Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Дагестан

Архив (обновление)

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 09.01.1997 N 2 О РЕФЕРЕНДУМЕ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (ПРИНЯТ НАРОДНЫМ СОБРАНИЕМ РД 27.12.96)

(по состоянию на 17 июля 2006 года)

<<< Назад

УТРАТИЛ СИЛУ - в части, касающейся референдума Республики Дагестан
   -  Закон Республики Дагестан от 03.11.98 N 21


   9 января 1997 года                                             N 2
   ------------------------------------------------------------------
                          РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

                                 ЗАКОН

                  О РЕФЕРЕНДУМЕ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

                                            Принят Народным Собранием
                                                  Республики Дагестан
                                                 27 декабря 1996 года

       Настоящий Закон  в  соответствии  с  Конституцией   Российской
   Федерации,  Конституцией  Республики  Дагестан  определяет порядок
   подготовки и проведения республиканского (Республики  Дагестан)  и
   местного референдума в Республике Дагестан.

                        ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Понятие референдума

       Референдум -   голосование   граждан  Республики  Дагестан  по
   наиболее важным  вопросам  государственной  и  общественной  жизни
   республики или отдельного муниципального образования.
       Референдум наряду  со  свободными  выборами  является   высшим
   непосредственным выражением власти народа.
       Референдум проводится   на    всей    территории    республики
   (республиканский   референдум)   или   на   территории  отдельного
   муниципального образования (местный референдум).
       Голосование на  референдуме осуществляется на основе всеобщего
   равного и прямого избирательного  права  при  тайном  голосовании.
   Каждый   участник   референдума  обладает  одним  голосом.  Каждый
   гражданин на референдуме голосует  лично.  Участие  в  референдуме
   является  свободным,  контроль  за  волеизъявлением  гражданина не
   допускается.  В ходе референдума никто не может быть  принужден  к
   выражению своего мнения и убеждения или отказу от них.
       Вопросы, связанные с проведением референдума,  рассматриваются
   комиссиями  по  проведению республиканского референдума и местного
   референдума,  органами государственной власти и органами  местного
   самоуправления открыто и гласно.

       Статья 2. Право на участие в референдуме

       В референдуме   имеет   право   участвовать  каждый  гражданин
   Республики Дагестан, достигший на день голосования 18 лет.
       Не имеет права участвовать в референдуме гражданин, признанный
   судом  недееспособным,  а  также  содержащийся  в  местах  лишения
   свободы по приговору суда.
       Какое бы то ни было  прямое  или  косвенное  ограничение  прав
   граждан   на   участие   в  референдуме  является  недопустимым  и
   наказывается по закону.

       Статья 3. Вопросы, выносимые на референдум

       На республиканский референдум  могут  быть  вынесены  вопросы,
   находящиеся  в  ведении  Республики  Дагестан,  а  также  вопросы,
   находящиеся в пределах полномочий Республики Дагестан по предметам
   совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан.
       На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся
   в ведении местного самоуправления Республики Дагестан.
       В обязательном порядке республиканским  референдумом  решаются
       вопросы:
       а) о принятии новой Конституции Республики Дагестан  в  случае
   принятия Конституционным Собранием решения об этом;
       б) единства и территориальной целостности Республики Дагестан;
       в) изменения  государственно  _  правового  статуса Республики
   Дагестан.
       Вопросы, решения   по   которым   принимаются  только  местным
   референдумом,    определяются    законодательством    и    уставом
   муниципального образования.
       Вопросы, выносимые  на  референдум,  не  должны  противоречить
   Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан,
   федеральным законам и законам Республики Дагестан.
       На референдум   не   могут   выноситься   вопросы:  досрочного
   прекращения или продления срока полномочий Государственного Совета
   Республики   Дагестан,  Народного  Собрания  Республики  Дагестан,
   Правительства Республики Дагестан,  а равно  проведения  досрочных
   выборов  Государственного  Совета  Республики Дагестан,  Народного
   Собрания  Республики  Дагестан  либо  отсрочки  таких  выборов,  о
   принятии  чрезвычайных  и  неотложных  мер по охране общественного
   порядка,  защиты  здоровья  и   безопасности   граждан,   вопросы,
   связанные  с  избранием,  назначением  и освобождением должностных
   лиц,  относящиеся к компетенции Государственного Совета Республики
   Дагестан,   Народного   Собрания  Республики  Дагестан  и  органов
   местного самоуправления,  о налогах,  бюджете,  а  также  вопросы,
   касающиеся   выполнения   обязательств,  вытекающих  из  договоров
   Республики Дагестан.
       Вопросы, выносимые  на референдум,  не должны ограничивать или
   отменять   общепризнанные   права   человека   и   гражданина    и
   конституционно - правовые гарантии их реализации.

       Статья 4. Обстоятельства, исключающие проведение референдума

       Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного
   положения,  введенного на всей или отдельной территории Республики
   Дагестан, а также в течение трех месяцев после отмены военного или
   чрезвычайного положения.
       Повторный референдум   не  проводится  в  течение  года  после
   опубликования (обнародования) результатов референдума с  такой  же
   по содержанию или смыслу формулировкой вопроса.

       Статья 5. Язык проведения референдума

       При подготовке  и  проведении референдума используются русский
   язык,  а также языки народов Республики Дагестан на территориях их
   компактного проживания.
       Тексты законопроектов и проекты  иных  решений,  выносимые  на
   референдум,  бюллетени  для  голосования,  протоколы  и  данные  о
   результатах  референдума,   принятые   на   референдуме   решения,
   документы    государственных    органов,   касающиеся   проведения
   референдума,  составляются и публикуются на русском языке и языках
   народов   Республики   Дагестан   на  территориях  их  компактного
   проживания.

       Статья 6. Законодательство о референдуме

       Законодательство о   референдуме   состоит   из    Конституции
   Республики Дагестан, настоящего Закона и других законов.
       Положения настоящего Закона не могут быть изменены  иначе  как
   путем принятия закона.

                    ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

       Статья 7. Инициатива проведения референдума

       Инициатива проведения референдума принадлежит:
       а) республиканского референдума:
       Государственному Совету Республики Дагестан;
       не менее чем половине  от  общего  числа  депутатов  Народного
   Собрания Республики Дагестан;
       не менее 50 тыс.  граждан 'Республики Дагестан,  имеющим право
   на  участие  в  референдуме при условии,  что на территории одного
   района или города проживает не более 10 процентов из них,
       Конституционному Собранию  в  случае,  предусмотренном  частью
   третьей статьи 128 Конституции Республики Дагестан;
       б) местного референдума:
       не менее  чем  половине  депутатов  представительного   органа
   местного самоуправления;
       гражданам, проживающим    на     территории     муниципального
   образования, в соответствии с нормой:
       при числе граждан, имеющих право участвовать в референдуме: до
   1000 чел. _ 20 процентов;
       от 1000 до 10000 чел. _ 15 процентов, но не менее 200 чел.;
       от 10000 до 50000 чел. _ 10 процентов, но не менее 1500 чел.;
       свыше 50000 _ 5 процентов, но не менее 5000 человек.
       В период   между   назначением  референдума  и  опубликованием
   (обнародованием) его  результатов  субъекты,  упомянутые  в  части
   первой  настоящей  статьи,  не  могут  выступать  с  инициативой о
   проведении нового референдума.

       Статья 8. Порядок реализации инициативы граждан
                 о проведении референдума

       Каждый гражданин или группа граждан,  имеющие право на участие
   в  референдуме,  а равно общественное объединение,  устав которого
   предусматривает участие в выборах и зарегистрирован  Министерством
   юстиции  Республики  Дагестан  не  позднее чем за шесть месяцев до
   обращения  с   инициативой   о   проведении   референдума,   могут
   образовывать инициативную группу.
       Для сбора   подписей   с   целью   назначения   и   проведения
   республиканского референдума  необходимо  образовать  инициативную
   группу в количестве не менее 50 человек, имеющих право участвовать
   в референдуме,  а для проведения местного  референдума  необходимо
   образовать  инициативную  группу в количестве не менее 10 человек,
   проживающих на данной территории и  имеющих  право  участвовать  в
   референдуме,
       Инициативная группа  по  вопросу  проведения  республиканского
   референдума  обращается  с  ходатайством  о  регистрации  группы в
   Центральную  избирательную  комиссию  Республики  Дагестан,  а  по
   вопросу   проведения  местного  референдума  _  в  соответствующую
   местную администрацию.
       В ходатайстве инициативной группы указываются:
       1) формулировка вопроса,  предлагаемого  инициативной  группой
   для внесения на референдум;
       2) фамилии,  имена, отчества, даты рождения, место жительства,
   номера  и  серии  паспортов  (документов,  их  заменяющих)  членов
   инициативной группы.
       К ходатайству   должен   быть   приложен   протокол   собрания
   инициативной группы.
       Центральная избирательная  комиссия  Республики  Дагестан  или
   соответствующая  местная  администрация,  установив   соответствие
   ходатайства и приложенных документов требованиям статей 2,  3, 4 и
   8  настоящего  Закона,  в  течение  7  дней  со  дня   поступления
   ходатайства  принимает  решение о регистрации инициативной группы,
   выдает ей регистрационное свидетельство.
       В случае  отказа  в  регистрации  инициативной группе выдается
   мотивированное постановление  Центральной  избирательной  комиссии
   Республики  Дагестан  или  решение местной администрации.  Отказ в
   регистрации может быть обжалован в суд.
       Основанием для  отказа в регистрации инициативной группы может
   быть только нарушение инициативной группой  положений  Конституции
   Республики Дагестан и настоящего Закона.
       С момента     получения     регистрационного     свидетельства
   инициативная  группа  вправе добровольно и самостоятельно собирать
   подписи   с   целью   проведения   референдума.    Регистрационное
   свидетельство,   выданное  инициативной  группе,  действительно  в
   течение 35 дней.
       После окончания сбора подписей,  но не позднее окончания срока
   действия  регистрационного   свидетельства   инициативная   группа
   подсчитывает  количество  собранных  подписей,  о чем составляется
   итоговый протокол.
       Подписные листы  с  требованием  о проведении республиканского
   референдума,  пронумерованные  и   сброшюрованные,   и   экземпляр
   итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными
   группы в Центральную избирательную комиссию Республики Дагестан, а
   с    требованием   о   проведении   местного   референдума   -   в
   представительный орган местного самоуправления.
       Центральная избирательная  комиссия  Республики  Дагестан  или
   представительный   орган   местного    самоуправления    проверяет
   соответствие поступивших документов требованиям настоящего Закона.
       Центральная избирательная комиссия Республики  Дагестан  после
   проверки   соответствия  всех  поступивших  документов  настоящему
   Закону в недельный срок со дня  последнего  поступления  подписных
   листов  направляет их со своим заключением в Государственный Совет
   Республики Дагестан,  одновременно  информируя  об  этом  Народное
   Собрание Республики Дагестан.
       Если же в результате проверки  будет  установлено,  что  число
   действительных  подписей не отвечает требованиям пунктов "а" и "б"
   части первой статьи 7 настоящего Закона, Центральной избирательной
   комиссией   Республики   Дагестан   или  представительным  органом
   местного  самоуправления  выносится  постановление  об  отказе   в
   проведении    референдума,    копия   постановления   направляется
   инициативной  группе  и  данная  инициативная  группа   не   может
   выступать повторно с предложением о проведении референдума.
       В случае если Центральная  избирательная  комиссия  Республики
   Дагестан   или   представительный  орган  местного  самоуправления
   обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы
   возвращаются   инициативной   группе.   При   этом  срок  действия
   регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем
   на 7 дней.
       Если в течение срока действия  регистрационного  свидетельства
   не   будет   собрано   необходимого   количества  подписей,  то  с
   инициативой о проведении референдума с такой же по содержанию  или
   смыслу  формулировкой  вопроса,  указанной  в  ходатайстве,  можно
   обращаться не ранее  чем  через  год.  При  этом  ранее  собранные
   подписи граждан не учитываются.
   
       Статья 9. Подписной лист референдума
   
       В листе  для  сбора  подписей граждан в поддержку инициативы о
   проведении референдума указывается:
       наименование территориального образования, где проводится сбор
   подписей граждан;
       номер регистрационного   свидетельства,   дата  регистрации  и
   наименование избирательной  комиссии  или  местной  администрации,
   которая зарегистрировала инициативную группу;
       формулировка вопроса,  предлагаемого на  референдум;  фамилия,
   имя,  отчество,  дата  рождения,  место жительства,  номер и серия
   паспорта (документа,  его заменяющего) гражданина,  имеющего право
   на участие в референдуме, его подпись и дата подписи.
       Каждый подписной лист  должен  быть  заверен  подписями  лица,
   собиравшего   подписи   граждан,   и   одного   из  уполномоченных
   инициативной группы с указанием даты  заверения,  фамилии,  имени,
   отчества, места жительства, даты рождения, номера и серии паспорта
   ( документа, его заменяющего) каждого из этих лиц.
       Подписные листы   изготавливаются   по   форме,   указанной  в
   приложении к настоящему Закону.
   
       Статья 10. Порядок реализации инициативы Конституционного
                  Собрания Республики Дагестан о проведении
                  референдума по проекту новой Конституции
                  Республики Дагестан
   
       В соответствии  с  частью 3  статьи 128 Конституции Республики
   Дагестан    Конституционное    Собрание    вправе    вынести    на
   республиканский  референдум  проект  новой  Конституции Республики
   Дагестан.
       Решение об  этом  принимается  большинством  голосов от общего
   числа членов Конституционного Собрания в соответствии с  порядком,
   определенным   Законом   Республики  Дагестан  "О  Конституционном
   Собрании".
       Решение Конституционного       Собрания      о      проведении
   республиканского  референдума   по   проекту   новой   Конституции
   Республики   Дагестан   направляется   в   Государственный   Совет
   Республики Дагестан,  а также для сведения - в  Народное  Собрание
   Республики Дагестан.
   
       Статья 11. Назначение референдума
   
       Республиканский референдум назначается Государственным Советом
   Республики Дагестан.
       Местный референдум    назначается   представительным   органом
   местного самоуправления.
       До принятия решения по инициативе субъектов, указанных в части
   первой  статьи  7   настоящего   Закона,   Государственный   Совет
   Республики    Дагестан   или   представительный   орган   местного
   самоуправления в 10 - дневный срок направляет поступившие  к  нему
   документы  и  приложенные  к  ним  материалы в Конституционный Суд
   Республики Дагестан с соответствующим запросом.
       Конституционный Суд  Республики  Дагестан проверяет соблюдение
   требований,  предусмотренных Конституцией Республики Дагестан, и в
   месячный   срок   направляет  Государственному  Совету  Республики
   Дагестан  или  представительному  органу  местного  самоуправления
   соответствующее   решение,   которое   подлежит  незамедлительному
   опубликованию.
       Государственный Совет Республики Дагестан или представительный
   орган местного  самоуправления  обязаны  назначить  референдум  не
   позднее  10  -  ти  дней  со  дня поступления к ним положительного
   решения  Конституционного  Суда  Республики  Дагестан.  В   случае
   отрицательного  решения  Конституционного Суда Республики Дагестан
   все процедуры, предусмотренные настоящим Законом, прекращаются.
       Государственный Совет Республики Дагестан или представительный
   орган  местного  самоуправления  принимает  решение  о  назначении
   референдума,  в  котором определяет дату его проведения,  при этом
   голосование может быть назначено на любой выходной день  в  период
   от  двух до трех месяцев со дня опубликования решения.  Проведение
   одновременно с референдумом  выборов  должностных  лиц  Республики
   Дагестан,  органов  государственной  власти  Республики  Дагестан,
   органов и должностных лиц местного самоуправления не допускается.
   
         ГЛАВА III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА
   
       Статья 12. Комиссии по проведению референдума
   
       Организацию и    проведение    республиканского    референдума
   осуществляют:
       Центральная избирательная   комиссия   Республики    Дагестан,
   выступающая   в  качестве  Центральной  комиссии  республиканского
   референдума;
       территориальные (районные,  городские  и  другие)  комиссии по
   проведению республиканского референдума;
       участковые комиссии     по     проведению     республиканского
   референдума.
       Центральная избирательная    комиссия    Республики   Дагестан
   формируется     в     порядке,      установленном      действующим
   законодательством.
       Организацию и проведение местного референдума   осуществляют:
       территориальные (районные,  городские  и  другие)  комиссии по
   проведению местного референдума;
       участковые комиссии по проведению местного референдума.
   
       Статья 13. Полномочия Центральной комиссии
                  республиканского референдума
   
       Центральная комиссия республиканского референдума:
       1) осуществляет   контроль   за   соблюдением  законности  при
   подготовке   и   проведении   республиканского    референдума    и
   обеспечивает  единообразное  применение  настоящего  Закона,  дает
   разъяснения о порядке его применения;
       2) осуществляет  руководство  деятельностью  территориальных и
   участковых комиссий по проведению республиканского референдума;
       3) рассматривает  заявления  и  жалобы  на  решения и действия
   территориальных    и    участковых    комиссий    по    проведению
   республиканского референдума;
       4) решает  вопросы  о   приписке   участков   республиканского
   референдума,   находящихся   за  пределами  территории  Республики
   Дагестан,  к  комиссиям  референдума  на   территории   Республики
   Дагестан;
       5) издает инструкции для территориальных и участковых комиссий
   по  проведению  республиканского  референдума по организационным и
   финансовым вопросам;
       6) заслушивает   сообщения  государственных  органов,  органов
   местного самоуправления по вопросам организационно  -  технической
   подготовки и проведения республиканского референдума;
       7) осуществляет контроль за законностью проведения голосования
   на республиканском референдуме;
       8) распределяет ассигнования,  выделенные из  республиканского
   бюджета  на проведение республиканского референдума,  контролирует
   их целевое использование и отчитывается перед  Народным  Собранием
   Республики Дагестан о расходовании этих ассигнований;
       9) контролирует    обеспечение    комиссий    по    проведению
   республиканского  референдума помещениями,  транспортом,  связью и
   рассматривает   другие   вопросы   материально   -    технического
   обеспечения республиканского референдума;
       10) устанавливает  форму  и   утверждает   образец   бюллетеня
   республиканского референдума, устанавливает формы списков граждан,
   имеющих право на участие в  референдуме,  протоколов  комиссий  по
   проведению  референдума,  других  документов референдума,  образцы
   ящиков  для  голосования  и   печатей   комиссий   по   проведению
   референдума;
       11) обеспечивает  не  позднее  чем   за   30   дней   до   дня
   республиканского  референдума  опубликование  с целью всенародного
   обсуждения текста законопроекта,  вынесенного  на  республиканский
   референдум,  и  текста  закона,  который предлагается отменить или
   заменить;
       12) содействует  средствам  массовой  информации  в проведении
   мероприятий,  направленных  на  разъяснение  содержания   вопроса,
   вынесенного на республиканский референдум;
       13) определяет   результаты   республиканского    референдума,
   публикует   (обнародует)   их  в  средствах  массовой  информации,
   обеспечивает  передачу  в   архивы   документации,   связанной   с
   организацией и проведением референдума;
       14) осуществляет иные полномочия в  соответствии  с  настоящим
   Законом.
       Решения Центральной  комиссии  республиканского   референдума,
   принятые    в    пределах    ее   компетенции,   обязательны   для
   территориальных    и    участковых    комиссий    по    проведению
   республиканского  референдума,  государственных  органов и органов
   местного   самоуправления,   общественных   объединений,   средств
   массовой   информации,   предприятий,  учреждений,  организаций  и
   должностных лиц.
   
       Статья 14. Формирование территориальных и участковых
                  комиссий по проведению республиканского
                  и местного референдума
   
       Территориальные (районные,  городские и  другие)  комиссии  по
   проведению      республиканского      референдума      формируются
   представительным органом местного самоуправления в течение 10 дней
   со  дня  опубликования  Указа  Государственного  Совета Республики
   Дагестан  о  назначении  республиканского  референдума  на  основе
   предложений   общественных   объединений,   трудовых  коллективов,
   собраний военнослужащих,  собраний граждан по месту  жительства  и
   учебы.
       Территориальная (районная,  городская и  другие)  комиссия  по
   проведению   местного   референдума  формируется  представительным
   органом  местного  самоуправления  в  том  же   порядке,   что   и
   территориальные    комиссии    по    проведению   республиканского
   референдума.
       Участковые комиссии по проведению республиканского референдума
   или    местного    референдума    формируются     соответствующими
   территориальными  комиссиями  по проведению референдума не позднее
   чем  за  40  дней  до  дня  референдума  на   основе   предложений
   общественных    объединений,    трудовых   коллективов,   собраний
   военнослужащих, собраний граждан по месту жительства и учебы.
       В состав  территориальной  или участковой комиссии входят от 7
   до 15 членов комиссии.
       Председатель, заместитель     председателя     и     секретарь
   территориальной комиссии по проведению республиканского и местного
   референдума  избираются  на  первом  заседании  комиссии  из числа
   членов комиссии.
       Председатель и  секретарь  участковой  комиссии  по проведению
   республиканского    и     местного     референдума     назначаются
   соответствующей    территориальной    комиссией    по   проведению
   референдума большинством голосов.
   
       Статья 15. Полномочия территориальной комиссии
                  по проведению республиканского референдума
   
       Территориальная (районная,  городская  и  другие)  комиссия по
   проведению республиканского референдума:
       1) обеспечивает  соблюдение  настоящего  Закона  на территории
   района,  города  или  другой  административно  -   территориальной
   единицы;
       2) обеспечивает  изготовление  бюллетеней  для  голосования  и
   снабжение  ими  участковых комиссий по проведению республиканского
   референдума;
       3) оказывает  помощь  Центральной  комиссии   республиканского
   референдума  по  руководству  деятельностью участковых комиссий по
   проведению республиканского референдума;
       4) заслушивает   сообщения  органов  местного  самоуправления,
   руководителей предприятий,  учреждений и организаций  по  вопросам
   организационно    -    технической    подготовки    и   проведения
   республиканского референдума;
       5) рассматривает  заявления  и  жалобы  на  решения и действия
   участковых комиссий по проведению республиканского референдума;
       6) определяет   результаты   голосования   на  республиканском
   референдуме по соответствующей территории,  составляет протокол  и
   передает   его   вместе   с   протоколами  участковых  комиссий  в
   Центральную комиссию республиканского референдума;
       7) отчитывается  перед  Центральной комиссией республиканского
   референдума   об   использовании   ассигнований,   выделенных   на
   проведение республиканского референдума;
       8) осуществляет иные полномочия  в  соответствии  с  настоящим
   Законом.
       Полномочия территориальной     комиссии     по      проведению
   республиканского  референдума  прекращаются по истечении месяца со
   дня  опубликования  (обнародования)  результатов  республиканского
   референдума.
   
       Статья 16. Полномочия участковой комиссии
                  по проведению референдума
   
       Участковая комиссия по проведению референдума:
       1) составляет  и  уточняет  список  граждан,  имеющих право на
   участие в референдуме на территории участка;
       2) обеспечивает  ознакомление граждан со списком лиц,  имеющих
   на  территории   участка   право   на   участие   в   референдуме,
   рассматривает  заявления  и  жалобы  граждан  о неточностях в этом
   списке  и  решает  вопрос  о  внесении  в   него   соответствующих
   изменений;
       3) оповещает население о дне и месте проведения голосования;
       4) обеспечивает    подготовку    помещений    для   проведения
   голосования и их надлежащее оборудование;
       5) организует голосование на участке;
       6) производит  подсчет   голосов   и   определяет   результаты
   голосования  на  референдуме  по  участку,  составляет  протокол и
   передает его в территориальную комиссию по проведению референдума;
       7) рассматривает  заявления  и жалобы по вопросам подготовки и
   проведения референдума на территории участка;
       8) осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии с настоящим
   Законом.
       Полномочия участковой   комиссии   по  проведению  референдума
   прекращаются после выполнения требований части  первой  статьи  31
   настоящего Закона.
   
       Статья 17. Полномочия территориальной комиссии
                  по проведению местного референдума
   
       Территориальная комиссия по проведению местного референдума:
       1) обеспечивает  соблюдение  настоящего  Закона  на территории
   района,  города  или  другой  административно  -   территориальной
   единицы, где проводится местный референдум;
       2) организует   и   осуществляет   руководство   деятельностью
   участковых комиссий по проведению местного референдума;
       3) распределяет ассигнования,  выделенные из местного  бюджета
   на  проведение  местного  референдума,  по  участковым  комиссиям,
   контролирует  их  целевое  использование  и   отчитывается   перед
   представительным  органом  местного  самоуправления о расходовании
   этих ассигнований;
       4) контролирует   обеспечение   участковых  комиссий  местного
   референдума  помещениями,  транспортом,  связью  и   рассматривает
   другие  вопросы  материально  -  технического обеспечения местного
   референдума;
       5) заслушивает   сообщения  органов  местного  самоуправления,
   руководителей предприятий,  учреждений и организаций  по  вопросам
   организационно  -  технической  подготовки  и  проведения местного
   референдума;
       6) устанавливает форму и утверждает образец бюллетеня местного
   референдума, устанавливает формы списков граждан, имеющих право на
   участие  в местном референдуме,  протоколов комиссий по проведению
   местного  референдума,  других  документов  местного  референдума,
   образцы  ящиков  для  голосования и печатей комиссий по проведению
   местного  референдума,  порядок  хранения  документации   местного
   референдума;
       7) обеспечивает  изготовление  бюллетеней  для  голосования  и
   снабжение   ими   участковых   комиссий   по  проведению  местного
   референдума;
       8) определяет  результаты  местного  референдума  и  публикует
   (обнародует) их  в  средствах  массовой  информации,  обеспечивает
   передачу   в  архивы  документации,  связанной  с  организацией  и
   проведением местного референдума;
       9) рассматривает  заявления  и  жалобы  на  решения и действия
   участковых комиссий по проведению местного референдума;
       10) содействует  средствам  массовой  информации  в проведении
   мероприятий,  направленных  на  разъяснение  содержания   вопроса,
   вынесенного на местный референдум;
       11) осуществляет иные полномочия в  соответствии  с  настоящим
   Законом.
       Полномочия территориальной  комиссии  по  проведению  местного
   референдума  прекращаются по истечении месяца со дня опубликования
   (обнародования) результатов местного референдума.
   
       Статья 18. Организация работы комиссий референдума
   
       Центральная комиссия     республиканского     референдума    и
   территориальная  комиссия  по  проведению   местного   референдума
   проводят  свои  первые  заседания  не  позднее чём через три дня с
   момента их формирования.
       Территориальная комиссия   по   проведению    республиканского
   референдума   и  участковые  комиссии  по  проведению  референдума
   проводят свои первые заседания не позднее  чем  через  два  дня  с
   момента их формирования.
       Заседания комиссий   по   проведению   референдума    являются
   правомочными,  если  в  них  принимает  участие большинство членов
   соответствующей комиссии.  Решения комиссий  принимаются  открытым
   голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии.
   Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить особое
   мнение,   которое   в  письменном  виде  прилагается  к  протоколу
   заседания комиссии.
       Решения комиссий,   принятые   в   пределах   их   полномочий,
   обязательны  для  исполнения  всеми   государственными   органами,
   органами  местного  самоуправления,  общественными  объединениями,
   должностными лицами.
       Решения комиссий  по  проведению  референдума,  противоречащие
   Конституции Республики Дагестан, настоящему Закону, другим законам
   либо  принятые  комиссиями с превышением установленных полномочий,
   подлежат отмене вышестоящей комиссией  по  проведению  референдума
   или судом. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума
   вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса.
       Государственные органы,    органы   местного   самоуправления,
   предприятия,  учреждения и организации,  общественные объединения,
   средства    массовой    информации,   должностные   лица   обязаны
   содействовать комиссиям по проведению референдума в  осуществлении
   ими своих полномочий, в частности предоставлять необходимые для их
   работы   помещения,   транспорт,   средства   связи,   техническое
   оборудование,  сведения и материалы. Комиссии вправе обращаться по
   вопросам,  связанным с подготовкой и  проведением  референдума,  в
   государственные  органы,  предприятия,  учреждения  и организации,
   общественные объединения,  к должностным  лицам,  которые  обязаны
   рассмотреть  поставленный  вопрос и дать комиссии ответ не позднее
   чем в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума
   Республики Дагестан - немедленно.
       Председатель, заместитель   председателя,   секретарь,    член
   комиссии  по  проведению  референдума  по  решению  комиссии может
   освобождаться в период  подготовки  и  проведения  референдума  от
   выполнения   производственных   или   служебных   обязанностей   с
   сохранением средней заработной платы за счет  средств,  выделяемых
   на проведение референдума.
       Инициативная группа,  указанная в части 1 статьи 8  настоящего
   Закона,   после   опубликования   Указа   Государственного  Совета
   Республики Дагестан или соответствующего решения  органа  местного
   самоуправления  о  назначении  референдума вправе назначить одного
   члена  Центральной  комиссии  республиканского   референдума   или
   территориальной  комиссии  по  проведению  местного  референдума с
   правом совещательного голоса.  Та  же  инициативная  группа  после
   формирования  территориальных  и участковых комиссий по проведению
   референдума  вправе  назначить  по  одному  члену  соответствующей
   комиссии с правом совещательного голоса,
       Полномочия члена  комиссии  с  правом  совещательного   голоса
   прекращаются  через  10  дней  после опубликования (обнародования)
   решения, принятого на референдуме.
   
       Статья 19. Обжалование решений и действий комиссий
                  по проведению референдума
   
       Решения и  действия  (или  бездействие)  Центральной  комиссии
   республиканского    референдума,    совершенные    с    нарушением
   законодательства, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики
   Дагестан.
       Решения и   действия   (или   бездействие)  территориальных  и
   участковых  комиссий  по  проведению  референдума,  совершенные  с
   нарушением законодательства,  могут быть обжалованы в суд по месту
   нахождения комиссии  или  в  вышестоящую  комиссию  по  проведению
   референдума.
       Решения нижестоящей комиссии по проведению  референдума  могут
   быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей
   комиссией по проведению референдума. При этом вышестоящая комиссия
   по  проведению  референдума вправе принять самостоятельное решение
   по существу жалобы или заявления.
       Жалобы на  решения  и  действия  (или бездействие) комиссий по
   проведению  референдума  рассматриваются  в  трехдневный  срок,  а
   поданные  в  течение  трех  дней  до  дня  референдума  и  в  день
   референдума рассматриваются немедленно.
   
       Статья 20. Участки референдума
   
       Участки референдума     образуются      органами      местного
   самоуправления  по  согласованию  с территориальными комиссиями по
   проведению референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения
   референдума.   Участки   образуются  с  учетом  административно  -
   территориального деления и иных местных условий с  целью  создания
   максимальных  удобств  для  граждан,  имеющих  право  на участие в
   референдуме,  из расчета не более трех  тысяч  граждан  на  каждый
   участок референдума.
       В больницах,  санаториях,  домах  отдыха   и   других   местах
   временного   пребывания   граждан,  имеющих  право  на  участие  в
   референдуме,  в труднодоступных и  отдаленных  местах,  на  судах,
   находящихся  в  день референдума в плавании,  могут образовываться
   участки референдума в срок,  предусмотренный  частью  1  настоящей
   статьи,  а  в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до
   дня референдума. Такие участки приписываются по месту расположения
   участков или по месту приписки судна.
       В воинских частях участки референдума могут образовываться  по
   решению  Центральной  комиссии  республиканского  референдума  или
   территориальной   комиссии    по    проведению    республиканского
   референдума,     если    невозможно    организовать    голосование
   военнослужащих на участках,  предусмотренных  частями  первой  или
   второй настоящей статьи.
       Списки участков референдума с указанием их  границ  и  адресов
   участковых    комиссий    по   проведению   референдума   подлежат
   обязательному опубликованию.
       Каждый участок   референдума   должен   иметь   помещение  для
   голосования,  где  при  опечатывании   и   вскрытии   ящиков   для
   голосования,   а   также   при  подсчете  голосов  могут  свободно
   размещаться члены участковой комиссии,  наблюдатели, представители
   общественных объединений,  средств массовой информации.  Помещение
   должно быть оборудовано мебелью, сейфом для хранения документации,
   стендами  с  информацией  по  референдуму,  кабинами и ящиками для
   тайного голосования.
       Кабины для тайного голосования оснащаются столиками (стойками)
   для голосования,  а также авторучками.  Применение карандашей  для
   голосования не допускается.
   
       Статья 21. Списки, граждан, имеющих право
                  на участие в референдуме
   
       В списки граждан,  имеющих право  на  участие  в  референдуме,
   включаются  граждане Республики Дагестан в соответствии со статьей
   2 настоящего Закона.  Гражданин может быть включен только  в  один
   список.
       Список составляется   участковой   комиссией   по   проведению
   референдума на основании сведений, представляемых по установленной
   форме органом,  осуществляющим регистрацию и государственный  учет
   населения,  и утвержденных главой местной администрации.  В список
   включаются граждане,  проживающие на территории  данного  участка.
   Список военнослужащих, голосующих на общих участках референдума, а
   также  список  по  участку,  образованному   в   воинской   части,
   составляется  на  основе  сведений,  представляемых ее командиром.
   Военнослужащие,  постоянно  или  временно  проживающие  на  момент
   составления  списков  вне воинских частей,  включаются в списки по
   месту жительства на общих  основаниях.  Сведения,  предусмотренные
   частями 2 - 4 настоящей статьи, направляются в участковые комиссии
   по проведению референдума  не  позднее  чем  за  40  дней  до  дня
   референдума.
       Список избирателей составляется в двух экземплярах  по  форме,
   утверждаемой  Центральной  комиссией  республиканского референдума
   или территориальной комиссией по проведению местного  референдума,
   и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.
       Список избирателей составляется в алфавитном или ином  порядке
   (по   населенным   пунктам,   улицам,  домам,  на  основе  адресов
   избирателей).  В списке- указывается фамилия,  имя,  отчество, год
   рождения  и  место  проживания  (адрес)  избирателя.  В  отношении
   граждан,  которым  в   год   голосования   исполняется   18   лет,
   дополнительно указывается день и месяц рождения.
       Граждане, которые  в  день  голосования  будут  находиться   в
   санаториях,  профилакториях,  домах  отдыха,  больницах  и  других
   стационарных лечебно - профилактических  учреждениях,  а  также  в
   следственных   изоляторах   и  изоляторах  временного  содержания,
   включаются в список (основной  или  дополнительный)  на  основании
   данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
       Список по участкам,  образованным на судах, находящихся в день
   проведения голосования в плавании,  составляется на основе данных,
   представляемых капитанами судов,
       Студенты и аспиранты дневной формы обучения,  имеющие право на
   участие в референдуме и проживающие  в  общежитиях,  включаются  в
   список на участке по месту нахождения общежития.
       Гражданин Республики   Дагестан   вправе    по    предъявлении
   документа,   удостоверяющего  личность,  обратиться  в  участковую
   комиссию по проведению референдума с целью проверки включения  его
   в   список  граждан,  имеющих  право  на  участие  в  референдуме.
   Уточнение  списка  завершается  не  позднее   30   дней   до   дня
   референдума.  Граждане, имеющие право на участие в референдуме, но
   поселившиеся на территории участка после названного срока,  но  до
   дня референдума,  включаются участковой комиссией в дополнительный
   список  на   основании   документов,   подтверждающих   их   место
   жительства.
       Если менее чем  за  30  дней  до  дня  референдума  гражданин,
   включенный  в  список  имеющих  право  на  участие  в референдуме,
   обнаружит,  что  не  будет  иметь  возможности  прибыть   в   день
   референдума в помещение того участка референдума, где он включен в
   список, то он вправе получить в участковой комиссии открепительное
   удостоверение   на   право  участия  в  референдуме.  О  получении
   открепительного удостоверения гражданин расписывается в  списке  с
   указанием  даты  получения.  Выдача  открепительного удостоверения
   регистрируется в специальном реестре.
       По предъявлении   открепительного   удостоверения   гражданин,
   должен быть  включен  в  дополнительный  список  на  любом  другом
   участке референдума.
       Форма открепительного удостоверения  и  форма  реестра  выдачи
   открепительных  удостоверений  утверждаются  Центральной комиссией
   республиканского референдума  или  территориальной  комиссией.  по
   проведению местного референдума.
       В случае  если  менее  чем  за  15  дней  до  дня  референдума
   гражданин,  включенный  в  списки  имеющих  право  участвовать  в,
   референдуме,  обнаружит,  что не будет иметь  возможности  принять
   участие в референдуме в связи с убытием за пределы республики,  он
   вправе получить в участковой комиссии  референдума  бюллетень  для
   голосования.  О  получении  бюллетеня  гражданин  расписывается  в
   списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме.
       После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт,
   который  для  обеспечения   тайны   голосования   заклеивается   и
   скрепляется   печатью   комиссии.   Данный   конверт   хранится  в
   нераскрытом состоянии до дня референдума.
       Каждый гражданин вправе обжаловать невключение в список
   или исключение его из списка, а также допущенные в списке
   неточности.
       Соответствующее заявление рассматривается участковой комиссией
   в  течение 24 часов,  а накануне и в день проведения референдума -
   немедленно.  Участковая  комиссия   обязана   внести   необходимые
   исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об
   отклонении его жалобы.  Решение комиссии может быть  обжаловано  в
   суд в порядке, установленном статьей 19 настоящего Закона.
   
       Статья 22. Бюллетень для голосования на референдуме
   
       В бюллетене    для    голосования    на    референдуме   точно
   воспроизводится  текст  вынесенного  на   референдум   вопроса   и
   указываются  варианты  волеизъявления голосующего словами "за" или
   "против",  под которыми помещаются пустые квадраты. Если гражданин
   голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса,  он ставит
   знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом  "за".  Если
   гражданин  голосует против вынесенного на референдуме вопроса,  он
   ставит знак "плюс" или любой  иной  знак  в  квадрате  под  словом
   "против".
       При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются
   в один бюллетень,  последовательно нумеруются и отделяются друг от
   друга  четко  видными  Горизонтальными   линиями.   Альтернативные
   редакции  какой-либо  статьи  законопроекта  также последовательно
   нумеруются.
       При вынесении на референдум проекта закона текст законопроекта
   вывешивается в помещении  каждого  участка  референдума  вместе  с
   текстом действующего закона для всеобщего ознакомления.
       В случае проведения республиканского референдума в один день с
   местным  или иным референдумом бюллетени для голосования на каждом
   референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из
   них имеет иной отличительный знак.
       Участковые комиссии   по   проведению   референдума   получают
   бюллетени не позднее 3 дней до дня референдума. По каждому участку
   количество бюллетеней не может превышать более чем на  2  процента
   число  зарегистрированных  граждан,  имеющих  право  на  участие в
   референдуме  на  данном  участке.  На  участке   референдума,   на
   территорию которого ожидается прибытие значительного числа граждан
   для  голосования  с  открепительными  удостоверениями,  количество
   бюллетеней  может  быть  увеличено решением комиссии по проведению
   референдума.
       На каждом  бюллетене  ставится  печать  участковой комиссии по
   проведению референдума и подписи двух членов комиссии.
       Незаверенные участковой  комиссией  по  проведению референдума
   бюллетени  признаются  бюллетенями  неустановленной  формы  и  при
   подсчете голосов не учитываются.  За выдачу избирателям бюллетеней
   неустановленной   формы   члены    участковой    комиссии    несут
   ответственность, установленную законом.
   
       Статья 23. Финансирование референдума
   
       Правительство Республики   Дагестан  и  местная  администрация
   выделяют  соответственно  Центральной  комиссии   республиканского
   референдума  и  территориальной  комиссии  по  проведению местного
   референдума     необходимые     ассигнования     на     проведение
   республиканского  референдума  и местного референдума в 15-дневный
   срок со дня опубликования Указа Государственного Совета Республики
   Дагестан    или    решения   представительного   органа   местного
   самоуправления о назначении референдума.
       Выделенные ассигнования     поступают     соответственно     в
   распоряжение Центральной комиссии республиканского  референдума  и
   территориальной  комиссии  по  проведению  местного  референдума и
   распределяются ими между комиссиями по проведению референдума.
       Отчеты о  расходовании  выделенных  ассигнований на проведение
   республиканского   референдума   представляются   территориальными
   комиссиями в Центральную комиссию республиканского референдума,  а
   по местному референдуму - участковыми комиссиями в территориальную
   комиссию   по   проведению   местного   референдума   не   позднее
   соответственно 30 и 10 дней со дня  опубликования  (обнародования)
   результатов референдума.
       Центральная комиссия    республиканского     референдума     и
   территориальная   комиссия   по  проведению  местного  референдума
   соответственно представляют Народному Собранию Республики Дагестан
   и   представительному  органу  местного  самоуправления  отчеты  о
   расходовании ассигнований,  указанных  в  части  первой  настоящей
   статьи,    не    позднее    трех   месяцев   после   опубликования
   (обнародования) результатов референдума.
       Финансовый отчет  должен быть опубликован в средствах массовой
   информации.
   
       Статья 24. Агитация по вопросам, вынесенным
                  на референдум
   
       Граждане Республики Дагестан,  общественные объединения вправе
   беспрепятственно  вести  агитацию  "за"  или  "против"  проведения
   референдума,  "за"  или  "против" участия в референдуме и "за" или
   "против" закона или иного решения, выносимого на референдум.
       Не допускается    пропаганда    или   агитация,   возбуждающая
   социальную,  расовую,  национальную или  религиозную  неприязнь  и
   вражду.     Запрещается    пропаганда    социального,    расового,
   национального, религиозного или языкового превосходства.
       Все агитационные    печатные    материалы   должны   содержать
   информацию об организациях и лицах,  ответственных за  их  выпуск.
   Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
       Комиссии по проведению референдума, поставленные в известность
   о    распространении   анонимных   либо   подложных   агитационных
   материалов,  принимают меры  по  пресечению  этой  деятельности  и
   вправе  обратиться  в  соответствующие  органы  внутренних  дел  с
   представлением   о    принятии    необходимых    мер    пресечения
   противоправной агитационной деятельности.
       В день референдума агитация запрещается. В течение 3-х дней до
   дня референдума и в день референдума опубликование (обнародование)
   результатов опросов общественного мнения,  прогнозов результатов и
   иных исследований, связанных с референдумом, запрещается.
       Вывешивание агитационных материалов на памятниках,  обелисках,
   на  зданиях и в помещениях,  имеющих историческую,  культурную или
   архитектурную  ценность,  а  также  в   помещениях   комиссий   по
   проведению   референдума   и  в  помещениях  участков  референдума
   запрещается.
       Агитация может    осуществляться   через   средства   массовой
   информации,  путем проведения различных  мероприятий  (собраний  и
   встреч  с  гражданами,  публичных  дебатов и дискуссий,  митингов,
   демонстраций,  шествий),  выпуска и  распространения  агитационных
   печатных  материалов.  В  агитации  не  могут  участвовать  органы
   государственной  власти,  органы   местного   самоуправления,   их
   должностные лица при исполнении ими служебных обязанностей,  члены
   комиссий по проведению референдума.  Агитация не может вестись  на
   территории  воинских  частей)  военных  учреждений  и в помещениях
   участков референдума. Агитация не может вестись благотворительными
   организациями и религиозными объединениями.
   
              ГЛАВА IV. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ
                     И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
   
       Статья 25. Порядок голосования на референдуме
   
       На всех участках референдума голосование проводится с 7 до  20
   часов   по   местному  времени.  О  времени  и  месте  голосования
   участковая комиссия по проведению  референдума  оповещает  граждан
   не, позднее чем за 20 дней до дня референдума.
       В 7 часов утра в  день  референдума  председатель,  участковой
   комиссии  объявляет  участок  референдума открытым и;  предъявляет
   членам комиссии, наблюдателям и присутствующим гражданам все ящики
   для голосования, которые после этого опечатываются.
       Затем председатель комиссии объявляет о начале голосования.
       Бюллетени для  голосования  выдаются  гражданам,  включенным в
   основной или дополнительный списки,  по предъявлении паспорта  или
   иного  документа,  удостоверяющего  их  личность.  Голосование  за
   других лиц не допускается.
       Гражданин, получивший      бюллетень,      расписывается     в
   соответствующей графе списка.
       Гражданин, предъявивший      открепительное     удостоверение,
   включается в дополнительный список. Открепительное удостоверение в
   присутствии   предъявителя   погашается  и  хранится  у  секретаря
   участковой комиссии.
       Участковая комиссия    по   проведению   референдума   обязана
   обеспечить  возможность  участия  в  голосовании  всем  гражданам,
   имеющим право на участие в референдуме, в том числе лицам, которые
   по состоянию здоровья либо  по  другим  уважительным  причинам  не
   могут  прибыть для голосования на участок референдума и сделали по
   этому поводу устное или письменное  заявление.  В  этих  целях  на
   участке  референдума должно быть необходимое количество переносных
   ящиков для голосования.  Количество переносных ящиков определяется
   решением   территориальной  комиссии  по  проведению  референдума.
   Заявление о предоставлении возможности  голосовать  вне  помещения
   участка   референдума   должно  быть  подтверждено  гражданином  в
   письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии по
   проведению  референдума.  Члены  участковой комиссии по проведению
   референдума,  выезжающие  по  заявлениям,  получают  под   роспись
   бюллетени   Е   количестве,   соответствующем   числу   заявлений.
   Количество заявлений,  использованных  и  возвращенных  бюллетеней
   отмечается в отдельном акте.  Данные о гражданах,  проголосовавших
   вне  помещения  участка  референдума,  вносятся  в  дополнительный
   список.   При   проведении   голосования   вне  помещения  участка
   референдума   вправе   присутствовать   наблюдатели.   Организация
   голосования  вне  помещения  участка  референдума должна исключать
   возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме, а
   равно искажения его волеизъявления.
       Бюллетени заполняются голосующим  в  специально  оборудованной
   кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц.
   Гражданин,  не  имеющий   возможности   самостоятельно   заполнить
   бюллетень,  вправе воспользоваться для этого помощью другого лица,
   не  являющегося  членом  участковой,  а  равно  иной  комиссии  по
   проведению референдума или наблюдателем.
       Заполненные бюллетени  опускаются  гражданином  в  ящики   для
   голосования,  которые  должны  находиться  в  поле  зрения  членов
   участковой комиссии референдума и наблюдателей.
       В день голосования в помещениях участков референдума с момента
   их открытия до подписания протокола  об  итогах  подсчета  голосов
   вправе  находиться  аккредитованные  наблюдатели  от  общественных
   объединений,   уставы   которых   зарегистрированы   Министерством
   юстиции,  а также иностранные (международные) наблюдатели. Порядок
   аккредитации  наблюдателей  устанавливается  по   республиканскому
   референдуму Центральной комиссией республиканского референдума, по
   местному референдуму -  территориальной  комиссией  по  проведению
   местного  референдума  за 30 дней до дня голосования.  Иностранные
   (международные)  наблюдатели  осуществляют  свою  деятельность   в
   соответствии  с Положением о статусе иностранного (международного)
   наблюдателя,  утверждаемого Центральной комиссией республиканского
   референдума  или  территориальной комиссией по проведению местного
   референдума.
       Член участковой    комиссии    по    проведению    референдума
   отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно
   удаляется   из  помещения  референдума,  если  они  нарушат  тайну
   голосования или попытаются повлиять на волеизъявление  гражданина.
   Решение об этом принимается участковой комиссией.
   
       Статья 26. Подсчет голосов участковой комиссией
                  по проведению референдума
   
       После заявления председателя участковой комиссии по проведению
   референдума об окончании времени голосования комиссия подсчитывает
   и погашает все  неиспользованные  бюллетени,  о  чем  составляется
   протокол.
       Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в
   референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.
       На основании списков  граждан,  имеющих  право  на  участие  в
   референдуме,  в  том числе дополнительного,  комиссия подсчитывает
   общее число граждан, получивших бюллетени.
       После этого   вскрываются   ящики   для  голосования.  Вначале
   производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках.
       Количество бюллетеней,  находящихся  в  переносных ящиках,  не
   должно превышать количества письменных подтверждений о голосовании
   вне   помещения   участка  референдума.  В  случае  обнаружения  в
   переносных ящиках большего количества бюллетеней,  чем  количество
   письменных  подтверждений  о  голосовании  вне  помещения  участка
   референдума,  все  бюллетени,  находящиеся  в  переносных  ящиках,
   признаются  недействительными  участковой  комиссией по проведению
   референдума,
       Этот факт с указанием фамилий членов комиссии,  обеспечивающих
   голосование вне помещения участка референдума,  отражается в акте,
   который прилагается к протоколу о результатах голосования.
       На основании списков  граждан,  имеющих  право  на  участие  в
   референдуме,  данных  о  выданных  и  предъявленных открепительных
   удостоверениях  и  по  количеству   находящихся   в   ящиках   для
   голосования   бюллетеней   участковая   комиссия   по   проведению
   референдума устанавливает и отражает в протоколе:
       общее число  граждан,  имеющих право на участие в референдуме,
   зарегистрированных по участку референдума;
       количество погашенных неиспользованных бюллетеней;
       общее число граждан, получивших бюллетени;
       количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
       количество бюллетеней, признанных действительными;
       количество бюллетеней, признанных недействительными;
       количество голосов, поданных за проект решения;
       количество голосов, поданных против проекта решения;
       количество выданных открепительных удостоверений;
       количество предъявленных открепительных удостоверений.
       В протоколе отражаются также поступившие в день голосования  в
   комиссию  письменные  жалобы  и  заявления на нарушения настоящего
   Закона и принятые по ним решения.
       В общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме,
   зарегистрированных по участку  референдума,  включаются  граждане,
   проголосовавшие   по   открепительным   удостоверениям  на  данном
   участке,  и  не  включаются  граждане,  получившие  открепительные
   удостоверения на данном участке.
       Недействительными признаются   бюллетени,   не   изготовленные
   официально,   не   снабженные   печатью   участковой  комиссии  по
   проведению референдума и подписями двух членов участковой комиссии
   по   проведению   референдума,   а  также  бюллетени,  по  которым
   невозможно однозначно установить волеизъявление голосующего, в том
   числе  те,  в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в
   двух квадратах или не проставлен ни в одном из них.  В случае если
   признание  бюллетеня  действительным  вызывает  сомнение,  решение
   принимает участковая комиссия по проведению референдума.
       Протокол по   результатам   голосования   составляется  в  2-х
   экземплярах  и  каждый  экземпляр  подписывается   всеми   членами
   участковой  комиссии  по  проведению референдума.  Член участковой
   комиссии,  не согласный с протоколом в целом или с отдельными  его
   положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение.
       Первый экземпляр  протокола  незамедлительно  направляется   в
   соответствующую    территориальную    комиссию    по    проведению
   референдума,  а второй экземпляр вместе с опечатанными бюллетенями
   и погашенными открепительными удостоверениями хранится у секретаря
   участковой комиссии.
       Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов
   либо проводилось  более  одного  референдума,  подсчет  голосов  и
   составление протокола по каждому из них производится отдельно.
       Протоколы о результатах голосования на участках,  образованных
   в   воинских   частях,  составляются  в  2-х  экземплярах.  Первый
   экземпляр протокола представляется соответствующей территориальной
   комиссии  по  проведению  референдума,  второй экземпляр протокола
   хранится у секретаря участковой комиссии. После включения данных в
   протокол   территориальной  комиссии  первый  экземпляр  протокола
   участковой   комиссии,   образованной   в   воинской   части,    с
   заверительной  подписью  председателя  и секретаря территориальной
   комиссии   и   заверенный   печатью    территориальной    комиссии
   возвращается   в   участковую   комиссию.  Хранение  протоколов  и
   бюллетеней для  голосования  осуществляется  в  воинской  части  в
   установленном  для  документации  референдума порядке;  в месячный
   срок протоколы и бюллетени передаются  в  соответствующие  военные
   архивные   учреждения.   Разглашение   сведений   о  дислокации  и
   численности воинских частей не допускается.
   
       Статья 27. Подсчет голосов территориальной комиссией
                  по проведению референдума
   
       Территориальная комиссия  по  проведению референдума,  получив
   протоколы от всех участковых комиссий по  проведению  референдума,
   производит  общий  подсчет  голосов,  поданных  на соответствующей
   территории.  Территориальная комиссия  по  проведению  референдума
   составляет протокол, в котором указывается:
       1) общее  число  граждан,   имеющих   право   на   участие   в
   референдуме, зарегистрированных на данной территории;
       2) иные данные, перечисленные в абзацах 2_10 части 7 и части 8
   статьи 26 настоящего Закона.
       Протокол составляется в 2-х  экземплярах  и  каждый  экземпляр
   подписывается всеми членами территориальной комиссии по проведению
   референдума.  Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или
   с отдельными его положениями,  вправе приложить к протоколу особое
   мнение.
       Первый экземпляр   протокола   территориальной   комиссии   по
   проведению референдума незамедлительно направляется в  Центральную
   комиссию республиканского референдума.  Второй экземпляр протокола
   территориальной  комиссии  хранится  у  секретаря  территориальной
   комиссии до окончания ее работы.
   
       Статья 28. Определение результатов референдума
   
       Центральная комиссия    республиканского    референдума    или
   территориальная комиссия по  проведению  местного  референдума  на
   основании протоколов всех территориальных и участковых комиссий по
   проведению референдума определяет:
       общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме;
       общее число граждан, получивших бюллетени;
       количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
       количество бюллетеней, признанных действительными;
       количество бюллетеней, признанных недействительными;
       количество голосов, поданных за проект решения;
       количество голосов, поданных против проекта решения;
       количество выданных открепительных удостоверений;
       количество предъявленных открепительных удостоверений.
       Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие
   более  половины  граждан,  имеющих право на участие в референдуме.
   Число граждан, принявших участие в референдуме, определяется общим
   числом граждан, получивших бюллетени.
       Решение считается принятым на  референдуме,  если  за  него  в
   целом  проголосовало  более половины граждан,  принявших участие в
   референдуме. Если на референдум выносились альтернативные варианты
   решения  и  ни  один  из  них  не  получил необходимого количества
   голосов, то все варианты считаются отклоненными.
       Центральная комиссия    республиканского    референдума    или
   территориальная  комиссия  по  проведению   местного   референдума
   составляет  протокол по итогам голосования,  который подписывается
   всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в
   целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу
   особое мнение.
       В протоколе   также   отражаются   поступившие  в  Центральную
   комиссию республиканского референдума или территориальную комиссию
   по  проведению  местного референдума письменные жалобы и заявления
   на нарушения настоящего Закона и принятые по ним решения.
       Результаты референдума     могут     быть    признаны    судом
   недействительными,  если в ходе референдума или  подсчета  голосов
   были   допущены   такие   нарушения   настоящего  Закона,  которые
   существенно повлияли на результаты голосования.
       Постановлением Центральной      комиссии      республиканского
   референдума или территориальной комиссии  по  проведению  местного
   референдума  результаты  голосования  на  отдельных  территориях и
   участках могут быть признаны  недействительными  из-за  допущенных
   нарушений настоящего Закона,  существенно повлиявших на результаты
   голосования.  В этом случае Центральная комиссия  республиканского
   референдума  или  территориальная  комиссия по проведению местного
   референдума   вправе   поручить   соответствующим   комиссиям   по
   проведению  референдума  провести повторное голосование не позднее
   2-х недель  со  дня  опубликования  (обнародования)  постановления
   Центральной     комиссии    республиканского    референдума    или
   территориальной комиссии по проведению местного референдума.
   
       Статья 29. Опубликование (обнародование) и вступление
                  в силу решения, принятого на референдуме
   
       Принятое на   референдуме  решение  и  результаты  голосования
   подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее 3-х  дней  после
   опубликования результатов референдума.
       Принятое на референдуме решение вступает в силу в день его
   опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в
   формулировке вопроса, принятого на референдуме.
   
       Статья 30. Юридическая сила решения,
                  принятого на референдуме
   
       Решение, принятое  на референдуме,  является обязательным и не
   нуждается в утверждении каким-либо органом государственной  власти
   или местного самоуправления.
       Решение, принятое на республиканском референдуме  или  местном
   референдуме,  действует на всей территории Республики Дагестан или
   на территории соответствующего муниципального образования и  может
   быть  отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на
   новом референдуме.
       Если для   реализации   решения,   принятого  на  референдуме,
   требуется   издание    дополнительного    правового    акта,    то
   соответствующий   орган   государственной   власти   или  местного
   самоуправления,  в чью компетенцию входит данный вопрос,  обязан в
   течение  15  дней  после  вступления в силу решения,  принятого на
   референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.
   
       Статья 31. Хранение документации референдума
   
       Документация участковых комиссий  по  проведению  референдума,
   включая   бюллетени  и  погашенные  открепительные  удостоверения,
   передается   в   соответствующие   территориальные   комиссии   по
   проведению  референдума  не  позднее  10  дней после опубликования
   (обнародования) результатов голосования.
       Документация территориальных     комиссий     по    проведению
   республиканского референдума  передается  в  Центральную  комиссию
   республиканского    референдума   не   позднее   20   дней   после
   опубликования (обнародования) результатов голосования.
       Центральная комиссия     республиканского     референдума    и
   территориальные комиссии по  проведению  местного  референдума  по
   окончании  их  работы  сдают  всю  документацию  соответственно  в
   государственную архивную службу Республики Дагестан и  в  архивное
   учреждение соответствующего муниципального образования.
       По истечении  2-х  лет  после  опубликования   (обнародования)
   результатов  референдума  бюллетени  для  голосования и погашенные
   открепительные удостоверения уничтожаются, о чем составляется акт,
   утверждаемый  Центральной  комиссией  республиканского референдума
   или территориальной комиссией по проведению местного референдума.
       Документация Центральной комиссии республиканского референдума
   сдается на постоянное хранение в государственную  архивную  службу
   Республики    Дагестан    через   2   года   после   опубликования
   (обнародования) результатов референдума.
   
                 ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
                     ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ
   
       Статья 32. Ответственность за нарушение
                  законодательства о референдуме
   
       Лица, препятствующие  свободному   осуществлению   гражданином
   Республики  Дагестан  его  права  на  участие  в референдуме путем
   подкупа,  обмана,  применения физического насилия или  угрозы  его
   применения, подлога документов референдума, заведомо неправильного
   подсчета голосов граждан,  имеющих право на участие в референдуме,
   или  иным  путем  препятствующие  работе  комиссий  по  проведению
   референдума и работе членов указанных комиссий,  а также  законной
   деятельности   инициативной   группы,  наблюдателей  или  условиям
   проведения  агитации  либо  препятствующие   выполнению   решения,
   принятого  на  референдуме,  несут  административную или уголовную
   ответственность в соответствии с законом.
   
                   ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона
   
       Настоящий Закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
   опубликования.  С  момента введения в действие настоящего,  Закона
   признать утратившим силу Закон ДССР "О референдуме",  принятый  26
   декабря 1991 года.
   
                                 Председатель Государственного Совета
                                                  Республики Дагестан
                                                          М.МАГОМЕДОВ
   Махачкала
   9 января 1997 г.
   N 2
   
   
   
   
   
                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ
   
                             ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
   
   __________________________________________________________________
   (Наименование территории (республики, района, города и другого
   населенного пункта), где собираются подписи граждан)
   
   __________________________________________________________________
   (Наименование общественного объединения, образовавшего
   инициативную группу; заполняется в соответствующем случае)
   
   --------------------------T-------------T-------------------------
     Номер регистрационного  ¦     Дата    ¦   Наименование органа,
         свидетельства       ¦ регистрации ¦   зарегистрировавшего
                             ¦             ¦   инициативную группу
                             ¦             ¦
   --------------------------+-------------+-------------------------
   --------------------------+-------------+-------------------------
   Мы, нижеподписавшиеся,   поддерживаем   инициативу   о  проведении
   референдума   Республики   Дагестан   (местного   референдума)   с
   формулировкой вопроса (вопросов):
   
   ---T-------------T--------T-------T---------------T-------T-------
   NN ¦  Фамилия,   ¦  Дата  ¦ Место ¦   Серия и     ¦  Дата ¦Подпись
   пп ¦имя, отчество¦рождения¦житель-¦  номер пас-   ¦подписи¦
      ¦             ¦        ¦ ства  ¦  порта или    ¦       ¦
      ¦             ¦        ¦       ¦заменяющего его¦       ¦
      ¦             ¦        ¦       ¦   документа   ¦       ¦
   ---+-------------+--------+-------+---------------+-------+-------
   1.
   2.
   3.
   4.
   5.
   6.
   7.
   8.
   9.
   10.
   ------------------------------------------------------------------
   
   Подписной лист удостоверяю:_______________________________________
   __________________________________________________________________
   (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
   или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
   
                                                       Подпись и дата
   
   Уполномоченный инициативной группы:_______________________________
   __________________________________________________________________
   (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта
   или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
   
                                                       Подпись и дата
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz