ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 1995 г. N 71
О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В целях установления, оценки, прогнозирования и устранения
вредного влияния среды обитания человека на его здоровье,
выявления и прогнозирования изменений в обеспечении санитарно-
эпидемиологического благополучия населения РД и во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994
г. N 1146 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом
мониторинге" Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Принять к сведению и руководству Положение о социально-
гигиеническом мониторинге, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года N 1146
(прилагается).
2. Утвердить перечень материалов, необходимых для представления
министерствами и ведомствами РД, предприятиями и учреждениями РД в
органы госсанэпиднадзора РД для ведения, социально-гигиенического
мониторинга, согласно приложению.
3. Возложить на Центр Государственного санитарно-
эпидемиологического надзора РД ведение социально-гигиенического
мониторинга совместно с Министерством здравоохранения РД,
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РД,
Комитетом РД по статистике, другими заинтересованными
министерствами и ведомствами РД, администрациями городов и
районов.
4. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов
Министерству здравоохранения РД, Комитету РД по статистике,
министерствам и ведомствам РД, учреждениям и предприятиям
подготовить и представить соответственно в Центр Государственного
санитарно-эпидемиологического надзора РД и органы
Госсанэпиднадзора городов и районов:
к 30 апреля 1995 г. предложения для разработки нормативных
документов и методических материалов, определяющих структуру,
содержание и порядок организации ведения социально-гигиенического
мониторинга в Республике Дагестан;
к 15 мая 1995 г. необходимые материалы для ведения социально-
гигиеническогоо мониторинга в соответствии с Положением о
социально-гигиеническом мониторинге.
5. Центру Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора РД:
принять в 1995 году меры по организации ведения социально-
гигиенического мониторинга в Республике Дагестан;
осуществлять координацию деятельности министерств и ведомств
РД, учреждений и организаций, обеспечивающих ведение социально-
гигиенического мониторинга;
обобщить и представить в Госкомсанэпиднадзор России предложения
министерств и ведомств РД для разработки нормативных документов
методических материалов, определяющих структуру, содержание и
порядок организации ведения социально-гигиенического мониторинга в
РД.
6. Рекомендовать администрациям городов и районов Республики
Дагестан оказывать финансовую и материально-техническую помощь
центрам Госсанэпиднадзора, территориальным медицинским
объединениям, учреждениям Комитета РД по статистике, участвующим в
ведении социально-гигиенического мониторинга.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
РД.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.МИРЗАБЕКОВ
Руководитель Администрации
Государственного Совета и Правительства
Республики Дагестан
А.АТАЕВ
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 1994 г. N 1146
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
I. Общие положения
1. Социально-гигиенический мониторинг является системой
организационных, социальных, медицинских, санитарно-
эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных
мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и
прогнозирование изменений, установление, предупреждение,
устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания
на здоровье человека.
2. Социально-гигиенический мониторинг осуществляется на
федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в
районах и городах уполномоченными для этих целей органами,
учреждениями и организациями на основе разработанных и
утвержденных в установленном порядке нормативных документов,
методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических
нормативов.
3. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является
установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов и
условий вредного влияния среды обитания на здоровье человека в
целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.
4. Для достижения поставленной цели при обеспечении ведения
социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:
организация наблюдения, получение достоверной и объективной
информации об обеспечении санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, состоянии среды обитания человека и его
здоровья;
системный анализ и оценка получаемой информации;
программное и инженерно-техническое обеспечение социально-
гигиенического мониторинга на основе современных научных решений и
эффективных электронно- вычислительных комплексов;
обеспечение органов, предприятий, учреждений и организаций
независимо от их подчиненности и форм собственности, а также
граждан информацией, полученной при осуществлении социально-
гигиенического мониторинга;
подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, устранения или
уменьшения факторов вредного влияния среды обитания человека на
его здоровье для принятия решений органами государственной власти
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления.
5. При проведении социально-гигиенического мониторинга
обеспечиваются:
организация наблюдения за санитарно-эпидемиологическим
благополучием населения, установление, предупреждение, устранение
или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на
здоровье человека при осуществлении государственного санитарно-
эпидемиологического надзора и выполнении федеральных целевых,
научно-технических и региональных программ по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья
населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания
человека;
получение и обработка информации государственных и отраслевых
систем наблюдения, оценки и прогнозирования изменения состояния
здоровья населения, окружающей природной, производственной и
социальной среды, социально-экономического развития, а также
данных государственной статистики;
сбор, хранение и обработка данных наблюдения для их дальнейшего
использования;
выявление причинно-следственных связей между состоянием
здоровья и средой обитания человека, причин и условий изменения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов
вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения в
связи с изменением среды обитания человека;
создание информационных и информационно-аналитических систем,
сетей, программных материалов и баз данных социально-
гигиенического мониторинга;
организация нормативно-справочной информации, используемой в
статистических регистрах, базах данных, комплексах
автоматизированной обработки информации;
подготовка информации (публикации, бюллетени и т.д.);
передача информации пользователям социально-гигиенического
мониторинга и ее распространение среди заинтересованных органов,
предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;
использование единых и обязательных нормативных документов,
методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических
нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека.
II. Организационная структура
социально-гигиенического мониторинга
6. Ведение социально-гигиенического мониторинга на федеральном
уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и городах
осуществляется Минздравом России, соответствующими центрами
госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей
органами, учреждениями и организациями федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, администраций районов и городов.
7. Центры госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для
этих целей органами, учреждениями и организациями в районах и
городах:
обеспечивают сбор, хранение, первичную обработку и оценку
информации по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, вредному влиянию среды обитания человека
на его здоровье, передают ее в центры госсанэпиднадзора в
субъектах Российской Федерации, а также формируют первичные базы
данных;
подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения районов и городов,
предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного
влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений
органами местного самоуправления.
8. Центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
осуществляют анализ полученных данных, выявляют с участием
соответствующих научно - исследовательских учреждений причинно-
следственные связи между изменением состояния санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья
населения и средой обитания человека, составляют прогнозы динамики
наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и
ведут соответствующие базы данных;
подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, предупреждения,
устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания
на здоровье человека для принятия решений органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
передают информацию в Российский информационно-аналитический
центр Минздрава России.
9. Российский информационно-аналитический центр Минздрава
России анализирует полученную информацию, составляет прогноз
обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения
Российской Федерации, изменения состояния здоровья человека в
связи со средой его обитания, а также ведет соответствующие
федеральные базы данных.
III. Информационный фонд социально - гигиенического
мониторинга
10. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга
представляет собой систематизированные в определенном порядке
многолетние данные наблюдения, а также нормативно-справочные
материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных,
обеспеченные комплексом программно- технологических и технических
средств для выявления характера и связей изменения состояния
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья
человека и среды его обитания.
11. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга
состоит из данных, характеризующих:
здоровье населения;
состояние среды обитания человека;
качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод,
почвы, продовольственного сырья и продуктов питания;
показатели социально-экономического положения Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, районов и городов,
оказывающие влияние на изменение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания.
12. Информационными показателями для социально-гигиенического
мониторинга являются:
базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, учреждений и организаций, а также
международных организаций;
базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического
развития населения, ведение которого осуществляется Минздравом
России, Минсоцзащиты России, Госкомстатом России и
подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за обеспечением санитарно-
эпидемиологического благополучия населения и среды обитания
человека, ведение которого осуществляется Минздравом России и
подведомственными ему организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за природно-климатическими факторами,
источниками антропогенного воздействия на окружающую природную
среду, а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и
подземных вод, почвы, ведение которого осуществляется в рамках
Единой государственной системы экологического мониторинга
Минприроды России, Минсельхозпродом России, Росгидрометом,
Роскомземом, Роскомнедрами, Рослесхозом, Роскомводом,
Роскомрыболовством и подведомственными им организациями и
учреждениями;
базы данных наблюдения за радиационной безопасностью, ведение
которого осуществляется в рамках Единой государственной
автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой
Росгидрометом, Минздравом России, Минсельхозпродом России и
подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за состоянием социальной среды обитания
человека, социально-экономическим положением в Российской
Федерации, субъектах Российской Федерации, районах и городах,
ведение которого осуществляется в рамках государственной системы
учета и статистики Госкомстатом России и подведомственными ему
организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за состоянием охраны и условиями труда,
ведение которого осуществляется в рамках Всероссийского
мониторинга социально- трудовой сферы Минтрудом России, Минздравом
России и подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за условиями, структурой и качеством
питания населения, безопасностью для здоровья человека
продовольственного сырья и пищевых продуктов, ведение которого
осуществляется Минздравом России, Минсельхозпродом России и
подведомственными им организациями и учреждениями.
13. Базы данных социально-гигиенического мониторинга
поддерживаются комплексом программно-технологических и технических
средств, функционирующих на федеральном уровне, уровне субъектов
Российской Федерации, районов и городов.
14. Программно-технологическое обеспечение предусматривает при
сохранении имеющихся функциональных возможностей формирование,
использование, обновление, актуализацию и представление всех видов
показателей, включенных в базы данных социально-гигиенического
мониторинга.
15. Обмен данными информационного фонда социально-
гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и
организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга,
осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с
другими пользователями - на договорной основе.
16. Пользователями данными информационного фонда социально-
гигиенического мониторинга могут быть органы государственной
власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и
организации независимо от их подчиненности и форм собственности,
общественные объединения, а также граждане.
17. Пользователям запрещается передача данных информационного
фонда социально-гигиенического мониторинга третьим лицам на
коммерческой основе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Дагестан
от 14 апреля 1995 г. N 71
ПЕРЕЧЕНЬ
МАТЕРИАЛОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВАМИ И
ВЕДОМСТВАМИ РД,
ПРЕДПРИЯТИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ РД В ОРГАНЫ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА РД
ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
1. Социально-экономическая характеристика административной
территории:
радиус обслуживаемой территории в километрах и ее площадь в
квадратных километрах;
общая численность населения города или района;
число и перечень населенных пунктов с численностью проживающего
в них населения;
плотность населения, проживающего в каждом населенном пункте;
численность работников и членов их семей, занятых в отгонном
животноводстве;
численность работающих на промышленных предприятиях, в
колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах и индивидуальном
секторе;
численность детского населения, проживающего в городе, районе,
каждом населенном пункте;
численность лиц декретированного контингента в городе, районе,
каждом населенном пункте.
2. Медико-демографические показатели:
рождаемость, смертность (общая, детская, перинатальная,
повозрастная, по отдельным причинам и заболеваниям);
продолжительность жизни;
заболеваемость: общая, отдельных возрастных групп, с временной
утратой трудоспособности, профессиональная, инфекционная,
неинфекционная, органическими неспецифическими заболеваниями и
др.;
физическое развитие всего населения, физическое развитие
отдельных возрастных групп;
группы здоровья детей (I, II, III группы здоровья),
распределение детей различных групп здоровья по возрасту и месту
жительства, среди контингентов организованных и неорганизованных
детей, по отдельным детским дошкольным учреждениям и учебным
заведениям;
инвалидность: детская, взрослая, распределение инвалидов по
группам (I, II, III), по возрасту, по месту жительства.
3. Факторы окружающей среды, влияющие на состояние здоровья
населения:
водоснабжение: санитарно-гигиеническое и санитарно-техническое
состояние источников водоснабжения, оценка их состояния, очистка и
обеззараживание воды, наличие и состояние очистных и
обеззараживающих сооружений, численность населенных пунктов и
численность населения, употребляющего необеззараженную воду, число
населенных пунктов где отсутствуют источники водоснабжения,
протяженность и состояние водопроводных, и канализационных сетей;
число артезианских скважин и их дебит;
фактическое водопотребление и водоотведение (в куб.м) на душу
населения;
количество воды, употребляемой для технических целей;
организация ведомственного лабораторного контроля;
качество подаваемой воды населению;
наличие и организация специализированных служб по обслуживанию
систем водоснабжения;
охрана от загрязнения сбросами сточных вод Каспийского моря,
других открытых водоемов;
число выпусков сточных вод, их объем, химический состав,
протяженность, места сброса;
данные по фактическому и перспективному водопотреблению и
водотведению городов и других населенных пунктов, размещенных по
побережью моря, число и перечень объектов, имеющих выпуски сточных
вод их ведомственная принадлежность, число и перечень объектов,
размещенных на побережье, не имеющих канализации, объем и наличие
удаления нечистот из этих объектов, число и перечень объектов,
имеющих централизованные системы водоотведения, их объем,
производительность, эффективность;
состояние пляжей, степень благоустройства, система их очистки.
Санитарно-гигиеническое состояние пойм рек и их санитарно-защитных
зон, каналов, канав. Степень охвата населенных пунктов ливневой
канализацией;
число и перечень скважин для разведки и добычи питьевой
минеральной воды, а также нефти и газа, размещенных в 3-х
километровой полосе моря, выполнение водоохранных мероприятий на
них;
количество и даты аварийных сбросов, выпуска неочищенных
стоков, объемы сбросов, в том числе с очисткой;
атмосферный воздух: источники выбросов в атмосферу и
оснащенность их системой очистки, характер выбрасываемых в
атмосферу веществ, их объем;
санитарно-защитные зоны предприятий, имеющих источники выбросов
в атмосферу, строительство пылегазоочистительных сооружений;
мероприятия по сокращению выбросов в атмосферу и мероприятия по
выносу предприятий из жилых зон;
санитарное состояние почвы: санитарная очистка территории,
организация ее, наличие схемы санитарной очистки;
примерный объем накапливаемого мусора, способы и места его
утилизации;
организация сбора и утилизации пищевых отходов;
состояние общественных туалетов;
содержание остановок общественного транспорта, дворовых
территорий, техподпольев;
состояние хранения, транспортировки и применения пестицидов:
число объектов химизации, место расположения и перечень складов
ядохимикатов, количество пришедших в негодность и запрещенных к
применению пестицидов, условия их хранения;
организация внутриведомственного лабораторного контроля за
применением пестицидов, среднегодовой суммарный расход пестицидов
в районе, территориальная нагрузка пестицидов по хозяйствам;
состояние условий труда и быта работающего населения: перечень
объектов промышленности, численность работающих (в т.ч. женщин),
численность работающих с вредными условиями труда (из них женщин);
организация и результаты профосмотров работающего населения;
состояние условий труда и быта работников сельского хозяйства,
количество работников сельского хозяйства, из них в
негосударственных формах собственности, численность женщин и
подростков, фермеров, арендаторов, кооператоров, уровень
механизации их труда, санитарно-гигиеническая характеристика
условий труда работающих в сельском хозяйстве, наличие
животноводческих комплексов, МТФ, организация питания занятых на
сельхозработах, организация водоснабжения, выдача спецпитания,
спецодежды, средств индивидуальной защиты, наличие объектов и
маршрутов отгонного животноводства республики, района;
питание населения: показатели, характеризующие структуру
питания населения (потребление основных продуктов), сведения о
предприятиях, производящих и реализующих пищевые продукты: их
строительство, реконструкция, техническое, перевооружение,
обеспечение на подконтрольной территории соблюдения санитарных
норм и правил по организации и проведению уличной торговли;
условия обучения и воспитания детей: общее число детских
дошкольных, школьных, учебных заведений, в том числе нового типа
(гимназии, лицеи, религиозные школы и т.д.), уровень их
санитарного благополучия, состояние материально-технической базы,
организация питания детей, санитарно-гигиеническая характеристика
детских внешкольных учреждений и организация летней
оздоровительной компании, наличие оздоровительных комплексов для
детей;
реализация государственных целевых программ в части выполнения
мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, результаты
профосмотров работающих;
обеспеченность коммунальными объектами: число и санитарно-
гигиенические характеристики бань, парикмахерских, прачечных.
Руководитель Администрации
Государственного Совета и Правительства
Республики Дагестан
А.АТАЕВ
|