА V

                 ПРИОРИТЕТЫ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
                       И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

       В истекшем году,  при всех трудностях, удалось осуществить ряд
   мер по социальной защите  населения  за  счет  увеличения  размера
   заработной платы,  пенсий нетрудоспособным гражданам,  обеспечения
   своевременной  оплаты  труда  работников  бюджетных   организаций,
   выплаты пособий на детей и безработным.
       Сокращен период отставания в выплате ежемесячного  пособия  на
   ребенка в среднем по республике с 18 до 5 месяцев,  а по отдельным
   городам и районам уже  осуществляется  текущее  финансирование.  В
   основном     ликвидирована     накопившаяся    задолженность    по
   единовременному  пособию  при  рождении  ребенка,  по  пособиям  и
   досрочным пенсиям безработных граждан.
       Существенную роль в  социальной  поддержке  населения  сыграла
   также  ликвидация многомесячной задолженности перед пенсионерами и
   своевременное финансирование выплаты пенсий,  усиление контроля за
   целевым расходованием пенсионных средств.
       Необходимо и  впредь  совершенствовать   систему   пенсионного
   обслуживания  граждан,  в  том  числе  и  путем  ликвидации  в ней
   излишних   звеньев,   безусловного    выполнения    работодателями
   обязательств перед Пенсионным фондом.
       В рамках ежегодно  разрабатываемых  программ  органами  службы
   занятости населения оказывалось содействие гражданам,  нуждающимся
   в  трудоустройстве,  организовывались  оплачиваемые   общественные
   работы,  принимались  некоторые  меры  по  созданию дополнительных
   рабочих мест.
       Однако, несмотря  на  улучшение  отдельных  показателей работы
   служб  занятости  республики,  по-прежнему  напряженным   остается
   состояние  рынка  труда,  высок  уровень  безработицы,  особенно в
   горных районах.  Поэтому для  увеличения  занятости  необходимо  с
   учетом   экономической   целесообразности   расширять   работы   и
   производства, обеспечивающие занятость трудоспособного населения.
       В 1999 году,  прошедшем под знаком Международного года пожилых
   людей,  больше внимания  уделялось  решению  проблем  пенсионеров,
   ветеранов и инвалидов. Впервые полностью профинансированы расходы,
   предусмотренные в бюджете республики в соответствии с  Законом  РФ
   "О  ветеранах".  Реализации  требований  этого закона необходимо и
   впредь уделять  повышенное  внимание,  вопросы  социальной  защиты
   ветеранов    должны    находиться    под    постоянным   контролем
   Государственного Совета РД и Правительства РД.
       Правительству, министерствам     и    ведомствам    республики
   необходимо обеспечить финансирование на всех уровнях  и  в  полном
   объеме  льгот и компенсаций,  гарантированных законами,  развивать
   сеть  нестационарных  служб   социального   обслуживания   граждан
   пожилого возраста  и  инвалидов,  отделений  медико  -  социальной
   помощи  на  дому.  Администрациям  городов   и   районов   следует
   обеспечить целевое использование средств, выделяемых на реализацию
   Федерального закона  "О  ветеранах",  принять  меры  по  улучшению
   деятельности   специализированной   торговой  сети,  обслуживающей
   ветеранов.
       Как известно,  2000  год  знаменуется 55-й годовщиной Победы в
   Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.  Для  подготовки  и
   организованного   проведения   юбилея   образован  республиканский
   оргкомитет.    Государством    предусматриваются    дополнительные
   единовременные    денежные    выплаты   инвалидам   и   участникам
   Отечественной войны.
       Необходимо шире   использовать   этот   юбилей  для  улучшения
   социальной поддержки участников войны,  оказания  им  моральной  и
   материальной  помощи.  Празднование 55-летия Победы призвано стать
   ярким  общественно  -  политическим   событием   в   жизни   нашей
   республики,  способствовать воспитанию граждан, особенно молодежи,
   на традициях патриотизма, мужества и преданности Родине.
       Первостепенное значение   в  деятельности  государства  должны
   занимать  вопросы  поддержки  семьи,  материнства  и  детства.   В
   минувшем   году   удалось   почти   в   3   раза  увеличить  охват
   оздоровительным отдыхом детей с хроническими  заболеваниями  и  из
   малообеспеченных  семей.  Значительно улучшилась материальная база
   центров медико - социальной реабилитации детей - инвалидов, приюта
   для  несовершеннолетних  и  других  учреждений  системы социальной
   защиты.
       Вместе с тем в области социальной поддержки семьи, материнства
   и  детства предстоит принять дополнительные меры,  направленные на
   завершение создания единой системы  обеспечения  граждан,  имеющих
   детей,    социальными   пособиями,   совершенствование   механизма
   финансирования ежемесячного пособия на ребенка с  учетом  перехода
   на его адресное предоставление.
       Особое внимание  необходимо   уделить   сокращению   масштабов
   социального  сиротства,  поддержанию  семей,  воспитывающих детей,
   лишившихся    родительского    попечения,    сохранению    системы
   государственных  социальных  гарантий  поддержки жизненного уровня
   остронуждающихся семей с детьми и инвалидов.
       В республике      продолжается      реформирование     системы
   здравоохранения, адаптация деятельности лечебно - профилактических
   учреждений к  меняющимся  социально  -  экономическим  и  правовым
   условиям.
       Ведется работа   по    улучшению    деятельности    учреждений
   здравоохранения, лечебно - профилактических учреждений республики,
   укреплению их материально - технической базы.  В 1999 году сданы в
   эксплуатацию  8  новых  объектов  здравоохранения,  в 10 лечебно -
   профилактических  учреждениях  проведена  реконструкция.   Открыты
   новые   врачебные   амбулатории.   Приняты   оперативные  меры  по
   восстановлению объектов здравоохранения,  разрушенных в результате
   военных действий в Ботлихском, Новолакском, Буйнакском районах.
       Вместе с  тем вызывает тревогу некоторое снижение рождаемости,
   рост младенческой смертности, тенденция увеличения таких социально
   - опасных  заболеваний,  как  сердечно  - сосудистые,  туберкулез,
   психические расстройства, наркомания, СПИД.
       Для улучшения   состояния   здоровья  населения  и  сохранения
   объемов  и  качества  медицинской  помощи  необходимо   добиваться
   развития  приоритетных служб,  повышения эффективности медицинской
   профилактики  в  деятельности   всех   структур   здравоохранения,
   особенно  в  сельской  местности,  а  также  усилить  контроль  за
   медико - санитарным обслуживанием вынужденных переселенцев.
       Предстоит определить первоочередные мероприятия,  направленные
   на    улучшение     санэпидситуации,     обеспечить     реализацию
   республиканских целевых программ по борьбе с туберкулезом, СПИДом,
   по улучшению организации вакцинопрофилактики.
       Главной целью  государственной  молодежной  политики  является
   воспитание подрастающего поколения в духе высокого патриотизма, на
   лучших  традициях,  духовных  и  нравственных  ценностях общества,
   обеспечение условий для его всестороннего развития.  В этом  плане
   поддержка  способностей и навыков юношей и девушек,  их социальная
   защита,  создание стимулов к саморазвитию, формирование творческой
   активности молодежи выступают на первое место.
       Отличительными особенностями  образования  в  последние   годы
   стали обновление его содержания, вариативность и многоуровневость,
   внедрение     государственных     образовательных      стандартов,
   совершенствование  национального компонента дагестанской школы при
   сохранении  лучших  традиций   российской   системы   образования,
   обеспечении единства федерального и регионального образовательного
   пространства.
       В то   же   время,   главным   образом   из-за  недостаточного
   финансирования, во  многих   школах   ухудшается   материально   -
   техническая база, имеет место двух - трехсменный режим организации
   занятий,   не   хватает   учебников   нового   поколения,    слаба
   компьютеризация.
       В 1999 году, когда многие образовательные учреждения Дагестана
   пострадали от землетрясения и нападения бандформирований, учащиеся
   этих  школ  своевременно  были  обустроены  в школах - интернатах,
   профучилищах,  общеобразовательных  школах   городов   и   районов
   республики.   Необходимо   принять   все  меры  для  завершения  в
   кратчайшие сроки строительства школ в пострадавших районах.
       Образованию, как  важнейшему  условию  полноценного развития и
   прогресса общества,  должна быть  оказана  приоритетная  помощь  и
   поддержка.   Необходимо   принять  Закон  Республики  Дагестан,  в
   соответствии  с  которым   разработать   целевые   республиканские
   программы поддержки системы образования.
       Требует дальнейшего  совершенствования   и   система   высшего
   образования  в республике.  Необходимо повысить уровень подготовки
   кадров,  эффективнее использовать потенциал выпускников вузов. Нам
   надо  ограничить  практику  непродуманного создания многочисленных
   негосударственных вузов  и  филиалов  учебных  заведений,  которая
   приводит к снижению качества образования и дублированию подготовки
   специалистов без учета потребностей республики.
       Значительно большего  внимания требуют вопросы развития науки,
   координации  деятельности  научных  учреждений  в  соответствии  с
   запросами и тенденциями современного общественного развития.
       Приоритетными направлениями  в  деятельности  физкультурно   -
   спортивных  организаций  в прошедшем году были массовая физическая
   культура,  спорт  высших  достижений  и  подготовка  к  участию  в
   Олимпийских играх 2000 года.
       Значительно укреплена  материальная  база   развития   спорта,
   проведен  капитальный  ремонт основного центра подготовки борцов -
   спортивного  комплекса  Школы   высшего   спортивного   мастерства
   им.А.Алиева,   продолжается   реконструкция  стадиона  "Динамо"  в
   г.Махачкале,  ремонт  учебно  -  спортивной  базы  им.А.Алиева   в
   г.Избербаше.
       Футбольная команда  "Анжи"  впервые  в  истории  дагестанского
   спорта  добилась  высокой  цели  -  вошла в высшую лигу чемпионата
   России.  Многие известные спортсмены республики стали победителями
   международных и всероссийских соревнований.
       Предметом нашей постоянной заботы оставалось развитие культуры
   и  искусства.  В  1999 году было продолжено строительство объектов
   культуры,  завершена  реконструкция  здания  ансамбля  "Лезгинка",
   проведена   значительная   работа   по  оснащению  Республиканской
   библиотеки и капитальному ремонту здания  Русского  театра.  Начал
   свою  творческую  деятельность  Театр оперы и балета.  Создавались
   новые спектакли  и  концертные  программы,  проводились  выставки,
   смотры,   конкурсы,   фестивали   профессионального   и  народного
   творчества.  Получают развитие новые для республики формы и  жанры
   современного профессионального творчества.  Успешно осуществлялись
   мероприятия по укреплению международного сотрудничества. Проведены
   "Дни  культуры  Дагестана"  в  Азербайджане,  открыты  и действуют
   выставки дагестанского искусства в Австрии,  Швейцарии  и  Москве.
   Деятели  культуры  Дагестана  принимали участие во всероссийских и
   региональных фестивалях.
       Вопросы сохранения   и   развития   национального  культурного
   достояния республики должны и  впредь  находиться  в  поле  зрения
   органов  власти.  Особого  внимания требуют проблемы реставрации и
   консервации  памятников  истории,  архитектуры   и   искусства   в
   соответствии   с  принятыми  приоритетами,  вопросы  сохранения  и
   пополнения  библиотечных  и  музейных  фондов.  Одна  из  ключевых
   проблем   -   обеспечение   полноценной   деятельности  учреждений
   культуры, особенно в сельской местности.
       Мы должны  оказывать  всемерную  помощь и поддержку творческим
   союзам   республики,   нашим   писателям,   поэтам,    художникам,
   композиторам,   другим   творческим   работникам,  которые  вносят
   значительный вклад в развитие дагестанской литературы и искусства.
       Органам государственной   власти  и  управления  необходимо  и
   впредь    создавать    благоприятные    условия    для    развития
   государственных средств массовой информации.
       Когда в  прошлом  году  над  республикой  нависла   опасность,
   журналисты,      работники     средств     массовой     информации
   продемонстрировали    образцы    высокого    профессионализма    и
   объективности  в  освещении  тех событий.  Они внесли немаловажный
   вклад  в  дело  подъема  патриотического   духа   дагестанцев,   в
   распространение правдивой информации о происходящем.
       Трудности переходного этапа развития отразились и на положении
   республиканских    средств   массовой   информации,   деятельности
   издательств  и  типографий,  финансируемых   из   государственного
   бюджета.  Но  и  в  этих условиях Государственный Совет Республики
   Дагестан, Правительство Республики Дагестан изыскивали возможность
   укрепления материальной базы печати и средств массовой информации.
   Последовательно   проводится   политика   перевода    производства
   республиканских   и   местных  газет  и  журналов  на  современные
   компьютерные, экологически чистые технологии.  Принимаются меры по
   повышению социальной защищенности журналистов,  сокращению разрыва
   в уровнях оплаты их труда.
       В целях   охвата   всей  территории  республики  телевизионным
   вещанием  ведется  большая   работа   по   реконструкции   системы
   телевещания,  принимаются меры к расширению объемов телевизионного
   вещания как на русском,  так и на национальных языках.  Эту работу
   надо продолжить и держать под постоянным контролем.
       Для формирования объективного позитивного общественного мнения
   о   республике   за  ее  пределами  необходимо  активно  развивать
   современные  информационные  технологии,   создавать   необходимые
   условия  для  работы республиканских средств массовой информации в
   мировой компьютерной сети.


                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Чрезвычайно противоречивый,  насыщенный сложными общественными
   процессами   и  драматическими  событиями  этап  развития  страны,
   который выпал на конец уходящего столетия, остро отразился на всех
   сферах жизнедеятельности дагестанского общества, породил множество
   непростых вопросов и острых проблем, преодоление которых потребует
   немало усилий и времени.
       Предстоит большая    работа    по    дальнейшему    укреплению
   дагестанской   государственности,   развитию  демократии,  подъему
   экономики, духовному возрождению республики.
       Пройдя через  многие  испытания,  достойно  выдержав трудности
   последних лет,  дагестанцы накопили значительный опыт  преодоления
   самых  сложных  проблем,  стали  сплоченнее и мудрее.  В обществе,
   особенно  в  последнее  время,  еще  более  выросло  стремление  к
   взаимопониманию,  терпимости, консолидации, единству, все ощутимей
   понимание приоритета общедагестанских  ценностей  над  партийными,
   этническими, узкогрупповыми, конъюнктурными интересами.
       Основные общественно - политические силы республики постепенно
   уходят    от    излишней    политизированности,   конфронтации   и
   противостояния, которые имели место в прошлом. Дагестанцы сегодня,
   как  никогда,  едины в понимании общей ответственности за судьбу и
   будущее республики.  Считаю этот путь согласия  и  конструктивного
   взаимодействия единственно верным, его необходимо придерживаться и
   впредь во имя успешного движения  к  тем  рубежам  экономического,
   социального  и  духовного  прогресса,  к  которым  мы  стремимся и
   которых достоин Дагестан.
       Слишком велика   сегодня   цена  ошибок  и  неверного  выбора.
   Осознание  этого  определяет   нашу   общую   ответственность   за
   дальнейшее развитие дагестанского общества.  Выражаю уверенность в
   том,  что совместными усилиями Государственного Совета,  Народного
   Собрания,  Правительства,  органов местного самоуправления,  всего
   дагестанского  общества  мы  справимся  с  предстоящими  задачами,
   обеспечим, опираясь на многовековой опыт, мудрость и созидательный
   талант дагестанского народа,  условия  для  достойного  вступления
   Дагестана в XXI век.

                                 Председатель Государственного Совета
                                                  Республики Дагестан
                                                          М.МАГОМЕДОВ
   Махачкала
   13 апреля 2000 г.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz