КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 1996 года
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ОТ 3 ОКТЯБРЯ 1995 Г. N 202 "О ПОВЫШЕНИИ ТАРИФНЫХ СТАВОК
(ОКЛАДОВ) ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ" И РАСПОРЯЖЕНИЙ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РД ОТ 29 НОЯБРЯ 1995 Г. N 580-Р
И ОТ 15 ДЕКАБРЯ 1995 Г. N 597-Р
Конституционный Суд Республики Дагестан в составе Председателя
Конституционного Суда РД С.Т.Гаджимагомедова, заместителя
председателя Конституционного Суда С.К.Давудова, судьи - секретаря
О.Г. Шапиевой,
с участием: стороны, обратившейся с запросом - депутата
Народного Собрания Республики Дагестан Ф.Б.Курочкиной;
представителя стороны, издавшей оспариваемый акт - и.о. министра
юстиции РД А.А.Алиева; министра занятости и труда РД
И.И.Эфендиева; заместителя министра финансов РД Н.А.Халимова;
заместителя Прокурора РД К.Г.Булатова,
руководствуясь статьей 113 Конституции Республики Дагестан,
статьями 3 , 4 , 31 , 32 , 43 Закона Республики Дагестан "О
Конституционном Суде Республики Дагестан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке
конституционности постановления Правительства Республики Дагестан
от 3 октября 1995 г. N 202 "О повышении тарифных ставок (окладов)
Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы"
и распоряжений Правительства РД от 29 ноября 1995 г. N 580-р и от
15 декабря 1995 г. N 597-р.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос депутата Народного
Собрания РД Ф.Б.Курочкиной о проверке конституционности пункта 3
постановления Правительства РД от 3 октября 1995 г. N 202 "О
повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по
оплате труда работников бюджетной сферы и распоряжений
Правительства РД от 29 ноября 1995 г. N 580-р и от 15 декабря 1995
г. N 597-р.
Основанием для рассмотрения Конституционным Судом РД данного
дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствуют ли указанный пункт постановления Правительства РД и
распоряжения Правительства РД Конституции Республики Дагестан по
форме и содержанию норм. Заслушав сообщение судьи - докладчика
О.Г.Шапиевой, объяснения представителей сторон, свидетелей,
специалистов и других участников процесса, исследовав материалы
дела, Конституционный Суд Республики Дагестан
установил:
Правительством Республики Дагестан приняты постановление от 3
октября 1995 года N 202 "О повышении тарифных ставок (окладов)
Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы"
и распоряжения от 29 ноября 1995 г. N 580-р о выплате заработной
платы работникам бюджетной сферы за ноябрь 1995 года с применением
коэффициента 1,3 и от 15 декабря 1995 года N 597-р о выплате
заработной платы за ноябрь и декабрь с применением коэффициента
1,54.
Ходатайствующая сторона - депутат Народного Собрания РД
Ф.Б.Курочкина в своем запросе указывает, что постановлением
Правительства РД от 3 октября 1995 г. N 202 пунктом 3 и
распоряжениями Правительства РД от 29 ноября 1995 г. N 580-р и от
15 декабря 1995 г. N 597-р нарушено право работников
образовательных учреждений на оплату их труда в размере не ниже
установленного законодательством, в результате чего не выплачена
заработная плата в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 августа 1995 г. N 823. Она считает, что
постановление Правительства РД от 3 октября 1995 г. N 202 и
распоряжения от 29 ноября 1995 г. N 580-р и от 15 декабря 1995 г.
N 597-р нарушают требования статьи 39 Конституции Республики
Дагестан и просит признать их неконституционными.
Суд при рассмотрении дела исходит из того, что
конституционность п.3 постановления Правительства РД от 3 октября
1995 г. N 202, обязывающего обеспечить реализацию постановления в
целом, нельзя проверить в отрыве от остальных положений
постановления.
В связи с чем Суд, руководствуясь статьей 4 Закона РД "О
Конституционном Суде Республики Дагестан", исходя из предмета,
затронутого в обращении, определил необходимым проверить
конституционность постановления Правительства РД от 3 октября 1995
г. N 202 в целом и распоряжений Правительства РД от 29 ноября 1995
г. N 580-р и от 15 декабря 1995 г. N 597-р.
Суд также определил, что указанные постановление и
распоряжение по своему содержанию относятся к нормативным актам
Правительства Республики Дагестан, проверка конституционности
которых согласно статье 113 Конституции Республики Дагестан и
статье 3 Закона РД "О Конституционном Суде Республики Дагестан"
относится к его компентенции.
Основополагающие нормативные положения о дифференциации в
уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой
тарифной сетки определены постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 октября 1992 г. N 785, исполнение которого
согласно статье 115 Конституции Российской Федерации обязательно в
Российской Федерации.
Этим постановлением в целях улучшения материального положения
и усиления стимулирующей роли заработной платы работников
здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования,
культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий,
находящихся на бюджетном финансировании, упорядочения соотношения
в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и
квалификации работников предусмотрен специальный механизм
регулирования оплаты труда - Единая тарифная сетка по оплате труда
работников бюджетной сферы, которая введена в действие с 1 декабря
1992 года. В соответствии с указанным постановлением применение
Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений,
организаций и предприятий, находящихся на бюджетном
финансировании.
Механизм применения Единой тарифной сетки заключается в том,
что заработная плата работников бюджетной сферы, на которых она
распространяется, определяется путем умножения размера тарифной
ставки (оклада) первого разряда на соответствующие тарифные
коэффициенты разрядов оплаты труда.
В Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской
Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "Единая тарифная сетка по
оплате труда работников бюджетной сферы" указано, что размер
тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается
Правительством Российской Федерации.
В статье 2 КЗоТ РФ закреплены основные трудовые права и
обязанности работников, в частности, право на равное
вознаграждение за равный труд.
Применительно к работникам народного образования в пункте 16
статьи 28 Закона РФ "Об образовании" в новой редакции от 13 января
1996 г. N 12-ФЗ содержится дополнительная гарантия, выражающаяся в
том, что принятые на федеральном уровне минимальные размеры ставок
заработной платы и должностных окладов работников образования
обязательны на территории Российской Федерации.
В связи с тем, что постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 установлен порядок
определения тарифной ставки (оклада) первого разряда, Суд не может
согласиться с доводом стороны, издавшей оспариваемые акты, о том,
что согласно пункту 5 постановления Правительства РФ от 24 августа
1995 г. N 823 субъекты Российской федерации вправе по своему
усмотрению, по мере изыскания средств, ввести тарифную ставку
(оклад) 1 разряда и повышенные тарифные коэффициенты Единой
тарифной сетки на своей территории.
Суд полагает, что смысл выражения "самостоятельно",
содержащегося в пункте 5, означает следующее: в силу разграничения
предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее
субъектами "в исключительном ведении РФ находится федеральная
государственная собственность и управление ею" (пункт "д" статьи
71 Конституции Российской Федерации). Поэтому федеральные органы
власти не вправе распоряжаться собственностью, в данном случае
бюджетом субъекта Федерации. Это компетенция только самого
субъекта Федерации, который должен издать самостоятельно свой
правовой акт, предусматривающий финансирование расходов, связанных
с повышением тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки
работников бюджетной сферы, труд которых оплачивается за счет
средств бюджета субъекта.
Суд считает несостоятельным утверждение стороны о праве
субъекта Российской Федерации ввести тарифную ставку 1 разряда и
повышенные коэффициенты Единой тарифной сетки по мере изыскания
средств и в зависимости от бюджетных возможностей, а также и по
той причине, что в пункте 5 постановления Правительства Российской
Федерации от 24 августа 1995 г. N 823 такой оговорки нет. В нем
предусмотрено: "за счет средств указанных бюджетов".
Суд исходит из того, что постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 августа 1995 г. N 823 признаны
утратившими силу с 1 сентября 1995 года пп. 2, 3, 4, 5, а с 1
ноября 1995 года пункт 1 постановления Правительства Российской
Федерации от 27 февраля 1995 года N 189.
Правительство Республики Дагестан в постановлении от 3 октября
1995 г. N 202 не выразило какое-либо намерение о сохранении в
Республике Дагестан отмененных Правительством Российской Федерации
тарифной ставки 1 разряда и коэффициентов Единой тарифной сетки,
наоборот, из содержания постановления вытекает, что вводятся новые
повышенные тарифная ставка 1 разряда и коэффициенты Единой
тарифной сетки, что и соответствует сложившейся в Республике
Дагестан практике по данному вопросу.
Правительство Республики Дагестан в связи с принятием
Правительством Российской Федерации постановления о повышении
тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда
работников бюджетной сферы каждый раз принимает собственное
постановление, которым доводится до сведения и фактически
принимается к непосредственному исполнению постановление
Правительства Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Республики Дагестан от 14
апреля 1995 года N70 было доведено до сведения содержание
постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля
1995г. N 189 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой
тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы". В
постановлении Правительства Республики Дагестан не было каких-либо
оговорок о размерах и сроках введения в Республике Дагестан новой
тарифной ставки 1 разряда и новых тарифных коэффициентов Единой
тарифной сетки.
Постановление Российской Федерации было принято к безусловному
исполнению с соблюдением всех его положений.
В аналогичной редакции издано и постановление Правительства
Республики Дагестан от 3 октября 1995 г. N 202, которым доводится
до сведения полностью содержание постановлений Правительства
Российской Федерации от 24 августа 1995 г. N 823 "О повышении
тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда
работников бюджетной сферы" и от 24 августа 1995г. N 824 "О
повышении должностных окладов работников отдельных организаций
бюджетной сферы".
Правительство Республики Дагестан, доведя до сведения
содержание указанных постановлений Правительства Российской
Федерации, пунктом 3 своего постановления обязало министерство
финансов Республики Дагестан финансирование расходов, связанных с
реализацией постановления, производить по мере изыскания средств.
Следующим, 4 пунктом Правительство Республики Дагестан
поручает министерствам и ведомствам обеспечить в пределах
выделенных ассигнований проведение необходимых мероприятий по
повышению тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы.
Пунктом 5 данного постановления контроль за правильностью
введения и применения тарифных ставок (окладов) работников
бюджетной сферы возложен на Министерство занятости и труда
Республики Дагестан и на Министерство финансов Республики
Дагестан.
Содержание данных пунктов и другие положения постановления и
название самого постановления свидетельствуют о том, что
Правительство Республики Дагестан своим постановлением от 3
октября 1995 г. N 202 не только доводит до сведения, но и
принимает к непосредственному исполнению постановление
Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 г. N 823 "О
повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по
оплате труда работников бюджетной сферы" и от 24 августа 1995 г. N
824 "О повышении должностных окладов работников отдельных
организаций бюджетной сферы".
В постановлении Правительства Республики Дагестан от 3 октября
1995 г. N 202 не содержатся какие-либо нормы, предусматривающие
иную тарифную ставку 1 разряда и более поздние сроки применения ее
и повышенных тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки, чем это
предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от
24 августа 1995 года N 823.
Формальное расхождение формулировки п.3 постановления
Правительства РД от 3 октября 1995 г. N 202 с формулировкой
аналогичного, пункта (2) предыдущего постановления Правительства
РД от 14 апреля 1995 г. N 70 и несвоевременное повышение на этой
основе заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа
1995 г. N 823 не ставит под сомнение конституционность указанного
пункта и самого постановления Правительства РД от 3 октября 1995
г. N 202 в целом.
Суд считает, что предметом регулирования п.З постановления
Правительства Республики Дагестан от 3 октября 1995 г. N 202
является механизм финансирования расходов, связанных с повышением
заработной платы работников бюджетной сферы, но не тарифная ставка
1 разряда, сроки применения ее и повышенных коэффициентов Единой
тарифной сетки.
Пункты 3, 4, 5 постановления Правительства РД от 3 октября
1995 г. N 202 предполагают исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 24 августа 1995 г. N 823 на территории
Республики Дагестан без каких-либо изменений.
Таким образом, Конституционный Суд считает, что тарифная
ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда
работников организаций бюджетной сферы, установленная
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа
1995 г. N 823, согласно постановлению Правительства Республики
Дагестан от 3 октября 1995 г. N 202 в Республике Дагестан должна
применяться с 1 сентября 1995 года, а Единая тарифная сетка по
оплате труда работников бюджетной сферы (приложение к указанному
постановлению Правительства Российской Федерации) с 1 ноября 1995
года.
В последующем Правительством Республики Дагестан были приняты
два распоряжения, повышающие заработную плату работников бюджетной
сферы - от 29 ноября 1995 г. N 580-р и от 15 декабря 1995 г. N
597-р.
Названные распоряжения носят нормативный характер. В них
устанавливаются конкретные коэффициенты повышения (соответственно
1,3 и 1,54) оплаты труда работников бюджетной сферы, указываются
месяцы, в которых допускается повышение оплаты труда с применением
этих коэффициентов и предусматривается иная схема определения
размера заработной платы, чем это предусмотрена Единой тарифной
сеткой.
В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Дагестан
и статьей 29 Закона РД о Правительстве Республики Дагестан решения
Правительства, носящие нормативный характер или имеющие важное и
общее значение, издаются в форме постановлений. В данном случае не
соблюдена не только форма издания, но и по содержанию указанные
распоряжения противоречат постановлению Правительства РД от 3
октября 1995 г. N 202, постановлениям Правительства Российской
Федерации от 14 октября 1992 года N 785 и от 24 августа 1995г. N
823. Они нарушают механизм упорядочивания соотношений в уровнях
заработной платы, установленный на основе Единой тарифной сетки по
оплате труда работников бюджетной сферы, фактически в Республике
Дагестан вводят иной порядок определения размера заработной платы
работников бюджетной сферы, на которых распространяется Единая
тарифная сетка, ущемляет право работников бюджетной сферы на
равное вознаграждение за равный труд. Они противоречат также
пункту 3 статьи 107 Конституции Республики Дагестан, которым
предусматривается, что Правительство Республики Дагестан участвует
в проведении единой политики оплаты труда и социальной защиты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 57 , 58,
59 Закона РД "О Конституционном Суде Республики Дагестан",
Конституционный Суд
постановляет:
1. Признать постановление Правительства Республики Дагестан от
3 октября 1995 года N 202 "О повышении тарифных ставок (окладов)
Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы"
соответствующим Конституции Республики Дагестан.
2. Признать распоряжения Правительства Республики Дагестан от
29 ноября 1995 г. N 580-р и от 15 декабря 1995 г. N 597-р по форме
и содержанию норм не соответствующими Конституции Республики
Дагестан.
3. Руководствуясь статьей 5 Закона РД "О Конституционном Суде
Республики Дагестан", распоряжения Правительства РД от 29 ноября
1995 г. N 580-р и от 15 декабря 1995 г. N 597-р считать
утратившими силу с момента их издания.
4. Исходя из содержания постановления Правительства Республики
Дагестан от 3 октября 1995 г. N 202 считать в Республике Дагестан
принятыми к непосредственному исполнению тарифная ставка (оклад) 1
разряда, повышенные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по
оплате труда работников бюджетной сферы и сроки их применения,
установленные постановлением Правительства Российской Федерации от
24 августа 1995 года N 823.
5. Постановление Конституционного Суда является окончательным,
не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его
провозглашения и действует непосредственно.
6. Согласно статье 63 Закона РД "О Конституционном Суде
Республики Дагестан" и статье 35 Закона Российской Федерации "О
средствах массовой информации" данное постановление подлежит
опубликованию в средствах массовой информации не позднее семи
суток.
|