ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 1997 г. N 116
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
В целях создания организационных, экономических и социальных
условий для устойчивого функционирования крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов и в соответствии с постановлениями
Правительства Российской федерации от 18 декабря 1996 г. N 1499 "О
федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы" и Правительства
Республики Дагестан от 4 ноября 1996 г. N 182 "О мерах по
стабилизации экономического положения и развитию реформ в
агропромышленном комплексе" Правительство Республики Дагестан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997
- 2000 годы (далее именуется Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство
сельского хозяйства Республики Дагестан.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется Министерством
сельского хозяйства Республики Дагестан.
3. Министерству экономики Республики Дагестан и Министерству
финансов Республики Дагестан предусматривать выделение
Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан целевым
назначением бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
4. Рекомендовать администрациям районов и городов республики
предусматривать выделение в 1997 - 2000 годах средств из местных
бюджетов на реализацию Программы.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.МИРЗАБЕКОВ
Руководитель Администрации
Государственного Совета и Правительства
Республики Дагестан
А.АТАЕВ
Махачкала
3 июля 1997 г.
N 116
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 3 июля 1997 г.
N 116
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Паспорт Программы 4
I. Введение 7
II. Цель, задачи и этапы реализации Программы 8
III. Совершенствование правовой базы фермер-
ских хозяйств и кооперативов 9
IV. Земельные отношения, совершенствование
механизма фермерского землевладения и
землепользования 10
V. Развитие кооперации фермерских хозяйств 11
VI. Финансово - кредитная и инвестиционная
поддержка фермерских хозяйств и коопера-
тивов 12
VII. Информационно - консультативное обслужи-
вание и научное обеспечение фермерских
хозяйств и кооперативов. Обучение и повы-
шение квалификации фермеров 15
VIII. Развитие фермерского самоуправления 16
IX. Социально - экономические результаты реа-
лизации Программы 16
X. Организация управления Программы и конт-
роль за ее реализацией 17
Приложение N 1 19
Приложение N 2 20
Приложение N 3 21
ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
Наименование Программы - Республиканская целевая прог-
рамма развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и коопе-
ративов на 1997-2000 годы
Основание для разработки - постановления Правительства
Программы Российской Федерации от 18 де-
кабря 1996 г. N 1499 "О Феде-
ральной целевой программе раз-
вития крестьянских (фермер-
ских) хозяйств и кооперативов
на 1996-2000 годы" и Прави-
тельства Республики Дагестан
от 4 ноября 1996 г. N 182 "О
мерах по стабилизации эконо-
мического положения и разви-
тию реформ в агропромышлен-
ном комплексе"
Государственный заказчик - Министерство сельского хозяй-
Программы ства Республики Дагестан
Основные разработчики - Министерство сельского хозяй-
Программы ства Республики Дагестан
Министерство экономики Рес-
публики Дагестан
Министерство финансов Рес-
публики Дагестан
Ассоциация фермерских хо-
зяйств и сельскохозяйствен-
ных кооперативов Дагестана
Государственный комитет по зе-
мельным ресурсам и землеуст-
ройству Республики Дагестан
Цели Программы - обеспечение устойчивого раз-
вития и повышения эффектив-
ности фермерского сектора как
составной части многоукладной
аграрной экономики, социаль-
ная защита крестьянства в усло-
виях рыночных отношений
Основные мероприятия - создание организационных, эко-
Программы номических, правовых и со-
циальных условий эффективно-
го функционирования крестьян-
ских (фермерских) хозяйств и
кооперативов, формирование
рыночной инфраструктуры на
основе кооперации, совершен-
ствование механизма государ-
ственной поддержки крестьян-
ских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных коопера-
тивов
Исполнители Программы - Министерство сельского хозяй-
ства Республики Дагестан
Министерство экономики Рес-
публики Дагестан
Министерство финансов Рес-
публики Дагестан
Ассоциация фермерских хо-
зяйств и сельскохозяйственных
кооперативов Дагестана
Государственный комитет по зе-
мельным ресурсам и земле-
устройству Республики Да-
гестан
Администрации районов и го-
родов Республики Дагестан
Сроки реализации Прог- - 1997 - 2000 годы
раммы
Важнейшие целевые по- - к 2000 году за счет роста числа
казатели крестьянских (фермерских) хо-
зяйств, увеличения размеров
наделов крестьянского земле-
владения, внедрения прогрес-
сивных технологий и повыше-
ния на этой основе продуктив-
ности земледелия и животно-
водства валовая продукция
сельского хозяйства в этом сек-
торе вырастет примерно в 4,5
раза и его доля в общем объеме
производства достигнет 15 про-
центов. Производство зерна
составит около 54,6 тыс. тонн,
овощей - 60 тыс. тонн, карто-
феля - 30 тыс. тонн, мяса - 17
тыс. тонн, молока - 40 тыс.
тонн, шерсти - 1,5 тыс. тонн
Ожидаемые результаты - повышение экономической эф-
Программы фективности крестьянских
(фермерских) хозяйств и коо-
перативов, создание рыночной
инфраструктуры, улучшение
социального положения крестьян
Контроль за реализацией - контроль за реализацией Прог-
Программы раммы осуществляют Мини-
стерство сельского хозяйства
Республики Дагестан, Мини-
стерство экономики Республики
Дагестан, Министерство финан-
сов Республики Дагестан, адми-
нистрации районов и городов
Республики Дагестан
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
Республиканская целевая программа развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997 - 2000 годы (далее
именуется Программа) разработана в соответствии с постановлениями
Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. N 1499 "О
Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы" и Правительства
Республики Дагестан от 4 ноября 1996 г. N 182 "О мерах по
стабилизации экономического положения и развитию реформ в
агропромышленном комплексе".
Программа является дополнением и развитием положений о
фермерском секторе, содержащихся в Республиканской целевой
программе стабилизации и развития агропромышленного производства в
Республике Дагестан на 1997 - 2000 годы.
Программа основывается на положениях Гражданского кодекса
Российской Федерации, федеральных законов "О сельскохозяйственной
кооперации", "О закупках и поставках сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О
государственной поддержке малого предпринимательства", "Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства", Указа Президента Российской
Федерации от 7 марта 1996 года N 337 "О реализации конституционных
прав граждан на землю", законов ДССР "О земле",
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" , Указа Государственного
Совета Республики Дагестан от 21 апреля 1997 г. N 97 "О
реализации конституционных прав граждан на землю", других
нормативно - правовых актов, регулирующих деятельность
крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
Фермерский сектор в сельском хозяйстве республики начал
складываться с 1991 года и к началу 1996 года насчитывалось более
16,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются
фермерские хозяйства). Они располагают 38 тыс. га
сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни - 23,5 тыс. га, или
менее одного процента ее общей площади. В 1996 году фермерскими
хозяйствами произведено зерна - 3 процента, картофеля - 3,5,
овощей - 2,3, мяса (в живом весе) - 3,4, молока - 3,2 и шерсти (в
физическом весе) - 6,1 от объема производства этих видов продукции
всеми категориями хозяйств.
Многие фермерские хозяйства, образовавшиеся в первые годы
реформы и получившие стартовую финансовую поддержку, добиваются
высокой экономической эффективности производства. Фермерами
создаются ассоциации и кооперативы по использованию техники,
совместной обработке земли, переработке и сбыту продукции.
Развиваются другие организационные формы малого
предпринимательства.
Однако в 1995 - 1996 годах рост количества фермерских хозяйств
замедлился. В ряде районов число хозяйств, прекративших свою
деятельность, стало превышать число вновь образующихся.
Низкие показатели развития фермерских хозяйств и кооперативов
во многом обусловлены общими кризисными процессами, характерными
для экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой
инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию, неэффективной финансово - кредитной и налоговой
политикой, снижением платежеспособного спроса, неполным и
несвоевременным бюджетным финансированием). Не решены многие
организационно - правовые, земельные, материально - технические,
социальные и другие вопросы функционирования фермерских хозяйств.
Отрицательно сказалось на развитии фермерских хозяйств резкое
снижение государственной поддержки как на федеральном, так и на
региональном уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет
многим хозяйствам эффективно использовать земельные угодья,
своевременно и качественно проводить комплекс сельскохозяйственных
работ, повышать плодородие почв, увеличивать поголовье
продуктивного скота, наращивать производство продукции. В особо
сложном положении оказались вновь образованные фермерские
хозяйства, многие из которых не смогли начать производственную
деятельность. За последние два года резко сократилось число
желающих образовать фермерские хозяйства, остаются
невостребованными земли фонда перераспределения. Увеличивается
доля малоземельных фермеров (55 процентов хозяйств имеют менее 2
га земли).
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует
комплексного решения вопросов развития фермерских хозяйств,
усиления государственной поддержки этого сектора.
II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения
эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства
в условиях рыночных отношений.
Задачами Программы являются:
создание организационных, экономических, финансовых, правовых
и социальных условий для развития фермерских хозяйств и
кооперативов;
совершенствование механизма государственной поддержки
фермерского сектора;
развитие земельной реформы и регулирование прав граждан на
землю, расширение фермерского землевладения;
формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе
кооперации и интеграции;
развитие фермерского самоуправления.
Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.
На первом этапе (1997 - 1998 годы) осуществляются меры по
совершенствованию нормативно - правовой базы фермерских хозяйств и
кооперативов. Проводится выдача владельцам земельных долей
свидетельств на право владения земельными долями, фермерские
хозяйства и кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой,
оборудованием, автотранспортом, другими материально - техническими
ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и
качественное выполнение основных хозяйственных работ.
Государственная поддержка фермерским хозяйствам и кооперативам
будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на
земле и ведения производства в рыночных условиях. Совершенствуется
система налогообложения. Создаются благоприятные организационно -
экономические условия для деятельности кооперативов по
переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции и
агросервису. Создаются системы кредитной и страховой кооперации,
информационно - консультативного обслуживания сельских
товаропроизводителей. Расширится обучение и повышение квалификации
фермеров и работников кооперативов.
На втором этапе (1999 - 2000 годы) по мере завершения
институциональных преобразований и усиления государственной
поддержки возрастет число фермерских хозяйств, увеличатся их
земельные наделы, ускорятся процессы специализации хозяйств.
Формируется рыночная и социальная инфраструктура на основе
кооперации и интеграции, совершенствуется система кредитной
кооперации и страхования, укрепится материально - техническая база
фермерских хозяйств и кооперативов, расширится применение
эффективных ресурсосберегающих технологий, достижений науки и
передовой практики. Увеличится производство сельскохозяйственной
продукции, укрепится экономика фермерских хозяйств.
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ
БАЗЫ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
Правовое обеспечение фермерского сектора нуждается в
существенном обновлении и будет направлено на создание условий для
его эффективного функционирования и дальнейшего развития.
После принятия соответствующих федеральных законодательных
актов будут разработаны и внесены в Народное Собрание Республики
Дагестан проект закона Республики Дагестан "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), а также дополнения и
изменения в другие законодательные акты, регулирующие деятельность
фермерских хозяйств и кооперативов.
Предусматривается совершенствование налогового
законодательства в отношении фермерских хозяйств и кооперативов по
сокращению количества налогов, снижению налоговых ставок в целях
повышения их заинтересованности в расширении товарного
производства.
Будут упорядочены имущественные, трудовые и иные отношения в
фермерских хозяйствах, подготовлены и другие нормативноправовые
акты, способствующие эффективности деятельности фермерских
хозяйств и кооперативов.
IV. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕХАНИЗМА ФЕРМЕРСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ
И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
Совершенствование земельных отношений будет направлено на
реализацию конституционных прав граждан на землю, создание и
укрупнение фермерских хозяйств путем объединения земельных долей
членов этих хозяйств, аренды земельных участков.
Завершится выдача владельцам земельных долей свидетельств на
право владения земельными участками. Выделяемые в натуре в счет
земельных долей земельные участки будут использоваться только для
производства сельскохозяйственной продукции. Площадь земель
сельскохозяйственного назначения, арендуемых для производства
сельскохозяйственной продукции, не ограничивается.
В целях формирования фермерских хозяйств рациональных размеров
будет установлено первоочередное право соседей - землевладельцев
на аренду высвобождающихся земельных участков. Осуществится
комплекс землеустроительных работ по оптимизации размеров
фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов с учетом
региональных природно - экономических условий, компактного
размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную
организацию, инженерное обустройство и эффективное использование
земель и создание условий для кооперирования сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Усилится контроль за использованием земель по целевому
назначению фермерскими хозяйствами и кооперативами.
V. РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
Основными направлениями развития кооперации фермерских
хозяйств на современном этапе являются:
совместное использование техники и обработка земли, ведение
животноводства;
переработка, хранение и сбыт продукции;
кредитование и страхование;
материально - техническое обеспечение;
инженерно - технологическое и техническое обслуживание.
Ускорится создание фермерских кооперативов по совместному
использованию техники и обработке земли на основе добровольного
объединения хозяйств, прежде всего мелких, расположенных в
достаточной близости друг от друга. Будут также образовываться
кооперативные машинно - технологические станции и пункты проката
сложной и специализированной техники.
На основе кооперации расширится взаимодействие крупных
коллективных хозяйств с фермерскими хозяйствами по совместному
использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию
и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования,
автотранспорта, обеспечению горюче - смазочными материалами,
семенами, хранению, переработке продукции и другим направлениям
хозяйственной деятельности.
Начнется образование кооперативов по материально -
техническому обеспечению и агросервисному обслуживанию фермерских
хозяйств, совместному использованию объектов производственной
инфраструктуры.
Начнется преобразование предприятий по переработке
сельскохозяйственной продукции и агросервису в
сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Одновременно
ускорится кооперирование по переработке сельскохозяйственной
продукции в районах, удаленных от действующих перерабатывающих
предприятий. Начнется объединение первичных кооперативов в
ассоциации и союзы как по отраслевому, так и по территориальному
принципам.
В 1998 - 2000 годах будет сформирована система сельских
кредитных кооперативов, ориентированных на сельскохозяйственных
товаропроизводителей и граждан, проживающих на данной территории.
Они станут источником первоначального капитала для малого
предпринимательства на селе.
Первоначально создаются кредитные кооперативы как общества
взаимного кредитования на основе объединения средств их членов. По
мере налаживания их деятельности они перейдут к привлечению
средств населения и других инвесторов и превратятся в ссудно -
сберегательные кооперативы.
Кредитные кооперативы совместно с сельскохозяйственными
производственными и сельскохозяйственными потребительскими
кооперативами при участии других организаций агропромышленного
комплекса могут создавать сельские кооперативные банки.
В ближайшие годы начнется работа по созданию сельских обществ
взаимного страхования и их союзов, которым будет оказана стартовая
государственная поддержка.
VI. ФИНАНСОВО - КРЕДИТНАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ
ПОДДЕРЖКА ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
Система финансово - кредитного и инвестиционного обеспечения
фермерских хозяйств и кооперативов направлена на создание условий
для развития и укрепления их материально - технической базы,
производственной и социальной инфраструктуры, повышение их
эффективности и доходности производства.
В отношении фермерских хозяйств и кооперативов применяются все
меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным
товаропроизводителям в соответствии с Федеральной и
Республиканской целевыми программами стабилизации и развития
агропромышленного производства в Российской федерации и Республике
Дагестан на 1997 - 2000 годы, а также установленные
постановлениями Правительства Российской Федерации и Правительства
Республики Дагестан на возвратной и безвозвратной основе из
федерального и республиканского бюджетов и иных источников.
Средства государственной поддержки направляются на следующие
цели:
финансирование государственных мероприятий по повышению
плодородия почв, ветеринарному обслуживанию;
дотирование продукции элитного семеноводства, племенного
животноводства, птицеводства и овцеводства;
компенсация затрат товаропроизводителям, специализирующимся на
размножении семян овощных, бахчевых культур и кормовых
корнеплодов;
дотация на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы;
поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной
аренды (лизинга);
компенсация части затрат сельскохозяйственных
товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений,
средств защиты растений, комбикормов - животноводческими
комплексами и птицефабриками, энергоносителей -
специализированными овощеводческими хозяйствами;
компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно -
сметной документации и осуществление мероприятий по освоению
земель;
финансирование землеустроительных работ, связанных с
упорядочением существующих землепользовании и организацией
устройства их территории;
оказание стартовой помощи фермерским хозяйствам в первые пять
лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися
хозяйствами и поддержку формирования производственной
инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий
электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация
земель, закладка многолетних насаждений);
возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при
приобретении сельскохозяйственной техники по лизингу или
соответствующей части затрат при приобретении техники;
содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном
секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и
предоставления кредитных ресурсов;
формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым
участием федерального и республиканского бюджетов;
льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей, в том числе
на сезонные затраты;
финансирование подготовки кадров для агропромышленного
комплекса, издание специальной литературы для фермеров;
компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
развитие межфермерской кооперации по совместному использованию
сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству
сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту,
агросервису;
компенсация до 50 процентов затрат на строительство,
расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных
прудов и других производственных объектов;
выплата пособий семьям, переселившимся в сельскую местность
для создания фермерских хозяйств;
льготное кредитование строительства жилья;
оказание фермерским хозяйствам и кооперативам другой
финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.
Укрепление производственной базы и инженерное обустройство
фермерских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках
федеральных и республиканских целевых программ развития отраслей
сельского хозяйства, а также программ по электрификации,
газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию
средств связи в сельской местности.
Осуществится переход от уравнительного распределения средств
государственной поддержки фермерским хозяйствам и кооперативам к
адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет
отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и
эффективное использование выделенных средств.
Из федерального бюджета направляются средства на обеспечение
материально - техническими ресурсами, в том числе на поставку
техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга,
развитие кооперации, проведение землеустроительных работ,
разработку документации по улучшению и охране земель, издание
специальной литературы, информационно - консультативное
обслуживание, строительство жилья для фермеров в размерах не менее
доли фермерских хозяйств в площади используемых земель или в
производстве продукции и с учетом расчетного увеличения
численности хозяйств и кооперативов.
Из республиканского бюджета и бюджетов районов и городов
республики (на возвратной и безвозвратной основе) средства
выделяются на инженерное обустройство, развитие производственной
инфраструктуры, строительство животноводческих помещений, жилья,
других производственных объектов сельскохозяйственного назначения,
приобретение техники, развитие кооперации, пособия по переселению,
помощь начинающим фермерам и сельским семейным детским домам,
проведение землеустроительных работ, разработку документации по
улучшению и охране земель, дотации на отдельные виды продукции и
другие цели.
На капитальные затраты по приобретению техники, строительству
производственных объектов, жилья, объектов производственной и
социальной инфраструктуры фермерским хозяйствам и кооперативам из
республиканского бюджета и бюджетов районов и городов республики
будет выделяться не менее 15 процентов средств, предусмотренных на
эти цели.
За счет федерального и республиканского бюджетов оказывается
поддержка в финансировании строительства других (кроме
животноводческих) производственных объектов сельскохозяйственного
назначения, кредитование затрат сезонного характера в размере не
менее доли фермерского сектора в площади используемых земель или в
производстве продукции.
Будет налажено кредитование фермерских хозяйств и кооперативов
из специального фонда кредитования организаций агропромышленного
комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25
процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Финансовые средства государственной поддержки ежегодно
предусматриваются в федеральном и республиканском бюджетах и
бюджетах районов и городов республики при их формировании по
представлению органов государственного управления агропромышленным
комплексом на основании заявок органов фермерского самоуправления
в пределах сумм, предусмотренных на реализацию федеральной и
Республиканской целевых программ стабилизации и развития
агропромышленного производства в Российской федерации и Республике
Дагестан на 1997 - 2000 годы.
VII. ИНФОРМАЦИОННО - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И
КООПЕРАТИВОВ. ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ ФЕРМЕРОВ
Для обеспечения потребностей фермерских хозяйств, кооперативов
и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в информации и
консультационных услугах создается единая федеральная
информационно - консультативная служба, включающая в себя
отраслевые и региональные центры с сетью участковых консультантов,
а также соответствующие подразделения в органах государственного
управления агропромышленным комплексом. Информационно -
консультативная служба будет оказывать помощь в освоении
достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства,
маркетинга, экономики, кооперации, социальной и юридической
защиты.
Сельскохозяйственные научно - исследовательские учреждения
расширят исследования организационно - экономических, правовых,
технологических и социальных проблем ведения фермерских хозяйств и
развития сельскохозяйственной кооперации. Будут разработаны
оптимальные модели фермерских хозяйств и кооперативов различной
специализации производства с учетом природно - экономических зон
республики.
Увеличится выпуск учебно - методических пособий, рекомендаций,
справочно - нормативной литературы для фермерских хозяйств и
кооперативов.
В соответствии с Государственной программой подготовки
фермеров в Российской Федерации расширятся подготовка и повышение
профессиональной квалификации фермеров и работников кооперативов,
включая кредитные и страховые.
В учебные программы сельскохозяйственных учебных заведений
вводится специальный курс по проблемам сельскохозяйственной
кооперации.
Продолжится практика стажировки фермеров и преподавателей
сельскохозяйственных учебных заведений в лучших отечественных
фермерских хозяйствах и кооперативах, а также за рубежом.
Предусматривается ежегодно проводить федеральный и
республиканский смотры - конкурсы фермерских хозяйств и
кооперативов, выставки - ярмарки, научно - практические
конференции и семинары по вопросам фермерского и кооперативного
движения.
VIII. РАЗВИТИЕ ФЕРМЕРСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем
объединения фермерских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы
в целях координации их хозяйственной деятельности, а также
представительства и защиты экономических, социальных и правовых
интересов в органах государственной власти всех уровней и местного
самоуправления, органах хозяйственного самоуправления
товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и
других организациях.
Органы фермерского самоуправления привлекаются органами
государственной власти и местного самоуправления к разработке и
реализации федеральных, региональных и местных программ социально
- экономического развития агропромышленного комплекса,
совершенствованию нормативно - правовой базы, созданию
производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем
финансового, технологического, агросервисного и
информационно - консультационного обслуживания
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Органы государственной власти и местного самоуправления
взаимодействуют с фермерскими организациями на основе соглашений и
договоров о совместной деятельности в сфере производства,
переработки и сбыта продукции, кооперации, социального развития
села.
IX. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы позволит обеспечить развитие фермерских
хозяйств и кооперативов, повышение их экономической эффективности.
Укрепится организационно - правовое и социальное положение
фермерских хозяйств, их материально - техническая база, возрастет
производительность труда, повысится профессиональный уровень и
благосостояние фермеров, возрастет рыночная ориентация фермерских
хозяйств, расширится сфера занятости на селе, получат дальнейшее
развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные
связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями
агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте
продукции, агросервисном обслуживании, кредитовании, страховании и
социальном обустройстве села.
Увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции и
изменится производственная структура фермерского сектора.
Углубится специализация хозяйств, более быстрыми темпами будет
развиваться животноводство. Объем производства
сельскохозяйственной продукции в 2000 году по сравнению с 1996
годом увеличится в 3,5 раза, в том числе в земледелии - в 5,5 раза
и животноводстве - в 2,5 раза. По отдельным видам продукции
(картофель, овощи) доля фермеров возрастет до 13 и более
процентов, по продуктам животноводства - до 10 - 15 процентов.
В земледелии рост производства будет достигнут за счет
увеличения числа хозяйств и общей площади земель, более полного
использования предоставленных им земельных участков, а также за
счет повышения культуры производства.
Увеличение производства животноводческой продукции будет
достигнуто за счет увеличения поголовья крупного рогатого скота и
овец, создания более крупных товарных ферм и повышения
продуктивности животных. Удельный вес продукции животноводства в
общем объеме производства превысит 15 процентов.
В равнинной зоне республики хозяйства будут специализироваться
на выращивании зерна, овощей, винограда, в животноводстве - на
откорме скота и производстве молока, птицеводстве. В предгорной
зоне быстрыми темпами будет развиваться молочное и мясное
скотоводство, овцеводство, выращивание картофеля и плодов.
Расширится производство картофеля, плодов, развитие овцеводства в
горной зоне.
Фермерский сектор займет более прочное положение в системе
агропромышленного производства, станет конкурентоспособным на
продовольственном рынке. Доля фермерского сектора в общем объеме
валовой продукции сельского хозяйства возрастет до 13 - 15
процентов.
X. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
Государственным заказчиком Программы является Министерство
сельского хозяйства Республики Дагестан. Управление Программой
осуществляется государственным заказчиком и администрациями
городов и районов республики в лице их органов управления
агропромышленным комплексом.
Для осуществления взаимодействия республиканских органов
исполнительной власти и администраций районов и городов республики
при государственном заказчике создается межведомственный
координационный совет, в состав которого будут включены
специалисты Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан,
Министерства экономики Республики Дагестан, Министерства финансов
Республики Дагестан, Государственного комитета по земельным
ресурсам и землеустройству Республики Дагестан, других
заинтересованных республиканских органов исполнительной власти, а
также Ассоциации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов Дагестана, администраций городов и районов
республики, представителей финансовых, научных и общественных
организаций.
На основании показателей Программы и анализа хода выполнения
программных мероприятий государственный заказчик ежегодно
подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального и
республиканского бюджетов для финансирования Программы и
направляет их в Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации, Министерство экономики Республики Дагестан и
Министерство финансов Республики Дагестан.
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан,
Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов
Республики Дагестан с участием администраций городов и районов
республики регулярно организуют проверки хода выполнения
программных мероприятий и использования по целевому назначению
средств, выделяемых из федерального и республиканского бюджетов и
других источников, и ежегодно, не позднее 1 марта, представляют
Правительству Республики Дагестан доклад о ходе реализации
Программы за отчетный год.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
---------------------------T--------T---------T---------T---------
¦1994 г. ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦ 2000 г.
¦(отчет) ¦ (отчет) ¦ (отчет) ¦(прогноз)
---------------------------+--------+---------+---------+---------
Число фермерских хозяйств
(на конец года, единиц) 13931 16590 16667 28000
Площадь сельхозугодий:
всего (тыс. га) 34,6 38,1 36,2 84,0
на 1 хозяйство (га) 2,48 2,3 2,2 3,0
Площадь пашни:
всего (тыс. га) 20,7 23,5 22,8 56,0
на 1 хозяйство (га) 1,5 1,4 1,4 2,0
Удельный вес фермерских
хозяйств в общей площади
сельхозугодий (в процентах) 1,0 1,1 1,0 2,4.
------------------------------------------------------------------
Приложение N 2. Производство основных видов продукции
сельского хозяйства в фермерских хозяйствах
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ
(тыс.тонн)
------------------T---------T---------T--------T------------------
¦ ¦ ¦ ¦2000 год (прогноз)
¦ ¦ ¦ +------T-----------
¦ 1994 г. ¦ 1995 г. ¦ 1996 г.¦ ¦в процентах
¦ (отчет) ¦ (отчет) ¦ (отчет)¦ всего¦ко всем ка-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тегориям
¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйств
------------------+---------+---------+--------+------+-----------
Зерно (в весе после
доработки) 8,9 8,6 10,6 54,6 10,2
Картофель 8,2 5,1 6,0 30,0 17,9
Овощи 4,9 3,1 4,2 60,0 30,6
Реализация скота и
птицы в живой массе 2,1 5,9 5,9 17,0 14,2
Молоко 5,3 9,2 9,7 40,0 10,0
Шерсть 0,4 0,8 0,9 1,5 10,7.
------------------------------------------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
ПОТРЕБНОСТЬ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ
НА РАЗВИТИЕ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
(ПО РАСЧЕТАМ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И АССОЦИАЦИИ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ ДАГЕСТАНА)
(млрд. рублей, в ценах 1995 г.)
------------------------T--------T--------T--------T-------T------
¦1993 г. ¦1994 г. ¦1995 г. ¦1996 г.¦ 2000
¦(отчет) ¦(отчет) ¦(отчет) ¦(отчет)¦(прог-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ноз)
------------------------+--------+--------+--------+-------+------
Общий объем капитальных
вложений (за счет всех ис-
точников финансирования) 46,9 73,2 16,2 29,8 114,2
в том числе:
собственные и привлечен-
ные средства фермерских
хозяйств и кооперативов 38,5 56,9 10,3 17,0 72,3
бюджетные средства всех
уровней (включая бюд-
жетные ссуды) 8,4 16,3 5,9 12,8 41,9
------------------------------------------------------------------
|