15 декабря 1998 года N 24
-------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
(в ред. Законов РД от 12.01.2005 N 4; от 04.04.2006 N 23)
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
ребенок - лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия);
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети,
оставшиеся без попечения родителей; дети-сироты; дети-инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом
развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,
экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из
семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети - жертвы насилия;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети, отбывающие
наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети,
находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети
с отклонениями в поведении; дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате
сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные
обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления
ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в
обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления
последствий психологической или моральной травмы;
социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению
утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды
жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
социальные службы для детей - организации независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие
мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной
поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных,
психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи,
социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими
трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без
образования юридического лица предпринимательскую деятельность по
социальному обслуживанию населения, в том числе и детей;
социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий,
строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а
также организаций независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению,
в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях
обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования,
воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных
потребностей.
Статья 2. Законодательство Республики Дагестан
о защите прав ребенка
Законодательство Республики Дагестан о защите прав ребенка
основывается на Конституции Российской Федерации, соответствующем
федеральном законодательстве, Конституции Республики Дагестан и
состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов
Республики Дагестан в области защиты прав и законных интересов
ребенка.
Статья 3. Цель и задачи настоящего Закона
Цель настоящего Закона - обеспечение правовой и социальной
защиты ребенка в Республике Дагестан.
Задачами настоящего Закона являются:
создание механизма правовой защиты ребенка от любых форм
дискриминации в обществе, семье, образовательном и лечебном
учреждении, социальной среде, учитывая особенности его физического
состояния, этапы возрастного и социального развития;
содействие физическому, психическому, интеллектуальному,
духовному и нравственному развитию, воспитанию патриотизма,
гражданственности и реализации личности ребенка в соответствии с
традициями и обычаями народов Республики Дагестан, достижениями
отечественной и мировой культуры;
конкретизация обязанностей и ответственности государственных
органов как гарантов реализации правовой и социальной защиты
детей;
определение источников финансирования социальной поддержки
детей.
Статья 4. Государственная политика в области
защиты прав ребенка
1. Государственная политика в области защиты прав ребенка
является приоритетной и основана на принципах:
законодательного обеспечения прав ребенка;
поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания
детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в
обществе;
ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и
законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
поддержки общественных объединений и иных организаций,
осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов
ребенка.
2. Государственная политика в области защиты прав ребенка в
Республике Дагестан реализуется:
формированием и реализацией республиканских целевых программ по
охране и защите детей, профилактике безнадзорности и
предупреждению правонарушений несовершеннолетних, а также других
социальных программ и мероприятий в интересах детей;
выделением из республиканского бюджета Республики Дагестан
средств, необходимых для социальной поддержки детей;
созданием государственной и муниципальной службы по вопросам
семьи, детей и мониторингу проблем детства;
осуществлением целенаправленной пропаганды охраны и защиты прав
и интересов ребенка;
созданием благоприятных правовых, социальных, экономических и
экологических условий в Республике Дагестан, обеспечивающих детям
уровень жизни, необходимый для гармоничного физического и
духовного развития.
Статья 5. Полномочия органов государственной
власти Республики Дагестан в области
защиты прав ребенка в Республике Дагестан
К полномочиям органов государственной власти Республики
Дагестан в области защиты прав ребенка в Республике Дагестан
относятся:
реализация государственной политики в интересах детей;
решение вопросов социальной поддержки и социального
обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных
образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов;
принятие законов и иных нормативных актов Республики Дагестан о
защите прав и свобод ребенка;
определение приоритетных направлений деятельности по
обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья
и нравственности;
обеспечение реализации федеральных целевых и формирование и
реализация республиканских программ по улучшению положения детей,
профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений
несовершеннолетних, а также других мероприятий в интересах детей;
финансирование республиканских мероприятий по реализации
государственной политики в интересах детей за счет средств
республиканского бюджета Республики Дагестан, внебюджетных
источников и иных не запрещенных законом источников;
участие в формировании внебюджетных фондов поддержки детства;
осуществление мероприятий по реализации государственной
политики в интересах детей в области воспитания, образования,
здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта,
социального обслуживания, социальной защиты семьи.
Глава II
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Статья 6. Законодательные гарантии прав
ребенка в Республике Дагестан
В Республике Дагестан обеспечиваются принадлежащие и
гарантированные от рождения ребенку права и свободы человека и
гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами международного права,
международными договорами Российской Федерации, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Статья 7. Содействие ребенку в реализации
и защите его прав и законных интересов
1. Органы государственной власти Республики Дагестан,
должностные лица указанных органов в соответствии со своей
компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и
законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах
установленного законодательством Российской Федерации объема
дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих
нормативных правовых актов, проведения методической,
информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и
обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством
Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения
ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в
области защиты прав и законных интересов ребенка.
2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в
осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию
и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка
и в пределах установленного законодательством Российской Федерации
объема дееспособности ребенка. По вопросам, затрагивающим интересы
ребенка, достигшего возраста десяти лет, родители и лица, их
заменяющие, обязаны учитывать мнение ребенка, за исключением
случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях,
предусмотренных законом, органы опеки и попечительства или суд в
соответствии с федеральным законодательством могут принять решение
только с согласия ребенка, достигшего десяти лет.
В случае, если орган государственной власти Республики Дагестан
или орган местного самоуправления при решении вопроса,
затрагивающего законные интересы ребенка, считает целесообразным
принять во внимание мнение ребенка, не достигшего установленного
законодательством возраста, с которого учет его мнения обязателен,
указанные органы вправе самостоятельно определить порядок и форму
представления мнения ребенка.
Орган государственной власти Республики Дагестан, вступающий в
отношения с ребенком по вопросам реализации и защиты его прав и
законных интересов через посредство родителей или лиц, их
заменяющих, устанавливает порядок и форму подтверждения ребенком
своего согласия на такое представительство его прав и законных
интересов.
При наличии разногласий между родителями, а также при
установлении факта осуществления родительских прав в ущерб правам
и законным интересам ребенка на время до принятия решения о
способе урегулирования взаимоотношений между ребенком и его
родителями или лицами, их заменяющими, непосредственная защита
прав и законных интересов ребенка до определения ему конкретной
формы воспитания осуществляется с участием органа опеки и
попечительства.
Должностные лица органов государственной власти Республики
Дагестан и органов местного самоуправления в соответствии со своей
компетенцией ведут работу среди детей по разъяснению их прав и
обязанностей, включая также вопросы повседневного поведения
(правила дорожного движения, правила поведения в общественных
местах и другие).
Образовательные учреждения в соответствии со своими целями и
государственными образовательными стандартами ведут подготовку
ребенка к осуществлению его прав и законных интересов, исполнению
обязанностей.
3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи
и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации несут ответственность за работу по
воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и
социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и
попечительства и других компетентных органов могут участвовать в
мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов
ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и
социального развития, правоохранительных и других органах,
занимающихся защитой прав ребенка.
4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие
организации могут в соответствии с федеральным законодательством
осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им
своих прав и исполнению своих обязанностей.
Статья 8. Меры по защите прав ребенка при
осуществлении деятельности в области
его образования и воспитания
1. При осуществлении деятельности в области образования и
воспитания ребенка в образовательном, специальном учебно-
воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие
образовательные и воспитательные услуги учреждении не могут
ущемляться права ребенка.
2. В соответствии с принципами государственной политики в
интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе
препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в
возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций)
обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных
объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых
политическими партиями, детских религиозных организаций.
Указанные общественные объединения (организации) осуществляют
свою деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации об общественных объединениях.
3. Обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений (кроме
дошкольных и начального общего образования, а также
соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений)
вправе самостоятельно или через своих выборных представителей
ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о
проведении с участием выборных представителей обучающихся,
воспитанников дисциплинарного расследования деятельности
работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих
права ребенка. Администрация обязана рассмотреть соответствующее
ходатайство обучающихся и воспитанников в течение семи дней со дня
его подачи.
Если обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений не
согласны с решением администрации образовательного учреждения, они
вправе через своих выборных представителей обратиться за
содействием и помощью в уполномоченные государственные органы
власти и органы местного самоуправления.
Обучающиеся и воспитанники указанных образовательных учреждений
могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам
защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного
учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и
митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного
учреждения, если выборными представителями обучающихся и
воспитанников образовательных учреждений выполнены условия
проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом
образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут
проводиться в нарушение установленных законодательством требований
соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать
образовательному и воспитательному процессам.
4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих
образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в
местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих),
вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких
учреждений, списки органов государственной власти, органов
местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов
связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных
учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением,
обеспечением и защитой прав ребенка.
Статья 9. Обеспечение прав детей на охрану здоровья
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной
медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания,
медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том
числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-
инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и
санаторно-курортное лечение детей.
Статья 10. Защита прав и законных интересов
детей в сфере профессиональной ориентации,
профессиональной подготовки и занятости
1. Органы исполнительной власти Республики Дагестан
осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной
ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста
14 лет.
2. В случае приема на работу детей, достигших 15 лет, им
гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное
рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются
льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного
обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для
трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и
другие льготы, установленные законодательством Российской
Федерации.
Статья 11. Защита прав детей на отдых и оздоровление
Органы государственной власти Республики Дагестан и органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют
мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление,
сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена
на отдых и оздоровление детей.
Статья 12. Защита прав и законных интересов
ребенка при формировании социальной
инфраструктуры для детей
1. Органы исполнительной власти Республики Дагестан при
принятии решений по вопросам социально-экономического развития
территории учитывают установленные Правительством Российской
Федерации нормативы строительства объектов социальной
инфраструктуры для детей, составляющих среду жизнедеятельности,
образования, воспитания и развития ребенка, в том числе нормативы,
специально принимаемые в отношении детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
2. Органы исполнительной власти Республики Дагестан и органы
местного самоуправления при принятии решений по реконструкции,
модернизации, изменению назначения, ликвидации объектов социальной
инфраструктуры для детей, являющихся государственной
собственностью Республики Дагестан и (или) муниципальной
собственностью, осуществляют специальные мероприятия по оценке
(экспертизе) последствий такого решения для обеспечения
жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей,
оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи,
социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки
такое решение в соответствии с федеральным законодательством
признается недействительным с момента его вынесения.
3. Имущество, являющееся государственной собственностью
Республики Дагестан (земельные участки, здания, строения и
сооружения, оборудование и иное имущество), относящееся к объектам
социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление
или приобретение которого предназначено для целей образования,
воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-
профилактической помощи детям, социальной защиты и социального
обслуживания детей, может использоваться только на указанные цели.
Порядок изменения назначения имущества, являющегося
муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения
и сооружения, оборудование и иное имущество), относящегося к
объектам социальной инфраструктуры для детей, возникновение,
обособление или приобретение которого предназначено для целей
образования, воспитания и социального обеспечения детей, в
соответствии с федеральным законодательством устанавливается
органами местного самоуправления при условии предварительного
создания (приобретения, изменения назначения) имущества,
достаточного для обеспечения задач образования, воспитания и
других функций социальной инфраструктуры для детей.
4. Изменение формы собственности имущества, являющегося
республиканской либо муниципальной собственностью и относящегося к
объектам социальной инфраструктуры для детей, может осуществляться
в установленном законом порядке. Если республиканское или
муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной
инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним
объекты собственности, а также земельные участки, заключению
договора об аренде в соответствии с федеральным законодательством
должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка
последствий такого договора для обеспечения образования,
воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-
профилактической помощи, социальной защиты и социального
обслуживания. Договор аренды в соответствии с федеральным
законодательством не может заключаться, если в результате
экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных
условий. Договор аренды может быть признан недействительным по
основаниям, установленным гражданским законодательством.
Статья 13. Защита ребенка от информации, пропаганды
и агитации, наносящих вред его здоровью,
нравственному и духовному развитию
1. Органы государственной власти Республики Дагестан принимают
меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации,
наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в
том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от
рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды
социального, расового, национального и религиозного неравенства, а
также от распространения печатной продукции, аудио- и
видеопродукции, пропагандирующих насилие и жестокость,
порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной,
нравственной, психической безопасности детей законом Республики
Дагестан устанавливаются нормативы распространения печатной
продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не
рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с частью 1
настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.
3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья,
нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации,
проводится экспертиза (социальная, психологическая,
педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр,
игрушек и игровых сооружений для детей.
Статья 14. Защита прав детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации
1. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
(за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных
государственных образовательных учреждениях), осуществляется
органами государственной власти Республики Дагестан в соответствии
с законодательством Республики Дагестан.
2. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие
организации, в том числе международные объединения (организации) в
лице отделений в Республике Дагестан, осуществляют свою
деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права, международными договорами Российской
Федерации, законодательством Российской Федерации и
законодательством Республики Дагестан. Указанные объединения
(организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные
ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, действия должностных лиц органов
государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том
числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских,
социальных работников и других специалистов в области работы с
детьми.
3. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием
детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при
принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к
несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица
органов государственной власти Республики Дагестан, органов
местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права, нормами,
предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в
том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними,
оказания им квалифицированной юридической помощи,
законодательством Российской Федерации.
Обязательными являются обеспечение приоритета личного и
социального благополучия ребенка, обеспечение специализации
правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его
интересах, учет особенностей возраста и социального положения
ребенка.
В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной
ответственности или от наказания с применением принудительных мер
воспитательного воздействия суд в соответствии с федеральным
законодательством, принимая решение о применении указанных мер, за
исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-
воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, вправе
признать необходимым проведение мероприятий по социальной
реабилитации несовершеннолетнего.
Если ребенок, с участием которого или в интересах которого
осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается
в педагогической, психологической, медицинской, юридической
помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо,
осуществляющее правоприменительную процедуру (действие),
независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган
о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить
его о предпринятых действиях.
Статья 15. Меры по социальной адаптации
и социальной реабилитации ребенка
1. Меры по социальной адаптации и социальной реабилитации
ребенка предпринимаются соответствующими учреждениями образования,
социального обслуживания, здравоохранения или иными учреждениями,
определяемыми уполномоченным на то органом государственной власти
Республики Дагестан и органом местного самоуправления.
Указанные учреждения на основе оценки (экспертизы) состояния
ребенка, в том числе проведенной учреждениями здравоохранения
оценки состояния здоровья ребенка, разрабатывают и осуществляют
самостоятельно либо совместно с образовательными учреждениями,
учреждениями здравоохранения, другими учреждениями
реабилитационную программу, предусматривающую психотерапевтические
и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной
реабилитации ребенка.
2. Возмещение расходов на осуществление указанной в настоящей
статье реабилитационной программы производится за счет виновной в
нарушении прав ребенка стороны, если это предусмотрено решением
суда, и в соответствии с законодательством. В случае установления
судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и
законных интересов ребенка компенсация вреда, нанесенного ребенку,
определяется в соответствии с федеральным законодательством судом
с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и
социальной адаптации ребенка.
Глава III
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Статья 16. Органы исполнительной власти
Республики Дагестан, осуществляющие
гарантии прав ребенка в Республике Дагестан
Компетенция органов исполнительной власти Республики Дагестан,
которые осуществляют мероприятия по реализации государственной
политики в интересах детей, в соответствии с законодательством
Республики Дагестан устанавливается Президентом Республики
Дагестан и Правительством Республики Дагестан.
(в ред. Закона РД от 04.04.2006 N 23)
Статья 17. Финансирование республиканских мероприятий
по реализации государственной политики
в интересах детей
Финансирование республиканских мероприятий по реализации
государственной политики в интересах детей осуществляется за счет
средств республиканского бюджета Республики Дагестан, внебюджетных
источников в соответствии с законодательством Республики Дагестан.
Статья 18. Государственный доклад о положении
детей и защите прав ребенка
в Республике Дагестан
Государственный доклад о положении детей и защите прав ребенка
в Республике Дагестан ежегодно разрабатывается в целях обеспечения
органов государственной власти Республики Дагестан объективной
систематизированной аналитической информацией о положении детей в
Республике Дагестан и тенденциях его изменения.
Государственный доклад о положении детей и защите прав ребенка
в Республике Дагестан представляется Правительством Республики
Дагестан Президенту Республики Дагестан и Народному Собранию
Республики Дагестан. Порядок его разработки, распространения, в
том числе опубликования, определяется Правительством Республики
Дагестан.
(в ред. Закона РД от 04.04.2006 N 23)
Глава IV
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА
Статья 19. Ответственность за нарушение
законодательства о правах ребенка
За нарушение законодательства Российской Федерации о правах
ребенка, в результате которого создаются препятствия в реализации
ребенком прав и свобод либо ребенку причиняется имущественный и
(или) моральный вред, должностные лица органов государственной
власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления,
организаций, учреждений, родители или лица, их заменяющие, иные
граждане несут ответственность, предусмотренную законодательством
Российской Федерации.
Статья 20. Порядок разрешения споров относительно
исполнения настоящего Закона
Родители или лица, их заменяющие, а также лица, осуществляющие
мероприятия по воспитанию, образованию, охране здоровья,
социальной адаптации, социальной реабилитации либо иную
деятельность в интересах ребенка или с его участием, вправе
обратиться в установленном законом порядке в соответствующий суд с
иском о защите прав ребенка, а также о возмещении ребенку вреда,
причиненного незаконными действиями (бездействием) в отношении его
здоровья, образования, воспитания, нравственности, а также
имущества, и морального вреда.
Председатель Государственного Совета
Республики Дагестан
М.МАГОМЕДОВ
Махачкала
15 декабря 1998 г.
N 24
|