Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Дагестан

Архив (обновление)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РД ОТ 31.05.1999 N 134 О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 1999 ГОД

(по состоянию на 17 июля 2006 года)

<<< Назад


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 31 мая 1999 г. N 134

               О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
                    РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 1999 ГОД

       В целях  обеспечения  государственного регулирования занятости
   населения в республике,  реализации Закона Республики Дагестан  "О
   занятости   населения   в   Республике   Дагестан"   Правительство
   Республики Дагестан постановляет:
       1. Утвердить   Программу   содействия   занятости    населения
   Республики Дагестан на 1999 год, разработанную Министерством труда
   и социального развития РД и согласованную с Министерством труда  и
   социального развития РФ (далее - Программа).
       2. Министерству труда и социального  развития  РД  в  месячный
   срок  довести Программу до заинтересованных министерств и ведомств
   РД, администраций районов и городов.
       3. Принять  к сведению,  что размеры расходов Государственного
   фонда  занятости  населения  РФ  (далее  -  Фонд  занятости   РФ),
   связанных  с реализацией мероприятий,  предусмотренных Программой,
   будут определяться Министерством труда и социального  развития  РФ
   поквартально,  с  учетом  складывающейся ситуации на рынке труда и
   наличия средств в фонде занятости РФ.
       4. Министерству  труда  и  социального развития РД совместно с
   заинтересованными министерствами и ведомствами РД, администрациями
   районов  и  городов,  работодателями  принять  меры  по реализации
   Программы.
       5. Рекомендовать администрациям районов и городов:
       обеспечить квотирование   рабочих   мест   по    предприятиям,
   организациям,  расположенным  на подведомственной территории,  для
   трудоустройства  социально  незащищенных   категорий   граждан   и
   инвалидов;
       обеспечить своевременное представление работодателями в центры
   по  занятости  и труду сведений о наличии свободных рабочих мест и
   вакантных должностей;
       с участием  органов службы занятости организовать общественные
   работы,  определить объемы и виды  общественных  работ  исходя  из
   необходимости развития социальной инфраструктуры района,  города с
   учетом количества и состава незанятого населения;
       оказывать практическую   помощь   в   работе   по  обеспечению
   своевременного  и  полного  поступления  в  Государственный   фонд
   занятости    населения    РД    обязательных   страховых   взносов
   работодателей.
       6. Министерствам  и  ведомствам  РД,  администрациям районов и
   городов до 20 января 2000 г.  представить в Министерство  труда  и
   социального развития РД информацию о выполнении Программы.
       7. Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
   на Министерство труда и социального развития РД.

                                           Председатель Правительства
                                                  Республики Дагестан
                                                          X.ШИХСАИДОВ
   Махачкала
   31 мая 1999 г.
   N 134





   "СОГЛАСОВАНА"                                           УТВЕРЖДЕНА
   Министерство труда и                  постановлением Правительства
   социального развития РФ                        Республики Дагестан
   М.Москвина                                        от 31 мая 1999г.
   25 декабря 1998 г.                                           N 134

                               ПРОГРАММА
           СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
                              НА 1999 ГОД

                                ПАСПОРТ
                Программы содействия занятости населения
                    Республики Дагестан на 1999 год
                          (далее - Программа)

   Основание для разра-   Закон Российской Федерации "О занятости
   ботки Программы        населения в Российской Федерации", Закон
                          Республики Дагестан "О занятости населе-
                          ния в Республике Дагестан", Положение о
                          Государственной службе занятости населе-
                          ния Республики Дагестан

   Государственный за-    Правительство Республики Дагестан, Мини-
   казчик                 стерство труда и социального развития
                          Российской Федерации

   Основные разработ-     Министерство труда и социального развития
   чики Программы         РД совместно с органами службы занятости
                          республики, заинтересованными министер-
                          ствами и ведомствами РД

   Цель и задачи Про-     содействие свободно избранной и продук-
   граммы, важнейшие      тивной занятости граждан, обеспечение
   целевые показатели     потребности работодателей в квалифициро-
                          ванной рабочей силе, совершенствование
                          системы социальных гарантий и оказание
                          материальной поддержки безработным. Для
                          реализации этой цели необходимо решение
                          следующих основных задач:

                          оказание содействия гражданам, ищущим
                          работу, в трудоустройстве;

                          содействие в профессиональном обучении и
                          переобучении безработных граждан и неза-
                          нятого населения;

                          осуществление профессиональной ориента-
                          ции, профконсультирования, профотбора и
                          психологической поддержки населения;

                          организация временной занятости и расши-
                          рения применения оплачиваемых общест-
                          венных работ;

                          сохранение действующих и создание новых
                          рабочих мест;

                          содействие самостоятельной занятости и
                          предпринимательской деятельности безра-
                          ботных граждан;

                          развитие системы социальной поддержки
                          граждан в период их вынужденной безра-
                          ботицы

   Сроки и этапы реали-   в течение 1999 года
   зации Программы

   Объемы, источники и    финансовые затраты на реализацию Про-
   порядок финансирова-   граммы из Государственного фонда занято-
   ния                    сти населения Республики Дагестан (далее -
                          фонд занятости РД) составят 120,5 млн. руб.
                          при дефиците бюджета фрнда занятости РД
                          более чем 91 млн. рублей. Расходы Государ-
                          ственного фонда занятости населения Рос-
                          сийской Федерации (далее - фонд заня-
                          тости РФ), связанные с реализацией настоя-
                          щей Программы, будут определяться Мини-
                          стерством труда и социального развития РФ
                          поквартально, с учетом складывающейся
                          ситуации на рынке труда и наличия средств
                          в фонде занятости РФ

   Ожидаемые конечные     реализация Программы позволит:
   результаты релизации   сдержать уровень регистрируемой безра-
   Программы              ботицы в пределах 5 - 6 процентов;

                          оказать посредничество в трудоустройстве
                          14 тыс. человек;

                          обеспечить  временное трудоустройство
                          около 5,4 тыс. человек;

                          создать до 0,5 тыс. дополнительных рабочих
                          мест;

                          обучить (переобучить) 500 безработных
                          граждан;

                          провести профориентационную работу с
                          48 тыс. человек;

                          поддержать доходы 43 тыс. безработных
                          граждан;

                          погасить задолженность по выплате пособий
                          по безработице за 1997   и частично
                          за 1998 годы

   Система организации    контроль за реализацией Программы осуще-
   контроля за выполне-   ствляет Министерство труда и социального
   нием Программы         развития РД


                                Введение

       Программа содействия  занятости  населения Республики Дагестан
   на 1999  год  разработана  в  соответствии  с  Законом  Российской
   Федерации "О занятости населения в Российской Федерации",  Законом
   Республики Дагестан "О занятости населения в Республике  Дагестан"
   по  поручению  Правительства  Республики  Дагестан  и Министерства
   труда и социального развития Российской Федерации и  ориентирована
   на содействие свободно избранной и продуктивной занятости граждан,
   обеспечение потребности работодателей в квалифицированной  рабочей
   силе,  совершенствование  системы  социальных  гарантий и оказание
   материальной поддержки безработным.
       Разработка Программы  осуществлена на базе федеральной целевой
   программы содействия занятости населения Российской  Федерации  на
   1998  -  2000  "годы  и предложений заинтересованных министерств и
   ведомств РД,  администраций  городов  и  районов.  При  разработке
   Программы учитывались прогнозные оценки Министерства экономики РД.
       Программа обеспечивает комплексный подход  к  решению  проблем
   рынка труда с учетом специфики республики и сложившейся ситуации в
   экономической сфере.
       Программа рассчитана   на   дальнейшую   консолидацию   усилий
   различных  министерств  и  ведомств   РД,   деятельность   которых
   затрагивает проблему занятости населения и предполагает реализацию
   конкретных  направлений   содействия   трудоустройству   незанятых
   граждан в увязке с экономическими возможностями.


          Перечень основных терминов, используемых в Программе

       Трудовые ресурсы.  -   лица   трудоспособного   возраста   (за
   исключением  неработающих  инвалидов  труда  и войны 1 и 2 групп и
   лиц,  получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также
   работающие  лица  нетрудоспособного  возраста  (подростки  и  лица
   старше трудоспособного возраста).
       Занятые -  лица  трудоспособного  возраста  и старше,  а также
   младшего  возраста,  работающие  по  найму  за  вознаграждение  на
   условиях полного или неполного рабочего времени;  не по найму,  на
   приносящей доход работе,  самостоятельно или у отдельных  граждан;
   без оплаты на семейном предприятии.
       Незанятые - лица трудоспособного возраста и старше, которые не
   имеют работы (доходного занятия).
       Безработица -  явление  в   экономике,   при   котором   часть
   экономически  активного  населения,  желающая  работать,  не может
   продать (применить) свою рабочую силу.
       Безработные - лица трудоспособного возраста и старше,  которые
   не имеют работы (доходного занятия),  занимаются поиском работы  и
   готовы  приступить  к  работе.  Из их общей численности выделяются
   безработные,    официально    зарегистрированные     в     органах
   государственной  службы  занятости  и  получившие  этот  статус  в
   соответствии с законодательством о занятости.
       Уровень общей  безработицы - отношение численности безработных
   к численности экономически активного населения (в процентах).
       Уровень регистрируемой  безработицы  -  отношение  численности
   зарегистрированных   безработных   к   численности    экономически
   активного населения (в процентах).
       Экономически активное  население  (рабочая   сила)   -   часть
   населения, включающая всех занятых и безработных.
       Неполностью занятые  -  лица   наемного   труда,   вынужденные
   работать   (по   инициативе  администрации,  работодателя)  меньше
   установленной  законом  нормативной   продолжительности   рабочего
   времени.


                Занятость и рынок в переходной экономике

       Макроэкономические факторы и спрос на рабочую силу
       Республика Дагестан  является  одним  из  регионов  Российской
   Федерации с наиболее напряженной ситуацией на рынке  труда.  Среди
   факторов,  неблагоприятно  воздействующих  на  проблему  занятости
   населения  в  условиях  реформирования  экономики   в   Республике
   Дагестан, можно отметить:
       высокий уровень незанятого населения;
       продолжающийся рост  численности  трудовых  ресурсов в связи с
   сохраняющейся    относительно    благоприятной     демографической
   ситуацией;
       высокая доля незанятого сельского населения;
       высокий удельный  вес  многодетных  женщин в общей численности
   трудоспособного населения;
       значительное сокращение трудовой миграции населения за пределы
   республики при одновременном притоке возвращающихся  в  Республику
   Дагестан этнических дагестанцев;
       падение спроса на  рабочую  силу  в  связи  с  продолжающимися
   кризисными явлениями в сфере экономики.


       Изменения в сфере занятости
       Основные показатели    численности   занятого   и   незанятого
   населения  Республики  Дагестан  в  период  становления   рыночной
   экономики:

   --------------------T------T-------T-------T-------T-------T------
                       ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦ 1998*
                       ¦ 1990 ¦ 1992  ¦ 1994  ¦ 1996  ¦  1997 ¦оценка
   --------------------+------+-------+-------+-------+-------+------
   Занятое  население,  701,2   697,4   653,9   691,1   719,2   710,0
   тыс. чел.

   Лица в трудоспо-     179,4   229,6   309,9   342,6   379,6   381,1
   собном возрасте, не
   занятые в экономике
   номике, тыс. чел.

   Общая численность     -       97,8   149,2   155,2   198,6   210,0
   безработных (по ме-
   тодике МОТ), тыс. чел.

   в том числе:

   зарегистрированы в    -       20,3   43,8     67,1    54,6    42,0
   органах службы за-
   нятости, тыс.чел.

   из них получают       -       13,8   20,7     33,9    25,1    24,2
   пособие по без-
   работице, тыс. чел.

   Общий уровень без-    -       12,3   18,6     24,1    20,5    21,7
   работицы, проц.

   Уровень зарегист-     -        3,5    6,1      8,8     6,6     5,1
   рированной безра-
   ботицы, проц.
       --------------------------------
       <*> здесь и далее статистические данные
           Госкомитета РД по статистике.

       Численность занятых в экономике республики составляет 710 тыс.
   человек или около 80 проц.  экономически активного населения и 210
   тыс.  человек  (21,7  проц.)  экономически   активного   населения
   классифицируются  по  методологии  Международной организации труда
   (МОТ) как безработные.
       Официально зарегистрированы   в  органах  службы  занятости  в
   качестве безработных 41,2 тыс.  человек или 5,1 проц. экономически
   активного населения.
       Распределение численности  занятого  населения   по   отраслям
   экономики Республики Дагестан характеризуется следующими данными:

   ---------------------------T-------T------T-------T-------T-------
                              ¦ 1990  ¦ 1992 ¦ 1994  ¦ 1996  ¦  1997
   ---------------------------+-------+------+-------+-------+-------
                                                          (тыс. чел.)

   Всего занято в экономике     701,2   697,4   653,9   691,1   719,2
   Промышленность               146,7   131,7   105,5   100,0    78,2
   Сельское и лесное хозяйство  189,1   195,2   212,4   201,4   224,1
   Строительство                 64,7    61,0    56,2    58,3    65,0
   Транспорт и связь             39,9    36,7    31,1    41,7    40,6
   Торговля и общественное пи-   47,1    50,0    40,6    62,9    80,0
   тание, МТС, сбыт и заготовки
   ЖКХ,  непроизводственные      28,5    21,3    22,2    30,3    21,9
   виды бытового обслужи-
   вания населения
   Здравоохранение, физичес-     46,6    49,0    45,6    45,5    45,5
   кая культура   и   спорт,
   социальное обеспечение
   Образование,  культура  и    110,3   112,8   105,4   109,6   107,7
   искусство, наука и научное
   обслуживание
   Кредитование,  финансы и       3,5     4,5     6,6     9,2     8,9
   страхование
   Аппарат органов управления    16,9    14,5    18,4    20,4    31,4
   Другие отрасли                 7,9    20,7     9,9    11,8    15,9

                                                        (в % к итогу)

   Всего занято в экономике     100     100     100     100     100
   Промышленность                20,9    18,8    16,1    14,5    10,9
   Сельское и лесное хозяйство   27,0    28,0    32,5    29,1    31,2
   Строительство                  9,2     8,7     8,6     8,4     9,0
   Транспорт и связь              5,7     5,3     4,8     6,0     5,6
   Торговля и общественное пи-    6,7     7,2     6,2     9,1    11,1
   тание, МТС, сбыт и заготовки
   ЖКХ, непроизводственные        4,1     3,1     3,4     4,4     3,0
   виды бытового обслуживания
   населения
   Здравоохранение, физическая    6,7     7,0     7,0     6,6     6,3
   культура и спорт, социальное
   обеспечение
   Образование, культура и ис-   15,7    16,2    16,1    15,9    15,0
   кусство, наука и научное об-
   служивание
   Кредитование, финансы и        0,5     0,6     1,0     1,3     1,2
   страхование
   Аппарат органов управления     2,4     2,1     2,8     3,0     4,4


       Продолжает сокращаться  численность  занятых в государственном
   секторе экономики.  Это связано как с сокращением рабочих  мест  и
   оттоком рабочей силы ввысокооплачиваемые сектора экономики,  так и
   с  продолжающейся   трансформацией   предприятий   государственной
   собственности в акционерные общества.
       Распределение численности   занятого   населения   по   формам
   собственности приводится ниже:

   ----------------T------------------------------T---------------------------
                   ¦         Тысяч человек        ¦      В % к итогу
   ----------------+-----T-----T-----T------T-----+----T----T----T----T-------
                   ¦ 1990¦ 1992¦ 1994¦ 1996 ¦ 1997¦1990¦1992¦1994¦1996¦1997
   ----------------+-----+-----+-----+------+-----+----+----+----+----+-------

   Всего занято в   701,2 679,4 653,9 691,1  719,3  100  100  100  100  100
   экономике

     в том числе:

   на государст-    587,6 492,4 391,0 325,8  327,6 83,8 70,6 59,8 47,1 45,6
   венных и муни-
   ципальных пред
   приятиях и ор-
   ганизациях

   в частном сек-   3,5   200,1 233,5 267,2  325,2  0,5 28,7 35,7 38,7 45,2
   торе

   в общественных -         4,7   4,9   5,5   5,2    -   0,7  0,8  0,8 0,7
   организациях,
   фондах

   на совместных     -      0,2   0,3   0,5   0,05   -    -    -   0,1 0,01
   предприятиях

   на предприя-      -       -   24,2  92,1   61,2   -    -   3,7 13,3  8,5
   тиях и органи-
   запиях смешан-
   ной   формы
   собственности


       Состояние системы рабочих мест в отраслях экономики
       В связи  с  кризисными  явлениями в экономике страны в 1998 г.
   после некоторой  стабилизации  на  предприятиях  республики  вновь
   наметился   спад   производства,  вследствие  чего  в  большинстве
   отраслей   экономики   республики   предполагается    значительное
   сокращение   рабочих   мест,  особенно  в  отраслях  материального
   производства - в промышленности, строительстве. При снижении общих
   размеров    занятости    сохраняется    тенденция   межотраслевого
   перераспределения рабочей силы в пользу непроизводственной  сферы.
   Перетоки  рабочей  силы  во  многом  определились  увеличивающейся
   разницей в оплате труда работников  различных  сфер  производства.
   Увеличилось число рабочих мест в органах управления и образования,
   стабильно увеличивающее в последние  годы  число  рабочих  мест  в
   финансово   -   кредитной  сфере,  страховании  резко  сократилось
   вследствие экономического кризиса.
       Вместе с  тем  в  республике  сложился отрицательный дисбаланс
   рабочих мест, дефицит которых составляет не менее 175 тыс. единиц,
   в  связи  с чем уровень безработицы в республике,  рассчитанный по
   методологии МОТ в  2  раза  выше,  чем  в  среднем  по  Российской
   Федерации.  Такое  положение  относит  Республику Дагестан к числу
   регионов, нуждающихся в приоритетном создании и сохранении рабочих
   мест.
       Относительно низкий  уровень  регистрируемой   безработицы   в
   республике   объясняется   не   только   финансовыми   проблемами,
   затрудняющими проведение активной политики в области  занятости  и
   обеспечение  материальной  поддержки  безработных,  что удерживает
   часть ищущего работу  населения  от  обращения  за  содействием  в
   органы   службы   занятости,  но  и  содержанием  на  предприятиях
   значительной  численности  работников,  не  обеспеченных  работой,
   работающих  неполный  рабочий  день  или находящихся в вынужденных
   отпусках по инициативе администрации.  В 1998 г. ежемесячно до 6 -
   8 тыс.  работников (1,7 проц. среднесписочной численности) крупных
   и  средних  предприятий  работали  в  режиме  неполного   рабочего
   времени,  а  более  47  тыс.  человек  (12,1  проц.)  находились в
   вынужденных отпусках по инициативе администрации.
       Количество неотработанного  рабочего  времени  в  1998  г.  по
   инициативе администрации составили по оценке 4,8 млн. человекодней
   или  12  дней  в  расчете  на  одного  среднесписочного работника.
   Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются  на  предприятиях
   машиностроения,     промышленности     строительных    материалов,
   транспорта, строительства.

       Общая динамика безработицы. Региональные проблемы рынка труда
       В 1998 г.  в органы Государственной службы занятости населения
   обратилось 63,2 тыс.  чел.,  в том числе 26,7 тыс.  чел. в поисках
   работы  (против  24,1  тыс.  -  в  1997  г.).  Из  числа  граждан,
   обратившихся за содействием в  трудоустройстве,  36,0  проц.  (9,6
   тыс. чел.) составили жители городов, 29,8 проц. (7,8 тыс. человек)
   жители горных районов республики,  17,6 проц.  (4,7 тыс.  чел.)  -
   предгорных  районов  и  10,6  проц.  (2,8  тыс.  чел.) - равнинных
   районов.  При этом наименьший поток граждан, обращающихся в центры
   занятости за содействием в трудоустройстве,  отмечен в Кизлярском,
   Тарумовском, Агульском, Ногайском, Левашинском, Кулинском, Лакском
   районах.  Напротив,  наибольшее  число  граждан,  ищущих  работу в
   сельской местности,  зарегистрировано  органами  службы  занятости
   С-Стальского (1048 чел.),  Табасаранского (897 чел.),  Рутульского
   (833 чел.), Казбековского (734 чел.), Магарамкентского (709 чел.),
   районов,  а по городской местности - по г. Махачкале, г. Дербенту,
   г. Хасавюрту, г. Каспийску.
       Общая численность    граждан,    признанных   безработными   в
   республике по состоянию на 1 января 1999 г.,  составила 41,2  тыс.
   человек.  При  этом продолжается снижение числа безработных,  так,
   если за 1997 г.  численность  безработных  граждан,  состоящих  на
   учете  в органах службы занятости,  уменьшилась на 12,5 тыс.  чел.
   или 18,6 процента, то за 1998 г. она уменьшилась на 12,6 тыс. чел.
   или на 23 процента.
       Уровень регистрируемой безработицы в республике снизился с 6,6
   проц.  в  январе  1998 г.  до 5,1 процента к декабрю 1998 года.  В
   целом,  наиболее  высокий  уровень   безработицы   отмечается   по
   предгорным  (11,7 проц.) и горным (11,1 проц.) районам республики.
   Несколько ниже этот показатель по городам (2,2 проц.) и  равнинным
   районам (1,9 проц.).
       В целом   по   Республике   Дагестан   основные    показатели,
   характеризующие рынок труда, таковы:
       численность безработных, официально признанных органами службы
   занятости, составила 41,2 тыс. чел. (в 1997 г. - 56,3 тыс. чел.);
       численность вакансий, заявленных предприятиями в органы службы
   занятости - 773 ед. (в 1997 г. - 602 ед.);
       коэффициент напряженности рынка труда  (численность  незанятых
   граждан,  зарегистрированных  в органах службы занятости в расчете
   на одну вакансию) - 59 чел. (в 1996 г. - 101 чел.);
       доля безработных,  состоящих  на  учете более 1 года,  в общей
   численности зарегистрированных безработных превысила 56  проц.  (в
   1997 г. - 52 проц.);
       уровень регистрируемой безработицы (рассчитанный как отношение
   числа  зарегистрированных  безработных  к численности экономически
   активного населения) составил 5,1 проц. (в 1997 г. - 6,8 проц.).
       Приведенные выше показатели свидетельствуют о том,  что в 1998
   г.  по сравнению с 1997 годом  ситуация  на  контролируемом  рынке
   труда улучшилась.
       Указанные тенденции отмечены практически  по  всей  территории
   республики, за исключением отдельных районов и городов республики,
   в частности,  в Акушинском,  Ахтынском, Гумбетовском, Дербентском,
   Кумторкалинском,    Новолакском,    Рутульском,    Сергокалинском,
   Тляратинском  районах  и  г.  Буйнакске,  в  которых  в  1998   г.
   продолжился рост численности безработных.  Вместе с тем в наиболее
   кризисной  ситуации,  по-прежнему,  остается  сельская   местность
   республики,    на    которую    приходится    около    80    проц.
   зарегистрированных безработных,  а уровень безработицы  в  4  раза
   превышает уровень безработицы в среднем по Российской Федерации.
       В следующей таблице приведены основные показатели  по  районам
   республики  с  наиболее  напряженной  ситуацией  на контролируемом
   рынке труда:

   -----------------T--------------T-------------T-------------------
                    ¦    Уровень   ¦Напряженность¦  Доля безработных,
                    ¦регистрируемой¦  на одну    ¦   состоящих на
                    ¦ безработицы  ¦  вакансию   ¦учете более 1 года,
                    ¦   (проц.)    ¦   (чел.)    ¦  в общей числен-
                    ¦              ¦             ¦ ности безработных
                    ¦              ¦             ¦      (проц.)
   -----------------+--------------+-------------+-------------------
    Республика Дагестан    5,1            59             56
        Районы:

    Гумбетовский          26,3       нет вакансий        87,7
    Ахтынский             25,8       нет вакансий        85,5
    Курахский             24,7       нет вакансий        47,4
    Хивский               23,2       нет вакансии        82,7
    С-Стальский           21,9           708             68,4
    Гергебильский         16,4       нет вакансий        74,2

       Из состоящих на учете в центрах по занятости и труду городов и
   районов:
       безработных женщин - свыше 27 тыс.  чел.  или 63,5 проц. (1997
   г. - 61,3 проц.);
       безработных, проживающих  в  сельской  местности  - более 33,4
   тыс. чел. или 79,6 проц. (1997 г. - 77,6 проц.);
       безработных в возрасте 16 - 29 лет - 23,9 тыс.  чел.  или 43,5
   проц. (1997 г. - 56,9 проц.);
       безработных, имеющих  среднее  образование  и ниже - 27,1 тыс.
   чел. или 62,4 проц. (1997 г. - 62,2 проц.).
       Превышение удельного   веса   женщин   в   общей   численности
   безработных отмечается практически по всей территории  республики,
   а  по  отдельным  районам,  таким как Бабаюртовский,  Каякентский,
   Кязлярский,   Буйнакский,   Кулинский,   Ногайский,   Тарумовский,
   Новолакский,  Акушинский,  Ахвахский,  Гумбетовский,  Левашинский,
   Шамильский,  Хунзахский,  Цумадинский,  Чародинский  и  Бежтинский
   участок,  а также городам Каспийск,  Кизляр,  Кизилюрт,  Буйнакск,
   Южно - Сухокумск доля безработных женщин  более  чем  в  два  раза
   превышает  число  безработных  - мужчин,  что несомненно связано с
   отсутствием рабочих мест для применения женского труда.
       Высокий удельный   вес   "сельских"   безработных  может  быть
   объяснен не столько превышением сельского населения над городским,
   сколько  отсутствием каких-либо постоянных рабочих мест в сельской
   местности,  кроме   как   в   колхозах,   совхозах   и   бюджетных
   организациях.
       Значительная доля молодежи в  составе  безработных  связана  с
   отсутствием  достаточного  количества  рабочих  мест  для граждан,
   вступающих в трудоспособный возраст, а также повышением требований
   работодателей к качеству рабочей силы. Наибольшее число молодежи в
   составе  безработных  -  свыше  70   проц.   зарегистрировано   по
   Ахвахскому,  Гергебильскому,  Кайтагскому, Кулинскому, Курахскому,
   Лакскому, Цумадинскому районам и г. Буйнакску.


               Прогноз спроса и предложения рабочей силы

       Прогнозируемый спрос на рабочую силу
       В Республике  Дагестан  сложилась   критическая   ситуация   с
   обеспечением     населения     рабочими     местами.     Суммарный
   неудовлетворенный спрос населения республики в  рабочих  местах  в
   1998   г.   составлял  175  тыс.  единиц.  Уровень  безработицы  в
   республике в целом (по методологии МОТ)  составил  21,7  проц.  от
   численности экономически активного населения.
       Для приведения уровня безработицы  в  республике  к  предельно
   допустимому уровню безработицы в регионе (10 проц. от экономически
   активного населения) необходимо дополнительно  создать  более  100
   тыс. рабочих мест.
       При этом   усилия   должны   быть   направлены   на   создание
   конкурентоспособных     высокотехнологических     рабочих     мест
   преимущественно в промышленности,  так как на рынке труда  имеется
   большая группа высококвалифицированных работников,  высвобожденных
   с оборонных предприятий или работающих в режиме неполного рабочего
   времени.

       Отраслевые проблемы занятости
       Одной из  приоритетных  отраслей  для  создания  рабочих  мест
   является  сельское  хозяйство и отрасли,  связанные с переработкой
   сельскохозяйственной  продукции,  поскольку  Республика   Дагестан
   является  традиционно  аграрным  регионом,  где  имеются в избытке
   трудовые  ресурсы  и  условия  для  развития  высокотехнологичного
   сельского  хозяйства.  В  1999  г.  планируется  создать  2,0 тыс.
   рабочих   мест   на    производствах,    связанных    с    пищевой
   промышленностью.
       Планируется ввод рабочих мест в стекольной, легкой, химической
   промышленности,  на  предприятиях  машиностроения  и радиотехники.
   Суммарный ввод рабочих мест  составит  ориентировочно  до  6  тыс.
   рабочих мест.
       Кроме того,  в рамках реализации  постановления  Правительства
   Российской  Федерации от 10 сентября 1997 г.  N 1151 "О неотложных
   мерах по стабилизации и развитию  экономики  Республики  Дагестан"
   планируется  задействовать рабочую силу на реконструкции аэропорта
   г.   Махачкалы,   строительстве   Махачкалинского   международного
   морского торгового порта,  Ирганайской ГЭС,  ремонте автомобильных
   дорог и других объектах.  Общий спрос на рабочую  силу  по  данным
   объектам превысит 4 - 5 тыс. человек.

       Предложение рабочей силы на рынке труда
       В связи  с  продолжающимся   опережением   прироста   трудовых
   ресурсов   над  количеством  создаваемых  рабочих  мест  проблемой
   остается трудоустройство  молодежи,  вступающей  в  трудоспособный
   возраст.   Ежегодный   прирост  численности  трудовых  ресурсов  в
   республике,  не обеспеченных рабочими местами, составляет не менее
   20-25 тыс.  человек.  Основные прогнозные показатели предложения и
   спроса  на  рабочую  силу  на  рынке  труда  Республики   Дагестан
   приведены в следующей таблице:

   ---------------------------T----------T--------T--------T---------
           Показатели         ¦ Единица  ¦ 1997г. ¦ 1998г. ¦  1999г.
                              ¦  измер.  ¦ (факт) ¦(оценка)¦(прогноз)
   ---------------------------+----------+--------+--------+---------
   Численность населения        тыс. чел.   2093,7   2108,0   2150,6

   Трудовые ресурсы             тыс. чел.   1098,8   1100,0   1104,4

   Занятые в экономике респуб-  тыс. чел.    719,2    710,0    738,6
   лики - всего

       в том числе:

    в материальном производстве тыс. чел.    496,2    416,0    506,4

    непроизводственной сфере    тыс. чел.    223,0    294,0    225,2

    в государственном секторе   тыс. чел.    345,2    330,5    325,5
    экономики

    в общественных объеди-      тыс. чел.     6,5      6,7      6,9
    нениях

    на предприятиях и органи-   тыс. чел.    92,2     93,2     95,9
    зациях со смешанной фор-
    мой собственности

    в частном секторе           тыс. чел.   252,3     295,1    301,8

    в том числе в личных под-   тыс. чел.    75,0      79,4     82,4
    собных хозяйствах

   Численность высвобождаемых   тыс. чел.     9,9      10,2     10,1
   (сокращаемых) работников
   ников

   Численность работников на    тыс. чел.     2,1       7,5      8,2
   предприятиях, вводимых в
   прогнозируемом периоде



           Ключевые проблемы рынка труда Республики Дагестан

       1. Значительное  отставание количества вводимых дополнительных
   рабочих  мест   от   прироста   численности   трудовых   ресурсов.
   Необеспеченность   подростков,   вступающих   в  рабочий  возраст,
   рабочими местами. Дисбаланс между численностью трудовых ресурсов и
   имеющимся в республике количеством созданных рабочих мест.
       2. Сокращение количества действующих рабочих мест,  особенно в
   сельской     местности,    прекращение    поддержки    дотационных
   сельскохозяйственных производств.
       3. Недостаточное   развитие   трудовой   сферы,  что  ведет  к
   преобладанию  в  республике   неэффективной   занятости,   которая
   выражается  в  содержании  излишней  численности на нерентабельных
   производствах.
       4. Недоиспользование  имеющихся  производственных  мощностей и
   рабочего времени,  и,  как следствие этого,  значительные масштабы
   "частичной безработицы" работающих граждан.
       5. Отсутствие   экономического   интереса   у   работников   в
   результатах   своего   труда   и   производства  в  целом,  низкая
   производительность и эффективность труда.
       6. Потеря   предприятиями   значительного   числа   работников
   высочайшей квалификации,  отсутствие реальной связи между доходами
   и уровнем профессионализма работников.
       7. Снижение спроса на рабочую силу путем интенсификации  труда
   и   финансовых  проблем  работодателей.  Отсутствие  экономических
   возможностей расширения производства.
       8. Выпуск  учебными  заведениями  всех уровней специалистов по
   профессиям, не пользующимся спросом на рынке труда.
       9. Проблемы   с   трудоустройством   отдельных   социально   -
   демографических групп населения  (молодежь,  женщины,  инвалиды  и
   др.),  в связи с чем отмечается значительный рост числа длительных
   безработных, состоящих на учете в службе занятости более года.
       10. Значительная  дифференциация  напряженности рынка труда по
   городам и районам республики,  наличие большого числа территорий с
   критической ситуацией на рынке труда.
       11. Отсутствие финансовых возможностей для проведения активной
   политики на рынке труда.

                Государственная политика на рынке труда

       Основные задачи государственной политики на рынке труда
       Исходя из прогнозируемой ситуации на  рынке  труда,  основными
   задачами государственной политики на рынке труда определены:
       повышение спроса  на  квалифицированную  рабочую   силу,   как
   необходимой предпосылки для роста эффективности труда;
       обновление кадрового  потенциала   за   счет   трудоустройства
   молодежи, получившей современное профессиональное образование;
       усиление роли  профессионального   труда   в   росте   доходов
   работающих   и   соответствующее   изменение   трудовой  мотивации
   (высокоэффективный труд - высокие заработки);
       упреждающая профессиональная   подготовка,   переподготовка  и
   повышение  квалификации   граждан,   прежде   всего   составляющих
   мобильный   резерв  рабочей  силы,  с  учетом  меняющегося  спроса
   экономики   на   рабочую   силу   в   интересах   обеспечения   ее
   конкурентоспособности;
       оказание содействия работодателям в создании и сохранении  ими
   экономически целесообразных рабочих мест;
       максимально возможное привлечение безработных к общественным и
   другим временным работам;
       совершенствование учета безработных и  предоставления  пособий
   по безработице;
       оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в
   зависимости   от   причин  потери  работы  и  готовности  человека
   адаптироваться  к   новым   и   более   высоким   профессиональным
   требованиям.

       Инвестиционная политика и поддержка предпринимательства
       Экономическое положение Республики Дагестан в настоящее  время
   характеризуется   продолжающимися   кризисными  явлениями,  как  в
   промышленности,  так и  в  сельском  хозяйстве.  На  фоне  сложной
   экономической  ситуации  по  стране  в  целом ситуация в Дагестане
   усугубилась  напряженностью  в  соседней   Чеченской   Республике,
   разрывом  экономических  связей  со  странами  дальнего и ближнего
   зарубежья,  что привело значительное число предприятий Дагестана к
   вынужденным   простоям   и   приостановке  своей  производственной
   деятельности на длительный период.
       В этой связи будет продолжена реализация как традиционных, так
   и специальных мер, позволяющих изменить в лучшую сторону состояние
   дел   с   занятостью   населения  республики.  Одним  из  наиболее
   эффективных  инструментов  активной  политики  в  сфере  занятости
   населения  может  быть  создание  дополнительных  рабочих  мест  с
   участием органов службы занятости на основе передачи  оборудования
   по  лизингу  арендаторам  и  трудоустройства  на  них  безработных
   граждан, состоящих на учете в центрах по занятости и труду,
       Целью реализации  указанных  мероприятий  является передача 58
   единиц оборудования для создания 350 прямых рабочих мест  с  целью
   трудоустройства на них безработных граждан.


           Развитие качества рабочей силы как составной части
                     развития человеческих ресурсов

       Организация профессиональной   подготовки   и   переподготовки
   безработных граждан
       Программа профессиональной      подготовки,     переподготовки
   безработных  граждан  направлена  на  комплексное  решение  задач,
   способствующих эффективной,  свободно избранной занятости граждан,
   удовлетворению  их  потребности  в  обучении  в   соответствии   с
   условиями и требованиями рынка труда;
       Ключевой целью программы является регулирование рынка труда за
   счет   улучшения   качества   рабочей  силы  через  предоставление
   образовательных услуг невостребованным кадрам, она предусматривает
   выполнение следующих функций:
       социальных (овладение  профессией,  как  средством  защиты  от
   безработицы путем повышения конкурентоспособности),
       экономических (развитие   трудового    потенциала    общества,
   воспроизводство рабочей силы, необходимой квалификации).
       Профессиональное обучение  будет  осуществляться   на   основе
   комплексного подхода с учетом уровня образования, профессиональных
   знаний и умений,  производственного и жизненного опыта безработных
   граждан, их желания и потребности рынка труда в кадрах.
       При направлении граждан на обучение будут соблюдены  следующие
   приоритеты:
       для выпускников  общеобразовательных  школ  -  ориентация   на
   профобучение  в учебных заведениях начального,  среднего и высшего
   профессионального образования по полным учебным программам за счет
   средств государственного бюджета;
       для выпускников учебных заведений начального профессионального
   образования  -  повышение  квалификации  по  имеющейся  профессии,
   получение новой и смежной профессий;
       для выпускников   учебных   заведений   высшего   и   среднего
   профессионального    образования    -     получение     "рыночных"
   специальностей;
       для женщин,  имеющих  несовершеннолетних  детей   -   обучение
   профессиям    (специальностям),    предполагающим   в   дальнейшем
   организацию индивидуальной деятельности;
       для инвалидов  -  обучение  профессиям,  выполнению  отдельных
   видов работ с учетом их  психологического  состояния,  медицинских
   показаний к труду и имеющихся профессиональных знаний и перспектив
   дальнейшей деятельности.
       Основными направлениями    политики    занятости   в   области
   профессионального обучения в 1999 году будут:
       формирование социального  заказа  на профессиональное обучение
   безработных граждан,  а также  участие  в  определении  объемов  и
   профилей  подготовки  рабочих  и  специалистов  в профессиональных
   образовательных учреждениях различного уровня;
       приоритетное направление  на профобучение безработных граждан,
   особо нуждающихся в социальной защите;
       оказание услуг    работодателям    в    области   опережающего
   профессионального обучения;
       профессиональное обучение  безработных  граждан  для  работы в
   негосударственном секторе для развития ремесленничества  и  нового
   уровня сферы услуг;
       ориентирование молодежи, не имеющей профессии, на получение ее
   через профессиональные образовательные учреждения;
       обеспечение отбора учреждений профессионального образования  и
   наиболее  эффективных  учебных  программ  для обучения безработных
   граждан;
       развитие прямой и обратной связи между центрами по занятости и
   труду и  учебными  заведениями  в  целях  повышения  эффективности
   процесса подготовки кадров из числа безработных граждан;
       осуществление контроля за содержанием и качеством обучения.
       Согласно прогнозу развития ситуации на рынке труда в 1999 году
   профессиональное   обучение   потребуется   для    500    человек.
   Предполагается,   что   среди  них  70  проц.  будут  нуждаться  в
   профессиональной подготовке, 15 проц. - в переподготовке, 10 проц.
   - в освоении второй (смежной) специальности, 5 проц. - в повышении
   квалификации.  Из общего количества предполагаемых  к  направлению
   органами   службы  занятости  на  профобучение  (переобучение)  70
   процентов составит молодежь,  более 50  процентов  -  женщины.  Из
   общей  численности  безработных  ориентировочно  около 400 человек
   будут   обучены   под   конкретные   рабочие   места    за    счет
   Государственного  фонда занятости населения Российской Федерации и
   более 100 человек -  за  счет  средств  государственного  бюджета,
   работодателей и собственных средств.
       Основные профессии,  по  которым   предполагается   проведение
   профессионального  обучения в 1999 году:  мастер по пошиву верхней
   одежды,  электрогазосварщик,  оператор   ПЭВМ,   радиомеханик   по
   обслуживанию и ремонту телерадиоаппаратуры, водитель, автослесарь,
   закройщик - модельер, каменщик, парикмахер, часовщик и другие.
       Для обеспечения   реализации   политики  занятости  в  области
   профессионального обучения предусматривается:
       регулярно информировать население о ситуации на рынке труда, о
   спросе на рабочую силу, возможностях профессионального обучения;
       обеспечить приоритетное    направление   на   профессиональное
   обучение безработных, нуждающихся в особой социальной поддержке:
       молодежь, женщин,  имеющих малолетних детей и детей инвалидов,
   инвалидов,  военнослужащих, уволенных в запас, длительное время не
   работающих, прекративших получать пособие по безработице в связи с
   истечением срока его выплаты;
       продолжить работу   по  созданию  регионального  банка  данных
   профессий и специальностей, пользующихся спросом на рынке труда;
       информировать работодателей   о   предложении   рабочей  силы,
   привлекать их к сотрудничеству в решении вопросов профобучения;
       использовать для  обучения безработных граждан образовательные
   учреждения разного уровня подготовки и прошедших конкурсный отбор;
       сочетать разные формы и виды организации обучения, в том числе
   групповые и индивидуальные занятия, построения учебного процесса в
   зависимости от первоначального уровня знаний обучаемого.

       Учебная база  для   профессионального   обучения   безработных
   граждан
       Для организации профессионального обучения безработных граждан
   будет  создана  база  из  образовательных  учреждений  начального,
   среднего и дополнительного профессионального образования, учебно -
   курсовых комбинатов и технических школ,  других учебных заведений,
   прошедших конкурсный  отбор.  Отбор  будет  проводиться  с  учетом
   качества подготовки специалистов,  стоимости обучения, возможности
   организации  учебного   процесса   для   взрослого   населения   и
   территориальной   расположенности.  В  настоящее  время  заключены
   договора о намерениях с 15 учебными заведениями.

       Финансирование программы    профессиональной    подготовки   и
   переподготовки безработных граждан
       В 1999   году   из  средств  Фонда  занятости  РД  планируется
   затратить на профессиональное обучение безработных граждан  1205,0
   тыс.  рублей,  в том числе 245,0 тыс. рублей на выплату стипендий.
   Средний срок  обучения  составит  3,5  месяца,  средняя  стоимость
   обучения  одного  безработного  ориентировочно  составит  2,4 тыс.
   рублей,  средний размер стипендии с учетом доплаты  на  иждивенцев
   составит 175 рублей в месяц.

       Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
       Профессиональная ориентация    и   психологическая   поддержка
   населения  становятся  частью  социальной   политики   республики,
   направленной на:
       развитие человеческих  ресурсов  страны  путем   планирования,
   поддержки и сопровождения профессиональной карьеры граждан;
       психологическое и профессиональное консультирование работников
   и   незанятого   населения  по  вопросам  выбора  гражданами  вида
   деятельности   форм   занятости   в   соответствии    с    личными
   способностями, склонностями и потребностями экономики.
       В целях дальнейшего  развития  профессиональной  ориентации  в
   службе занятости республики будет продолжена работа по:
       информированию широких слоев населения о сферах  деятельности,
   профессиях,  специальностях,  пользующихся спросом на рынке труда,
   требованиях,  предъявляемых ими к личности, возможностях получения
   профессионального образования;
       профессиональному консультированию,  как  помощи  человеку   в
   профессиональном  самоопределении  с  целью  принятия  осознанного
   решения   о   выборе   профессионального   пути   с   учетом   его
   психологических особенностей и возможностей,  а также потребностей
   общества;
       профессиональному отбору и подбору с целью определения степени
   профессиональной  пригодности  человека  к  конкретной  профессии,
   предоставления  рекомендаций  человеку  о  возможных  направлениях
   профессиональной    деятельности     на     основе     результатов
   психодиагностики;
       психологической поддержке  граждан,  находящихся  в  состоянии
   депрессии, путем оптимизации психологического состояния человека -
   как  следствие  преодоления  кризисных   ситуаций   и   достижения
   эмоциональной   устойчивости,  способствующей  профессиональной  и
   социальной самореализации.
       Основными направлениями  развития  профориентационных  услуг в
   1999 году будут:
       осуществление в    приоритетном    порядке    профессиональной
   ориентации  граждан,  проблемы  трудоустройства  которых  решаются
   особенно  сложно:  безработных,  длительно  неработающих,  женщин,
   инвалидов, молодежи;
       оказание массовых  профинформационных  услуг  населению  через
   газеты,  радио,  телевидение,  распространение  профинформационных
   материалов, участие профконсультантов в ярмарках вакансий;
       первичное профессиональное информирование  и  консультирование
   граждан  до  постановки  их на учет в качестве безработных с целью
   повышения мотивации поиска работы и предотвращения  постановки  на
   учет  тех,  кто,  получив  в  достаточной  мере  профориентационые
   услуги, способен трудоустроиться самостоятельно;
       превентивная профориентационная  работа  с  учащимися  с целью
   увеличения числа выпускников общеобразовательных школ, поступающих
   на длительное стационарное обучение в учреждения профессионального
   образования,  тем  самым,   уменьшая   приток   на   рынок   труда
   неконкурентоспособной молодежи;
       профессиональное консультирование   безработных   граждан   на
   индивидуальном  уровне,  По  вопросам  выбора  наиболее приемлемой
   сферы   деятельности   или   направления    на    профессиональное
   переобучение,  приобретение  новой  специальности  с  учетом,  как
   потребностей и возможностей  самих  граждан,  так  и  потребностей
   рынка труда;
       организация коллективных форм работы с  гражданами,  длительно
   состоящими   на  учете,  с  использованием  различных  методов  по
   активизации самостоятельного поиска работы;
       профессиональная ориентация   высвобождающихся  работников  на
   местах в виде консультационно  -  методической  и  психологической
   помощи с целью повышения уверенности в своих силах, предоставления
   им информации о возможностях  трудоустройства,  о  работе  органов
   службы занятости с этой категорией граждан;
       создание повсеместно      банков       высококвалифицированных
   специалистов  для  использования в заинтересованном посредничестве
   при работе с работодателями.
       Предусматривается, что  в  1999  г.  профориентационные услуги
   смогут получить более 48  тысяч  граждан,  на  что  предполагается
   израсходовать 300 тыс. рублей.


                         Качество рабочей среды

       Оплата труда
       Серьезные проблемы  в  области  оплаты труда,  накопившиеся за
   последние годы,  являются одним из  дестабилизирующих  факторов  в
   социальной  сфере  республики  и,  в частности,  одним из факторов
   роста безработицы.  Необоснованная дифференциация в оплате  труда,
   хронические  нарушения  сроков выплаты заработной платы работникам
   и,  как следствие,  снижение уровня  жизни  большинства  населения
   обосновывают    необходимость   повышения   роли   государства   в
   регулировании  оплаты   труда,   создании   гарантий   обеспечения
   прожиточного минимума своим гражданам.
       Необходимо направить    усилия     на     повышение     уровня
   государственных  гарантий  оплаты  труда с целью вывода работающих
   граждан  из  категории  низкодоходного  населения,  реформирование
   оплаты  труда  на  основе  экономических методов,  преимущественно
   через  налоговое  регулирование  денежных  доходов,  использование
   механизмов социального партнерства и системы договоренностей между
   работодателями   и   наемными   работниками,   повышение    уровня
   государственных  гарантий  минимальной  оплаты труда,  ужесточение
   ответственности за нарушение трудового законодательства.

       Условия труда
       Износ основных фондов,  низкий технический уровень технологий,
   ухудшение   обеспечения    средствами    индивидуальной    защиты,
   нормативной   и   регулирующей   информацией,  массовые  нарушения
   технологической  и  производственной  дисциплины,  низкий  уровень
   культуры  производства,  снижение  ответственности работодателя за
   условия и  охрану  труда  усугубляют  неблагоприятную  ситуацию  в
   области  охраны  труда.  В  последние  годы  не  снижается уровень
   производственного травматизма и  профессиональной  заболеваемости.
   По данным службы госсанэпиднадзора 40% из числа занятых в отраслях
   экономики работают в тяжелых и вредных условиях труда.
       В целях  формирования более стабильной и благоприятной рабочей
   среды,  повышения экономической заинтересованности работодателей в
   улучшении   условий   и  охраны  труда,  снижения  и  профилактики
   производственного травматизма и  профзаболеваний  в  1998  -  2000
   годах предусматривается:
       дальнейшее совершенствование    законодательной     и     иной
   нормативной  базы  по  охране  труда,  предусматривающее  усиление
   государственного регулирования охраны и условий труда;
       разработка и реализация республиканской,  городских и районных
   программ по улучшению условий и охраны труда;
       координация деятельности органов надзора и контроля за охраной
   труда,  министерств   и   ведомств,   объединений   работодателей,
   профессиональных   союзов   в  вопросах  разработки  и  реализации
   комплекса мероприятий по  решению  проблемы  улучшения  условий  и
   охраны труда.

       Социальный диалог на рынке труда
       Изменение социальной   роли   работников,   работодателей    и
   государства   требует  решения  вопросов  становления  и  развития
   социального  партнерства,  как  эффективной  системы   договорного
   регулирования  социально  -  трудовых отношений,  включая механизм
   разрешения  коллективных  трудовых  споров,  в  целях   увеличения
   гибкости рынка труда.
       В современных условиях возрастает роль договорных отношений по
   вопросам   оплаты   труда,   упорядочения   внутрипроизводственных
   отношений, повышения эффективности труда и его производительности,
   регулирования   процесса  высвобождения  работников,  формирования
   открытого рынка труда.
       В 1999 г. предусматривается:
       повысить роль   работодателей   и   представителей    трудовых
   коллективов  в  решении  вопросов  организации  рабочего  времени,
   заработной платы и защиты от дискриминации при найме и увольнении;
       усилить роль трехсторонней комиссии по регулированию социально
   -  трудовых  отношений  по  контролю  за   выполнением   сторонами
   достигнутых договоренностей в сфере труда и социальных вопросов;
       совершенствовать государственное     содействие     разрешению
   коллективных   трудовых   споров  на  разных  уровнях  социального
   партнерства.


                 Улучшение функционирования рынка труда

       Информация о рынке труда
       Тенденции развития   рынка   труда   создают  возможности  для
   самостоятельного поиска работы населением без обращения  в  службу
   занятости. При этом широкое информирование граждан и работодателей
   о возможности  трудоустройства  и  наличии"  для  этого  свободных
   рабочих мест, перспективах трудоустройства и обучения будет только
   способствовать развитию рынка труда.  Информационная  деятельность
   будет  строиться  как  через органы службы занятости,  так и через
   средства массовой информации.
       В целях  оперативного  реагирования на изменения конъюнктуры в
   сфере занятости,  формирования  системы  информационной  поддержки
   государственной политики занятости предусматривается:
       проведение мониторинга состояния рынка труда;
       распространение передового    опыта   регионов   по   вопросам
   содействия занятости;
       информирование населения о возможности трудоустройства,  в том
   числе  и  за  пределами  республики,  и  работодателей  о  наличии
   квалифицированной рабочей силы.

       Содействие в трудоустройстве незанятого населения
       Содействие гражданам,  ищущим работу,  в трудоустройстве будет
   осуществляться центрами по  занятости  и  труду  (далее  -  центры
   занятости)   в  городах  и  районах  совместно  с  работодателями,
   заявляющими  в   службу   занятости   вакантные   рабочие   места.
   Предполагается, что в 1999 г. в центры занятости городов и районов
   обратятся в поисках работы более 45 тыс. граждан, из которых более
   14 тыс. будут трудоустроены, в том числе на заявленные вакансии до
   6 тыс.  человек.  Одновременно ежемесячно служба  занятости  будет
   располагать  800  -  900 вакансиями.  С целью выявления вакансий и
   вакантных должностей планируется проведение более 3 тыс.  проверок
   предприятий  и  организаций.  При  этом планируется увеличить долю
   трудоустроенных при  посредничестве  службы  занятости  граждан  в
   общей численности принятых на работу до 30 проц. против 23 проц. в
   1998 году.
       Для обеспечения  эффективного  содействия  в   трудоустройстве
   гражданам,   ищущим   работу,   будет   активизирована  работа  по
   проведению "ярмарок вакансий",  а также организована работа клубов
   "Новый  старт"  и  "Клуба  ищущих  работу",  что  позволит оказать
   содействие  в  трудоустройстве  более  200  длительно  безработным
   гражданам.

       Территориальная мобильность рабочей силы
       В 1999  г.  в  целях  организации   территориальной   трудовой
   мобильности граждан будет продолжена работа по использованию банка
   данных вакансий по Российской Федерации. При этом будет обеспечено
   заключение   прямых   договоров   с  предприятиями,  испытывающими
   потребность в рабочей силе.  В  порядке  трудовой  мобильности  за
   пределы   Республики   Дагестан  (в  Астраханскую,  Волгоградскую,
   Ростовскую,   Московскую,   Ленинградскую,   Тюменскую    области,
   Краснодарский,  Ставропольский  края,  а  также в некоторые районы
   Нечерноземья)  предполагается  направить  более  300   безработных
   граждан из городов и районов республики.
       В рамках  мероприятий  по  регулированию  трудовой мобильности
   внутри республики будет продолжена работа по созданию банка данных
   вакансий по Республике Дагестан.  В 1999 г.  планируется заполнить
   до 200 вакансий,  длительное  время  заявленных  в  органы  службы
   занятости  работодателями по отдельным районам и городам,  за счет
   привлечения безработных из других территорий.

       Временная занятость и общественные работы
       Важным направлением активной политики занятости и  обеспечения
   материальной  поддержки  безработных,  не  требующим  значительных
   финансовых затрат  и  высокой  квалификации  работников,  является
   организация общественных работ.  В 1999 г.  в общественных работах
   примут участие до 3,7 тыс. безработных граждан, преимущественно из
   категорий особо нуждающихся в социальной защите.
       Одновременно к    временной    занятости    несовершеннолетних
   предполагается привлечь более 1,7 тыс.  подростков и школьников. В
   этой связи планируется организация бригад школьников для уборки  и
   ремонта школ,  благоустройства и озеленения территорий, выполнения
   сезонных сельскохозяйственных  работ.  При  этом  в  договорах  по
   участию  школьников  во  временных работах будет предусматриваться
   источник  финансирования  оплаты   труда   подростков   и   размер
   предполагаемых выплат.

       Содействие развитию    самозанятости   и   предпринимательской
   инициативы
       Основные направления       поддержки      самозанятости      и
   предпринимательства:
       консультирование и  профориентация  незанятых  граждан в целях
   определения возможностей их эффективной  деятельности  в  качестве
   предпринимателей;
       обучение незанятых   граждан    основам    предпринимательской
   деятельности,  оказание им правовой и организационной поддержки на
   стадии становления и развития собственного дела;
       сотрудничество на    договорной    основе   с   организациями,
   содействующими развитию малого предпринимательства.
       В целях    поддержки   самозанятости   и   предпринимательства
   безработных граждан и оказания содействия в открытии  собственного
   дела  планируется  реализация пилотного проекта "Микрокредиты" (20
   чел.),   предполагающего   выплату   пособия   по   вовлечению   в
   самостоятельную трудовую деятельность безработным гражданам.


                   Социальная интеграция и поддержка
                    граждан с особыми потребностями

       Содействие занятости  граждан,  особо нуждающихся в социальной
   защите
       В наиболее   сложном  положении  на  рынке  труда  оказываются
   социально  слабозащищенные  категории  безработных,  что  вызывает
   необходимость обеспечения дополнительных гарантий занятости данной
   категории  граждан.  В  этой  связи  в  течение  1999   г.   будет
   осуществляться  квотирование рабочих мест.  По предложению центров
   по занятости и  труду  администрациями  городов  и  районов  будут
   определены  квоты  на  более  2  тыс.  рабочих  мест для социально
   слабозащищенных категорий безработных.
       В этой  связи  основной задачей органов службы занятости будет
   приоритетное  трудоустройство   граждан,   особо   нуждающихся   в
   социальной   защите,   как  на  имеющиеся  в  распоряжении  службы
   занятости вакансии, так и на квотируемые администрациями городов и
   районов по предприятиям республики рабочие места.

       Содействие занятости инвалидов
       С целью поддержки граждан с ограниченной трудоспособностью,  и
   прежде всего инвалидов, органами службы занятости в 1999 г. помимо
   оказания им содействия в трудоустройстве в порядке устанавливаемой
   квоты  будет  проводиться  работа  по профессиональной ориентации,
   профобучению (переобучению) инвалидов  по  приоритетным  на  рынке
   труда  профессиям.  В  1999  г.  в  рамках  трудовой  реабилитации
   инвалидов   будет   обеспечена   профессиональная   подготовка   и
   последующее   трудоустройство   10   инвалидов,  имеющих  трудовые
   рекомендации.
       Кроме того,  будет  изучена  возможность  и  приняты  меры  по
   привлечению трудоспособных инвалидов к  оплачиваемым  общественным
   работам,   таким  как  благоустройство  и  озеленение  территорий,
   подсобные   работы   на   предприятиях   (вахтерами,   дворниками,
   сторожами).

       Содействие занятости молодежи
       В 1999 году доля безработной молодежи в возрасте 16 - 29 лет в
   составе  безработных  граждан  останется высокой (до 60 проц.).  В
   связи  с  этим  особое  внимание  в  деятельности  органов  службы
   занятости  будет  уделено  трудоустройству молодежи,  вступающей в
   рабочий возраст,  и выпускников учебных заведений всех уровней,  в
   том  числе  на  временные  рабочие  места,  позволяющие приобрести
   профессиональные знания и постоянное место работы.  При этом по 15
   выпускникам планируется организовать субсидирование их занятости в
   рамках программы "Молодежная практика".
       Кроме того,  для  вовлечения  подростков во временную трудовую
   деятельность (в период летних каникул) планируется  организовывать
   бригады  школьников и использовать их труд на общественно полезных
   работах (до 1700 человек).
       Будет продолжена работа по широкому информированию выпускников
   общеобразовательных школ о возможности профессионального  обучения
   профессиям,  пользующимся  спросом  на  рынке  труда  в  районах и
   городах республики.


                 Поддержка доходов безработных граждан

       Материальная поддержка безработных граждан
       Составной частью политики занятости является социальная защита
   граждан,  нуждающихся  в трудоустройстве,  в период их вынужденной
   безработицы.   Безработным   гражданам,   соблюдающим   требования
   законодательства о занятости населения, гарантируются:
       выплата стипендии   за   период   профессионального   обучения
   безработных  по  направлению  службы  занятости и надбавок к ней с
   учетом иждивенцев;
       привлечение к  оплачиваемым  общественным работам безработных,
   прежде всего из числа особо нуждающихся  в  социальной  защите,  с
   сохранением им права на получение пособия по безработице;
       предоставление отдельным   категориям   безработных    граждан
   предпенсионного   возраста,  трудоустройство  которых  затруднено,
   права досрочного выхода на пенсию (до 700 чел.);
       выплата пособия по безработице и надбавок на иждивенцев (свыше
   43 тыс. безработных);
       оплата периода   временной   нетрудоспособности   безработным,
   получающим пособие по безработице, по фактическому количеству дней
   болезни (100 безработным);
       оказание единовременной   материальной   помощи   в    размере
   минимальной оплаты труда безработным гражданам, из категории особо
   нуждающихся в социальной защите и потерявшим  право  на  получение
   пособия   по  безработице  в  связи  с  истечением  установленного
   законодательством срока выплаты (до 50 чел.).

       Оказание помощи членам семей безработных
       В целях  поддержания  доходов  безработных  граждан  в  летний
   период  1999   года,   предусматривается   оплатить   расходы   на
   организацию  отдыха и оздоровления более чем 700 детей безработных
   граждан  за  счет  средств  фонда  занятости  РД  Органам   службы
   занятости, использовать возможность проводить организацию отдыха и
   лечения детей безработных граждан  путем  погашения  задолженности
   предприятий  -  должников по страховым взносам в Фонд занятости РД
   на  основе  договоров  о  взаимозачетах  между   органами   службы
   занятости и предприятиями - должниками.

       Реструктуризация задолженности    по    выплате   пособия   по
   безработице
       В целях   снижения   задолженности   по   выплате  пособия  по
   безработице,  обеспечения полноты поступлений страховых взносов  в
   фонд занятости РД и смягчения социальной напряженности в городах и
   районах республики    постановлением    Правительства   Республики
   Дагестан от 13 февраля 1998 г.  N 23 утвержден  Временный  порядок
   погашения  работодателями  задолженности  по  страховым  взносам в
   Государственный фонд занятости населения РД и проведения  расчетов
   с  безработными  гражданами продуктами питания,  товарами широкого
   спроса,  оплатой коммунальных,  транспортных,  медицинских и  иных
   услуг  в счет взаимозачета с предприятиями - должниками.  При этом
   решения  о  выдаче  безработному  гражданину  взамен  пособия   по
   безработице продуктов питания, товаров широкого спроса и об оплате
   коммунальных услуг будут приниматься центрами по занятости и труду
   городов и районов исключительно при наличии согласия безработного.
       В 1999  году  органами службы занятости республики планируется
   ликвидировать  задолженность  по   выплате   пособий   в   порядке
   взаимозачетов  с предприятиями - должниками на общую сумму около 2
   млн.  руб.,  что позволит  погасить  3-месячную  задолженность  по
   выплате  пособий  свыше 4 тыс.  безработным гражданам по городам и
   районам республики.

       Развитие службы занятости
       В 1999 г.  планируется расширить применение автоматизированной
   информационной системы "Занятость" (далее  -  АИС  "Занятость")  -
   универсальной  системы  автоматизации  функций  службы  занятости,
   удовлетворяющей   общим   правилам   и    положениям    построения
   информационных   технологий  в  Государственной  службе  занятости
   Российской Федерации.  В этой связи  предусматривается  проведение
   работ по следующим направлениям:
       дооснащение органов Государственной службы занятости населения
   Республики Дагестан компьютерной техникой;
       организация и поддержка информационного обеспечения;
       повышение квалификации специалистов службы занятости в области
   работы с компьютером и программными комплексами;
       монтаж компьютерных  сетей  и  модемной  связи  в  центрах  по
   занятости и труду.
       В 1999 г. планируется:
       оснастить компьютерной техникой 5 центров по занятости и труду
   в количестве 5комплектов;
       дополнительно к имеющейся компьютерной технике  установить  11
   единиц  техники  в  11  центрах  по  занятости  и  труду городов и
   районов;
       провести замену  25  единиц компьютерной техники,  исчерпавшей
   свой технический  ресурс  на  современные  компьютеры  с  высокими
   техническими параметрами (при наличии средств);
       смонтировать и ввести в эксплуатацию локально - вычислительные
   сети в 13 центрах по занятости и труду и здании Минтруда РД;
       наладить модемную связь в 6 центрах по занятости и труду;
       обучить пользовательской работе на компьютере 120 специалистов
   центров по занятости и труду городов и районов;
       перейти на  автоматизированный  режим обслуживания безработных
   граждан Программным комплексом "Содействие"  и  учета  поступлений
   страховых  взносов  в  центрах  по  занятости  и  труду  городов и
   районов;
       продолжить проведение  ремонта  и техобслуживания компьютерной
   техники службы занятости.


                   Контроль за реализацией Программы

       Контроль за  реализацией  Программы  осуществляет Министерство
   труда и социального  развития  РД  совместно  с  заинтересованными
   министерствами  и ведомствами РД при участии администраций городов
   и районов.


                   Эффективность реализации Программы

       Реализация Программы  позволит  создать дополнительные условия
   для повышения эффективности деятельности органов службы занятости,
   поддержки  лиц,  потерявших  работу,  и  сдержать рост численности
   безработных.
       При этом будет обеспечено:
       оказание посредничества в трудоустройстве 14 тыс. человек;
       создание до 500 дополнительных рабочих мест;
       обучение до 500 безработных граждан;
       проведение профориентационной работы с 48 тыс. чел.;
       поддержка доходов 43 тыс. безработных граждан.


                Ресурсное обеспечение Программы в части
                            содействия занятости

       Обеспечение и реализация  гарантий  занятости  и  материальной
   поддержки   безработных   во   многом   определяется   и  наличием
   соответствующей финансовой базы.  В 1999 г. в Государственный фонд
   занятости  населения  РФ  по  РД планируется поступление страховых
   взносов работодателей в  объеме  свыше  28  млн.  руб.,  при  этом
   запланированные  на  реализацию  Программы  расходы  определены на
   уровне 120,5 млн.  руб.  при дефиците бюджета  фонда  занятости  в
   более чем 91 млн.  рублей. Около 82 проц. средств будет направлено
   на реализацию программы  материальной  поддержки  лиц,  признанных
   безработными,  и  5,0  проц.  -  на  программы  активной  политики
   занятости.
       В целях    увеличения    доходной    части   Фонда   занятости
   предполагается активизировать работу  по  мобилизации  поступления
   средств  в  фонд  занятости  за  счет  реструктуризации  имеющейся
   задолженности предприятий и  взыскания  задолженности  в  судебном
   порядке.


            Расчет бюджета Государственного фонда занятости
                     населения Российской Федерации
                   по Республике Дагестан на 1999 год

   ------------------------------------------------------------------
              I. Доходы фонда занятости                    тыс.руб.
   ------------------------------------------------------------------
   Доходы фонда занятости, всего                           28600,0
    в том числе:
     переходящий остаток средств Фонда занятости 1998 г.      -
     страховые взносы работодателей                        28100,0
     средства республиканского и местных бюджетов             -
     иные поступления (штрафы, пени, возвратные средства)    500,0
   ------------------------------------------------------------------
            II. Расходы Фонда занятости                чел.  тыс.руб.
   ------------------------------------------------------------------
   Расходы Фонда занятости, всего                     106442 120520,6

     в том числе:

   1. Отчисления в централизованную часть ГФЗ РФ (20%)         5620,0
   2. Программы активной политики занятости, всего      54545  8022,3
   2.1. Программы обучения лиц, признанных безра-       48400  1505,0
        ботными

    в том числе:

   2.1.1. профессиональное обучение                       400  1205,0
          из них выплата стипендий                        400   245,0
   2.1.2. профессиональная ориентация                   48000   300,0
   2.2. Специальные программы занятости*                 6145  6517,3

     в том числе:

   2.2.1. организация рабочих мест                        500  3751,2
   2.2.2. организация занятости длительно безработных     200     5,0
          (КИР, Новый старт)
   2.2.3. организация занятости выпускников учебных        15    15,0
          заведений
   2.2.4. организация поддержки предпринимательства        20    39,8
   2.2.5. организация общественных работ                 3700  2109,0
   2.2.6. временная занятость несовершеннолетних         1700   561,0
   2.2.7. трудовая реабилитация инвалидов                  10    36,3

   3. Программа материальной поддержки лиц, приз-      46660  97056,6
      нанных безработными

     в том числе:

   3.1. Пособия по безработице                         43580  86064,0

     в том числе:

   3.1.1. пособия по безработице в 1999 году           27000  44064,0
   3.1.2. задолженность по выплате пособий за          16580  42000,0
          1997 - 1998 годы
   3.2. Оплата периода временной нетрудоспособности      100     24,5
   3.3. Материальная помощь безработным                  750    775,0

      из них:

   3.3.1. организация отдыха и оздоровления детей        700    770,0
          безработных граждан
   3.4. Выплата досрочных пенсий                        2230  13590,8

     в том числе:

   3.4.1. выплаты досрочных пенсий в 1999 году           700   3234,8
   3.4.2. задолженность по досрочным пенсиям            1530  10356,0
          за 1997 - 1998 гг.
   3.5. Банковские и почтовые услуги на материальную           1434,3
        поддержку безработных граждан

   4. Программы информационного обеспечения госу-              3160,0
      дарственной политики занятости

     из них:

   4.1. Развитие АИС "Занятость"                               1800,0
   4.2. Эксплуатационные расходы                                780,0
   4.3. Информационная поддержка программ занятости             300,0
   4.4. На обучение и стажировку персонала службы               280,0
        занятости

   Дефицит бюджета Фонда занятости РД                       91920,6**

       --------------------------------
       <*> за  счет  реструктуризации  задолженности  работодателей в
           фонд занятости

       <**> перечисление дотаций на покрытие дефицита  бюджета  Фонда
            занятости   РФ   по  РД  производится  за  счет  дотаций,
            перечисляемых Министерством труда и социального  развития
            РФ  отдельными  приказами  по  мере поступления средств в
            Государственный  фонд  занятости   населения   Российской
            Федерации.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz