НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 1996 года
О ПРИМЕРНОМ УСТАВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(РАЙОНА, ГОРОДА)
Народное Собрание Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить примерный Устав муниципального образования
(района, города).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления
руководствоваться данным примерным Уставом при разработке уставов
муниципальных образований.
3. Направить примерный Устав муниципального образования
(района, города) представительным и исполнительным органам
местного самоуправления и опубликовать в средствах массовой
информации.
Председатель Народного Собрания
Республики Дагестан
М.АЛИЕВ
Махачкала
30 мая 1996 г.
ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(района, города)
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Устав муниципального образования
Устав муниципального образования - правовой акт, основанный на
Конституции Российской Федерации и Конституции Республики
Дагестан, законодательстве Российской Федерации и Республики
Дагестан о местном самоуправлении, являющийся обязательным для
исполнения всеми расположенными на территории муниципального
образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо
от их организационно - правовых форм и форм собственности,
должностными лицами и гражданами.
Устав определяет структуру органов местного самоуправления
муниципального образования, компетенцию и порядок формирования
представительных и исполнительных органов местного самоуправления,
территориального общественного самоуправления, административно -
территориальное устройство, правовую, экономическую и финансовую
основы самоуправления.
Устав принимается представительным органом местного
самоуправления большинством не менее двух третей от общего числа
депутатов.
Статья 2. Границы и состав территории муниципального
образования
Описание границ муниципального образования дается в приложении
к Уставу. Изменение границ не допускается без учета мнения
населения.
Статья 3. Местное самоуправление в муниципальном
образовании
Местное самоуправление в муниципальном образовании
обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение
населением непосредственно или через органы местного
самоуправления вопросов местного значения в соответствии с
настоящим Уставом и правовыми актами органов местного
самоуправления муниципального образования.
Статья 4. Право граждан на участие в местном
самоуправлении
Населению муниципального образования гарантируется полнота
прав на участие в местном самоуправлении. Не допускаются какие -
либо ограничения прав граждан по политическим убеждениям, расовой
и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу,
имущественному и должностному положению, языку, отношению к
религии.
Статья 5. Система местного самоуправления
Местное самоуправление на территории муниципального
образования осуществляется населением посредством системы местного
самоуправления муниципального образования, которая в себя
включает:
представительный орган местного самоуправления - Собрание;
исполнительный орган - администрацию;
органы территориального общественного самоуправления;
выборы, референдумы, общие собрания (сходы);
другие формы непосредственного волеизъявления населения.
Статья 6. Правовая основа местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации;
Конституция Республики Дагестан;
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации";
Закон Республики Дагестан "О местном самоуправлении в
Республике Дагестан";
иные законодательные и нормативно - Правовые акты Российской
федерации и Республики Дагестан, касающиеся местного
самоуправления;
настоящий Устав.
Статья 7. Вопросы местного значения в муниципальном
образовании
Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения
жизнедеятельности населения, отнесенные к предметам ведения
муниципального образования статьей 6 Закона Республики Дагестан "О
местном самоуправлении в Республике Дагестан", а именно:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований,
контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение
других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально - экономическое развитие
муниципального образования;
5) содержание и использование - муниципальных жилищного фонда
и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений
дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений
здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание
муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление
контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий
муниципального образования;
10) создание условий для жилищного и социально - культурного
строительства;
11) контроль за использованием земель в соответствии с
законодательством;
12) регулирование использования водных объектов местного
значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых,
а также недр для строительства подземных сооружений местного
значения в соответствии с законодательством;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-,
газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
14) организаций снабжения населения и муниципальных учреждений
топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог
местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального
образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест
захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и
муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения заселения услугами
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в
муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в
муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной
службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой
информации муниципального образования;
26) создание условий для организаций зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта
в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости
населения;
29) защита прав потребителей в соответствии с действующим
законодательством;
30) участие в охране окружающей среды на территории
муниципального образования;
31) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном
образовании, организация муниципальной пожарной службы;
32) участие в работе по обеспечению призыва на военную службу.
Муниципальные образования вправе принимать к своему
рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения
законами Республики Дагестан, а также вопросы, не исключенные из
их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных
образований и органов государственной власти.
Статья 8. Общие принципы осуществления деятельности
органов местного самоуправление
Соблюдение законов - основополагающий принцип осуществления
деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления.
Все органы местного самоуправления функционируют гласно. Они
создают условия для участия населения в решении вопросов местного
значения.
Органы местного самоуправления в пределах собственных
полномочий самостоятельны и действуют под свою ответственность.
Статья 9. Герб муниципального образования
Муниципальное образование имеет свой герб. Описание герба,
порядок его применения и ответственность за ненадлежащее его
использование устанавливаются Положением о Гербе муниципального
образования, которое принимается представительным органом местного
самоуправления и дается в приложении к Уставу.
ГЛАВА II
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 10. Представительный орган местного
самоуправления - Собрание
Представительный орган местного самоуправления - Собрание
состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии
с Законом Республики Дагестан "О выборах в представительные органы
местного самоуправления в Республике Дагестан".
Представительный орган местного самоуправления избирается
сроком на 4 года и состоит из ______ депутатов.
Первое заседание вновь избранного представительного органа
созывается одним из старейших депутатов нового созыва не позднее
чем в трехнедельный срок после выборов и при условии избрания не
менее двух третей от общего состава представительного органа.
На первом заседании Собрания из состава депутатов избирается
председатель Собрания большинством голосов при тайном голосовании.
По решению представительного органа местного самоуправления
глава местной администрации может быть наделен правом
председательствовать на заседаниях представительного органа
местного самоуправления.
Очередные заседания представительного органа созываются
председателем Собрания не реже одного раза в квартал. Внеочередные
заседания созываются по инициативе одной трети от числа избранных
депутатов или председателя представительного органа не позднее чем
в двухнедельный срок. Представительный орган вправе принять
решение о проведении закрытого заседания. На закрытом заседании
вправе присутствовать глава администрации, депутат Народного
Собрания Республики Дагестан от данной территории, прокурор, а
также приглашенные представительным органом лица.
Заседание представительного органа правомочно, если на нем
присутствуют не менее двух третей от установленного Уставом
численного состава депутатов,
Депутат представительного органа в соответствии с Уставом
муниципального образования может осуществлять свои полномочия па
постоянной основе.
Статья 11. Регламент представительного органа местного
самоуправления
Порядок деятельности представительного органа определяется его
Регламентом, который принимается большинством голосов депутатов.
Статья 12. Правовые акты представительного органа
По вопросам своей компетенции представительный орган местного
самоуправления принимает постановления. Правовые акты вступают в
силу с момента их принятия, если в них не установлено иное.
Правовые акты представительного органа подписываются председателем
Собрания.
Статья 13. Полномочия представительного органа
Основными полномочиями представительного органа являются:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения
муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов об, их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) контроль за использованием земельных и других природных
ресурсов;
6) установление порядка управления и распоряжения
муниципальной собственностью;
7) образование, избрание и упразднение постоянных и других
комиссий, изменение их состава;
8) контроль за деятельностью местной администрации;
9) принятие Устава и внесение изменений в него;
10) образование внебюджетных фондов, определение их статуса,
контроль за их использованием;
11) защита прав депутатов, лишение депутатской
неприкосновенности;
12) принятие решения о проведении местного референдума;
13) установление в соответствии с законодательством порядка
назначения на должность и освобождения от нее руководителей
муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
14) определение в соответствии с законодательством льгот и
преимуществ, в том числе налоговых, в целях стимулирования
отдельных видов предпринимательской деятельности;
15) решение в соответствии с законодательством вопросов
административно - территориального устройства; утверждение схемы
планировки и застройки;
16) принятие в соответствии с законодательством решений,
устанавливающих административную ответственность;
17) учреждение собственных средств массовой информации;
18) предъявление в случаях, предусмотренных законодательством,
в суд требований о признании недействительными актов органов
государственного управления, предприятий, учреждений, организаций;
19) определение за счет собственных средств дополнительных
льгот и преимуществ для граждан, проживающих на подведомственной
соответствующему представительному органу территории;
20) другие полномочия в соответствии с законодательством
Республики Дагестан о местном самоуправлении.
Статья 14. Полномочия председателя представительного
органа местного самоуправления
Председатель представительного органа местного самоуправления:
1) созывает заседания представительного органа местного са-
моуправления, контролирует их подготовку;
2) ведет заседания представительного органа местного
самоуправления;
3) обеспечивает выполнение Регламента;
4) подписывает решения представительного органа местного
самоуправления и организует выполнение его решений;
5) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих
полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
6) координирует деятельность постоянных и иных комиссий;
7) принимает меры по обеспечению гласности и учета
общественного мнения в работе представительного органа местного
самоуправления;
8) обеспечивает в соответствии с решениями представительного
органа местного самоуправления обсуждение гражданами проектов
важнейших решений представительного органа;
9) рассматривает вопросы организации выборов и референдумов в
установленном законом порядке;
10) представляет местное Собрание во взаимоотношениях с
органами государственной власти и иными органами, организациями,
учреждениями, в средствах массовой информации;
11) решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены
представительным органом местного самоуправления или возложены на
него законодательством.
Статья 15. Статус депутата представительного органа
Депутату представительного органа гарантируются условия
беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита
прав, чести и достоинства. Срок полномочий депутата - 4 года.
Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение
текущего срока полномочий.
Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и
прекращаются с момента начала работы представительного органа
местного самоуправления нового состава.
Отзыв депутата населением осуществляется в соответствии с
законом.
Статус депутата и ограничения, связанные с его статусом,
устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Конституцией
Республики Дагестан, федеральными законами, законами Республики
Дагестан.
Депутаты представительного органа на территории муниципального
образования не могут быть задержаны ( за исключением случаев
задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту
жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной
ответственности без согласия прокурора соответствующего района,
города.
Социальные гарантии депутатам устанавливаются законами
Республики Дагестан.
Статья 16. Постоянные комиссии представительного органа
По отдельным направлениям своей деятельности представительный
орган избирает из своего состава постоянные комиссии.
Функции, полномочия и организация работы постоянных комиссий
определяются Регламентом представительного органа, Положением о
постоянных комиссиях, которые утверждаются представительным
органом.
Статья 17. Осуществление функций контроля за деятельностью
местной администрации
По вопросам своей компетенции представительный орган
осуществляет контроль за деятельностью местной администрации,
вправе заслушивать отчет главы администрации, получать ответы на
вопросы и запросы депутатов, соответствующую информацию.
Статья 18. Досрочное прекращение полномочий
представительного органа
Полномочия представительного органа могут быть прекращены
досрочно:
1) по решению представительного органа о досрочном прекращении
полномочий, принятому двумя третями голосов от установленного
числа депутатов (самороспуск);
2) на основании решения местного референдума по вопросу о
роспуске представительного органа;
3) в других случаях, предусмотренных законом.
Статья 19. Финансирование деятельности представительного
органа
Деятельность представительного органа финансируется из средств
местного бюджета, для чего в бюджете предусматривается
соответствующая смета расходов.
Статья 20. Представительный орган местного самоуправления -
юридическое лицо
Представительный орган местного самоуправления является
юридическим лицом.
ГЛАВА III
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
Статья 21. Местная администрация (орган управления) -
исполнительный орган местного самоуправления
Местная администрация выполняет организационно -
распорядительные функции и одновременно осуществляет
государственные полномочия, переданные ей органами государственной
власти вместе с необходимыми для их осуществления материальными и
финансовыми средствами.
К ведению местной администрации относятся вопросы местного
значения, за исключением вопросов, входящих в компетенцию
представительного органа местного самоуправления.
Местная администрация действует на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан,
законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан,
правовых актов Госсовета и Правительства Республики Дагестан,
решений соответствующего представительного органа местного
самоуправления.
Местная администрация - исполнительный орган местного
самоуправления - является юридическим лицом.
Структура местной администрации, а также размер расходов на ее
содержание утверждаются соответствующим представительным органом
местного самоуправления по представлению главы местной
администрации.
Статья 22. Полномочия местной администрации
Местная администрация осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет на утверждение
соответствующего Собрания проекты программ социально -
экономического развития, бюджета, организует их исполнение;
2) осуществляет в соответствии с законодательством контроль за
состоянием учета и отчетности расположенных на подведомственной
территории предприятий и организаций, оказывает содействие органам
государственной статистики, предоставляет им и получает от них
необходимые статистические данные;
3) управляет муниципальной собственностью, решает вопросы
создания, приобретения, использования, аренды объектов
муниципальной собственности; вносит в представительный орган
предложения об отчуждении объектов муниципальной собственности;
4) назначает и освобождает в порядке, установленном Собранием,
руководителей муниципальных предприятий,
5) взимает плату за землю и иные налоги в соответствии с
законодательством;
6) осуществляет в соответствии с законодательством управление
в области использования и охраны земель, вод, лесов и других
природных ресурсов на подведомственной территории;
7) в соответствии с законодательством защищает права
землепользователей и арендаторов; разрешает в пределах своей
компетенции земельные споры;
8) организует разработку планировки и застройки населенных
пунктов на подведомственной территории;
9) выдает разрешение на строительство на подведомственной
территории жилых объектов и объектов производственного назначения;
приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением
утвержденных проектов и правил застройки;
10) назначает приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в
эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно -
гражданского назначения, а также принимает участие в приемке в
эксплуатацию законченных объектов, расположенных на
подведомственной территории;
11) содействует работе предприятий связи, обеспечивает развитие
радио- и телевещания;
12) организует эксплуатацию муниципального жилого фонда,
объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий
торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения,
входящих в состав муниципальной собственности;
13) организует благоустройство населенных пунктов, привлекает
на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения,
организации, а также население; контролирует благоустройство
производственных территорий, осуществляет озеленение, охрану
зеленых насаждений и водоемов, создает места отдыха граждан;
14) осуществляет управление находящимися в ведении
муниципального образования учреждениями образования, культуры,
здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно -
спортивными учреждениями, обеспечивает их материально -
техническое снабжение; назначает и освобождает от должности
руководителей соответствующих учреждений, если Собранием не
предусмотрен иной порядок;
15) осуществляет охрану и организует использование
расположенных на подведомственной территории памятников природы,
культуры, истории;
16) обеспечивает назначение и выплату пенсий и пособий,
назначает и выплачивает из собственных средств доплаты к пенсиям и
пособиям:
17) организует в соответствии с решениями Собрания учет лиц,
помощь которым оказывается за счет средств местного бюджета;
18) принимает меры к улучшению жилищных и материально -
бытовых условий семей, потерявших кормильца, многодетных семей,
инвалидов, участников войны, престарелых, военнослужащих, а также
по устройству престарелых граждан в учреждения социального
обеспечения;
19) обеспечивает на подведомственной территории соблюдение
законов, актов органов государственной власти и управления, охрану
прав и свобод граждан; осуществляет контроль за соблюдением
решений Собрания предприятиями, учреждениями, организациями и
гражданами;
20) осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических
катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений
общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со
спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав,
сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка,
обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций,
организует проведение противопожарных мероприятий, руководит
гражданской обороной;
21) принимает предусмотренные законодательством меры,
связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и
демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых
общественных мероприятий;
22) осуществляет в соответствии с законодательством
регистрацию средств массовой информации;
23) обеспечивает выполнение законодательства о всеобщей
воинской обязанности;
24) рассматривает ходатайства и вносит представления в
соответствующие органы о награждении государственными наградами и
присвоении почетных званий;
25) осуществляет, иные полномочия, предусмотренные
законодательством.
Статья 23. Глава администрации
Администрацию муниципального образования - местную
администрацию - возглавляет глава администрации.
Выборы главы администрации осуществляются в соответствии с
законом. Глава администрации избирается сроком на 4 года.
Деятельность главы администрации осуществляется на принципах
единоначалия.
Статья 24. Полномочия главы администрации
Глава администрации непосредственно или через структурные
подразделения администрации регулирует социально - экономическую
жизнь муниципального образования, осуществляет управление
муниципальным хозяйством, выполняет другие организационно _
распорядительные функции.
Осуществляя свои полномочия, глава администрации:
разрабатывает и представляет представительному органу
предложения по структуре администрации и смете расходов на ее
содержание;
определяет компетенцию структурных подразделений администрации
и устанавливает фонды оплаты труда муниципальных служащих в
пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом
муниципального образования;
назначает на должность своих заместителей (по согласованию с
местным Собранием), руководителей структурных подразделений
администрации и освобождает их от должности, применяет меры
поощрения и дисциплинарной ответственности к должностным лицам
местного самоуправления;
отменяет правовые акты руководителей структурных подразделений
администрации, если они противоречат действующему
законодательству, его правовым актам, решениям соответствующего
представительного органа муниципального образования;
представляет муниципальное образование в органах
государственной власти и иных органах и организациях;
назначает руководителей муниципальных предприятий, учреждений
и организаций, освобождает их от должности;
представляет на утверждение представительного органа
муниципального образования планы и программы экономического и
социального развития, отчеты об их исполнении, бюджет, отчет о его
исполнении; дает заключения к проектам правовых актов по вопросам
местных налогов, принимаемых представительным органом местного
самоуправления;
организует прием граждан, рассматривает предложения, заявления
и жалобы граждан, принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного
значения в соответствии с законом и настоящим Уставом.
Статья 25. Правовые акты главы администрации
По вопросам своей компетенции глава администрации издает
постановления и распоряжения. Правовые акты вступают в силу с
момента их подписания, если иное не установлено в самом
постановлении или распоряжении.
Статья 26. Статус главы администрации
1. Главе администрации гарантируются условия для
беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиты
чести и достоинства, .
2. Полномочия главы администрации начинаются со дня его
избрания и прекращаются в день вступления в должность вновь
избранного главы администрации,
3. Глава администрации на территории муниципального
образования не может быть задержан ( за исключением случаев
задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту
жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной
ответственности без согласия прокурора соответствующего района,
города.
Статья 27. Досрочное прекращение полномочий главы
администрации
Полномочия главы администрации могут быть прекращены досрочно
в случаях:
1) утраты гражданства Республики Дагестан;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении главы администрации;
3) признания гражданина, являющегося главой администрации,
недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
4) письменного заявления о сложении полномочий;
5) смерти главы администрации;
6) отзыва ( выражения недоверия) главы администрации;
7) стойкой длительной нетрудоспособности (более 4 месяцев);
8) избрания или назначения на должность, занятие которой по
закону несовместимо с выполнением соответствующих полномочий;
9) в других случаях, предусмотренных законом.
Статья 28. Разрешение споров между администрацией и
представительным органом муниципального
образования
Споры между администрацией и представительным органом
муниципального образования, возникающие по вопросам осуществления
их полномочий, принятым актам и иным вопросам, решаются путем
создания на паритетной основе согласительных комиссий. При
отсутствии согласия в решении возникших проблем по истечении
установленного срока рассмотрение спора может быть передано в суд.
ГЛАВА IV
ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И ДРУГИЕ
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 29. Местный референдум
Местный референдум проводится для принятия решений по наиболее
важным вопросам, находящимся в ведении муниципального образования.
Решение о проведении местного референдума принимается
представительным органом местного самоуправления.
Местный референдум проводится в соответствии с законом
Республики Дагестан.
Статья 30. Муниципальные выборы
Выборы депутатов, главы местной администрации осуществляются
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании в соответствии с законами Республики Дагестан.
В случаях, предусмотренных законом, глава местной администрации
может быть избран представительным органом.
Статья 31. Собрание (сход) граждан
Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан
определяется в соответствии с законом Республики Дагестан.
Статья 32. Обращение граждан в органы местного
самоуправления
Обращения граждан в органы местного самоуправления
рассматриваются в месячный срок. На обращения граждан дается ответ
по существу вопроса.
Население муниципального образования вправе осуществлять
правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты
правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением
в органы местного самоуправления, подлежат обязательному
рассмотрению на открытом заседании представительного органа
местного самоуправления с участием представителей населения.
Статья 33. Территориальное общественное самоуправление
Органы территориального общественного самоуправления (советы,
комитеты микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других
территорий) действуют на территориях, установленных по инициативе
населения.
Органы территориального общественного самоуправления могут
являться юридическими лицами в соответствии с их положениями,
утверждаемыми соответствующими представительными органами.
Статья 34. Участие граждан в деятельности представи-
тельного органа и администрации муници-
пального образования
Представители населения вправе присутствовать на открытых
заседаниях представительного органа и администрации муниципального
образования в порядке, предусмотренном их Регламентом.
ГЛАВА V
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 35. Экономическая основа местного
самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют
муниципальная собственность, местные финансы, имущество,
находящееся в государственной собственности и переданное в
управление органам местного самоуправления, а также в соответствии
с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей
населения муниципального образования.
Статья 36. Муниципальная собственность
В состав муниципальной собственности входят средства местного
бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов
местного самоуправления, муниципальные предприятия и организации,
муниципальные банки и другие финансово - кредитные организации,
муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, объекты
инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно -
канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения,
городского электрического транспорта, объекты внешнего
благоустройства), муниципальные учреждения образования,
здравоохранения, культуры и спорта и другое движимое и недвижимое
имущество и объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное
обслуживание потребителей и находящиеся на территории
муниципальных образований, в том числе имущество, приобретенное в
результате предпринимательской деятельности предприятиями и
организациями, входящими в состав муниципальной собственности, а
также имущество, переданное органам местного самоуправления
безвозмездно на основе соглашений и договоров, односторонних актов
передачи имущества.
ГЛАВА VI
ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 37. Финансовые ресурсы муниципального
образования
Финансовые ресурсы муниципального образования состоят из
бюджетных и внебюджетных средств, получаемых кредитных ресурсов,
валютных и заемных средств, формируемых в соответствии с
действующим законодательством.
Органы самоуправления муниципального образования
самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет.
Представительные органы местного самоуправления вправе
устанавливать в соответствии с действующим законодательством
местные налоги, являющиеся источниками финансовых поступлений для
осуществления функций местного самоуправления.
Органы самоуправления муниципального образования вправе
создавать финансово-кредитные организации и учреждения (банки,
страховые, инвестиционные и иные предприятия), в том числе с
использованием средств местного бюджета в порядке, предусмотренном
законодательством,
Статья 38. Распоряжение свободными остатками средств
бюджета, суммой превышения доходов над
расходами
Свободными остатками средств бюджета на начало планируемого
года, а также доходами, дополнительно полученными при исполнении
бюджета, распоряжается администрация и включает' их в отчет об
исполнении бюджета.
Сумма превышения доходов над расходами бюджета по результатам
отчетного года не подлежит изъятию и используется по усмотрению
администрации.
Органы самоуправления муниципального образования обеспечивают
удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах,
отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже
минимальных государственных социальных стандартов.
ГЛАВА VII
ГАРАНТИИ ПРАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 39. Обязательность решений, принятых путем
прямого волеизъявления граждан, решений
органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан,
решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для
исполнения всеми расположенными на территории муниципального
образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо
от их организационно - правовых форм, а также гражданами.
Правовые акты органов и должностных лиц местного
самоуправления в случае их несоответствия Конституции, законам
Республики Дагестан могут быть отменены органами и должностными
лицами, принявшими их, либо признаны недействительными по решению
суда.
Правовые акты местной администрации в случае их противоречия
Конституции, законам Республики Дагестан либо решениям
соответствующего представительного органа могут быть
приостановлены представительным органом с одновременным обращением
в суд или в орган, принявший их.
Статья 40. Судебная защита местного самоуправления
Граждане, проживающие на территории муниципального
образования, органы и должностные лица местного самоуправления
вправе предъявлять в суды иски о признании недействительными
нарушающих права местного самоуправления актов органов
государственной власти и государственных должностных лиц, органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций, а также общественных
объединений.
ГЛАВА VIII
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 41. Социальные гарантии
1. Должностным лицам местного самоуправления в соответствии с
законодательством Республики Дагестан устанавливаются социальные
гарантии.
2. Должностные лица местного самоуправления: депутаты
Собрания, работающие на постоянной основе, глава местной
администрации, его заместители, продолжают получать назначенную им
заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое
место работы в течение шести месяцев после освобождения их от
должности в следующих случаях:
1) после окончания срока полномочий и при неизбрании или
неназначении на должность на новый срок полномочий;
2) при упразднении должностей в связи с реорганизацией органов
местного самоуправления.
За указанными должностными лицами сохраняется непрерывный
трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в
должности и днем поступления на другую работу не превысил шести
месяцев.
3. В случае, если на новом месте работы указанные должностные
лица местного самоуправления получают заработную плату ниже
размеров прежней, производится доплата до уровня прежней
заработной платы в течение шести месяцев. Оплата производится из
местного бюджета.
4. Указанные положения не действуют в случаях:
1) отзыва главы местной администрации с занимаемой должности;
2) вступления в законную силу приговора суда в отношении
указанных должностных лиц местного самоуправления.
На должностных лиц местного самоуправления распространяются
ограничения, установленные законодательством для государственных
служащих.
ГЛАВА IX
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 42. Ответственность органов и должностных лиц
местного самоуправления
Органы и должностные лица местного самоуправления несут
ответственность перед населением муниципального образования,
государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с
законом.
ГЛАВА X
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 43. Государственная регистрация Устава
муниципального образования
Устав муниципального образования подлежит государственной
регистрации в установленном законом порядке.
Статья 44. Вступление в силу Устава муниципального
образования
Устав муниципального образования вступает в силу после его
официального опубликования (обнародования).
Предложения об изменениях и дополнениях Устава муниципального
образования могут вносить местное Собрание, глава администрации, а
также группа численностью не менее одной трети депутатов.
Изменения и дополнения к Уставу принимаются представительным
органом местного самоуправления большинством не менее двух третей
голосов от общего числа депутатов.
|